Рабочие листы для автоматизации звука (Р)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Метериал предназначен для логопедов, родителей. Содержит информацию для автоматизации звука (Р). При подборе материала была оставлена задача - максимально уменьшить количество других проблемных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация звука (Р) | 634.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Р
Согласный
Звонкий
Сонорный
Дрожащий
Твёрдый.
При произнесении звука – Р губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
Занятие № 1.
(Звук – (Р) в начале слова.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упр. № 1, 2, 3-4, 16, 17, 19, 22
«Кошка умывается»
2. Произносим звук –Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо.
3. Произнеси слоги с разным ритмическим рисунком.
Ра – ра – ра – ра - ра ро – ро – ро – ро – ро
Ра – ра – ра – ра - ра ро – ро – ро - ро – ро
Ры – ры – ры – ры -ры ру – ру – ру - ру – ру
Ры – ры – ры – ры - ры ру – ру – ру – ру - ру
4. Запомни и повтори слоги.
Ра – ро – ру – ры ры – ро – ру - ра
ру – ры – ра - ро ро – ру – ра - ры
Ры – ра – ро – ру ру – ра – ры - ро
ро – ру – ры - ра Ра – ры – ро – ру
5. Хлопни в ладоши, если услышишь звук (Р).
Д, Р, Д, Ж, З, Г, Р, П, Р, М, С, Р, Р, К, Р, Ц, Х , Ж, Р, Р.
6. Придумай слова с согласным твёрдым звуком (Т).
Танк, торт, крот, таракан, торф, тапки, стол. . .
7. Игра « 1-2-3-4-5»
Рама, рубаха, рука, рана.
Одна рана, две раны, три раны, четыре раны, пять ран.
8. Повтори слово три раза. Игра «Эхо».
Радио радуга рак ракета рама ров
Рога родник ролики рот рота рубаха
Рука рукопись рыбак рывок рысь рана
9. Назови картинки.
Занятие № 2.
(Звук – (Р) в начале слова.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упр. № 1, 2, 3-4, 16, 17, 19, 22
«Кошка умывается»
2. Произносим звук – Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо.
3. Произнеси слоги и слова.
Ра – ра – ра – рак ро – ро – ро - рот
Ра– ра – ра – рама ро – ро – ро - робот
Ра– ра – ра – ранец ро – ро – ро - рог
Ра– ра – ра – ракета ро – ро – ро – рота
Ры – ры – ры – рыба ру – ру – ру - руки
Ры – ры – ры – рык ру – ру – ру - руль
Ры – ры – ры – рынок ру – ру – ру - Русь
Ры – ры – ры – рывок ру – ру – ру – рукопись
4. Запомни и повтори слоги.
Ра – ро – ру – ры ры – ро – ру - ра
ру – ры – ра - ро ро – ру – ра - ры
Ры – ра – ро – ру ру – ра – ры - ро
ро – ру – ры - ра Ра – ры – ро – ру
5. Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком (Р).
ВА – РА – МА – РО – НО – ШУ – РУ – РЫ – ЧА – СА – ЛО – ВО – РА – ГА – РЫ – ФЫ.
6. Придумай слова с согласным твёрдым звуком (Д).
Дом, двор, дверь, колода, вода, овод, свод. . .
7. Игра « 1-2-3-4-5»
Радуга, ракета, рыба, работа.
Одна рана, две раны, три раны, четыре раны, пять ран.
8. Проговариваем фразы.
У Ромы рубаха. У Раи рыба.
У Ромы рак. У Раи рояль.
У Ромы робот. У Раи работа.
У Ромы рана. У Раи ракета.
9. Игра « Про что мы скажем…»
Розовое – ведро, облако, платье, небо…
Розовая – рубашка, кофта, вата, лента, стена…
Розовый – свитер, стол, стул, забор…
10. Игра «Назови картинки».
Занятие № 3.
(Звук – (Р) в начале слова.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упр. № 1, 2, 3-4, 16, 17, 19, 22
«Кошка умывается»
2. Произносим звук – Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо.
3. Произнеси слоги и слова.
