Проект "Осень в лесу"
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Формировать нтерес к окружающему миру, потребность задавать вопросы и находить на них ответы. Развивать основные психические процессы 9память, внимание, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta.ppt | 2.65 МБ |
karta.doc | 319 КБ |
krossvord.xls | 27 КБ |
prezentatsiya_detey.ppt | 1.45 МБ |
realizatsiya_proekta_zanyatie_4.doc | 30.5 КБ |
realizatsiya_proekta_zanyatie_5.doc | 650 КБ |
realizatsiya_proekta_zanyatie_1.doc | 190.5 КБ |
realizatsiya_proekta_zanyatie_2.doc | 30.5 КБ |
realizatsiya_proekta_zanyatie_3.doc | 29.5 КБ |
tablitsa_leto-osen.ppt | 340 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОПРОСЫ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ: ЧЕМ ИНТЕРЕСНА ОСЕНЬ ? КАК ИЗОБРАЗИТЬ КАРТИНУ ОСЕНИ ? КАКОГО ЦВЕТА ОСЕНЬ ? ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ», КОРРЕКЦИОННЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Формировать умение работать с большим объёмом информации. Развивать основные психические процессы: память, внимание, мышление. Заинтересовать учащихся в познании окружающего мира, прививать любовь к чтению, рисованию, музыке.
Выяснить характерные приметы осени на основе наблюдения и сравнения. Узнать, как можно изобразить картину осени. Развивать умение образовывать имена прилагательные от имён существительных. Развивать умение правильно согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Уметь объяснить переносный смысл слов и выражений. Научить составлять рассказ с использованием картинного плана. Развивать умение последовательно излагать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе.
Сезонные изменения в природе (наблюдение, сравнение). Как образовать имена прилагательные от имён существительных. Создание картинного плана рассказа «Осень».
1. Разработка плана проекта – 1 неделя 2. Реализация проекта – 2 недели: Составление сравнительной таблицы «Лето – осень » Сезонные изменения в природе (экскурсия ) Согласование имени прилагательного с именем существительным Образование имён прилагательных от имён существительных Составление рассказа с опорой на картинный план 3. Итоги проекта
Участие в школьной выставке рисунков «Рыженькая осень» Выступление с рассказом «Осень в лесу»в НОД по познавательному развитию.
Барто А. У нас под крылом. – М.: «Советская Россия», 1976. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991. Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: «ВАКО», 2005. Николаева С. М. Виды работы по коррекции письменной речи у первоклассников. //Дефектология, 1996№1. http://tristan.ru/gallery/bigCanvas.phtml?fn=3 fotki.yandex.ru www.photowalks.ru planeta.rambler.ru www.ivanageyev.ru www.photoforum.ru photo.sezone.ru
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Куда исчезли мухи? Почему падают листья? Все ли птицы улетают ?
Мухи улетают в тёплые страны Листья падают, потому что старые Некоторые птицы остаются
Быть внимательными Находить полезную информацию Учиться делать выводы План Пойдём на экскурсию. Будем искать ответы на вопросы Расскажем в группе и дома, что мы узнали.
Осенью похолодало, поэтому листья стали красные и жёлтые, стали опадать с деревьев.
С наступлением холодов мухи прячутся под кору, под опавшие листья
С наступлением осени исчезают мухи, семена. Поэтому птицы улетают в тёплые страны.
Некоторые птицы остаются зимовать. Они перебираются поближе к домам человека .
Многие птицы улетают, потому что осенью становится холодно и им нечего есть. Птицы, которые остаются, перебираются ближе к жилью человека.
На экскурсии в осеннем лесу
Предварительный просмотр:
Реализация проекта
4 занятие
1.4. Образование имён прилагательных от имён существительных
Дети искали ответ на вопрос: «Какого цвета осень?»
Цель: развивать основные психические процессы (память, внимание, мышление).
Задачи:
- Учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
- Учить объяснять переносное значение выражений, объяснять смысл пословиц и поговорок.
Фрагмент занятия.
Образование имён прилагательных от имён существительных.
Дети рассматривают листья различных деревьев и отвечают по образцу.
Образец: Лист клёна. Какой лист? Кленовый, жёлтый.
Выясняется, что основной цвет листьев – жёлтый.
Чтобы узнать какого цвета осень, мы с Вами попробуем разгадать кроссворд.
Итак, разгадав кроссворд, дети узнали, что осень – золотая.
