«Учим детей правильно различать и называть цвет» (мастер-класс)
учебно-методический материал по логопедии на тему
Мастер-класс для воспитателей по работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_ivanova_s.v.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аши
1 квалификационная категория
Иванова С.В.
Мастер-класс по теме: «Учим детей правильно различать и называть цвет»
Раздел: работа с семьей.
Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей с тяжелыми нарушениями речи, которые можно организовать в домашних условиях.
План-ход мастер-класса:
-Уважаемые жюри, коллеги, гости!
(актуальность)
Цвет – явление загадочное. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаём видеть цвета.
В дошкольном возрасте, дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и т.п. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Цвет нужно обязательно увидеть.
В отечественной и зарубежной литературе было проведено много исследований по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста Работы Т.С. Комаровой, Е.А. Аркина, И.П. Сакулиной, Е.А. Фрелиной показали, что знакомство с цветом помогает детям многограннее воспринимать явления и предметы
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
У детей с ТНР способность к различению цвета приближена к возрастной норме. Но стоит отметить, что достаточно часто эти дети испытывают некоторые трудности в определении цвета, часто путаются, ошибаются, а в некоторых случаях отказываются (назвать) обозначить словом цвет, а особенно оттенки основных цветов.
Следовательно, с детьми, страдающими ТНР, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
Этой работой должны заниматься и логопеды, и воспитатели, и родители, обучая детей правильному называнию цветов, их сравнению и различению.
- Сейчас я покажу мастер-класс по обучению родителей некоторым приемам работы с детьми.
В качестве родителей я приглашаю наших гостей. Прошу 4 участников пройти за столы.
(участники проходят за столы)
- Здравствуйте, уважаемые родители!
Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.
Работа по формированию словаря у детей с ТНР включает знание, различение, называние цвета и оттенков, умения выделять цвета окружающих предметов, умения сравнивать предметы окружающего мира по цвету. Она может осуществляться в разные моменты жизни и деятельности детей, в том числе на занятиях по развитию речи – при работе со сказками, рассказами, стихотворениями. Персонажи, предметы и явления характеризуются как имеющие цвет: «колокольчик голубой», «лебедь белая», «конь златогривый», «серый волк» и т.п. Таким образом, систематическая, планомерная, поэтапная работа по развитию цветовосприятия и цветоразличения способствует развитию и активизации словарного запаса детей, обогащает их речь.
-Я вам сегодня покажу некоторые игровые упражнения при помощи, которых вы можете дома, не покупая дорогих пособий и игрушек поупражнять ваших детей в различении и назывании цвета.
- Для игры вам понадобятся чистый лист бумаги, шаблоны листьев, цветной картон, простой карандаш, ножницы.
- На листе бумаги рисуем простым карандашом дерево.
- Теперь берем цветной картон, и с помощью шаблонов вырезаем листья разного цвета
(вариации могут быть различны: можно листья одного дерева, но разной цветовой гаммы; можно листья разных деревьев и разной цветовой гаммы, и т.д.)
-И, теперь, когда пособие готово к занятию с детьми, вы можете предложить ребенку:
1.Укрась веточку желтыми листьями (нижнюю, верхнюю и т.д.)
( «родители» выполняют задание)
2.Укрась нижние ветки дерева - желтыми листьями, верхние ветки - красными листьями и т. д.
( «родители» выполняют задание)
3. Сделай свое дерево «Волшебным и необычным», используя все разноцветные листья и т.д.
( «родители» выполняют задание)
Вариантов «украшения дерева» может быть множество, на что хватит вашей фантазии. Это и летнее дерево, и осеннее, и дерево с необычными листьями.
- Для следующей игры вам понадобится цветной картон, ножницы и любые разноцветные предметы – те, которые вы найдете вместе с ребенком у себя дома - киндер-игрушки, мелкие машинки, бусины, пуговицы, крышки и т.д. Главное, чтобы все это было цветным.
- Я для вас уже приготовила заготовки игры.
- Возьмите квадраты и сконструируйте игровое поле перед собой на столе. Например, как у меня.
- Я вам сегодня для игры предлагаю цветные силуэты разных фигур.
Сейчас я буду проговаривать игровые задания, которые вы можете предложить своим детям.
И так, поиграем?
- Положите две красных фигуры на красный квадрат.
Две синих фигуры на синий квадрат.
-Это мы соотносили цвет по образцу. Далее…
2. Усложняем задание.
- Положите зеленые фигуры на фиолетовый квадрат, а оранжевые фигуры на желтый квадрат.
3.Чтобы еще усложнить задание, можно поиграть с детьми в игру «Почтальон»
- В коробке у ведущего (у меня) все предметы разных цветов.
- Вы говорите ребенку:
У меня на почте много разных писем, их необходимо разложить строго по цветам: желтый к желтому, синий к синему и т.д.
- Я вам сейчас буду показывать «письма», а вы должны будете быстро сказать слово «мое» и забрать «письмо», положив его в нужный цветной сектор-квадрат.
- Кто вперед заполнит все сектора, тот победитель в игре - его почтовый ящик полный.
- Поиграем?
(игра с родителями)
- Вот в такие несложные, но полезные игры вы можете поиграть со своими детьми.
-Процесс формирования цветовосприятия у дошкольников будет эффективным, если:
-работа по этой проблеме будет систематической и целенаправленной;
- будут использоваться различные средства формирования цвета;
-будет осуществляться всеми взрослыми, которые взаимодействуют с детьми: и в детском саду и в семье.
-Поэтому я призываю вас к активному и плодотворному сотрудничеству.
Уважаемые родители, у вас есть ко мне вопросы?
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим детей правильно произносить и различать звуки
У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями. Наиболее распространенными у детей дошко...
Учите детей правильно произносить и различать звуки
Я ркая консультация для родительского уголка старшей или подготовительной к школе группе....
Консультация для родителей "Как научить детей различать и называть цвета"
Консультация для родителей "Как научить детей различать и называть цвета"...
Консультация для родителей на тему: "Учите детей правильно произносить и различать звуки."
Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма (различение оппозиционных звуков, звукоб...
Консультация "Как научить детей различать и называть цвета"
Как научить детей различать и называть цвета...
Консультация для родителей "Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета"
Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета...
Статья "Учим ребенка различать и называть цвета"
Методика обучения детей 2-3-х лет различению и называнию основных цветов....