Ра – ра – ра – работа ро – ро – ро - родина
Ра– ра – ра – равновесие ро – ро – ро - ровный
Ра– ра – ра – рагу ро – ро – ро - ром
Ра– ра – ра – ранец ро – ро – ро – ропот
Ры – ры – ры – рытвина ру – ру – ру - руки
Ры – ры – ры – рык ру – ру – ру - руль
Ры – ры – ры – рынок ру – ру – ру - Русь
Ры – ры – ры – рывок ру – ру – ру – рукопись
4. Запомни и повтори слоги.
Ра – ро – ру – ры ры – ро – ру - ра
ру – ры – ра - ро ро – ру – ра - ры
Ры – ра – ро – ру ру – ра – ры - ро
ро – ру – ры - ра Ра – ры – ро – ру
5. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком (Р).
ВАГОН – РАКЕТА – МАМА – РОМАШКА – НОГА – ШУБА – РУКА – РЫК – ЧАСЫ – САЛАТ – ЛОЖКА – ВОДА – РАДУГА – ГАМАК – РЫВОК – ФОНТАН.
6. Придумай слова с согласным твёрдым звуком (Г).
Газон, газ, газета, грузовик, горностай, гора, горе, гром, гроза, гриб, погреб, вагон, вагонетка, погонщик, погоны, снег…
7. Игра « 1-2-3-4-5»
Робот, рот, рак, рынок.
Один рот, два рта, три рта, четыре рта, пять ртов.
8.Игра «Чья вещь?».
У Ромы рубаха.- Это Ромина рубаха.
У Раи рыба. – Это Раина рыба.
У Ромы рак. – Это Ромин рак.
У Раи рояль. – Это Раин рояль.
У Ромы робот. – Это Ромин робот.
У Раи работа. – Это Раина работа.
У Ромы рана. – Это Ромина рана.
У Раи ракета. – Это Раина ракета.
9. Игра «Какая…»
Рубаха – новая рубаха, синяя рубаха…
Рыба –
Ракета –
Рука -
10. Игра «Назови картинки».
Занятие № 4.
(Звук – (Р) в конце слова.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упр. № 1, 2, 3-4, 16, 17, 19, 22
«Кошка умывается»
2. Произносим звук –Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо.
А) Игра «Едем по горам» (схема)
Б) Игра «Привези покупки из магазина домой» (схема)
3. Проговариваем слоги.
ар – ар – ар ара – ара – ара ар – ор – ур – ыр
ор – ор – ор оро – оро – оро ыр – ар – ор – ур
ур – ур – ур уру – уру – уру ур – ыр – ар – ор
ыр – ыр – ыр ыры – ыры – ыры ор – ур – ыр – ар
4. Произнеси слоги с разным ритмическим рисунком.
ар – ар – ар – ар - ар ор – ор – ор – ор – ор
ар – ар – ар – ар - ар ор – ор – ор - ор – ор
ыр – ыр – ыр – ыр - ыр ур – ур – ур - ур – ур
ыр – ыр – ыр – ыр - ыр ур – ур – ур – ур - ур
5. Произнеси слоги и слова.
ар – ар – пар ор – ор – бор ур – ур – бур
ар – ар – бар ор – ор – вор ур – ур – тур
ар – ар – дар ор – ор – мор ур – ур – мур
ар – ар – вар ор – ор – сор * ур – ур – абажур*
6. Назови картинки.
7. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком (Р).
ВАР – РАМА – МАШИНА – РОЗА – НОША – ШИНЕЛЬ – РУБЛЬ – РЫНОК – ЧЕМОДАН – САЧОК – ЛОГОВО – ВОР – РАНЕЦ – ГАЗОН – РЫСЬ – КОМ.
8. Придумай слова с согласным твёрдым звуком (К).
Кот, кошка, котёнок, коряга, костёр, катер, корова, крошка, край, краюшка, кран, комар, подоконник, окно, кнут, кошелёк, ком…
9. Игра «Скажи правильно».
Роза, расти, в, сад – Роза растёт в саду.
Ракета, лететь, космос, в –
Руки, вода, мыть, Рома –
Рая, гулять, лес, в –
Рома, рыть, яма –
Рома, поймать, рыба –
Рая, идти, гулять –
Мама, рынок, идти, на –
Мама, купить, руль, Рома –
10. Игра «придумай, про что можно сказать…»
Одна – рука, нога, голова…
Занятие № 5.
(Звук – (Р) в конце слова.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упр. № 1, 2, 3-4, 16, 17, 19, 22
«Кошка умывается»
2. Произносим звук – Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо.
