Использование игрового метода в развитии грамматического строя у детей с ОНР.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Вихрова Светлана Валентиновна

С учётом постоянного увеличения числа дошкольников с ОНР проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из актуальных. Поэтому поиск новых форм  организации   индивидуальной  и подгрупповой  НОД  детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igry_v_form._grammat._stroya.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игрового метода в развитии  грамматического строя у детей  с ОНР.

С учётом постоянного увеличения числа дошкольников с ОНР проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из актуальных. Поэтому поиск новых форм  организации   индивидуальной  и подгрупповой  НОД  детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день.

  Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

 Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно излагать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот,  неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является показателем готовности ребёнка к обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие  негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребёнка необходимо как можно раньше.

  Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко и другие.

 Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства.

 Для освоения морфологии и словообразования важны приёмы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение  имеет создание положительной мотивации для развёрнутых высказываний.

 Формирование разных сторон грамматического строя речи дошкольника происходит несинхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно. На начальных этапах активизация речевых высказываний носит общий характер, в дальнейшем постановка задач становится всё более дифференцированной.  На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году – элементарному анализу структуры предложения, формированию грамматической правильности; на седьмом году – элементарному осознанию грамматических связей между произвольными словами, речевому творчеству, построению сложных синтаксических конструкций.

Грамматическая работа с дошкольниками не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «заучивания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка, его системы, богатства синтаксических, морфологических и словообразовательных средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребёнка в сфере грамматики.

 Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя).

 При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества правил.

 Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений у детей с ОНР появляются в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Только овладение грамматическим строем речи детьми с ОНР происходит в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

  Нарушение грамматического строя речи при ОНР обусловлено недоразвитием морфологических и синтаксических обобщений,  языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов.

 Овладение морфологической системой языка помогает ребёнку сравнивать слова по звучанию и значению, определять их различия, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании – с изменением его значения, выделять элементы, за счёт которых происходит изменение значения.

Развитие морфологической системы языка связано с развитием не только синтеза, но и лексики, фонематического восприятия.

 Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи у детей с ОНР. Основой механизма морфологических аграмматизмов заключаются в трудности выделения морфемы, соотнесения морфемы с её звуковым образом.

 У дошкольников с ОНР наблюдается большое количество смешений морфем, затруднения предложно-падежных конструкций существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже, согласование числительного с существительным.

 Уточнение грамматического значения слова является важным условием формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

 У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Это проявляется в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Усвоение дошкольниками грамматического строя происходит постепенно, путём подражания. Однако только речевого общения и образцов для подражания часто недостаточно для того, чтобы ребёнок научился правильно говорить, так как в русском  языке существует множество всевозможных грамматических форм. Для облегчения владения языком необходимо проводить обучение детей трудным грамматическим формам. Для решения этих задач, необходим соответствующий речевой материал, который позволяет ребёнку практическим путём установить правило звукового оформления слов той или иной грамматической категории.

 Для развития грамматического строя речи необходимо уделить внимание процессу словообразования и словоизменения существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования и словоизменения различных частей происходит последовательно-параллельно.

 Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Игры вовлекают детей в практическую деятельность. Дети получают удовольствие от процесса игры. И, хотя речевые игры требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции на инструкции, дети считают, что играть совсем не трудно. Игры дают детям возможность применять свои знания, умения и навыки в работе над формированием грамматически правильной речи.

Учителю-логопеду необходимо вдумчиво и проникновенно готовиться к индивидуальной и подгрупповой коррекционной НОД с использованием игр, а именно: подбирать материал с необходимой грамматической категорией, проверять весь необходимый материал, оборудование, что помогает активировать процесс развития грамматического строя речи у детей. В процессе проведения игры учитель-логопед должен находиться не в центре игрового поля, а рядом, для того чтобы мягко корректировать действия детей. При этом интонация должна быть эмоциональной, ненавязчивой, лаконичной. Такой стиль общения учителя-логопеда с детьми  в процессе игры не нарушит их внутренний настрой на выполнение заданий и активирует их речевую деятельность.

Вне зависимости от итога игры, логопед должен поблагодарить детей за старания, потому что дети должны привыкнуть получать удовольствие от процесса работы, а не стремиться к успеху любой ценой.

Игры и упражнения для формирования  словообразования

Игра «Назови ласково»

В гости к детям приходит кукла. Кукла маленькая, поэтому её можно назвать «куколка». Все предметы для куклы тоже маленькие и поэтому их надо назвать ласково: столик, стульчик, ложечка, вилочка и др.

