Методика проведения артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии на тему

Алтухова Елена Витальевна

Методика проведения артикуляционной гимнастики, статические и динамические упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_artikul._gimn.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно перед завтраком в течение 3-5 минут.
  2. Выполняются упражнения: от простых к более сложным.
  3. Проводить артикуляционные упражнения нужно в игровой форме.
  4. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя и перед зеркалом.
  5. Выполняются 3-7 упражнений, новые вводятся после того, когда хорошо отработаны предыдущие.
  6. Упражнения выполняются под счет от 3 до 15 раз.
  7. Индивидуальный подход.

Цель артикуляционной гимнастики:

Выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для четкого произношения звуков родного языка.

Основные упражнения для нижней челюсти:

  1. Открывание – закрывание рта под счет от 1 до 10.
  2. Широко открыть рот и подержать несколько секунд от 1 до 10.
  3. Жевательные движения с сомкнутыми губами под счет от 1 до 10.
  4. Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты под счет от 1 до 10.
  5. Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удержать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и подержать под счет от 1 до 5.

Основные упражнения для щек:

  1. Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.
  2. Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать в таком положении от 1 до 10.
  3. Попеременно надувать обе щеки, затем втягивать их в ротовую полость под счет от 1 до 10.
  4. Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую от 1 до 10.

Артикуляционные упражнения для губ и языка.

  1. Отработка звуков «С» и «З» - упражнения 1, 4, 7, 10, 12, 23, 24, 27.
  2. Отработка звука «Ц» - упражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24, 27.
  3. Отработка звуков «Ш» и «Ж» - упражнения 2, 3, 9, 11, 13-16, 20, 21, 23,25-27.
  4. Отработка звука «Щ» - упражнения 1-4, 9, 12, 13, 15-17, 20, 23.
  5. Отработка звука «Ч» - упражнения 2, 4, 9, 15-17, 25.
  6. Отработка звука «Р» - упражнения 1, 2, 8, 9, 13-20, 27.
  7. Отработка звука «Л» - упражнения 1, 2, 5, 8, 13, 19-22, 26, 27.
  8. Отработка звуков «К» и «Г» - упражнения 1, 6, 24, 27.

Статические упражнения.

  1. «Улыбочка».

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

  1. «Трубочка».

Цель: та же.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

  1. «Хоботок».

Цель: развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

  1. «Лопаточка».

Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10, верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

  1. «Иголочка».

Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

  1. «Сердитая кошечка».

Цель: развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

  1. «Желобок».

Цель: вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

  1. «Парус».

Цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыт, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10, выполнять 2-3 раза.

  1. «Чашечка». 

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот  широко  раскрыть,  широкий  кончик языка  поднять, потянуть его   к  верхним  зубам (но  не  касаться  их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать  язык  в  таком  положении на счет от 1 до 10, выполнять 3-4 раза.

  1.  «Заборчик».

Цель: развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

Динамические упражнения.

  1.  «Утиный клювик».

Цель: развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.

Губы сложены трубочкой. Щеки вытянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

  1.  «Шторки».

Цель: та же.

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние губы. Выполнить 5-6 раз.

  1.  «Лошадка».

Цель: учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно–быстрее–очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

  1.  «Грибок».

Цель: та же.

        Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

  1.  «Маляр».

Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

        Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

  1.  «Дятел».

Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

  1.  «Утюжок».

Цель: та же.

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 10 -20 раз.

  1.  «Прогони комарика».

Цель: учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.

  1. «Покусывание кончика языка».

Цель: активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.

  1.  «Качели».

Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.

  1.  «Катание шарика».

Цель: укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

  1.  «Часики».

Цель: развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа – налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения – 20 секунд.

  1.  «Мясорубка».

Цель: отрабатывать позиции «тонкий и широкий язык» с механической помощью (зубы).

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

  1.  «Прятки».

Цель: развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

  1.  «Вкусное  варенье».

Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

  1.  «Змейка».

Цель: развивать боковые мышцы языка.

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.

  1.  «Настроение».

Цель: вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....

Семинар - практикум "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

Артикуляционная гимнастика - это основа для формирования речевых звуков.           При поведении артикуляционной гимнастики происходит ...

Заставим язычок трудиться: методика проведения артикуляционной гимнастики

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнят...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...

Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, н...