Адаптированная программа учителя-логопеда для дошкольников с ОВЗ
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда для дошкольников с ОВЗ подготовительных групп в условиях логопункта (по ФГОС) на 2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_dlya_doshkolnikov_s_ovz.doc | 375 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №11» Г. КАНАШ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНА На заседании педагогического совета Протокол № ______ От «____» _____________ 2016 | УТВЕРЖДЕНА Заведующим МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш ___________ Е.Г. Рассказова Приказ № _____ От «____» ___________2016 |
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда для дошкольников с ОВЗ подготовительных групп в условиях логопункта (по ФГОС) на 2016-2017 учебный год
Составил: учитель-логопед
Немова Наталия Георгиевна
Канаш
2016
СодержаниеI. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
1. 2. Цель, задачи, принципы и целевые ориентиры программы………………….……………..4
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Интеграция образовательных направлений в логопедической работе……………………...6
2.2 Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами МБДОУ……………………………...8
2.3 Особенности взаимодействия с родителями (законными представителями) в условиях логопедического пункта МБДОУ…………………………………………………………………10
2.4 Цель, задачи логопедического воздействия………………………………………………… 11
2.5 Содержание коррекционно-развивающей работы…………………………………………...13
2.5.1 Календарно-тематическое планирование работы логопункта МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш на 2016-2017 учебный год……………….………………………………………14
2.5.2 Перспективное планирование работы по развитию фонематического анализа и
синтеза……………………………………………………………….……………………………..16
2.5.3 Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения……….19
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1 Материально-техническое и методическое обеспечение программы……………………..22
3.2 Результаты освоения программы……………………………………………………………..25
3.3 Документация учителя – логопеда на логопункте МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш…………………………………………………………………………………………….26 Перечень литературных источников………………………………………………………….….27
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направлена на создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Рабочая программа разработана на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной
1. 2. Цель, задачи, принципы и целевые ориентиры программы
Цель программы: оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями речи, посещающим общеобразовательные группы МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш
Задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;
- совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития ручной и артикуляторной моторики;
- совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей;
- совершенствовать навыки связной речи воспитанников;
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
- работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
- предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных принципов обеспечения логопедической работы:
- учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
- комплексность с точки зрения развития речи дошкольников;
- воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом;
- опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;
- учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;
- учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;
- поэтапность: логопедический процесс длительный и целенаправленный.
Выделяются следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции (мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков); оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
- учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонением, индивидуален;
- взаимодействие (сотрудничество с семьей). Роль родителей (законных представителей) в устранении речевой проблемы – одна из ведущих.
- систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации от группы для детей 5-6 лет до группы для детей 6-7 лет, по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Целевые ориентиры
В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
- Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях.
- Четко дифференцировать все звуки.
- Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.
- Находить в предложении слово с задуманным звуком, определять место звука в слове
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне.
- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.) Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными, причины и следствия, однородными членами предложения.
- Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Интеграция образовательных направлений в логопедической работе
Образовательное направление | Задачи | Вид деятельности |
Физическое развитие | - Развивать координированность и точность действий. - Формировать правильную осанку при посадке за столом. - Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании | - пальчиковая гимнастика; - речь с движением; - физкультминутки; |
Речевое развитие | - Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. | - игровые ситуации; - мини инсценировки; - автоматизация поставленных звуков |
Познавательное развитие | свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. - Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. - Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. - Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. - Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых | - составление описательных рассказов; - автоматизация поставленных звуков; - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия; - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами; - пальчиковая гимнастика |
Художественно- эстетическое развитие | - Развивать умение слышать и передавать ритмический рисунок. - Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. - Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. - Развивать графомоторные навыки | - дидактические игры и упражнения; - штриховка |
Социально- коммуникативное развитие | - Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. - Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. - Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. - Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. - Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативность речи. | - настольно-печатные дидактические игры, театрализованные игры; - автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи; - беседа; - поручения; - игры с мелкими предметами. |
2.2 Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами МБДОУ
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей. Сочетание логопедических и педагогических мероприятий позволяет повысить эффективность специального обучения, улучшить функциональную готовность детей к школе, адаптацию к новым образовательным условиям.
