Здоровьесберегающие технологии в коррекционной практике
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Использование приемов Су-джок терапии и дыхательной гимнастики по методу Стрельнниковой в практике логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной педагогике»
Цель: познакомить педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
Задачи:
- показать технологические приёмы Су Джок-терапии,
- дать навыки основного комплекса упражнений дыхания по методике Стрельниковой.
Уважаемые коллеги!
В своей логопедической практике я, как и все педагоги, широко использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают не только снять лишнее психоэмоциональное напряжение, но и эффективно способствуют коррекции речевых недостатков. Чаще всего мы выполняем с детьми артикуляционную гимнастику, голосовые и дыхательные упражнения по методу Стрельниковой, пальчиковые игры и гимнастику для глаз, физкультминутки, психогимнастику, релаксационные и мимические упражнения, используем элементы кинезиологических упражнений (на переключение пальцев рук и ладоней: Зайчик-козочка, ребро-кулак-ладонь, колечки и др.) Выполняем самомассаж и массаж лица и артикуляционного аппарата, ладоней и пальцев рук с помощью щеточек, мячиков, шишек, карандашей и т.п.
Сегодня я хочу остановиться на всем известных в логопедической практике нетрадиционных технологиях: дыхательной гимнастике по Стрельниковой А.Н. и Су-Джок терапии.
Они уже не новые, но в настоящее время очень актуальны, т.к. мы живём в эпоху активного внедрения новых технологий, в том числе компьютерных, которые требуют большого напряжения и вызывают утомляемость, как у детей, так и у взрослых.
Су-Джок терапия пришла к нам из Восточной медицины.
В переводе с корейского языка дословно звучит как: кисть-стопа.
Самолечение основано на стимуляции биологически активных точек на кисти и стопе, имеющих соответствие с внутренними органами.
Например: мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова.
То есть внутренние органы человека как бы спроецированы на кисть и стопу. Воздействуя на точки соответствия получаем лечебный эффект. Этот приём называется лечение по методу соответствия.
В коррекционно-логопедической работе приёмы Су-Джок терапии я использую
- для массажа при дизартрических расстройствах,
- для развития мелкой моторики пальцев рук,
- с целью общего укрепления организма, повышения жизненного тонуса.
Приёмы Су-Джок терапии
Предлагаю всем взять массажные шарики Су-Джок и выполнить вместе с нами:
- Катаем шарики между ладонями, массируя мышцы рук со словами:
Шарик я держу в ладошке
Покручу его немножко (сжимать между ладонями до покалывания)
И по пальцам прокачу (до самых кончиков)
Раз, два, три, четыре, пять
Покручу его опять (в одну сторону и в другую)
А потом сожму в ладошке (в правой)
Как сжимает лапу кошка
Раз – сжимаем
Два – сжимаем
И ладошку проверяем Раскрыли ладошку и смотрим, есть ли следы от шарика?
Аналогично сжимаем шарик в левой руке.
Выполним последний трюк
Шар летает между рук (перекладываем шарик из одной руки в другую, крепко сжимая его в кулачке)
Ловко шарик мы катаем
Пальчики перебираем (поочерёдно: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец), под счёт:1,2,3,4.
2. Массаж пальчиков «волшебным колечком» помогает стимулировать работу внутренних органов. (Массировать до покраснения и появления ощущения тепла)
Пальчик кусает котёнок-малыш.
Он думает – это не пальчик, а мышь,
Но я же играю с тобой, не сердись,
А будешь кусаться, скажу тебе:
Брысь! Брысь! Брысь!
Аналогично массируем пальчики на второй руке.
3. Технологии Су-Джок терапии широко использую на этапе автоматизации звука, которые помогают через кинестетические ощущения акцентировать внимание на изучаемом звуке, чтобы быстрей ввести его в речь.
В работе над звуком, мы подключаем все анализаторы: зрительный, слуховой и тактильный.
- при проговаривании чистоговорок (с силой нажимаем на пружинку на изучаемый звук) тактильное ощущение звука при надавливании напоминает ребёнку, что звук нужно произносить правильно.
Со-со-сок, пошли мы во лесок, Ра-ра-ра, рама, радуга, гора
Ос-ос-ос, в лесочке много ос, Ро-ро-ро, роза, Рома и ведро
Са-са-са, к нам летит оса, Ру-ру-ру, руки, ручка, кенгуру
Су-су-су, прогоним мы осу, Ры-ры-ры, рыба, рынок, комары
Сы-сы-сы, не боимся мы осы
- при проговаривании речёвок пальчиковой гимнастики для автоматизации конкретного звука, например, звука [Ш]:
На правой руке
Этот малыш – Илюша,
Этот малыш – Ванюша,
Этот малыш – Алёша,
Этот малыш – Антоша,
А меньшого малыша зовут Мишутка
На левой руке
Эта малышка – Танюша,
Эта малышка – Ксюша,
Эта малышка – Маша,
Эта малышка – Даша,
А меньшую зовут – Наташа.