Игра «Назови ласково»

             Слова по-разному звучат – не тайна это для ребят.

             Звучат и очень строго. Слов грубых тоже много.

            Мы ссориться не любим, приятней нам дружить

            И ласково и нежно слова произносить.

  1. Логопед бросает мяч  ребёнку и при этом произносит слово, ребёнок ловит мяч, образует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч:

                              Мама – мамочка;

                             Бабушка – бабуленька;

                             Заяц- заинька и.т.д.

  1. Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слова, обозначающие взрослых животных, а ребёнку предлагается назвать детёнышей этих животных:

Большой медведь – маленький медвежонок

Большая белка – маленький бельчонок

Большой заяц – маленький зайчонок и.т.д.

  1.  Взрослый бросает мяч, называя признак животного, и предлагает назвать признак детёныша по аналогии:

Лиса рыжая, а лисёнок рыженький

Белка пушистая, а бельчонок пушистенький и.т.д.

    Игра «Кто у кого?»

Предлагается отгадать загадку:

          Комочек пуха, длинное ухо,

         Прыгает ловко, любит морковку.

- Как называется детёныш зайца?

- Сейчас поиграем в игру «Кто у кого?». Посмотрите на картинки животных и вспомните названия детёнышей животных.

Образец ответа:  «У лисы лисёнок» и.т.д.

Игра «Один и много»

Сюжетные картинки животных с детёнышами. Предложить рассмотреть картинку и спросить, например:

- У кошки один котёнок или много?

- Кто это? (Котята) и.т.д.

Игра «Что для чего?»

Детская посуда или предметные картинки с изображением предметов посуды.

    Я учу свою сестрёнку: масло я кладу в маслёнку,

   В чайник чай я наливаю. И про соль, конечно, знаю:

  Я насыплю соль в солонку – не просыпать бы, тихонько.

 Мама кофе очень любит, для него кофейник служит.

А для супа -  супница. Знаю всё я, умница.

А детки догадаются, как это называется?

Предлагается ответить на вопрос,  который звучит в стихотворении:

              Для селёдки – селёдочница

              Для чая – чайник

             Для  сухарей – сухарница

            Для хлеба – хлебница и.т.д.

Игра  «Дружище ИЩ»

Предложить ребёнка послушать стихотворение:

                 Познакомься, дружок, это – ИЩ – дружище.

                 Может маленькие глазки превратились в глазища.

                Может носик маленький превратился в носище.

Может ротик маленький превратился  в ротище.

Вот какой волшебник этот ИЩ-дружище.

И на соответствующем материале (игрушки или картинки) можно ребёнка поупражнять в употреблении грамматических форм: ротик-ротище, ножки-ножищи и.т.д.

 Игровое упражнение «Чей, чья?»

Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных. Сюжетная картина «Семья», предметные картинки. Логопед показывает картинку с предметом одежды и спрашивает: «Чья кофта?», «Чей шарф?» и.т.д.

Если дети затрудняются, то оказывается помощь: «мамина кофта», «папин шарф» и.т.д.

Игра «Чей дом?»

Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных. Демонстрации картин животных и их жилищ.

- Кто это? Где живёт медведь? Берлога – чей дом? (медвежий). И.т.д. : дупло, нора, логово.

Игра «Вкусное варенье»

Предметные картинки фруктов, ягод. Уточнить название предметов. Предложить послушать стихотворение:

                 Наварила наша мама ароматного варенья.

                 Вкусного такого, ну просто объеденье!

                 Вот сейчас возьму я ложку и отведаю немножко:

                 Из вишни варенье – вишнёвое

(Далее предложить называть по аналогии, используя картинки)

Игра «Что делает котёнок?»

Мягкая игрушка «Котёнок». Производятся действия с котёнком, каждый раз задавая вопрос. Ребёнок отвечает.

«Прыг» – что сделал котёнок? - (спрыгнул со стула; запрыгнул на стул; подпрыгнул; перепрыгнул через стул).

Игры и упражнения для формирования словоизменения

Игра «Что исчезло?»

Упражнять в употреблении существительных в именительном падеже. Демонстрация предметов или картинок, расположенных в ряд. Предлагается детям закрыть глаза, а в это время убирается один предмет. Открыв глаза дети определяют, что исчезло.