Взаимосвязь с музыкальным руководителем
Учитель-логопед и музыкальный руководитель - специалисты, которые могут взаимодействовать по многим параметрам. Музыкальный руководитель в своей работе использует фонетическую ритмику, артикуляционно-голосовые упражнения и другие формы работы, необходимые в работе учителя-логопеда.
Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.
Необходимо отметить, что учитель – логопед участвует в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.
Взаимосвязь в работе с воспитателями
Преемственность в работе с воспитателями позволяет осуществлять контроль за речевой деятельностью детей в процессе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах. В процессе реализации общеобразовательной программы воспитатели развивают фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук и артикуляторную моторику, формируют навыки звукового анализа и синтеза, расширяют словарный запас и совершенствуют грамматический строй речи.
Специальные знания педагоги могут получить через тренинги, мастер классы, консультации, беседы, памятки и другие формы работы.
Одна из основных задач данной программы нацелена на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевых дефектов у детей.
Взаимодействие с воспитателями МБДОУ в рамках данной программы осуществляется по трём направлениям:
1. Диагностическое направление
Воспитатель | Учитель-логопед |
1. Проводит диагностику общего развития. 2. Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания. 3. Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач. | Проводит логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает: - в "Журнале первичного обследования", где отражен уровень развития структурных компонентов речи каждого ребёнка; - в "Экранах звукопроизношения", которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении ребенка, а также этапы работы над ними. |
2. Коррекционное направление
Воспитатель | Учитель-логопед |
1. Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов. 2. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики. 3. Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков. 4. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры. 5. Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса | 1. Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. 2. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период. |
3. Профилактическое направление
Воспитатель | Учитель-логопед |
1. Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. 2. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков. | 1. Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей. 2. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению |
Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике:
1. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей.
Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.
2. Рекомендации логопеда по детям, входящим в состав "группы риска".
3. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 3 месяца, в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Красиво оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.
4. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и
упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому логопед помогает подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.
2.3 Особенности взаимодействия с родителями (законными представителями) в условиях логопедического пункта МБДОУ
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Взаимодействия детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с нарушением речи. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа логопеда, воспитателей, других специалистов дошкольного учреждения, в процессе которых родители приобщаются к проблемам своих детей.
Формы работы с родителями в условиях логопедического пункта МБДОУ:
1. Ежегодная плановая диагностика детей, посещающих старшие и подготовительные к школе группы детского сада с целью выявления речевых нарушений.
Как правило, это мероприятие планируется на май.
В конце мая, после проведения диагностики, приглашаются родители (или законные представители) детей на беседу в индивидуальном порядке.
На индивидуальной беседе родителям рассказывается о характере речевого нарушения ребенка. Исходя из предварительного логопедического заключения, даются рекомендации посещения логопункта нашего дошкольного учреждения или перевод в логопедическую группу.
2. Внеплановые индивидуальные консультации и диагностическое обследование детей младше пятилетнего возраста, по согласию родителей (законных представителей) ребёнка, в результате которого определяется уровень речевого развития, даются рекомендации:
- по развитию органов артикуляционного аппарата;
- по развитию фонематических процессов;
- по развитию грамматического строя речи;
- по накоплению активного словаря ребёнка:
- по развитию связной речи;
- по развитию мелкой моторики;
- по развитию правильного речевого дыхания.
3. Ежегодно, совместно с воспитателями МБДОУ проводятся групповые консультации (выступление на родительском собрании) для родителей (законных представителей) в разновозрастных группах МБДОУ.
4. Основной формой взаимодействия логопеда с родителями воспитанников логопункта, является тетрадь взаимодействия с семьями воспитанников. Упражнения в тетрадях взаимодействия с семьями воспитанников, исходя из индивидуальных планов работы, разрабатываются в индивидуальном порядке для каждого воспитанника логопункта, объединяя все темы коррекционной работы: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматику, лексику, связную речь, мелкую моторику.
5. Для родителей всех возрастных групп логопедом оформляются информационные стенды, в соответствии с актуальностью данной темы.
Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей становится более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.
Предполагаемый результат:
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
- Привлечение к участию в коррекционно-воспитательном процессе.
- Заинтересованность в положительном конечном результате коррекционного процесса.
2.4 Цель и задачи логопедического воздействия
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
- Обследование воспитанников МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами
индивидуальных и (или) подгрупповых занятий.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
- Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности - устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели: Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап - исходно- диагностический | 1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. 2. Проведение процедуры психолого- педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы. |
2 этап - организационно подготовительный | 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций. 2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования. 3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 4. Формирование информационной готовности воспитателей МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 5. Индивидуальное консультирование родителей - знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. | календарно- тематического планирования занятий; планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов МБДОУ и родителей ребёнка с нарушениями речи. |
3 этап коррекционно-развивающий | 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах. 2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. 3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно -образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии |
4 этап итогово- диагностический |
| Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы. |
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа - определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно - методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.
2.5 Содержание коррекционно-развивающей работы
I. Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
II. Основной этап – формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного произношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков. Способ постановки смешанный.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки.
- Автоматизация звуков в словах.
- Автоматизация звуков в предложениях.
- Дифференциация звуков.
- Автоматизация звуков в спонтанной речи.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
Осуществляется параллельно с коррекцией звукопроизношения. Виды работы:
- Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов
- Определение первого ударного гласного звука в слове
- Определение первого согласного звука в слове
- Определение последнего звука в слове
- Определение места звука в слове
2.5.1 Календарно-тематическое планирование работы логопункта МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш на 2016-2017 учебный год
Месяц | неделя | Периоды | Подготовительная группа |
1-2 неделя – обследование детей | |||
Сентябрь | 3 | 15-23 сентября | Овощи. Огород |
4 | 26-30 сентября | Фрукты. Сад. | |
Октябрь | 1 | 3-7 октября | Ягоды. Домашние заготовки |
2 | 10-14 октября | Грибы | |
3 | 17-21 октября | Осень | |
4 | 24-28 октября | Деревья | |
Ноябрь | 1 | 31 октября- 4ноября | Детский сад. Игрушки |
2 | 7-11 ноября | Одежда | |
3 | 14-18 ноября | Обувь. Головные уборы | |
4 | 21-25 ноября | Человек и части тела | |
5 | 28 ноября – 2 декабря | Квартира, мебель | |
Декабрь | 1 | 5-9 декабря | Зима. Зимние забавы. |
2 | 12-16 декабря | Зимующие птицы. | |
3 | 19-23 декабря | Домашние птицы и их птенцы | |
4 | 26-30 декабря | Новый год. | |
Январь | 2 | 9-13 января | Домашние животные и их детеныши. |
3 | 16-20 января | Дикие животные наших лесов | |
4 | 23-27 января | Животные Севера и жарких стран. | |
февраль | 1 | 30 января – 3 февраля | Посуда |
2 | 6-10 февраля | Продукты питания | |
3 | 13-17 февраля | Инструменты | |
4 | 20-24 февраля | День Защитников Отечества | |
март | 1 | 27 февраля - 3 марта | Профессии |
2 | 6-10 марта | 8 марта - мамин праздник | |
3 | 13-17 марта | Перелетные птицы | |
4 | 20-24 марта | Весна | |
5 | 27-31 марта | Насекомые | |
апрель | 1 | 3-7 апреля | Транспорт |
2 | 10-14 апреля | Космос | |
3 | 17-21 апреля | Обитатели водоемов | |
4 | 24-28 апреля | Цветы | |
май | 1 | 2-5 мая | День победы |
2 | 8-12 мая | Лето |
2.5.2 Перспективное планирование работы по развитию фонематического анализа и синтеза
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 3 | Звуки [А], [У]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ сочетаний гласных звуков; составление схем. Закрепить произношение звуков в связной речи. |
4 | Звуки [И], [П]-[Пь]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
Октябрь | 1 | Звуки [Т]-[Ть]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. |
2 | Звуки [К]-[Кь]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов, составление схем. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
