"Мы скалолазы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Андреева Симона Семеновна

Подгрупповое логопедическое занятие. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_skalolazy.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик»

п. Хандыга Томпонский район Республика Саха (Якутия)

Технологическая карта

непосредственно- образовательной деятельности

в старшей группе

Подгрупповое логопедическое занятие. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

«Мы скалолазы»

Составитель и провела

Учитель-логопед

Андреева С.С.

2016

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков»

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Познание».

Цель: с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

Программное содержание:

1. Образовательные:

- отрабатывать правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков;

- автоматизировать звуки [С-З-Ш-Ж] в словах;

- учить дифференцировать свистящие и шипящие звуки.

2. Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать артикуляционную моторику;

- развивать фонематический слух;

- развивать мелкую моторику, речевое дыхание;

-развивать слуховое внимание, слуховую память.

3. Воспитательные:

- воспитывать самоконтроль за речью, вырабатывать положительную мотивацию к выполнению заданий.

Средства реализации: Демонстрационный материал: ИКТ-средства (мультимедийная установка, экран), макет скалы, картинки «шар, зонт, жук, слон», картинка дыхательного упражнения «Ветер», картины «артикуляционная гимнастика», картинки к игре «Повтори правильно».

Раздаточный материал:  схемы рисунков для графических упражнений, карандаши, медальки-призы.

Методические приемы: игровая мотивация (скалолазы); создание проблемных ситуаций; чтение стихотворения; использование ИКТ-презентации; артикуляционная и дыхательная гимнастика, физминутка, пальчиковая гимнастика; воспроизведение слов, фраз, предложений; графическое упражнения.

Планируемые результаты: дети достаточно умеют произносить четко свистящие и шипящие звуки в речи, самостоятельно выполняют артикуляционную гимнастику (артикуляционные, пальчиковые, дыхательные упражнения) достаточно хорошо владеют устной речью. Дети умеют высказывать свои мысли и желания, проявляют инициативу и самостоятельность, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности – игре, общении, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Технологии, методы, приемы деятельности

Вводно - организационный

2 мин

Организационный момент

Психогимнастика

- Скажем «здравствуйте» руками

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» мы ртом

Скажем радостно кругом.

Мы с вами снова вместе

Я рада, рады вы,

Приветствуем друг друга

Объятием дружбы мы.

Дети входят в кабинет, стоят возле стульев, выполняют движения в соответствии с текстом.

Психогимнастика

Мотивацонно - проблемный

2 мин

- Сегодня мы будем скалолазами. Нам нужно подняться на вершину горы – там ждет сюрприз. Но на пути будут встречаться препятствия (задания) – синие флажки. Вы готовы пройти препятствия?

Ответы детей

Игровая мотивация (скалолазы); создание проблемных ситуаций; использование ИКТ-презентации.

                                                                                                                                                 Продуктивная деятельность

                                                                                                                                              (практическая работа)

1 препятствие (на проекторе слайды)

- Назовите, какие предметы вы видите на картинках? Какие звуки слышим в начале этих слов? (ш ж з с). На всех последующих этапах нужно будет обращать особое внимание на эти звуки.

2 препятствие

Дыхательная гимнастика «Ветерок» (на проекторе слайд «Ветерок»)

Ветер дует-задувает,

Но ребят он не пугает.

Язык принимает артикуляционную позу «горка»; сохраняя это положение языка, дуют так, чтобы выходила холодная струя воздуха. Проверяют поднесенной к губам ладонью, какой воздух («ветерок») выходит изо рта; теплый или холодный. Ладонь около рта следует держать в вертикальной плоскости.

3 препятствие

Артикуляционная гимнастика (упражнения) (на проекторе слайды

«Насос, Комар, Гусь, Жуки»)

«Насос»

С братом мы возьмем насос-  Улыбнуться и несколько раз подряд кратко

Будет праздник для колес.      произнести звук С. При этом синхронно двигать

Подкачаем шины                    руками, сжатыми в кулаки, держа воображаемую

Папиной машины.                  рукоятку насоса.

«Комар»

Язычок я подниму,                   Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за

За зубки спрячу, удержу            верхние зубы; длительно произнести звук З.

И комариком звенеть начну:

«Дз-з-з».

«Гусь»

Шагает навстречу гусь,                 Губы слегка вытянуты и округлены, поднять

Шагает он и поет песни  свои:      широкий язык за верхние зубы, боковые края

«Ш-ш-ш».                                        загнуть вверх. Длительно произнести звук Ш.

«Жуки»

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,                    Открыть рот, поднять

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.    широкий язык за верхние зубы,

                                                                                     боковые края загнуть вверх.

                                                                                            Длительно произнести звук Ж.

Ответы детей

Дети выполняют дыхательную гимнастику

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Звуковой анализ свистящих (с з) и шипящих (ш ж) звуков в начале слова; использование ИКТ-презентации.

Дыхательная гимнастика, использование ИКТ-презентации.

Артикуляционная    гимнастика; использование ИКТ-презентации.

 

Работа с текстом

Графическое упражнение

4 препятствие          Проверка домашнего задания

- А теперь расскажем стихи, которые учили дома.

5 препятствие          Игра «Повтори правильно»

Сок-шок, нос-нож, жук-зуб, усы-уши, ежи-вазы, кашка-каска, шалаш-салат, мешок-песок.

Длинный нос- острый нож, вкусная каша - большая каска.

У сома усы. У слона большие уши. В шалаше шалуны. В мешке песок.

Физминутка «Лестница»

- Шагаем по лестнице с высокими ступенями, поднимаем колени выше. А теперь поднимаемся по маленькой лесенке.

Пальчиковая гимнастика «Лесенка»

Мы по лесенке шагали               (Указательными и средними правой руки «шагать»

И ступеньки сосчитали:             по левой ладони.)

Раз, два, три, четыре, пять-        (Раскрыть правую ладонь, расправить пальцы.

Очень весело считать!                Указательным и средним пальцами левой руки  

                                                      «шагать» по расправленным пальцам, поднимаясь

                                                      вверх, как по ступенькам.)

Раз, два, три, четыре, пять-        («Шагать» по пальцам другой руки.)

Очень весело считать!

6 препятствие    Новое стихотворение. Работа с текстом.

Жук купил лягушке Жёлтые подушки,

А жуку лягушка Подарила сушки.

Спит теперь лягушка На больших подушках,

А жучок и мушка С мёдом съели сушки.

7 препятствие     Игра «Помоги животным». Графическое упражнение.

- Помогите животным добраться до любимых предметов. Нужн6о нарисовать ровную дорогу, не касаясь края мостика.

дети читают стихотворения

дети повторяют слова, фразы, предложения

дети выполняют физминутку и пальчиковую гимнастику

дети вместе с логопедом учат новое стихотворение

дети выполняют графическое упражнение

чтение стихотворения

воспроизведение слов, фраз, предложений.

динамическая пауза

    Работа с текстом

графическое упражнение

Рефлексивный  

- Вот и добрались до вершины. Что вам больше всего понравилось? Что показалось трудным?  

Дети отвечают, размышляют

Рассуждение

  Заключительный

- Вы сегодня очень хорошо поработали, получаете награду.

сюрпризный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Мы скалолазы"

презентация к конспекту непосредственной образовательной деятельности "Мы скалолазы"...

Дополнительная образовательная программа "Юный скалолаз"

Актуальность разработки данной программы обоснована следующими причинами:Потребностью детей старшего дошкольного возраста в движении и  растущим интересом ребят и их родителей к скалолазанию, с о...