Консультация для воспитателей: Формирование лексико-грамматических средств языка в ООД по теме «Транспорт. ПДД»
консультация по логопедии по теме

Капитонова Светлана Фёдоровна

Консультация для воспитателей: Формирование лексико-грамматических средств языка в ООД по теме «Транспорт. ПДД»

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e9c/00088693-cd0930a5/hello_html_512103d4.jpg

Консультация

для воспитателей 

Формирование

лексико-грамматических средств языка

в ООД по теме

«Транспорт. ПДД»

                Учитель-логопед:

                Капитонова С.Ф.

Москва  2016 г.

Консультация  для  воспитателей 

Формирование лексико-грамматических средств языка в ООД по теме

«Транспорт. ПДД»

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений.

Научить говорить важно и необходимо, но также необходимо целенаправленно обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Мы знаем простую истину, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и обучение правилам дорожного движения является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Пальчиковая гимнастика.            Давайте покажем, как мы умеем чинить транспорт.

Будем транспорт мы лечить.               Трут ладошки друг о дружку;

Будем транспорт мы чинить.               Сжимают и разжимают ладони;

В руки взяли молоток,                         Изображают, что берут «молоток»;

Постучали: «Тук, да, ток».                   Стучат воображаемым молотком;

Мы колёса прикрутили,                     Вращательные движения кулаками;

Окна щётками помыли,                       Изображают «дворники»;

Руль крутили влево, вправо,                Изображают, что крутят руль;

Починили всё на славу!                        Сжимают ладони, а большой палец выставляют вверх.

Физкультурная минутка «Самолёт»

 

Руки в стороны

В полёт отправляем самолёт.

Левое крыло вперёд, правое крыло вперёд,

Раз, два, три, четыре – самолёт наш лучший в мире.

Дети выполняют движения по показу воспитателя  и в соответствии с инструкцией.

Гимнастика для глаз

Дети выполняют движения глазами по показу логопеда и в соответствии с текстом.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернём, заниматься вновь начнём!

“Скажи наоборот”.

Воспитатель: Я буду называть действия, а тот, кому я брошу мяч, назовет действия наоборот.

Отъехал – подъехал; выехал – заехал; въехал – съехал; улетел – прилетел; заплыл– выплыл; вылетел – залетел; взлетел – приземлился; укатил – прикатил; уплыл – приплыл.

Подвижная игра “Самолет”.

 Дети встают на носочки, руки поднимают вверх, затем садятся на карточки, руки разводят в стороны и говорят:

Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летем далеко,
Мы летаем близко.

«Один-много»

 Давайте поиграем. Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне :

Автобус - автобусы, трамвай - трамваи, самолет – самолёты, корабль – корабли, самосвал – самосвалы, велосипед – велосипеды, мотоцикл – мотоциклы, грузовик – грузовики, такси – такси.

-Слово такси не изменяется.

Дети выстраиваются полукругом на ковре и воспитатель бросает им мяч.

 «Семейка слов»

 

Давайте соберём семейку слов к слову машина:

-Как можно назвать маленькую машину? (машинка).

-А очень большую? (машинища).

-Как назвать человека, который водит поезд? (машинист).

-Как называется масло для двигателя машины? (машинное масло).

 

На доске друг за другом появляются изображения машины, маленькой машинки, большой машины, машиниста, машинного масла.

«Два и пять»

 

Посмотрите на картинки и сосчитайте, сколько всего у вас машин:

2 самолёта - 5 самолётов; 2 автобуса – 5 автобусов; 2 самосвала – 5 самосвалов; 2 велосипеда – 5 велосипедов; 2 корабля – 5 кораблей; 2 трамвая – 5 трамваев; 2 вертолёта  – 5 вертолётов; 2 лодки  – 5 лодок.

 

У детей в руках по две карточки с изображением транспорта.

Игра «Закончи предложение» (усвоение глагола «ехать» с различными приставками).

Чтоб в дороге не скучать, будем вместе мы играть,

И короткие частицы к слову «ехать» добавлять.

Логопед: Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),

                 На горку …(заехали), с горки мы …(съехали) и дальше... (поехали).

                 Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),

                 Яму мы... (объехали) и дальше... (поехали).

                 Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),

                 Через мост... (переехали) и дальше... (поехали).

                 Ехали мы, ехали, до города... (доехали),

                 В ворота... (заехали), вот  мы и... (приехали).

«Весёлые гонки»

 

Мальчик Ваня собрался отдохнуть на море. Давайте поможем ему доехать:

Из дома Ваня (что сделал?) вышел, речку по мостику он перешёл и дальше пошёл. Ваня к дороге подошёл, на мотоцикл сел и поехал. По дороге ехал, в горку въехал, с горки съехал, озеро объехал, кочку переехал, и на железнодорожный вокзал приехал. На поезд Ваня сел и поехал. В город приехал, из поезда вышел, остановку нашёл и к ней подошёл. Ваня в машину сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел в самолёт и полетел. Лес он пролетел, горы перелетел, и прилетел. Из самолёта Ваня вышел и пошёл. Шёл и в порт пришёл. Сел он на катер и от берега отплыл. К пляжу он приплыл и стал отдыхать.

 

Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?

 

На доске изображен маршрут, которому нужно следовать. Дети по очереди выходят к доске и продвигают транспорт по карте используя инструмент перо.

Игра «Дорисуй по точкам».

Злой волшебник сломал транспорт. Помогите починить его.

