Проект "Животные и дети - лучшие друзья на свете"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Скотникова Елена Сергеевна

В материале представлен Совместный образовательный проект учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx118.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок»»

Малышевского городского округа

Совместный образовательный проект

учителя-логопеда и воспитателей группы

для детей с ОНР

«Животные и дети – лучшие друзья на свете!»

                                                     

                                                   Составила учитель-логопед: Скотникова Е.С.

Февраль 2016 годhttp://doshk-log.my1.ru/domashnie_zhivotnye2.jpg

       Логопедическая работа с дошкольниками в сочетании с театрализованной деятельностью и знакомством с русским фольклором развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь дошкольника.

Актуальность проекта

       Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Для формирования грамматически правильной связной речи  необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность, которая является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность предоставляет возможность использовать театральное искусство и как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности ребенка. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе и по окончанию, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.

Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.

Участники проекта: Дети, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели)

Цель: формирование знаний о домашних  и диких животных и их детенышах. Создание условий для коррекции недостатков речи посредством театрализованной деятельности.

Развитие познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Пополнить, уточнить и активизировать словарь по темам.
  2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
  3. Развивать связную речь через составление рассказов по картинам и сериям картин.
  4. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.
  5. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный); распределять между собой обязанности и роли.
  6. Развивать общую и мелкую моторику; вырабатывать правильный речевой выдох и артикуляционные уклады; развивать фонематический слух.
  7. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, к развитию правильной речи ребенка, традиции семейного чтения.

Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками посредством театрализованной деятельности будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.

Ожидаемый  результат.

- Расширение кругозора детей о диких и домашних  животных и их детенышах.

- Пополнение предметно-развивающей среды по темам.

- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Сплоченность детского коллектива.

- Творческий подход родителей к выполнению домашних заданий при составлении рассказов.

– Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Формы и методы работы:

  • НОД;
  • Индивидуально-подгрупповая работа;
  • игры-драматизации;
  • театрализованные игры с использованием пальчикового и перчаточного театров;
  • выставки рисунков и поделок;
  • просмотр мультфильмов по темам с последующими беседами;
  • просмотр презентаций;
  • подвижные и настольно-печатные игры по темам;
  • консультации для родителей.

Предметно-развивающая среда:

1.Дидактические игры: (Приложение №1)

2. Пальчиковые игры  (Приложение №2)

3. Игры на развитие дыхания:

  • Игра «Колобок»
  • Игра «Лошадка»
  • Игра «Помоги корове»

    4. Игры на формирование фонематического слуха и чувства ритма (Приложение №3)

    5. Игры - драматизации:

  • Игра «Маша и медведь»
  • Игра «Три медведя»
  • Игра «Как щенок друзей нашел»
  • Игра «Волк и семеро козлят»
  • Игра «Репка»

    6. Театрализованные игры (каталог кабинета логопеда).

  7. Аудио - и видеозаписи по теме:

  • «Просята», «Мишка косолапый», «Два мышонка», «Десять зайцев», «Два козлика»  С. и Е. Железновы (CD - диск) для развития мелкой моторики;
  • «Мыши», «Медвежата», «Охотник и заяц» С. и Е. Железновы (CD - диск) физминутки для развития общей моторики;
  • Мультфильм «Непослушный котенок»  (USB-флеш-накопитель);
  • Мультфильм «Три медведя» (USB-флеш-накопитель).

     8. Презентации:

  • «Как приручили животных» (USB-флеш-накопитель);
  • «Жилища диких зверей» (USB-флеш-накопитель);
  • «Скотный двор» (USB-флеш-накопитель);
  • «Школа веселого Колобка» (USB-флеш-накопитель);
  • «Детеныши диких и домашних животных» (авторская презентация).

9. Детские раскраски.

10. Разные виды трафаретов.

11. Конструкторы  «Скотный двор», «Обитатели леса».

12. Настольно-печатные игры по темам (каталог кабинета логопеда и группы).

10. Конспект обобщающего занятия с использованием икт (приложение №4).

11. Консультации для родителей (каталог кабинета логопеда).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный  (с 29.01 по 01. 02. 2016г.)

 Обсуждение цели, задачи с педагогами, детьми и родителями.

 Создание необходимых условий для реализации проекта.

 Перспективное планирование проекта.

 Подбор и обновление методических материалов по темам.

