ВОТ И ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Федорова Лариса Павловна

          Предмет (направленность):  логопедическое занятие.

Возраст детей:  6 лет, старшая группа.

Место проведения: музыкальный зал.

Задачи:

формировать, уточнять и расширять представления  дошкольников об осени, её основных признаках;

вызывать речевую активность;

развивать акустические характеристики  голоса: силу, высоту, интонацию;

развивать координацию речи и движений, мелкую моторику рук;

развивать  слуховое  внимание,  учить  быстро  и  точно  реагировать  на  звуковые  сигналы;

воспитывать правильное диафрагмальное дыхание;

воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией логопеда;

воспитывать уважительное отношение друг к другу.

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_vot_i_osen_k_nam_prishla.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

1001 идея интересного занятия с детьми

ВОТ И ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА

Фёдорова Лариса Павловна, МКДОУ № 9, учитель – логопед, Красноярский край.

Предмет (направленность):  логопедическое занятие.

Возраст детей:  6 лет, старшая группа.

Место проведения: музыкальный зал.

Задачи:

формировать, уточнять и расширять представления  дошкольников об осени, её основных признаках;

вызывать речевую активность;

развивать акустические характеристики  голоса: силу, высоту, интонацию;

развивать координацию речи и движений, мелкую моторику рук;

развивать  слуховое  внимание,  учить  быстро  и  точно  реагировать  на  звуковые  сигналы;

воспитывать правильное диафрагмальное дыхание;

воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией логопеда;

воспитывать уважительное отношение друг к другу.

 

Оборудование: иллюстрации с изображением осени, «деревья» с осенними листочками, апельсин, разноцветные зонтики, пособие «Тихо  - громко», запись песни «Скворушка» (Т. Попатенко).

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Логопед:

 - Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.

Мини – приветствие, мини – разминка: (сопровождают движениями)

     - Раз – нагнуться, потянуться,

Два  - нагнуться, разогнуться,

И друг другу улыбнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть (садятся на стульчики).

2.Основная часть.

1) Работа с загадкой.

Логопед: 

 - Отгадайте загадку.

   Жёлтый, круглый, ты откуда?

   Прямо с солнечного юга!

   Можешь съесть меня, но только

   Раздели сперва на дольки.

   Сам на солнышко похож.

 Как меня ты назовёшь?

Дети:

 - Апельсин

Логопед:

 - Почему вы решили, что это апельсин?

Дети:

 - Потому что он жёлтый, круглый, его можно делить на дольки, он похож на солнышко.

Логопед показывает детям апельсин, предлагает закрыть глаза и понюхать фрукт.

 - Что вы ещё можете сказать про апельсин, какой он?

Дети:

 - Ароматный, вкусный, сочный, сладкий…

2) Пальчиковая гимнастика.

Логопед:

        Вот он сочный апельсин

   Только он у нас один.

   Что делать? Как быть?

   Нужно нам его делить!

 - Давайте «разделим» апельсин. Покажите свои пальчики.  

Выполняют упражнение «Апельсин»  (сопровождают движениями рук, пальцев):

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас. – Беда!!

     Разбегайтесь кто куда.

соединяют одноимённые пальцы, округляют их;

показывают 10 пальцев;

показывают 1 палец;

разгибают большой палец левой руки;

разгибают указательный палец левой руки;

разгибают средний палец левой руки;

разгибают безымянный палец левой руки;

разгибают мизинец левой руки;

складывают ладошки лодочкой;

прижимают ладони к голове, качают головой;

«бегут» пальцами по коленкам.

3) Беседа.

Логопед:

- Что такое «апельсин»?

Дети:

 - Это фрукт.

Логопед:

 - Какие ещё фрукты вы знаете?

Дети:

 - Яблоки, груши, мандарины…

Логопед:

 - А в какое время года собирают фрукты?

Дети: 

 - Осень.

Логопед:

 - Давайте поговорим об этом времени года. Посмотрите в окно, назовите приметы осени.

Дети:

 - Идёт дождь, дует ветер, опадают листья, холодно…

Логопед:

 - Давайте сегодня подробнее  познакомимся с этими приметами осени и узнаем другие приметы. Готовы?

4) Упражнение на координацию речи и движения.

Логопед:

 - Сначала подует ветерок. Что он нам принесёт?

Выполняем упражнение «Ветерок» (дети становятся в круг, повторяют за логопедом звукоподражания и движения)
- Ветерок листвой шуршит- шу-шу-шу, шу-шу-шу (дети потирают ладонь)
- В трубах громко он гудит- у-у-у-у,  у-у-у-у ( хлопают над головой руками).
- Поднимает пыль столбом- бом-бом-бом,  бом-бом-бом ( топают ногами)
- Дует он везде, кругом- гом-гом-гом,  гом-гом-гом (переступают, повернувшись вокруг себя)
- Может вызвать бурю он- ой – ой – ой,  ой – ой – ой (покачивают головой).

