Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика".
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
В работе говорится о значении артикуляционной гимнастики, даются рекомендации по её проведению, предложены примеры артикуляционных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley._artikulyatsionnaya_gimnastika.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Артикуляционная гимнастика»
Составила учитель – логопед Никифорова Т.С.
14.10.2017 г.
В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании, а требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной коммуникативной речи. Помочь овладеть прекрасным даром речи и научить дошкольника говорить чисто и правильно - важнейшие цели, которые стоят перед взрослыми. Неисправленные вовремя недостатки речи у ребенка могут привести к серьезным трудностям в общении со сверстниками и взрослыми, к неуспеваемости по русскому языку и другим предметам школьной программы и отрицательно влияют на формирование психики в целом. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.
Что же может стать причиной нарушения речи у детей? Причин много. Это болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – алкоголь и наркотики – уж они-то бьют по ребенку без промаха еще до его появления на свет и т.д. Как следствие может возникнуть органическое поражение центрального отдела речедвигательного анализатора головного мозга, что вызывает нарушение иннервации (проводимости) речевых мышц. Даже если у ребёнка нет органических поражений головного мозга, у него может быть нарушена моторика. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.
На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с ним выясняется, что главная причина речевых нарушений значительное недоразвитие моторики.
А поможет нам в этом артикуляционная гимнастика. Что же это такое? Слово «артикуляция» в переводе на русский язык звучит как «соединение». Артикуляция — соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову. Гимнастика для рук и ног - дело для людей привычное и знакомое, ведь она помогает любому человеку стать более ловким и сильным. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Наверное, вы догадались, что язык - главная мышца органов речи. Причём в образовании разных звуков участвуют разные части языка, в тоже время для произношения важно функционирование всего языка. Язык поднимается и опускается, распластывается и суживается в зависимости от того, какие звуки нужно произнести. Для языка, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей артикуляции, т.е. подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. К основным артикуляторам также относятся губы, зубы, челюсти, альвеолы (бугорки над верхними зубами), твёрдое и мягкое нёбо. Чтобы правильно произнести определённый звук необходимо поставить артикуляторы в правильную позу. Малышам 3-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти - шести лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Если сравнить артикуляционную гимнастику со спортом, то результат будет зависеть от качественных тренировок.
Для информации – нужду в ней испытывают не только дети. Многим взрослым артикуляционная гимнастика тоже может оказаться полезной. В особенности это относится к людям, чья работа связана с выступлениями перед многочисленной аудиторией. Немалую пользу она принесёт и женщинам в зрелом возрасте. Благодаря её приёмам они могут устранить у себя так называемый второй подбородок, а так же глубокие морщины.
У детей артикуляционная гимнастика:
- развивает подвижность языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад вглубь рта и т.д.);
- развивает достаточную подвижность губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
- развивает умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические - многократное повторение одного и того же движения.
В младшем дошкольном возрасте используются игры с язычком. Например, «Сказка о Весёлом язычке».
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул.… Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз, почувствовал, что стало холоднее, и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка о Веселом Язычке.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5 – 7 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
- На одном занятии ребёнку можно предложить для выполнения не более 3 – 4 упражнений.
- Упражнений нового типа может быть не более двух.
- Каждое упражнение выполняется не более 5 - 7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10 - 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Со временем действия будут совершенствоваться.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того, чтобы развивать их подвижность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому при её выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия. Просите ребёнка, чтобы все движения он выполнял «мягким» языком и «нежными» губами.
- При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребёнка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребёнок не должен делать лишних движений – округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Взрослый показывает выполнение упражнения.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Следит за качеством выполняемых ребенком движений: точностью движения, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу. Например, есть артикуляционная гимнастика для свистящих звуков, для шипящих, сонорных звуков (Р, РЬ, Л, ЛЬ). В общем, для определённой группы звуков родного языка. А есть ли универсальный комплекс для всех звуков? Есть. Он называется базовый. В него входят 6 упражнений:
- Улыбка – трубочка.
Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи,
Свой заборчик покажи!
Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку.
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!
Затем чередуются улыбка и «трубочка». Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
- Открой и закрой дверцу.
Первое движение: зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».
Второе движение: зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».
Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем.
Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам холодно.
- Часики.
Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем попросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.
- Лопатка. Иголочка.
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Получилась «Лопатка».
Язык широкий, гладкий
Получается лопатка.
Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Получилась «Иголочка».
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.
То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята.
- Качели.
Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
- Горка.
Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.
Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.
В упражнении нужно чередовать движения языка вперед - назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!
Используемая литература:
- Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. М. 2009.
- Краузе Е.Н.. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб. 2004.
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб. 2007.
- Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. СПб. 2013.
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М. 2011.
- Костыгина В.Н. Артикуляционная гимнастика для самых – самых маленьких. М. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...
Консультация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Консультация для родителей....
Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"
Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....
Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.
Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....
Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."
Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...
Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....
Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"
Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...