А) Игра «Едем по горам» (схема)
Б) Игра «Привези покупки из магазина домой» (схема)
3. Проговариваем слоги.
ар – ар – ар ара – ара – ара ар – ор – ур – ыр
ор – ор – ор оро – оро – оро ыр – ар – ор – ур
ур – ур – ур уру – уру – уру ур – ыр – ар – ор
ыр – ыр – ыр ыры – ыры – ыры ор – ур – ыр – ар
4. Произнеси слоги с разным ритмическим рисунком.
ар – ар – ар – ар - ар ор – ор – ор – ор – ор
ар – ар – ар – ар - ар ор – ор – ор - ор – ор
ыр – ыр – ыр – ыр - ыр ур – ур – ур - ур – ур
ыр – ыр – ыр – ыр - ыр ур – ур – ур – ур - ур
5. Произнеси слоги и слова.
ар – ар – пожар ор – ор – помидор
ар – ар – санитар ор – ор – двор
ар – ар – загар ор – ор – мухомор
ар – ар – отвар ор – ор – топор
ер – ер – ер - катер ир – ир – ир - мир
ер – ер – ер - ветер ир – ир – ир - пир
ер – ер – ер - мастер ир – ир – ир - кефир
ер – ер – ер - вечер ир – ир – ир - зефир
6. Назови картинки.
7. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком (Р).
КАПКАН, ПАРОВОЗ, ЛОДКА, ДОБРО, СОРОК, ДУДОЧКА, ЧАШКА, ФУРАЖКА, ВАРАН, МУРАВЕЙ, РАБОТА, ТОПЬ, ТЫСЕЧА, ЗУБ, ЦУНАМИ, РЫЛО, ЛУК, БЫК, ЧАРОДЕЙ, ДУПЛО, ПУГАЛО, ГОРА, НОРА, РУЧЕЙ.
8. Придумай слова с согласным твёрдым звуком (Х).
Хата, хорёк, хворост, хвост, хобот, хутор, хлеб, хозяин, тахта, вахта, муха, холохуп, блоха, кроха, хакер, мох, лопух, мех…
9. Игра «Доскажи словечко».
Ра – рама, радио, работа, радость, ракета…
Ро – робот, рот, рота, рок, рога…
Ру – рука, рупор, рубец, рулон…
Ры – рывок, рынок, рысь, рыба, рык…
10. Игра «придумай, про что можно сказать…»
Один – сапог, ботинок, стол, стул…
Занятие № 6.
(Звук – (Р) в конце слова.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упр. № 1, 2, 3-4, 16, 17, 19, 22
«Кошка умывается»
2. Произносим звук – Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо.
А) Игра «Едем по горам» (схема)
Б) Игра «Привези покупки из магазина домой» (схема)
3. Проговариваем слоги.
ар – ар – ар ара – ара – ара ар – ор – ур – ыр
ор – ор – ор оро – оро – оро ыр – ар – ор – ур
ур – ур – ур уру – уру – уру ур – ыр – ар – ор
ыр – ыр – ыр ыры – ыры – ыры ор – ур – ыр – ар
4. Произнеси слова.
Бобёр повар бор мухомор помидор
Веер отвар тир товар ветер
Топор вечер пар катер хор
Кефир двор дар комар пир
6. Назови картинки.
7. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком (Р).
ПУРГА, ЛУЖА, ШАЛЬ, ДАМБА, ДЫРА, ТЫКВА, ТУФЛИ, ХАТА, САРАФАН, ПЫЛЬ, НУГА, СИРОП, ЛЮСТРА, ТАБЛО, ТОПОР, ЛЫЖНИК, ФУРГОН, ЩАВЕЛЬ.
8. Придумай слова с согласным твёрдым звуком (Б).
Банка, бобр, рубль, кобра, кобура, каблук, бабушка, букашка, барабан, банан, бублик, бурундук, бумеранг, бандит, бант…
9. Спряжение в будущем времени.
Готовить рыбу, мыть руки, раскрыть рот, рыть ров.
Образец: Я раскрою рот, ты раскроешь рот, он раскроет рот, она раскроет рот, вы раскроете рот, мы раскроем рот, они раскроют рот.
10. Игра «придумай, про что можно сказать…»
Одно – облако, небо, дерево, солнце, ведро, окно…
Занятие № 7.