- при проговаривании стихов и потешек катают шарик между ладонями.
Например: Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого,
С головы до ножек
Весь в иголках ёжик.
Как же взять его?
Заниматься по 10-15 минут 2 раза в день.
Су-Джок оказывает оздоравливающее действие на весь организм, снимает усталость, стресс, доступен по цене, абсолютно безопасен, не имеет противопоказаний. Рекомендую к использованию и педагогам , и родителям.
Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой
Её называют парадоксальной потому, что в отличие от общепринятой:
- Акцентируется внимание не на выдохе, а на резком коротком, как хлопок, вдохе носом;
- В каждом упражнении с силой делаются хватательные движения руками, что стимулирует периферическое кровообращение;
- Вдох делается не на раскрытии грудной клетки, а на сжатии;
- В каждом упражнении делается по 32 вдохов-движений: 4 раза по 8 с паузами по 3-5 секунд.
В результате происходит прилив крови ко всем внутренним органам и обогащение их кислородом. Это улучшает обменные процессы и укрепляет весь организм. Помните: вдох короткий, как хлопок, выдох самопроизвольный, не задерживать и не выталкивать!
Основной комплекс упражнений
- «Ладошки» - локти на уровне талии, ладони вверх. Делать с силой хватательные движения и резкий вдох носом, а выдох ртом. Это активизирует периферическое кровообращение
- «Погончики» - вдох на хватательных движениях, резко кидать руки вниз, нюхаем снизу, внизу пальцы растопырены;
- «Насос» - небольшие наклоны головы и туловища вниз, кисти рук даже до колен не доходят, низко не наклоняться. Вдох такой же короткий, как хлопок.
- «Кошка» - колени сгибаются и выпрямляются, повороты в стороны только в талии, голова поворачивается вместе с туловищем, на хватательных движениях резкий шумный вдох носом.
- «Обнимашки» (обнимаем плечи) - руки параллельно на уровне плеч, делают движения навстречу друг другу, локти сходятся, голова слегка откидывается назад.
- «Большой маятник» - объединяем в комплекс «Насос» и «Обнимашки» Руки к коленям, к плечам. Вдох с пола, с потолка. Назад сильно не прогибаться.
- Упражнения для головы
- Повороты головы, лёгкие повороты влево - вправо. Нюхаем, откуда пахнет гарью?
- «Ушки», или «Китайский болванчик» - лёгкие наклоны вправо – влево. Ай-ай-ай. Как не стыдно! Чуть-чуть покачиваем головой, шея резиновая. Не напрягаться! Резких движений не делать, у многих остеохондроз.
- «Маленький маятник» Опускаем голову вниз – нюхаем внизу, запрокидываем вверх – нюхаем вверху.
- «Перекаты» - или «Лыжник». Одна нога впереди, другая сзади. Переносим тяжесть тела с одной ноги на другую с выпрямлением коленей, сопровождая резкими вдохами на движение руки вперёд.
- «Шаги» (Иду, гуляю и шмыгаю носом) колени вверх - резкий вдох, носочек тянуть до боли в ступне.
- «Задний шаг» Отводим пяточку назад, слегка приседаем, как в балете – резкий вдох.
Стрельниковская гимнастика – это умение использовать резервы организма
Её нужно делать 2 раза в день, утром и вечером до еды, или через 1 – 1,5 после еды, в хорошо проветренном помещении, в свободной одежде. В тёплое время года – лучше на свежем воздухе - в парке, в саду, на даче - «Иду, гуляю и шмыгаю носом».
Гимнастика А.Н. Стрельниковой не имеет противопоказаний, но имеет ограничения. Если есть хронические заболевания и выполнять её тяжело, кружится голова, тогда можно выполнять упражнения, сидя или лёжа.
У детей эта гимнастика очищает носовые ходы и восстанавливает утраченное носовое дыхание, помогает излечивать простудные заболевания, грипп, гайморит, заикание.
У взрослых – бронхит, бронхиальную астму, ХОБЛ, вегетососудистую дистонию, аритмию. Оздоравливает в целом весь организм.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Мозаика-синтез: М., 2004.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. Гном-Пресс: М., 2006.
- Научно-методический ж. Логопед №1 2004.
- Научно-методический ж. Логопед №6 2004.
- Научно-методический ж. Логопед №1 2010.
Интернет-ресурсы
Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой (видео мастер-класс)
vk.com/video164320270 [uroki-online.com].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».
В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры д...
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Масстер класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе...
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Данная консультация для специалистов ДОУ...
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.
В соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формир...
«Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической практике ДОО»
Методическая разработка из опыта работы...