Кружок "Раз словечко - два словечко"
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования (ФГОС): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Содержание рабочей Программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей, направлена на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности ребёнка, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества.
С учетом этой приоритетной цели, а так же целей и задачей образовательной программы учреждения, разработана данная рабочая программа.
Рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н. Е. Веракса, Н. Н. Поддъяков, Н. В. Микляева, Ж. М. Глозман, С. Н. Шаховская,О. Г. Ушакова, Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.В.Нищева, О.И. Крупенчук и др.).
В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:
- У детей до 7 лет речь как еще не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.
- Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить ребенка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.
- Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.
- Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребенком при ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей младшего школьного возраста.
Данная программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении.
Одной из основных задач программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, соответствующими их возрасту фонетической системой русского языка, грамотой, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Основная цельпрограммы – формирование и развитие у учащихся полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для совершенствования детьми родного языка, коммуникативных навыков и навыков грамотного ведения диалога и монолога,т.е. развитие связной речи школьника, его лексикона.
Программа имеет в своей основе следующие принципы: принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; принцип постепенности подачи учебного материала.
Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации педагогического процесса.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие клуб.
Цель обследования:
Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Сформированностьзвуко-слоговой структуры
- Навыки языкового анализа
- Грамматический строй речи
- Навыки словообразования
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь
Используемая методика:Волковская Т.Н. «Иллюстрированная методика логопедического обследования», элементы методики О.С Ушаковой, также используется «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой, адаптированная методика Т.А. Фотековой.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей заполняются мониторинговые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:
Приёмы диагностического изучения:
- Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
- Беседа с детьми
Система баллов, предлагаемая нами, позволит более справедливо оценить эти результаты. Система очень проста: компоненты речевой деятельности имеют численное выражение от 1 до 3, поддающееся сравнительному учёту:
1. Сформированность звуко-слоговой структуры.
2. Навыки языкового анализа.
3. Грамматический строй речи.
4. Навыки словообразования.
5. Понимание логико-грамматических конструкций, умения производить словоизменение.
6. Фонематические процессы.
7. Звукопроизношение.
8. Связная речь.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа является тематической и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю (30 мин.) с детьми подготовительной группы.
Работу с детьми , рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
- период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
- период — декабрь, январь, февраль;
- период — март, апрель, май.
Работа по развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Данная программа является тематической, рассчитана на 1 год обучения для воспитанников подготовительной группы - 30 часов, 1 час в неделю. Программа составлена с учётом требований ФГОС.
Методическое обеспечение
Необходимым условием реализации программы является наличие в учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.
Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:
- «Путешествие в Звукоград», «Звуки заблудились», «Буратино в стране знаний», «Телеграф», «Почта», «Вагончики» «Слоговые шары» и др.
- лексические игры и дидактические игры: «Путешествие солнечного лучика», «Помоги Незнайке исправить ошибки», «Телефон», «В гостях уФедоры», «Цветик-семицветик», «Фантазёры» и др.
- диск «Учись говорить правильно», презентации на лексические темы, артикуляционные упражнения и др.
- демонстрационный материал по лексическим темам.
- раздаточный материал по развитию речи, развитию лексико грамматических категорий и обучению грамоте.
- игры на развитие мелкой моторики, фонематическое слуха, дыхания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:
- Ребенок адекватно использует средства общения.
- Ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
Планируемые результаты на конец обучения:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Отличать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?
Составлять рассказы по вопросам учителя-логопеда.
Ведение диалога и монолога.
Отгадывать загадки.
Коррекция и развития речи дошкольников в целом.
Тематическое планирование
подготовительная группа(30 ч)
|
|
| |||||||||||||||
| теоретических | практических | |||||||||||||||
1 | Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками). | 1 | 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | 1 | |||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| 1 | |||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
|
|
| 1 | ||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
30 |
Повторение |
1 |
| 1 | |||||||||||||
Используемая методическая литература
- Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. «Рабочая программа учителя – логопеда ДОУ» / Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова.- Волгоград: Учитель, 2014.- 75с.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. От рождения до школы : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
- Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.
- Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с
- Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.
- Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – Спб.:Издательский дом «Литера»,2009.
- Крупенчук О.И. Планы работы логопеда на учебный год: Подготовительная группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.- 80с.
- Крупенчук О.И. Планы работы логопеда на учебный год: Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.- 80с.
- Крупенчук О.И. Учим буквы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Лопатина Л.В. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред.Л.В.Лопатиной. – Спб.ЦЦКтпроф.Л.Б.Баряевой, 2009.
- Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб, 2014.
- Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. Изд.2-е – Ростов-на-Дону:Феникс, 2011.
- Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без деектов речи: методическое пособие. – СПб.:Детство – Пресс, 1999
- Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
- Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
- Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи: Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/сост. Г.В. Чиркина. – Просвещение, 2008.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО
СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»
Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...
Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."
Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста....
"Раз-словечко, два-словечко"
В статье представлены рекомендации для родителей по развитию речи детей...
Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."
На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Представленная ...
Буклет "Раз словечко, два словечко..."
Памятка для родителей....
Проект "Раз словечко, два словечко ..."
Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...