3 | Звук [О]. Выделение звука из слов. Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов, составление схемы. Закрепить произношение звука в связной речи. | |
4 | Звуки [Х]-[Хь]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов, составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
Ноябрь | 1 | Звук [Ы]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звука в связной речи. |
2 | Звуки [М]-[Мь]. Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
3 | Звуки [С]-[Сь]. Выделение звука из слов. О, ределение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
4 | Звуки [Н]-[Нь]. Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
5 | Звуки [З]-[Зь], [С]-[З] Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
Декабрь | 1 | Звуки [Б]-[Бь], [П]-[Б] Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. |
2 | Звуки [В]-[Вь]. Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
3 | Звук [Д]-[Дь] Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
4 | Звук [Т]-[Дь], [Ть]-[Дь] Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
Январь | 2 | Звук [Г]-[Гь], [Г]-[К]. Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. |
3 | Звук [Э]. Выделение звука из слов. Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звука в связной речи. | |
4 | Звуки [Е], [Ё] Выделение звука из слов. Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
Февраль | 1 | Звуки [Ш], [С]-[Ш] Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. |
2 | Звуки [Я]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звука в связной речи. | |
3 | Звуки [Р]-[Рь]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
4 | Звуки [Р]-[Л]-[Рь]-[Ль]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
Март | 1 | Звуки [Ж], [Ж]-[З] Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. |
2 | Звуки [Ж]-[Ш] Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
3 | Звуки [Ч], [Ч]-[Ть] Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
4 | Звуки [Ч]-[Сь] Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
5 | Звуки [Ю]. Выделение звука из слов. Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
Апрель | 1 | Звуки [Ф]-[Фь]. Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. |
2 | Звуки [В]-[Ф]. Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
3 | Звуки, [Щ] [Щ]-[Сь]. Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
4 | Звуки [Ч]-[Щ]. Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. | |
Май | 1 | Звуки [Щ]-[Сь]-[Ть]-[Ч]. Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. |
2 | Звуки [Ш]-[Щ]. Выделение звука из слов. Определение места согласного звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов; составление схемы. Закрепить произношение звуков в связной речи. |
2.5.3 Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
I этап. Подготовительный. | |
|
|
II этап. Формирование произносительных умений и навыков | |
1. Знакомство с артикуляцией звука. 2. Коррекция звука 3. Автоматизация поставленного звука: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в спонтанной речи | - Развитие пространственной ориентировки. - Развитие мелкой моторики. - Развитие тактильного восприятия. - Развитие зрительного внимания. - Развитие зрительного восприятия. - Развитие зрительной памяти. - Развитие слухового внимания. - Развитие фонематического восприятия - Развитие восприятия ритмикослоговой структуры слова. - Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений)
- Развитие навыков самоконтроля |
План индивидуальных занятий на логопункте для детей с ФНР
Период | Месяц | Содержание работы |
I | Сентябрь | Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к'], [х], [х'], [j], [ы], [с], [с'], [з], [з'], [л], [л'], [ш], [ж], [р], [р'] и др. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. |
Октябрь | Формирование грамматически правильной речи. Звуковой анализ и синтез слогов и слов. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п'], [э], [т], [т'], [к], [к'], [м], [м'], [л'], [о],[х], [х'], [j], [ы], [с]. Различение звуков на слух: гласных -[у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных - [п], [т], [м], [к], [д], [к'], [г], [х], [л], [л'], [j], [р], [р'], [с], [с'], [з], [з'], [ц] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания. | |
Ноябрь | Дифференциация правильно произносимых звуков: [к]- [х], [л'] - [j], [ы] - [и]. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных)в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: та- та, та-та, та-та-та, та-та-та. Определение ритмических моделей слов: вата-тата, вода-тата и т. п. Соотнесение слова с заданной ритмической моделью | |
II | Декабрь | Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [ш], [ж], [л], [р], [р'], [ц],[ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.). |
Январь | Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей. Закрепление правильного произношения звуков: [с] (продолжение), [с'], [з], [з'],б], [б'], [д], [д', [г], [г'], [ш], [л], [ж], [р], [р']. Различение звуков на слух: [с] - [с'], [з] - [з'], [з] - [з'] - [с] - [с’], [б] -[б'] - [п] - [п'], [д] - [д'], [д] - [д'] - [т]- [т'] -[г] - [г'], [г] - [г'] - [к] -[к'] - [д]- [д'], [ш]- [с], [ж] - [щ], [л] - [л'] - [р] - [р’], [ж] - [з] - [ш] (без проговаривания). Дифференциация правильно произносимых звуков: [с]- [с'], [з] - [з'], [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [с] - [ш], [ж]- [з], [ж] - [ш], [с] - [ш] - [з] - [ж], [р] – [р'], [л] - [л']. | |
