Рекомендации родителям: Этапы речевого развития от 2-7 лет.
консультация по теме
Развитие речи детей от 2 до 7 лет
Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось. Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью. Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Уровень развития речи детей в 2 года
Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы, понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван), могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей. Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул). К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов. Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия. После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы:«Как это называется?», «Что это?».Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я». Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия). Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно. Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении. Слоговая структура многосложных слов недостаточно развита (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова). Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.
Уровень развития речи детей в 3 года
Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями. Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
Уровень развития речи детей в 4 года
К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие соноров Р, Р'. Дети начинают заниматься «словотворчеством», это свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. В активной речи появляются слова второй степени обобщения. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
Уровень развития речи детей в 5 лет
Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.
У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.
На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение
согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова,
точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.
Уровень развития речи детей в 6-7 лет
Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь.
Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 491 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей от 2 до 7 лет
Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось. Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью. Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Уровень развития речи детей в 2 года
Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы, понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван), могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей. Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул). К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов. Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия. После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы:«Как это называется?», «Что это?».Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я». Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия). Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно. Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении. Слоговая структура многосложных слов недостаточно развита (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова). Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.
Уровень развития речи детей в 3 года
Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями. Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
Уровень развития речи детей в 4 года
К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие соноров Р, Р'. Дети начинают заниматься «словотворчеством», это свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. В активной речи появляются слова второй степени обобщения. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
Уровень развития речи детей в 5 лет
Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.
У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.
На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение
согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова,
точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.
Уровень развития речи детей в 6-7 лет
Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь.
Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/04/picture-272196-1372955484.jpg)
Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.В работе можно найти при...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-319213-1383396936.jpg)
Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка
Рекомендации родителям по речевому развитию детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-447669-1415123349.jpg)
Консультация для родителей "Этапы речевого развития"
Речевое развитие ребёнка можно условно разделить на несколько этапах, которые могут стать для родителей определёнными ориентирами для самостоятельного определения уровня развития речи своего малыша...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362328-1386426662.jpg)
"Рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье родителям даются рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692356-1445324315.jpg)
Рекомендации родителям по речевому развитию детей среднего и старшего возраста
Рекомендации родителям по речевому развитию на тему "Птицы нашего города"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/18/picture-308514-1547834368.jpg)
Рекомендации родителям по речевому развитию детей с ОВЗ
Для коррекции речевой патологии у детей с ОВЗ рекомендуется выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, артикуляционную гимнастику....