(Звук – (Р) в середине слова.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упр. № 1, 2, 3-4, 16, 17, 19, 22
«Кошка умывается»
2. Произносим звук –Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо.
А) Игра «Едем по горам» (схема)
Б) Игра «Привези покупки из магазина домой» (схема)
3. Проговариваем слоги.
ара – ара – ара ара – оро – уру – ыры
оро – оро – оро ыры – ара – оро – уру
уру – уру – уру уру – ыры – ара – оро
ыры – ыры – ыры оро – уру – ыры – ара
4. Проговариваем слова.
Баран гараж дыра корыто пирамида
Ворон гора жара нора сорока
Ворота дорога корова пёрышко сырок
5. Игра «Один – много».
Рука – руки рынок – рынки рог – рога робот – роботы
Топор – топоры товар – товары комар – комары
Отвар – отвары помидор – помидоры пассажир – пассажиры
Ворона – вороны сорока – сороки корова – коровы
Нора – норы гора – горы баран – бараны.
6. Назови картинки.
7. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком (Р).
ЦАРЬ, ЛОШАДЬ, ХАРОМЫ, ЖАРА, ЧУЧЕЛО, ФУТБОЛ, МАРКА, МУРАВЕЙ, РЫЧАГ, РАДИО, ЛАРЧИК, РЮШКА, ТИХОНЯ, ХИТ, БОРОДА, ГОРЛО, РИЦЕПТ, РЕКА, СЮРТУК, РЮКЗАК, ВАРАН, ГАЗОН, ГОРА, ТОРГОВЕЦ, ЧУМ, МОРЯК, ВРАГ.
8. Придумай слова с согласным твёрдым звуком (П).
Патруль, папа, панама, парта, паром, копна, попугай, патрон, поезд, паровоз, папуас, парус, портной…
9.Игра «Посели слова в домик».
(домик звуков и картинки)
10. Игра «Она какая…»
Роза – розовая, красная, красивая…(розовая роза…)
Рысь – быстрая, хитрая, мудрая, опытная, пятнистая…
Нора – глубокая, широкая, маленькая, сухая, грязная, красивая…
Трава – зелёная, мокрая, сухая, вялая, пожухлая, молодая,
прохладная…
11. Игра «Скажи наоборот».
Белый – чёрный больной – здоровый дикий – ручной
Злой – добрый длинный – короткий узкий – широкий
Занятие № 8.
(Звук – (Р) в середине слова.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упр. № 1, 2, 3-4, 16, 17, 19, 22
«Кошка умывается»
2. Произносим звук –Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо.
А) Игра «Едем по горам» (схема)
Б) Игра «Привези покупки из магазина домой» (схема)
3. Проговариваем фразы.
Ры – ры – ры, скучно детям без игры.
Ра – ра – ра, вот хорошая игра.
Ро – ро – ро, попади мячом в ведро.
Ру – ру – ру, поиграли мы в игру.
4. Игра «Один – много».
корова - коровы пирог - игра –
баран - помидор - урок –
воробей - кукуруза - дыра –
ворона - муравей - забор –
5. Назови картинки.
6. Игра «Посели картинки в домик».
7. Учим скороговорку.
За поворотом второй поворот, да крутой разворот.
8. Придумай слова с согласным твёрдым звуком (Р) в начале слова.
9. Игра «Цепочка слов».
Составь цепочку из картинок, где последний звук в названии становится первым для следующего(первая карточка отмечена галочкой). С любым, словом составь предложение.
Парашют, топор, рак, корова, арбуз.
Фартук, комар, рот, таракан, носорог.
Рот, таракан, носорог, гора, арфа.
Сахар, робот, тигр, рыбак, корова.
10. Игра «Парочки».
Перед началом игры на игровое поле логопед выкладывает 9 пар карточек. Дети рассматривают их течение 1 минуты, затем карточки переворачиваются. Цель игры – найти пару, открывая по две картинки. Нашедший пару, забирает картинки себе и делает следующий ход. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество парочек.
Занятие № 9.
(Звук – (Р) в середине слова.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Договариваем слова.
ра – ра – ра – иг.. ро – ро – ро – вед..
ра – ра – ра – ко.. ро – ро – ро – ут..
ра – ра – ра – но.. ры – ры – ры – ша..
ра – ра – ра – го.. ру – ру – ру – кенгу..