Февраль | Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. | |
III | Март | Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков. |
Апрель | Различение на слух: [ч] - [т'] - [с'] -[щ], [ц] - [т'] - [с], [щ]-[ч] - [с'] -[ш]. Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] - [т'], [ч] - [с'], [ц] - [с], [щ] - [ш], [щ] - [ч], [щ] -[с']. | |
Май | Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи. Анализ слов сложного звуко-слогового состава. |
Контрольные параметры:
- Дети дифференцирует понятия «слово», «предложение»;
- Имеют представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие предмета и практически использует их в речи;
- Знают и различают одушевлённые и неодушевлённые предметы;
- Владеют основными способами словообразования и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками;
- Умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже;
- Умеют выделять предлоги как отдельное служебное слово.
- Проявляют интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.
- Владеют навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;
- Умеют строить связное высказывание (рассказ, пересказ).
На всех коррекционных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ является грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда в кабинете учителя – логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, способствует всестороннему гармоничному развитию личности воспитанников.
Развивающая среда рассматривается педагогами МБДОУ как комплекс психолого-педагогических условий для развития физических, интеллектуальных, специальных, творческих способностей детей в организованном пространстве.
Цель создания развивающей предметно - пространственной среды - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.
Оборудование логопедического пункта соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Функции логопедического пункта МБДОУ
- Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению речевых нарушений.
- Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
- Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
- Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Развивающая предметно-пространственная среда является: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной (ФГОС ДО).
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:
1. Информативная зона. Назначение этой зоны – формирование логопедических знаний среди родителей и педагогов.
2. Рабочая зона для хранения документации, для создания презентаций для занятий с детьми, практикумов, консультаций для родителей.
3. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения - для методической литературы и игр, необходимых для работы логопеда.
4. Образовательная зона для подготовки детей к освоению грамоты.
5. Зона индивидуальной коррекции для индивидуальной работы с детьми.
Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи.
Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее развивающий характер, адекватность реализуемой образовательной программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Поэтому ценностным ориентиром для каждого педагога в предметно-развивающей среде является содействие развитию ребенка как личности, что предполагает: обеспечение чувства психологической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования; формирование начал личности, развитие индивидуальности каждого ребенка.
В логопедическом кабинете находиться следующее оборудование:
1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
2. Шкафы или полки для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
3. Настенное зеркало со специальным освещением для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным
освещением.
4. Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.
5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.
6. Магнитная касса букв.
7. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей (альбом логопеда О.Иншаковой, речевая карта Крупенчук)
8. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные коробочки.
9. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.
10. Различные речевые игры.
11. Методическая литература.
12. Бумажные салфетки.
В кабинете используются:
Наглядный материал по календарно-тематическому планированию по следующим лексическим темам:
«Овощи. Огород», «Фрукты. Сад», «Ягоды. Домашние заготовки», «Грибы», «Осень», «Деревья», «Детский сад. Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Человек и части тела», «Квартира, мебель», «Зима. Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Домашние птицы и их детеныши», «Новый год», «Домашние животные и их детеныши», «Животные Севера и жарких стран», «Посуда», «Продукты питания», «Инструменты», «День защитников отечества», «Мамин праздник», «Весна», «Перелетные птицы», «Профессии», «Насекомые», «Транспорт», «Космос», «Обитатели водоемов», «Цветы», «День победы», «Лето».
Дидактические игры и упражнения.
- Логопедическое лото. Говорю правильно Р.
- Логопедическое лото. Говорю правильно Рь.
- Логопедическое лото. Говорю правильно Л.
- Логопедическое лото. Говорю правильно Ль.