Игра «Что в магазине?»

Упражнять в употреблении существительных в именительном падеже множественного числа. Демонстрируются предметы или картинки по лексической теме. У взрослого один предмет, у ребёнка несколько предметов.

Образец ответа: «У меня кукла, а в магазине? – «А в магазине куклы» и.т.д.

Игра «Огород»

Упражнять в употреблении существительных в винительном падеже. Муляжи или предметные картинки. Предлагается детям «посадить» овощи. Проводится беседа с каждым ребёнком:

-Катя, что  ты сажаешь?- (Я сажаю лук) и.т.д.

Игра «Кому что дадим?»

Упражнять в образовании существительных в дательном падеже.

Демонстрация игрушек животных. На доске картинки с изображением корма животных. В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут около соответствующей игрушки, отвечая на вопрос:

- Кому это дадим? – Сено дадим корове, лошади, козе и.т.д.

Игра «Я умею считать»

Отрабатывать навык согласования числительных с существительными. Совершенствовать употребление существительных родительного падежа единственного и множественного числа. Предметы и их изображения в количестве пяти штук.

                     Научился я считать, всё могу пересчитать.

                     Не ленюсь и не скучаю, не рисую, не читаю,

                     Целый день хожу – считаю:

Одна чашка (далее предложить счёт до 5) и.т.д.

Игра «Кто где живёт?»

Упражнять в употреблении существительных в предложном падеже с предлогом  -в-.  На доске картинки с изображением жилищ животных.

- Где живёт корова? – В коровнике и.т.д.

Игра «Умей найти своё место»

Закрепление  предложно-падежных конструкций.

Взрослый предлагает детям найти своё место по отношению к соседку, встав друг за другом по указанию. При этом используются слова за, перед, между, впереди, сзади. Дети отвечают на вопрос: «За кем ты стоишь?» (перед, между кем, впереди кого, позади кого?)

Игра «Выбери нужное слово»

Демонстрация картинок или предметов одежды.

                  Наш язык богат словами,

                  Вы поверьте мне, друзья.

                 Говорим частенько с вами:

                 Мой, моё, мои, моя.

Предлагается назвать одежду, про которую можно сказать «моя», «мой», «моё», «мои».

Игра «Попроси, прикажи»

Упражнять в употреблении глаголов повелительного наклонения в речи. Попросить людей или приказать животным выполнить те или иные действия:

- Попроси Колю положить мяч (положи).

- попроси собаку искать зайку (ищи) и.т.д.

Игра «Скажи правильно»

Формировать умение изменять глаголы по лицам и числам.

  1. Логопед называет слово, обозначающее действие, и предлагает (по образцу) назвать глагол со словом заменяющим предмет, то есть местоимением:

                   Петя играет – он играет

                   Дети играют – они играют

                   Я играю – вы играете

                  Играю вы и я – мы играем

2  Логопед показывает картинки с изображением животных, людей и называет глагол  неопределённой формы, дети отвечают на вопрос «Что делает? Что делают?»

            Собака (охранять) – охраняет

            Кошки (играть) – играют  и.т.д.

Игра – самый эффективный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игра весёлая и забавная, занимательная и познавательная поможет овладеть удивительным даром- даром владения словом. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Развитие речи продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно- в первые годы жизни.

Игра – основное занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. В процессе игры  дети легче запоминают, искренне радуются, развивают свои творческие способности.

Литература:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи о дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 4 – 6 лет. – Санкт-Петербург: КОРОНА принт, - 2004.
  3. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. – М. 2003.
  4. Мельникова С.М., Бикина Н.П. Игротека речевых игр. – М. изд. ГНОМ и Д, 2007.
  5. Рудакова Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с ОНР.// Логопед 2007.  
  6.  Жукова Н.С. «О формировании грамматического строя речи у детей с ОНР». Дефектология №3, 1971 г.;
  7. Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников.- М. «Школа – Пресс», 1999.

                                                                                                                                                                                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приёмов в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.

Физические методы коррекции агрессивного поведения. Лингвистические упражнения. Творческие, эмоциональные методы коррекции агрессивного поведения....

Использование игровых методов

Не секрет, что растет количество детей с ОНР и обучение их часто вызывает трудности у логопедов. Такие дети не имеют стремления к самостоятельному рассказыванию и отвечают посредством вопросов логопед...

Использование игровых методов и приемов в ДОУ

Консультация для педагогов ДОУ,...

Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...