Родителям будущих первоклассников.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Родителям будущих первоклассников
Дисграфия и её причины.
Материал подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории
Семенова Наталья Павловна:
В настоящее время в начальной школе большое количество детей с нарушениями письма.
Это, естественно, беспокоит родителей будущих первоклассников. Попробуем разобраться
в причинах появления данного нарушения.
Нарушение письма (дисграфия) у младших школьников с нормальным интеллектом может возникнуть по следующим причинам:
- Если у ребенка недостаточно сформирована произвольность устной речи,
он ещё путает звуки речи и переставляет слоги в «трудных» словах
(например: пуСыШтый, вместо пуШиСтый; не может связно рассказать о
каком-либо событии своей жизни (например, о посещении цирка и т.п.);
плохо запоминает стихи. Такое состояние устной речи говорит о её
недостаточной произвольности (осмысленности).
Для успешного овладения грамотой достаточная произвольность речи позволяет ребенку легко выполнить задания типа:
Назови по порядку все звуки в слове «ЛИСА» (ль, и, с, а)
Сколько всего звуков в этом слове?
Сам вспомни слово, в котором 4 звука.
Назови по порядку все слова в предложении: «Лиса бежит за зайцем».
Сколько всего слов? Сам придумай предложение, в котором 4 слова.
- Если имеет место раннее обучение чтению. Лучше не спешить с обучением дошкольников чтению, так как морфологические, грамматические и лексические обобщения (то, что в дальнейшем обеспечивает грамотное письмо) формируются только с опорой на слух. Раннее обучение чтению тормозит формирование этих обобщений, так как подключается зрительный анализатор и «мешает» слуховому.
- Если имеет место неправильное обучение чтению и письму. Школьная методика предполагает, что ребенок уже владеет такими понятиями, как «звук», «буква», «слово», «предложение», умеет их различать, может подобрать слово с заданным звуком, придумать предложение с заданным словом, т.е. обладает определенной
базой навыков и умений. Задача дошкольного учреждения и особенно групп для
детей с речевыми расстройствами эту базу создать. Следует помнить, что школьная
и дошкольная методики обучения различны, но каждая из них опирается и
учитывает возрастные особенности детей.
- Если ребенок пошел в школу раньше, чем в 7 лет. Школьная методика обучения грамоте рассчитана на детей, у которых произвольность (осмысленность)
психических процессов уже сформировалась. В норме это происходит с семи годам.
Кстати, дизорфография (ошибки на правила) тоже бывает вызвана несоответствием
возраста ребенка классу, в котором он учится, т.к. правило дается тогда, когда способность в языке уже созрела.
- Если используются неподходящие методики обучения чтению.
Дисграфию могут спровоцировать методики обучения чтению,
не опирающиеся на аналитико-синтетический метод, принятый в нашей школе.
Следует помнить: сначала – письмо, потом – чтение.
- Раннее обучение иностранным языкам.
Дисграфию может спровоцировать раннее, до того, как сформировался
родной язык, обучение иностранному языку. Свой язык «встает» между
6 и 8 годами, поэтому обучение иностранному языку обычно начинается
со второго класса.
Все перечисленные причины в гораздо большей степени проявляются и
касаются детей с расстройствами речи, посещающими дошкольные
коррекционные логопедические группы.
Помните: Дисграфию можно и нужно предотвратить, а
уже появившуюся исправить сложно, а иногда и невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-198608-1413441029.png)
Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-706142-1447392360.jpg)
Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893428-1486912022.jpg)
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042628-1528434098.jpg)
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/19/picture-1281446-1721403867.jpg)
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/06/picture-1541903-1730917214.jpg)
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...