ран – ран – ба... рон – рон – во...
ран – ран – во... рог – рог – носо...
раф – раф – жи... рог – рог – пи...
рова – рова – ко.... рона – рона – ко....
3. Игра «Слоговые вагончики».
(1, 2, 3, 4)
Надо чётко произнести название картинки. Сосчитать количество слогов в слове и посадить пассажира в нужный вагон.
Рак, кенгуру, носорог, баран, тигр, морж, жираф, рысь, зебра, куры, воробей, ворона, сорока, мартышка, рыба, поросёнок.
4. Проговариваем скороговорки.
За поворотом второй поворот, да крутой разворот.
Хорош пирожок, внутри творожок.
Насыпал Парамошка горошка на дорожку.
5. Игра «Четвёртый лишний».
свинья, ворона, лошадь, кошка;
колокольчик, одуванчик, помидор, василёк;
тополь, липа, осина, ромашка;
баран, банан, апельсин, яблоко.
6. Игра «Придумай слова».
Придумай слова с согласным твёрдым звуком (Р) в конце слова.
7. Игра «Вопросы – ответы».
Надо ответить на вопросы логопеда полным предложением. В качестве подсказок могут выступать картинки.
- Кто ранним утром убирает двор? (дворник)
- Кто, сидит на воротах и громко каркает? (ворона)
- Кто рыбачит на заросшем пруду? (рыбак)
- Кто мычит в сарае? (корова)
- Что стоит на столе? (самовар)
- Что растёт на огороде? (помидор)
- Что выстирала Рая? (сарафан)
- Что красит Рома? (забор)
- Что растёт в саду? (смородина)
- Что ест морж? (рыбу)
- Кто лечит людей? (доктор)
- Что плывёт по морю? (пароход, корабль)
8. Игра «Сюжетное лото».
Первый тур.
один ребёнок водит и помогает игрокам.
В игре принимает участие не более трёх детей. Первый тур разыгрывается по правилам классического лото. Логопед показывает картинки и называет их, например: «Кому рыбака?» или «Чей сыр?»
Дети поочерёдно отвечают логопеду, обязательно повторяя ключевое слово: «Мне рыбака», «Мой сыр».
При этом первый игрок выбирает слова, начинающиеся со звука (Р), а второй игрок – слова со звуком (Р) в середине, а третий – со звуком (Р) в конце.
Второй тур.
Картинки для каждого из участников игры логопед подбирает таким образом, чтобы их можно было связать единым сюжетом, например:
Звук (Р) в начале слов – ручей, рыбак, рак, ракушка, рыба.
Звук (Р) в середине слов – крот, огород, картошка, морковка, нора.
Звук (Р) в конце слов – комар, самовар, пар, сахар, сыр.
Во втором туре игры дети составляют короткие рассказы по своим картинкам, которые в данном случае играют роль своеобразного плана.
9. Игра «На что похожа фигура».
Детям раздаются листы бумаги, на которых нарисовано 4 овала. Надо превратить эти фигуры в предмет
Занятие № 10.
(Звук – (Р) в сочетании с другим согласным.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. «Пулемёт» - ТР-ТР-ТР-ТР.
3. Проговариваем слоги.
ТРА-ТРА-ТРА ТРО-ТРО-ТРО
ТРУ-ТРУ-ТРУ ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ
ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ ТРУ-ТРЫ-ТРА-ТРО
ТРО-ТРУ -ТРЫ-ТРА ТРЫ-ТРА-ТРО-ТРУ
ТРУ-ТРЫ-ТРА-ТРО ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
ТРЫ-ТРА-ТРО-ТРУ ТРО-ТРУ-ТРЫ-ТРА
4. Проговариваем слова.
Травка тропка труд метры
Трамвай тройка трубы ветры
Тетрадь метро трубка театры
Трава трон трубач утро
5. «Много – один»
Травки – травка тройки - трубы- метры – метр
Трамваи - тропки - трубки - театры –
6. Игра « 1-2-3-4-5»
Образец: Одна тетрадь, две тетради, три тетради, четыре тетради, пять тетрадей.
Труба
Тропка
Травка
7. Отгадай и заучи загадку.
Он плясун, он певун, Он забавная игрушка,
Он весёлый говорун. А зовут его …
(Петрушка)
8. Придумай слова с согласным твёрдым звуком – (Р) в середине слова.