II этап – основной (практический).

 Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников:

  • о домашних животных и их детенышах с 01.02.16 по 05.02.16.
  • о диких зверях нашего леса  с 08.02. 16 по 12.02.16

III этап – заключительный.

 Подведение итогов в виде обобщающего занятия по темам.

 Оформление стенда группы с детскими рисунками, поделками.

 Публикация проекта в социальных сетях Интернет.

 

Родителям сообщаются темы недели, и дается домашние задание:

1. Рекомендации по расширению словарного запаса детей, формированию грамматически правильной речи и связного высказывания.

 2. Составление рассказов по картинкам.

3. Отгадывание загадок про животных и зверей.

4. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах об обитателях скотного двора и наших лесов.

5. Качественное выполнение домашних заданий совместно родителей с детьми. 

Содержание работы в процессе реализации проекта.

 I. Игровая деятельность: (логопед, воспитатели, родители)

 Дидактические игры.

 Настольно-печатные игры.

 Пальчиковые игры.

 Игры на развитие артикуляционной моторики и мимики.

 Подвижные игры.

 Игры на развитие дыхания.

 Игры на развитие фонематического слуха.

 Игры-драматизации.

 II. Познавательная деятельность: (логопед и воспитатели)

 Формирование целостной картины мира.

 ФЭМП.

Логопедические занятия.

III. Беседы (логопед и воспитатели).

 IV. Просмотр мультфильмов (логопед и воспитатели).

V. Художественное творчество: (воспитатели)

 Рисование.

 Лепка из пластилина (нетрадиционные способы).

 Аппликация (нетрадиционные способы).

VI. Работа с родителями (логопед и воспитатели)

Консультации.

Папки-передвижки.

Индивидуальные беседы и консультации.

Основные направления логопедической работы с детьми по проекту:

- артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: « покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»);

- задания для развития речевой интонационной выразительности логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением»);

коррекционно-развивающие игры:

- развитие памяти с расширением словарного запаса - «какая бывает коза...» (по кругу подобрать и запомнить определения);

- загадали загадки - припомнили отгадки, провели «4-й лишний» по отгадкам;

- слуховое восприятие - «узнай по описанию героя сказки», «нарисуй по описанию», «здесь что-то не так»- небылицы;

-логическое мышление «что сначала, что потом» (коза или козлѐнок);

- ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «коза-козлѐнок, петух -...»;

- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

- звуко-слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберѐтся до леса»);

- воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; « продолжи красиво ...», «капельки росы сверкают на солнце, как...»;

- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры);

- лексику (за счѐт смежных тем идѐт обогащение и активизация словаря);

- упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы;

- театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединѐнных сюжетом - «где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»);

- игры-драматизации (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).

Результаты реализации проекта. 

  • Расширен кругозор детей о домашних  и диких животных и их детенышах.
  • Пополнен и уточнен словарный запас по темам.
  • Пополнена предметно – развивающая среда:  литературой,  иллюстрациями, каталогами игр, стихотворениями, рассказами, загадками, конспектами и презентациями.
  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  • Домашние задания выполнены в разнообразных творческих формах, с использованием театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного развлечения "Лучшие друзья на свете взрослые и дети"

Сценарий развлечения  для детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию быстроты, силу, ловкости, выносливости.,совершенствованию  двигательных  умений и навыков дет...

Конспект открытого родительского собрания "Взрослые дети-лучшие друзья на свете"

Развитие социальной комптенции у дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей....

Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвященный Дню пенсионера «Взрослые и дети - лучшие друзья на свете!»

Цель: воспитание у детей уважительного отношения к людям пожилого возраста, умения понимать и признавать  заслуги  пенсионеров и значимость их труда, которому они отдали много лет. Доставить...

Музыкально-спортивный праздник «Воспитатели, родители и дети – лучшие спортсмены на свете!»

С целью пропаганды ЗОЖ и повышения интереса к физической культуре, на кануне профессионального праздника, в нашем детском саду состоялся музыкально-спортивный праздник "Воспитатели, родители и де...

Спортивно-развлекательное мероприятие «Воспитатели и дети – лучшие спортсмены на свете» (для старших дошкольников)

Спортивно-развлекательное мероприятие «Воспитатели и дети – лучшие спортсмены на свете»(для старших дошкольников)Инструктор по Ф.К. Шевлюга О.Г....