Мелкая моторика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мелкая моторики, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность. Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики.
Современные научные данные подтверждают: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования и развития речи. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни. Слабую руку не только можно, но и необходимо развивать.
Поэтому цель моей работы - стимулирование речевой активности посредством развития мелкой моторики.
Задачи:
- развитие умения производить действия пальцев в соответствии с текстом;
- создание благоприятного эмоционального фона;
- развитие умения подражать взрослому;
- повышение речевой активности.
Ориентируясь на то, что одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является овладение речью и развитие мелкой и крупной моторики, я решила акцентировать внимание на развитии мелкой моторики, используя игровую форму взаимодействия. Поскольку с определением новых целей образования по ФГОС ДО, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры еще больше возрастает.
Работа строиться на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого и детей (ФГОС ДО).
В своей работе для развития мелкой моторики руки я использую различные методы и приемы, направленные на расслабление, укрепление мышц руки, развитие ловкости и координации движений: массаж и самомассаж, пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые театр. А также разнообразные материалы: песок, крупы, массажоры, прищепки, крышки, шнуровки, которые привлекают детей, повышают интерес к деятельности и развивают не только мелкую моторику, но и фантазию, ориентировку в пространстве. Осуществляется деятельность через продуктивный и результативный вид работы с дошкольниками - это игры и игровые упражнения. В работе обязательно учитываются возраст и индивидуальные особенности каждого ребенка. Речевой материал подбирается с учетом программы.
Приступая к работе, я оформила картотеки:
- пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр;
- статических и динамических упражнений (с сопровождением речи и без);
- массажа пальцев рук и самомассажа (с использованием Су-джок терапии).
Пальчиковая гимнастика - это пассивные или активные движения пальцами рук. Польза пальчиковой гимнастики:
- простые движения пальцами помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела;
- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи;
- упражнение с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;
- ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
- ребенок, выполняя упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, делает речь более четкой, ритмичной, яркой;
- развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений;
- в результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.
Статические упражнения использую в большей степени с теми детьми, у которых наблюдается гиперактивность и мышечная напряженность. С помощью динамических упражнений развиваю четкость, точность, отлаженность движений. Упражнения сначала выполняем без речевого сопровождения. Речь в пальчиковую гимнастику включаю постепенно. Речевой материал доступен и понятен каждому ребенку.
Использую такие виды упражнений как массаж и самомассаж. Благодаря массажу и самомассажу пальцев рук активизируются биологические точки, способствующие развитию речи. Помимо выполнений массажа и самомассажа пальцами рук использую такую технику как Су-джок терапия. Поскольку все тело человека проецируется на кисть, каждый палец кисти, эффективным способом активизации речевых зон является массаж пальцев рук массажерами. Я применяю Су-джок массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по развитию речи.
Упражнения с массажерами мы проводим поэтапно:
- знакомство с массажорами и правилами использования;
- закрепление приемов работы в упражнениях, играх по развитию речи;
- самостоятельная деятельность под моим руководством.
Су-джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития речи дошкольника. Применение су-ждок массажоров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц кистей и пальцев рук и возможности для оптимальной работы с ребенком по развитию речи.
Поскольку работа выстраивается по принципу усложнения (от простого к сложному), в дальнейшем на занятиях использую пальчиковый театр и теневой театр. Для пальчикового театра героев создала из различного материала: вязанные, бумажные, картонные, тканевые. В теневом театре использую как силуэты, вырезанные из картона или бумаги, так и «живые тени» - созданные с помощью рук (элементы театра ручных теней). Еще в нем использую фигурки из пальчикового театра.
На первом этапе работы исполнение ролей и чтение я беру на себя, привлекая внимание детей слухо-зрительно к действиям героев и к их движениям. На втором этапе я включаю детей в театральное представление. На третьем этапе побуждаю детей к самостоятельному озвучиванию роли, отслеживая правильность произношения, полноту высказываний, выразительность. Особое внимание уделяю сценарию – динамичность, сжатость и емкость по содержанию, без длинных монологов и диалогов.
Любые действия для пальцев рук полезны, а значит, когда мы учим ребенка застегивать пуговицы, завязывать шнурки, что-либо закручивать или откручивать, мы также развиваем мелкую моторику, что способствует развитию речи.
На занятиях я использую игры с бельевыми прищепками, шнуровками, игры с крышками, сухой бассейн, игры с песком и крупами, а также различные предметы, например: грецкие орехи, шишки, воздушные шары, карандаши и т.д.
Игры, с бельевыми прищепками развивая мелкую моторику, способствуют развитию речи, и подготавливают руку к письму, развивая координацию и силу пальцев рук.
Использование игр – шнуровок (разработанных М. Монтессори), нанизывание бус – считается идеальным средством для развития устной речи, подготовки руки к письму, а также развитию воображения.
Игры с крышками – способствуют сенсорному развитию детей и развитию зрительно-моторной координации.
Игры с сухим бассейном, песком и крупами – способствую нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движения пальцев рук, формированию и развитию координированных движений пальцев рук.
Таким образом, в результате проводимой мною работы наблюдается положительная динамика:
- у детей повысилась возможность управлять своими руками, пальцами, выполнять с легкостью различные комбинации из пальцев и кистей рук, по необходимости в соответствии с текстом;
- общее эмоциональное состояние детей стало преимущественно положительное;
- речевая активность повысилась;
- движения кистей и пальцев рук стали более точными и координированными;
- у детей повысилось внимание, правильное его распределение;
- речь стала чистой, ритмичной, мелодичной, выразительной.
В дальнейшем работу по развитию речи посредством развития мелкой моторики буду продолжать. Для этого пополню развивающую среду различным наглядным пособием с играми и упражнениями, способствующими развитию мелкой моторики, и как следствие развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...
«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос развития речи и мелкой моторики рук детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...
Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей ...
Доклад из опыта работы на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Развитие речи - это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем первонач...
«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:Познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры.Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой м...