Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Притчина Дина Жевдатовна

В доступной форме рассказывается об основных принципах проведения артикуляционной гимнастики, о требованиях к её проведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная  гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности и в результате работы по развитию основных движений органов артикуляции, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Регулярное выполнение  артикуляционных упражнений помогает:

  • улучшить кровоснабжение органов речи и их иннервацию;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;  
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

При проведении артикуляционной гимнастики следует учитывать следующие принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности:

        Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

        Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

  • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса:

        Заниматься артикуляционной гимнастикой необходимо на протяжении всего дошкольного возраста, но это не значит, что четыре года мы будем выполнять одни и те же упражнения. В каждой возрастной группе комплексы упражнений разные: вторая младшая – комплекс упражнений для свистящих,  средняя группа – для шипящих, старшая группа – соноры.

  • принцип систематичности и последовательности:

        Необходимо помнить, что мы формируем двигательный навык, а это значит необходимо заниматься регулярно, с достаточным количеством повторений. Контролируя качество выполнения упражнений, все взрослые должны предъявлять одинаковые требования.

  • принцип доступности и индивидуализации:

        Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

        Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

        Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

        Показывает его выполнение.

        Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

        Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

        Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

  • принцип всестороннего и гармонического развития личности:

Артикуляционная гимнастика:

стимулирует чёткое произношению звуков речи; увеличивает скорость чтения,                               а также его качество (правильность и выразительность);

способствует снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на занятие (если проводится в его начале, как оргмомент);

способствует формированию навыков самоконтроля.

  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха:

        Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

        Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

        Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

        Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий:

        При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

        Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

  • принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса:

        Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

        К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

        В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если своевременно начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...