- Не удержится и слон- он – он – он, он – он – он (руки в стороны, делают вращательные движения).

Логопед:

 - Какой ветер у нас получился?

Дети:

 -Сильный, резкий, шумный, …

5) Развитие речевого дыхания. 

Логопед: 

 - Ветер может быть разный: сильный, лёгкий, холодный, порывистый… И «голос» у него разный.  Он то воет, то свистит, то гудит. Давайте подразним ветер, покажем, как он «воет, свистит, гудит». А поможет нам пособие «Громко – тихо»: следите глазами за тем, как поднимается или опускается листочек и меняйте высоту голоса ( дети произносят звуки [в-в-в; с-с-с, у-у-у]).


       
Логопед:

 - Подул ветерок, оборвал листочки. Начался листопад, листочки весело летят: жёлтые, красные, самые разные. Выбирайте листочки с «деревьев». Подуем на наши листочки, как «ветер». Как правильно дуть? Покажите. Листочки по комнате закружите (сдувают листочки с ладошки, кружатся по комнате).

Логопед:

 - Посмотрите, какой ковёр из осенних листьев у нас получился. Вам нравится?

Дети:

 - Да!!

Логопед:

 - Почему он вам нравится?

Дети:

 - Он разноцветный, яркий, пёстрый, осенний,…

Логопед:

Скажите, как называется в природе явление, когда опадают листья с деревьев?

Дети:

 - Листопад.

6) Упражнение на развитие слухового внимания.

А) Игра «Будь  внимателен».

Логопед:

  - А теперь, листочки, закружите, наших деток в животных разных превратите!

  - Становитесь дети в круг!    

 - Я буду называть животного, а вы будете показывать, как оно передвигается. Будьте внимательны! (логопед с  разными  интервалами  дает команды:  «Лошадки»,  «Медвежата», «Зайчики»,  «Цапли»,  «Лягушки»,  «Лисички».  Дети  выполняют  движения  в  соответствии  с  командой, изображая, как передвигаются эти животные).

Логопед:

 - А теперь польётся дождь!

 - Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Всему живому.

 - Беги, не зевай, зонтик открывай!

Дети бегут к зонтикам, раскрывают их, рассаживаются на стульчиках, на ковре.

 Б) Слушание песенки «Скворушка».

Логопед:

 - Вы любите осенний дождь? Почему?

Дети:

 - Нет. Он холодный, моросящий, мелкий,…

Логопед:

 - Давайте посидим под зонтиками и послушаем песенку «Скворушка».

 Логопед:

 - Какое настроение у этой песни?

 Дети:

 - Она грустная, невесёлая, скучная,…

Логопед:

 - А почему грустит скворушка?

Дети:

 -  На улице непогода, ветер, тополь пожелтел,…

Логопед:

 - О какой ещё примете осени поётся в этой песенке?

Дети:

 - Птицы улетают в тёплые края.

Логопед:

 - Давайте пожелаем скворушке счастливого пути!

Подходят к окну, машут «птичкам», приглашают возвращаться.

3. Итог:

Логопед:

 - О каком времени года мы сегодня говорили?

Дети:

 - Об осени.

 - Покажите иллюстрации с изображением осени.

 - Какие приметы осени вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий детского праздника для детей младших групп. ОСЕНЬ, ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА.

Сценарий осеннего утренника с множеством песен, танцев, ярких героев оставит незабываемое впечатление у детей....

"Осень, осень к нам пришла" - осеннее развлечение для детей 1 младшей группы.

На празднике Осень дарит малышам сказку о девочке Тане, которая ухаживала за своей яблонькой и вырастила для них замечательный урожайТаня уходит за корзинкой и поручает малышам  никому не позволя...

Осенний праздник «В гости Осень к нам пришла»

Сценарий праздника ориентирован  для детей старшего дошкольного возраста...

Осеннее развлечение «Осень, осень к нам пришла»

Осеннее развлечение«Осень, осень к  нам пришла»...

"Осень, осень к на пришла" сценарий осеннего праздника для детей первой младшей группы

Сценарий осеннего праздника для детей первой младшей группы...

Фотоотчёт о выставке осенних поделок «Осень, осень к нам пришла!»

Вот и в нашем городе наступила самая красивая и живописная пора года. Деревья надели свои яркие наряды. Солнышко нас ещё балует своими последними теплыми лучами. На душе светло и радостно.В это волшеб...