9. Проговариваем скороговорки.
Тра - тра – тра – в детский сад идём с утра.
Тро – тро – тро – едем в садик на метро.
Тру – тру – тру – трубят трубы на ветру.
Тры – тры – тры – в сказках гномики хитры.
10. Учим двустишие.
Труба трубит, труба поёт,
Трубач по городу идёт.
11. Игра «Слабое звено».
Первый тур.
На столе ровным прямоугольником (3/6) лежат картинки, среди которых – трон, трость, трамвай. Дети хором проговаривают считалку:
Тра – тра, тра – тра,
Начинается игра!
Кто промолвит слово «трон» -
Из игры выходит вон.
Логопед в быстром темпе поочерёдно называет имена игроков (начиная с того на ком закончилась считалка) и даёт им «координаты» картинок, например:
- Серёжа, что правее розы?
- Оля, что над рыбой?
- Таня, что между рыбой и раком?
- Дима, что в правом верхнем углу?
Услышав своё имя, участник игры должен быстро и чётко назвать указанную картинку.
Если игрок неверно называет картинку или произносит слово «ТРОН», он выходит из игры.
Занятие № 11.
(Звук – (Р) в сочетании с другим согласным.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. «Пулемёт» - ТР-ТР-ТР-ТР.
3. Проговариваем слоги.
ТРА-ТРА-ТРА ТРО-ТРО-ТРО
ТРУ-ТРУ-ТРУ ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ
ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ ТРУ-ТРЫ-ТРА-ТРО
ТРО-ТРУ -ТРЫ-ТРА ТРЫ-ТРА-ТРО-ТРУ
ТРУ-ТРЫ-ТРА-ТРО ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
ТРЫ-ТРА-ТРО-ТРУ ТРО-ТРУ-ТРЫ-ТРА
4.Закончи предложение.
Трактор тарахтит в поле троллейбус стоит на остановке
Трамвай идёт тропа ведёт
Травка растёт трон стоит
Трубач трубит тройка скачет
5. Проговариваем чистоговорки.
Тра – тра – тра – на трамвай бегу с утра.
Тро – тро – тро – трое едут на метро.
Тру – тру – тру – трудно строить на ветру.
Тры – тры – тры – змеи в тропиках хитры.
Тра – тра – тра – нам нужна трава.
Тра – тра – тра – вот растёт трава.
Тру – тру – тру – косим мы траву.
Тры – тры – тры – накосили мы травы.
6. Игра ««Слоговые вагончики».
(1, 2, 3, 4)
Надо чётко произнести название картинки. Сосчитать количество слогов в слове и посадить пассажира в нужный вагон.
Трамвай, труба, трон, тетрадь, троллейбус, трактор, трава, тропа, тройка, трубка, трасса, трамплин.
7. Игра « 1-2-3-4-5»
Труба, трубка, тройка, тропа.
8. Игра « 4 лишний».
Троллейбус, трамвай, метро, лошадь;
Ракета, вертолёт, бабочка, пароход;
Муха, сорока, ворона, воробей;
Глаза, рот, нос, щёки.
9. Игра «Слабое звено».
Второй тур.
На столе ровным прямоугольником (3/6) лежат картинки, среди которых – трон, трость, трамвай. Дети хором проговаривают считалку:
Тра – тра, тра – тра,
Продолжается игра!
Если скажешь слова «ТРОСТЬ»-
Ты у нас незваный гость!
Логопед в быстром темпе поочерёдно называет имена игроков (начиная с того на ком закончилась считалка) и даёт им «координаты» картинок, например:
- Серёжа, что правее розы?
- Оля, что над рыбой?
- Таня, что между рыбой и раком?
- Дима, что в правом верхнем углу?
Услышав своё имя, участник игры должен быстро и чётко назвать указанную картинку.
Если игрок неверно называет картинку или произносит слово «ТРОСТЬ», он выходит из игры.
Занятие № 12.
(Звук – (Р) в сочетании с другим согласным.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. «Пулемёт» - ТР-ТР-ТР-ТР.
3. Игра «Доскажи словечко».
Тры – тры – осе... трац – трац – ма...
Тры – тры – ве... традь – традь – те...
Тро – тро – ме... трос – трос – ма...
4. Игра «шаловливые котята»
Разминка.
