Методика проведения артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии на тему
Методика проведения артикуляционной гимнастики, статические и динамические упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_artikul._gimn.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
- Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно перед завтраком в течение 3-5 минут.
- Выполняются упражнения: от простых к более сложным.
- Проводить артикуляционные упражнения нужно в игровой форме.
- Артикуляционная гимнастика выполняется сидя и перед зеркалом.
- Выполняются 3-7 упражнений, новые вводятся после того, когда хорошо отработаны предыдущие.
- Упражнения выполняются под счет от 3 до 15 раз.
- Индивидуальный подход.
Цель артикуляционной гимнастики:
Выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для четкого произношения звуков родного языка.
Основные упражнения для нижней челюсти:
- Открывание – закрывание рта под счет от 1 до 10.
- Широко открыть рот и подержать несколько секунд от 1 до 10.
- Жевательные движения с сомкнутыми губами под счет от 1 до 10.
- Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты под счет от 1 до 10.
- Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удержать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и подержать под счет от 1 до 5.
Основные упражнения для щек:
- Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.
- Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать в таком положении от 1 до 10.
- Попеременно надувать обе щеки, затем втягивать их в ротовую полость под счет от 1 до 10.
- Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую от 1 до 10.
Артикуляционные упражнения для губ и языка.
- Отработка звуков «С» и «З» - упражнения 1, 4, 7, 10, 12, 23, 24, 27.
- Отработка звука «Ц» - упражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24, 27.
- Отработка звуков «Ш» и «Ж» - упражнения 2, 3, 9, 11, 13-16, 20, 21, 23,25-27.
- Отработка звука «Щ» - упражнения 1-4, 9, 12, 13, 15-17, 20, 23.
- Отработка звука «Ч» - упражнения 2, 4, 9, 15-17, 25.
- Отработка звука «Р» - упражнения 1, 2, 8, 9, 13-20, 27.
- Отработка звука «Л» - упражнения 1, 2, 5, 8, 13, 19-22, 26, 27.
- Отработка звуков «К» и «Г» - упражнения 1, 6, 24, 27.
Статические упражнения.
- «Улыбочка».
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
- «Трубочка».
Цель: та же.
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
- «Хоботок».
Цель: развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
- «Лопаточка».
Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10, верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
- «Иголочка».
Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
- «Сердитая кошечка».
Цель: развивать подвижность мышц спинки языка.
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
- «Желобок».
Цель: вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.
- «Парус».
Цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Рот широко раскрыт, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10, выполнять 2-3 раза.
- «Чашечка».
Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, потянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10, выполнять 3-4 раза.
- «Заборчик».
Цель: развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
Динамические упражнения.
- «Утиный клювик».
Цель: развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.
Губы сложены трубочкой. Щеки вытянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.
- «Шторки».
Цель: та же.
Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние губы. Выполнить 5-6 раз.
- «Лошадка».
Цель: учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно–быстрее–очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
- «Грибок».
Цель: та же.
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.
- «Маляр».
Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
- «Дятел».
Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.
Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).
- «Утюжок».
Цель: та же.
Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 10 -20 раз.
- «Прогони комарика».
Цель: учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.
- «Покусывание кончика языка».
Цель: активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
- «Качели».
Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.
- «Катание шарика».
Цель: укреплять боковые мышцы языка.
Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
- «Часики».
Цель: развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа – налево).
Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения – 20 секунд.
- «Мясорубка».
Цель: отрабатывать позиции «тонкий и широкий язык» с механической помощью (зубы).
Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.
- «Прятки».
Цель: развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.
Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.
- «Вкусное варенье».
Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
- «Змейка».
Цель: развивать боковые мышцы языка.
Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.
- «Настроение».
Цель: вырабатывать подвижность губ.
Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"
Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....
Семинар - практикум "Методика проведения артикуляционной гимнастики"
Артикуляционная гимнастика - это основа для формирования речевых звуков. При поведении артикуляционной гимнастики происходит ...
Заставим язычок трудиться: методика проведения артикуляционной гимнастики
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнят...
Методика проведения артикуляционной гимнастики
методика проведения артикуляционной гимнастики...
консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...
Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...
Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»
Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...