Как Вы понимаете выражение «Золотая осень?» (Жёлтая).
Как Вы понимаете пословицы:
Лето со снопами, осень с пирогами. (В конце лета убирают пшеницу, поэтому можно печь пироги).
Холоден октябрь, да сыт. (Погода холодная, но на огороде есть овощи, убрали хлеб с полей, есть еда).
Разучивание стихотворения А. Барто «Золотая осень».
Осень листья рассылает
Золотую стаю,
Не простые, золотые
Я листы листаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо.
Я сижу, читаю.
Предварительный просмотр:
Реализация проекта
5 занятие
1.5. Последовательный пересказ текста с опорой на картинный план.
Дети искали ответ на вопрос: «Как изобразить осень?»
Цели:
- Учить детей составлять рассказ с опорой на картинный план.
- Прививать детям любовь к чтению, рисованию, музыке.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели занятия.
Логопед читает загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Лист опадает.
Когда это бывает?
(Осенью).
Сегодня мы узнаем, как можно изобразить осень.
Логопед демонстрирует детям репродукции картин
И. Агеева «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень».
Затем читает отрывки стихотворений:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
И. Бунин «Листопад».
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
С. Есенин «Закружилась листва золотая…»
Потом дети слушают отрывок музыкального произведения «Октябрь» и «Осенняя песня» из «Времён года» П. И. Чайковского. Логопед задаёт вопрос:
- Кто и как может создать картину осени?
ПОЭТ ЗВУКАМИ
ХУДОЖНИК КРАСКАМИ
МУЗЫКАНТ СЛОВАМИ
- Сегодня мы нарисуем картину, которая будет называться «Осень в лесу». Но будем рисовать её без карандашей, без кистей и красок – словами. А чтобы вам не было трудно, каждый будет рисовать фрагмент нашей картины. (Распределяются темы: «Погода», «Деревья», «Насекомые», «Животные»). В помощь Вам будет картинный план, который мы с вами составим. О чём будем рассказывать вначале? Потом? (Дети отвечают, логопед прикрепляет картинки к магнитной доске).
План
- Артём будет рассказывать про погоду.
Осенью солнце поднимается невысоко и греет слабо. Часто его закрывают тучи. Дует пронизывающий ветер. Идут холодные дожди.
- Дальше продолжает рассказ Илья. Он расскажет о деревьях.
Листья на деревьях пожелтели и опали. Они покрыли всю землю. Остаются зелёными только ели и сосны. Цветы увяли. Трава засохла.
- Продолжает Оксана. Она расскажет о насекомых и птицах.
Насекомые забираются в укромные места для зимовки. Птицы улетают на юг.
- Закончит рассказ Сергей. Он расскажет о животных.
Звери тоже готовятся к зиме. Они утепляют свои норы. Заяц и белка поменяли свои шубки. Ёжик и медведь улеглись в спячку.
Логопед следит за рассказом детей, не позволяя отступать от темы. Затем один из воспитанников пересказывает весь получившийся рассказ.
- Задание на дом.
- Нарисовать картинку к рассказу. Какими красками будете пользоваться? Почему? Перескажите рассказ маме.
- Итог занятия.
- Что же такое осень? (Это время года, когда становится холоднее. Далее дети перечисляют основные признаки осени.)
- Какого цвета осень? (Золотого, красного).
- С помощью чего можно изобразить осень? (С помощью красок, слов, музыки).
Предварительный просмотр:
Реализация проекта
1.1 (1 занятие) мы провели исследование: «Сезонные изменения в природе», где ответили на вопрос: «Чем интересна осень?»
Цель: вызвать интерес к окружающему миру.
Задачи:
- Выяснить характерные приметы осени на основе наблюдения и сравнения.
- Учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Мотивирующим объектом исследования стало письмо от Старичка - Лесовичка, которое подвело детей к цели: узнать, наступила ли осень, не по календарю, а на основе наблюдений за характерными приметами осени.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
В последнее время я стал замечать, что в нашем лесу куда-то исчезли цветы, изменился цвет листьев на деревьях. Птицы собираются в стаи, тревожно кричат, а потом улетают.
Почему так происходит? Надеюсь на Вашу помощь!
Старичок – Лесовичок.»
Затем вспомнили приметы осени в природе, сравнили осень и лето, составили таблицу «Лето – осень».