Логопед читает стихотворение, а дети повторяют вся фразу, подставив слог «ТРЫ»:
У нашей сес...тры
Котята шус...тры,
Их лапки быс...тры,
Их когти ос...тры,
Их шубки пес...тры,
А глазки хи...тры!
Ход игры.
Дети внимательно рассматривают лежащие на столе картинки к словам со звукосочетанием «ТР». Логопед предлагает участникам игры представить, что это не картинки, а настоящие предметы.
- А ты, - обращается он к первому игроку, - не мальчик(девочка), а шаловливый котёнок. Отвернись и скажи, в какой последовательности будут падать со стола предметы, если ты потянешь скатерть с этой стороны».
Другого «котёнка» логопед ставит с другой стороны спиной к столу и повторяет вопрос.
Можно задать детям и другие вопросы: «Что разобьётся?», «Что рассыплется?», «Что покатится?».
5. Проговариваем рифмовки.
Утром рано два барана у ворот, у ворот,
Охраняют два барана огород, огород.
По тропе, по тропе едет Ваня на осле,
Ослик упирается, Ваня раздражается.
Трактора, трактора
Едут по полю с утра.
Тролль по тропке утром рано
В лес пошёл искать барана.
6. Проговариваем и договариваем фразы.
- Огурцы и помидоры – это ...
- Ведро и пирамидка – это ...
- Рояль и гитара – это ...
- Ромашка и роза – это ...
- Метро и паровоз – это ...
- Троллейбус и трамвай – это ...
- Корабль и пароход – это ...
- Ракета и вертолёт – это ...
- Ворона и воробей – это ...
- Носорог и жираф – это ...
- Корова и баран – это ...
- Муравей и комар – это ...
7. Придумай слова с согласным твёрдым звуком – (В).
Ворона, воробей, волк, вода, вата, подкова, поводок, ковш, гвозди, ваза, корова, повар, творог, вагон, товар, вор, ворота.
8. Игра «Слабое звено».
Третий тур.
На столе ровным прямоугольником (3/6) лежат картинки, среди которых – трон, трость, трамвай. Дети хором проговаривают считалку:
Тра – тра, тра – тра,
Завершается игра!
Если вымолвишь«ТРАМВАЙ»-
Скажем мы тебе прощай!
Логопед в быстром темпе поочерёдно называет имена игроков (начиная с того на ком закончилась считалка) и даёт им «координаты» картинок, например:
- Серёжа, что правее розы?
- Оля, что над рыбой?
- Таня, что между рыбой и раком?
- Дима, что в правом верхнем углу?
Услышав своё имя, участник игры должен быстро и чётко назвать указанную картинку.
Если игрок неверно называет картинку или произносит слово «ТРАМВАЙ», он выходит из игры.
9. Игра «На что похожа фигура».
Детям раздаются листы бумаги, на которых нарисовано 4 трапеции. Надо превратить эти фигуры в предметы.
Занятие № 13.
(Звук – (Р) в сочетании с другим согласным.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. «Заводим грузовик» - ДР-ДР-ДР-ДР.
3. Игра «Доскажи словечко».
Дро – дро – дро – на дорожке ве...дро.
Дро – дро – дро – вот ещё ве...дро.
Дра – дра – дра – на дорожке два ве...дра.
дро – дро –дро – тяжёлое ве...дро.
Дру – дру – дру – друг идёт к ве...дру.
Дра – дра – дра – несём два ве...дра.
дра – дра – дра – полных два водой ве...дра.
Дры – дры – дры – друзья всегда му...дры.
4. «Один – много».
кедр – кедры дракон – драконы
кадр – кадры друг – друзья
ведро – вёдра дровосек – дровосеки
выдра - выдры драка – драки
5. Скороговорки.
- Вёз корабль карамель, напоролся вдруг на мель.
- Трамвай и троллейбус друзей довезут, но только туда, где проложен маршрут.
- Самый быстрый, ровный путь через город не забудь: под землёю мчит хитро нас Московское метро.
- На тропке труба, труба на тропке.
6. Назови картинки.
7. Игра «Посели картинки в домик».
8. Игра «Кто в каком вагоне едет».
9. Игра «Заменяй-ка».
Первый тур.
Дети и логопед сидят вокруг стола, на котором разложены картинки. Логопед начинает игру, предлагая детям образец предложения, например:
- Юра рвёт морковку.