(Паровоз без трубы, вертолет без пропеллера, самолет без крыла, машина без колеса)



Предварительный просмотр:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e9c/00088693-cd0930a5/hello_html_512103d4.jpg

Консультация

для воспитателей 

Формирование

лексико-грамматических средств языка

в ООД по теме

«Транспорт. ПДД»

                Учитель-логопед:

                Капитонова С.Ф.

Москва  2016 г.

Консультация  для  воспитателей 

Формирование лексико-грамматических средств языка в ООД по теме

«Транспорт. ПДД»

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений.

Научить говорить важно и необходимо, но также необходимо целенаправленно обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Мы знаем простую истину, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и обучение правилам дорожного движения является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Пальчиковая гимнастика.            Давайте покажем, как мы умеем чинить транспорт.

Будем транспорт мы лечить.               Трут ладошки друг о дружку;

Будем транспорт мы чинить.               Сжимают и разжимают ладони;

В руки взяли молоток,                         Изображают, что берут «молоток»;

Постучали: «Тук, да, ток».                   Стучат воображаемым молотком;

Мы колёса прикрутили,                     Вращательные движения кулаками;

Окна щётками помыли,                       Изображают «дворники»;

Руль крутили влево, вправо,                Изображают, что крутят руль;

Починили всё на славу!                        Сжимают ладони, а большой палец выставляют вверх.

Физкультурная минутка «Самолёт»

 

Руки в стороны

В полёт отправляем самолёт.

Левое крыло вперёд, правое крыло вперёд,

Раз, два, три, четыре – самолёт наш лучший в мире.

Дети выполняют движения по показу воспитателя  и в соответствии с инструкцией.

Гимнастика для глаз

Дети выполняют движения глазами по показу логопеда и в соответствии с текстом.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернём, заниматься вновь начнём!

“Скажи наоборот”.

Воспитатель: Я буду называть действия, а тот, кому я брошу мяч, назовет действия наоборот.

Отъехал – подъехал; выехал – заехал; въехал – съехал; улетел – прилетел; заплыл– выплыл; вылетел – залетел; взлетел – приземлился; укатил – прикатил; уплыл – приплыл.

Подвижная игра “Самолет”.

 Дети встают на носочки, руки поднимают вверх, затем садятся на карточки, руки разводят в стороны и говорят:

Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летем далеко,
Мы летаем близко.

«Один-много»

 Давайте поиграем. Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне :

Автобус - автобусы, трамвай - трамваи, самолет – самолёты, корабль – корабли, самосвал – самосвалы, велосипед – велосипеды, мотоцикл – мотоциклы, грузовик – грузовики, такси – такси.

-Слово такси не изменяется.

Дети выстраиваются полукругом на ковре и воспитатель бросает им мяч.

 «Семейка слов»

 

Давайте соберём семейку слов к слову машина:

-Как можно назвать маленькую машину? (машинка).

-А очень большую? (машинища).

-Как назвать человека, который водит поезд? (машинист).

-Как называется масло для двигателя машины? (машинное масло).

 

На доске друг за другом появляются изображения машины, маленькой машинки, большой машины, машиниста, машинного масла.

«Два и пять»

 

Посмотрите на картинки и сосчитайте, сколько всего у вас машин:

2 самолёта - 5 самолётов; 2 автобуса – 5 автобусов; 2 самосвала – 5 самосвалов; 2 велосипеда – 5 велосипедов; 2 корабля – 5 кораблей; 2 трамвая – 5 трамваев; 2 вертолёта  – 5 вертолётов; 2 лодки  – 5 лодок.

 

У детей в руках по две карточки с изображением транспорта.

Игра «Закончи предложение» (усвоение глагола «ехать» с различными приставками).

Чтоб в дороге не скучать, будем вместе мы играть,

И короткие частицы к слову «ехать» добавлять.

Логопед: Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),

                 На горку …(заехали), с горки мы …(съехали) и дальше... (поехали).

                 Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),

                 Яму мы... (объехали) и дальше... (поехали).

                 Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),

                 Через мост... (переехали) и дальше... (поехали).

                 Ехали мы, ехали, до города... (доехали),

                 В ворота... (заехали), вот  мы и... (приехали).

«Весёлые гонки»

 

Мальчик Ваня собрался отдохнуть на море. Давайте поможем ему доехать:

Из дома Ваня (что сделал?) вышел, речку по мостику он перешёл и дальше пошёл. Ваня к дороге подошёл, на мотоцикл сел и поехал. По дороге ехал, в горку въехал, с горки съехал, озеро объехал, кочку переехал, и на железнодорожный вокзал приехал. На поезд Ваня сел и поехал. В город приехал, из поезда вышел, остановку нашёл и к ней подошёл. Ваня в машину сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел в самолёт и полетел. Лес он пролетел, горы перелетел, и прилетел. Из самолёта Ваня вышел и пошёл. Шёл и в порт пришёл. Сел он на катер и от берега отплыл. К пляжу он приплыл и стал отдыхать.

 

Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?

 

На доске изображен маршрут, которому нужно следовать. Дети по очереди выходят к доске и продвигают транспорт по карте используя инструмент перо.

Игра «Дорисуй по точкам».

Злой волшебник сломал транспорт. Помогите починить его.

(Паровоз без трубы, вертолет без пропеллера, самолет без крыла, машина без колеса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....

Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ".

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаяхвозможно при ...

Консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Консультация об одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике -   проблеме формирования лексико-грамматического строя речи. Который предполагает умение владеть приема...

Занятие по английскому языку "Формирование лексико-грамматических навыков с использованием пальчиковых игр по теме "Моя семья"

С целью формирования лексико-грамматических навыков с использованием пальчиковых игр по теме «Я и моя семья» и решения  следующих задач:1. Способствовать развитию мелкой моторики дете...