Небольшие | Серые, низкие | |
Кратковременный, тёплый | Затяжной, холодный | |
Голубое | Низкое, затянуто облаками | |
Тёплый | Холодный | |
Яркое, жаркое | Закрыто тучами | |
Тёплая | Холодная, появляется лёд | |
Зелёные, цвели, появились плоды | Листья изменили окраску, стали опадать | |
Много | Забираются в укромные места для зимовки | |
Выводят птенцов | Улетают в тёплые страны. | |
Растут детёныши. | Белка и заяц поменяли свои шубки. Медведь, ёж ложатся в спячку. |
Предварительный просмотр:
Реализация проекта
1.2. Экскурсия в лес (2 занятие).
Экскурсия в лес проходила по заранее намеченному маршруту. На маршруте имелись остановки: «Прохожие», «Небо», «Трава и цветы», «Река», «Деревья», «Насекомые», «Птицы», «Животные».
На каждой остановке детям задавались вопросы, например: «Осенью небо какое?» (Низкое, серое, дождливое). За каждый правильный ответ ребёнок получал жетон. В конце экскурсии ребёнок, набравший большее количество жетонов, признан победителем. На определённой остановке дети выясняли для себя что-либо новое, например, на остановке «Деревья» учащиеся выяснили:
- из-за того, что похолодало, листья изменили окраску, стали опадать;
- какие деревья не сбрасывают листья.
Дети собрали на полянке мусор в пакет, чтобы не оставлять его к лесу.
На остановке «Насекомые» выяснили, что с наступлением холодов насекомые забираются в укромные места (под кору, под опавшие листья) для зимовки.
На остановке «Птицы» выяснили, что осенью исчезают насекомые, плоды и семена, поэтому многие птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм. Птицы, которые остаются (воробьи, синицы, вороны) перебираются к жилью человека, где есть корм. Дети узнали, что нельзя пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на дерево отдыхать. Надо собирать корм и делать кормушки для птиц. Дети повесили на дерево кормушку для птиц, насыпали туда зёрнышек и семечек.
После экскурсии дети ответили на вопрос: «Чем интересна осень?» Варианты ответов: «Листья становятся красивые – красные, жёлтые. Листья падают с деревьев», «Насекомые забираются под листья, чтобы быть там до лета», «Птицы улетают в тёплые страны».
Предварительный просмотр:
Реализация проекта
(3 занятие)
1.3. Согласование имени прилагательного с именем существительным
Цель: учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед выясняет у детей, какое сегодня число, день недели, месяц.
- Образование имён прилагательных. Составление словосочетаний.
- Какое сейчас время года? (Осень).
- Какая сегодня погода? (Плохая).
- Почему плохая? (Нет солнца, холодно, дует ветер, дождь).
- Какой бывает день, когда холодно? (Холодно).
- Какой бывает день, когда небо покрыто облаками? (Пасмурный).
- А когда ветер? (Ветреный).
- Уточним, какой сегодня день. (День пасмурный, холодный, ветреный).
- Как мы скажем про погоду, когда у неё такие же признаки? (Погода пасмурная, холодная, ветреная).
- Какое сегодня небо? (Облачное, серое, дождливое, низкое).
- Когда бывает такая погода? (Осенью).
- Значит, погода какая? (Погода осенняя).
- А как мы скажем про день? (День осенний).
- А про небо? (Небо осеннее).
- А про дни? (Дни осенние).
- Составление предложений с именами прилагательными.
Перечислите все признаки:
а) осеннего дня; б) осенней погоды; в) осеннего неба; г) осенних дней.
Закончите предложения, используя изученные ранее слов а – признаки. Голосом выделите окончания слов – признаков.
Осенью небо… День осенью … Осенью дни… Погода осенью … Осенью ветер … Солнце осенью … Настроение осенью …
- Итог занятия.
Сегодня мы учились правильно связывать слова в предложении. Чем Вам понравилось занятие?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Яркое, жаркое Закрыто тучами Тёплая Холодная, появляется лёд Зелёные, цвели, появились плоды Листья изменили окраску, стали опадать Много Забираются в укромные места для зимовки
Выводят птенцов Улетают в тёплые страны. Растут детёныши. Белка и заяц поменяли свои шубки. Медведь, ёж ложатся в спячку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".
Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"
Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...
Беседа о лесе и правилах поведения в лесу
Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....
Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"
Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...
Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"
Цель акции важна и благородна: привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года....
Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!»
Двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева...
Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт!»
Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...