Первый игрок повторяет это предложение, изменив в нём только последнее слово. В этом ему помогают картинки, лежащие на столе. Он говорит, например:
- Юра рвёт траву.
Второй игрок продолжает:
-Юра рвёт тетрадь.
За каждый логически правильный ответ участники игры получают призовые фишки. Когда игрок не справляется с заданием, все дети хором считают:
- Раз, два, три - говори!
Если и после этого ответа нет или ответ неверный, игрок не получает фишки, а в игру вступает следующий участник.
Как только круг замыкается, и слово вновь предоставляется логопеду, он произносит новое предложение, например:
- Вера стирает... (фартук, тройку...)
- Тимуру подарили... (авторучку, Петрушку...)
- Виктор рисует... (ракету, карандашом, в тетради...)
- Ира продаёт... (морковку, помидоры...)
- Рая открывает ... (рот, тетрадь, кран, крышку...)
- Рома играет... ( с шарфом, на трубе... )
- Валера потерял ... (дорогу, рубль, тетрадь...)
Второй тур.
Логопед задаёт каждому игроку по одному вопросу, но, чтобы ответить на эти вопросы, детям придётся вспомнить всё, что было сказано во время первого тура. Например, логопед спрашивает:
- Что стирает Вера?
Игрок, которому задан этот вопрос, отвечает:
- Вера стирает фартук, рубашку. Ещё Вера стирает тройку в тетради и т.д.
Занятие № 14.
(Звук – (Р) в сочетании с другим согласным.)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Назови картинки.
3. Игра «Цепочка слов».
Составь цепочку из картинок, где последний звук в названии становится первым для следующего(первая карточка отмечена галочкой). С любым, словом составь предложение.
Самовар, рукав, вор, ракета;
Дракон, носорог, град, дрова;
Червяк, комар, рог, горы;
Карандаш, шарф, фартук, крот.
4. Игра «Посели картинки в домик».
5. Игра «Кто в каком вагоне едет».
6. Спряжение в будущем времени.
Дразнить носорога, рубить дрова, искать дракона, кормить дрозда.
(Я, ты, он, она, вы, мы, они)
7. Игра «Логическое лото».
Для игры потребуется 2 стопки карточек. Названия картинок первой стопки составляют тематические пары с названиями картинок второй стопки. 18 карточек первой стопки поровну делятся между участниками игры.
Первый тур.
Каждый игрок раскладывает полученные карточки в ряд перед собой. Логопед перетасовывает карточки второй стопки и начинает игру, например:
- Кому струны?
- Мне струны, потому что у меня есть гитара, - отвечает один из игроков и накладывает «струны» на «гитару».
- Кому раму?
- Мне раму, потому что у меня портрет.
Картинки для игры.
1 стопка 2 стопка
- гитара струны
- крыша труба
- рубашка карман
- рыба рыбак
- Дед Мороз Снегурочка
- кормушка крошки
- царь корона
- рыжик корзина
- дорога светофор
- авторучка тетрадь
- портрет рама
- дрова топор
- корова рога
- муравейник муравей
- терка морковка
- нора крот
8. Составь предложения из полученных пар.
Например:
У гитары порвались струны.
Крот роет нору.
9. Игра «Логические пары».
Перед началом игры на игровое поле логопед выкладывает 16 карточек (взятых из предыдущей игры). Дети рассматривают их течение 1 минуты, затем карточки переворачиваются. Цель игры – найти пару, открывая по две картинки. Нашедший пару, забирает картинки себе и делает следующий ход. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество парочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для автоматизации звуков Л, Р
Рабочая тетрадь для автоматизации звуков Л, Р...
Рабочий лист. Определение позиции звука Ль в слове
Предлагаются картинки со звуком Ль. Ребенок, помогая дельфину, называет картинку, определяет место звука слове и проводит линию от картинки к нужной жемчужине на коралле....
Рабочие листы на автоматизацию звука Ш.
Рабочие листы на автоматизацию звука Ш....
Рабочий лист для автоматизации звуков Л и Ль
Цепочки слов для автоматизации звуков Ль ("Помоги улитке доползти до малины") и Л ("Помоги Лунтику дойти до шоколадки")...
Рабочие листы для автоматизации звука С.
Полезный и интересный материал для автоматизации звука С в виде рабочих листов, которые можно вклеивать детям в интерактивную тетрадь....