ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА
статья по логопедии на тему
Статья посвящена содержанию и организации логопедического сопровождения ребенка, используя технологические процессы, учитывая индивидуальные особенности дошкольника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н.Н. Ерёмина
г. Троицк
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА
Аннотация: Статья посвящена содержанию и организации логопедического сопровождения ребенка, используя технологические процессы, учитывая индивидуальные особенности дошкольника.
Ключевые слова: технология, сопровождение, учебно-методическая работа, коррекционное обеспечение, направления, формирование.
N. N. Eremina
TECHNOLOGICAL SUPPORT IN PRE-SCHOOL EDUCATION THROUGH THE WORK OF A TEACHER OF SPEECH THERAPIST
Abstract: the Article is devoted to the content and the organization of logopedic support of a child using technological processes, taking into account the individual characteristics of the preschooler.
Key words: technology, support, educational-methodical work, remedial support, direction, formation.
Введение ФГОС ДО требует изменения методической работы в дошкольном учреждении. Модернизация технологического сопровождения образовательного процесса дошкольного учреждения направлена на переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален. Большую роль играет методическое и технологическое обеспечение педагогов - это приобретение учебно-методических комплексов, методических средств, проекторов, экранов т. е. оснащение образовательного процесса. Это и создание сопровождающей продукции: программ, моделей, планирования – играет максимальную роль в развитии детей дошкольного возраста.
В работе используются и электронные презентации — это один из современных технологических методов работы, способствующий решению многих задач, а именно:
- возможность точной, доступной и яркой передачи информации;
- одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста;
- внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы.
Классификация технологопедагогического сопровождения в дошкольном образовании:
-Личностно - ориентированные педагогические технологии;
-Технологии саморазвития;
-Технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельной основе;
-Технология, предполагающее построение образовательного процесса личностно-смысловой и эмоционально - психологической основе;
-Игровые технологии;
-Здоровьесберегающее технологии;
-Технология проектной деятельности;
-Технологии исследовательской деятельности;
-Информационно - коммуникационные технологии.
Технологическое сопровождение сегодня выступает как, направление в поддержки и помощи ребенку для решения задач в развитии, обучении, воспитании, социализации. Определяется как целостная система организованной деятельности, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития ребенка. В то же время следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности логопеда или педагога, но и других специалистов – психолога, дефектолога, социальных работников, педагога в структуре образовательных организаций. Речевая функция является одной из важнейших функций человека, так как в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования речевого развития ребенка, определяет направления работы, разрабатывает программу логопедического сопровождения, проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений речи, консультативную и просветительскую работу с родителями детей. Следовательно, технологическое сопровождение в логопедической работе представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.
Основные направления технологического сопровождения детей:
- Коррекционное: создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
- Мониторинговое: отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Профилактическое: создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
- Просветительское: создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Под технологией понимают процесс последовательного, пошагового осуществления, разработанного на научной основе - педагогической проблемой. Процесс решения задач пронизывает всю деятельность логопеда, можно внедрить при формировании технологического сопровождения коррекционную деятельность, работая с дошкольником.
Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации об исходной ситуации. Технологическое сопровождение является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной, коррекционной деятельности логопеда.
Д. Пойа утверждает, что «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» - поэтому добиться высоких результатов в работе учителя-логопеда позволят:
– тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
– оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
– компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
– использование разнообразных технологических форм и методов логопедического воздействия;
– использование компьютерных технологий и технических средств обучения.
Технологическое сопровождение российского образования определяет необходимость существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования. Особое значение придается логопедическому сопровождению, которое направлено на устранение речевых нарушений, препятствующих освоению основной образовательной программы.
Библиографический список
- Абрамова И.В., Горькова К.А. Логопедическое сопровождение детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 301-305.
- Куижева З. Н. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 821-824.
- Научно-методический журнал Коррекционная педагогика. – 2014.- № 4. – С. 62.
- Новоселова С.Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. - 1989. - №9. -13-16.
- Недомеркова И.И. Годовой план работы дошкольной образовательной организации. Организационно-управленческое сопровождение реализации ФГОС // - М.: Учитель. - 2015. – С. 501.
- Сыпченко, Е.А. Иновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ: метод. Пособие. – М.: Детство-Прес, 2013.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г. В.)
Консультация для педагогов...
ФГОС дошкольного образования в коррекционной работе учителя-логопеда
Закон "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят новые акценты в обеспечении качественного и доступного образова...
УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
Гендерный подход в логопедической работе...
Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования
ДОКЛАД на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и работников ДОУ «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения ФГОС» в Ресурсно...
Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога
Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...
" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.
Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
"Приёмы проведения рефлексии с детьми старшего дошкольного возраста из опыта работы учителя-логопеда".
Проведение рефлексии в игровой форме, доставляя ребёнку положительные эмоции, постепенно развивая у него самоконтроль, самооценку, формируя навыки универсальных учебных действий, необходимых в шк...