- Логопедическое лото. Говорю правильно С.
- Логопедическое лото. Говорю правильно Ш.
- Логопедическое лото. Говорю правильно Щ.
- Логопедическое лото «Футбольный мяч».
- Логопедическое домино.
- Дидактическая игра «Украшаем шапки».
- Дидактическая игра «Построй дом».
- Дидактическая игра «Живое - неживое».
- Дидактическая игра «Зажигаем на небе звездочки».
- Дидактическая игра «Осенние листочки».
- Дидактическая игра «Колобок».
- Дидактическая игра «Подарки от деда мороза».
- Дидактическая игра «Украсим елку».
- Дидактическая игра «Что везет самолет».
- Дидактическая игра «Четвертый лишний. Звук Р».
- Дидактическая игра «Четвертый лишний. Звук Л».
- Дидактическое пособие «Ромашка».
- Дидактическое пособие «Паровозик».
- Дидактическая игра «Сложи слово».
- Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6 лет.
- Игровое упражнение «Рома дружит с …».
- Игровое упражнение «Верни предмет».
- Игры «Ходилки» на автоматизацию и дифференциацию звуков.
- Игротека речевых игр: местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ; ОН, ОНА, ОНО, ОНИ
- Карточки на автоматизацию и дифференциацию звуков.
Пособия по развитию мелкой моторики.
- кнопочная мозаика;
- трафареты различной сложности;
- шнуровальный планшет
- игры с прищепками
- Су-джок
- счётные палочки
Пособия по развитию речевого дыхания:
- «Остуди чай».
- «Осенние листочки».
- «Летят самолеты».
- «Тучка».
- «Дует ветерок».
- «С цветка на цветок».
- «Рыбки».
- «Листопад».
- «Перелетные птицы».
- «Понюхай цветок».
- «Футбол».
- «Бабочка (пчела) летит к цветку».
- «Сдуй снежинку с варежки».
- «Вертушки».
- «Моторчики».
- «Снежинки».
3.2 Результаты освоения программы
С логопедического пункта дети выпускаются «с чистой речью», «со значительными улучшениями», «с улучшениями». При освоении программы коррекционной работы достигаются следующие уровни развития речи ребенка: «норма» (высокий), «выше среднего», «средний», «ниже среднего», «низкий».
Определение «выпущен с чистой речью» соответствует «высокому» уровню усвоения программы коррекционной работы:
- ребенок правильно артикулирует все звуки речи в различных фонетических позициях (в слогах, словах, предложении, самостоятельной речи);
- дифференцирует все изученные звуки; владеет начальными навыками звукового анализа и синтеза, различает понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- речь четкая, грамматически правильная, выразительная.
Определение «выпущен со значительными улучшениями» соответствует уровню усвоения программы коррекционной работы «выше среднего»:
- ребенок правильно артикулирует все звуки речи, но поставленные звуки требуют контроля за правильным произношением со стороны взрослого;
- дифференцирует оппозиционные звуки по артикуляции и звучанию, владеет начальными навыками звукового анализа и синтеза (определяет место звука в слове и дает его характеристику)
- речь четкая, грамматически правильная, выразительная.
Определение «речь с улучшениями» соответствует «среднему» уровню усвоения программы коррекционной работы:
- ребенок, вследствие субъективных причин, не усвоил артикуляцию 1 -2 х звуков речи, а уже поставленные звуки не требуют контроля за правильным произношением со стороны взрослого;
- дифференцирует изученные звуки; владеет начальными навыками звукового анализа и синтеза;
- испытывает трудности при подборе слов, в построении предложений, имеются грамматические ошибки.
При усвоении программы на уровне «ниже среднего»:
- ребенок, вследствие субъективных причин, не усвоил артикуляцию 2 – 5 звуков речи, а поставленные звуки еще требуют контроля за правильным произношением со стороны взрослого;
- не дифференцирует оппозиционные звуки, недостаточно владеет навыками звукового анализа;
- испытывает трудности при подборе слов, в построении предложений, имеются грамматические ошибки.
При усвоении программы на «низком» уровне:
- у ребенка нарушено произношение более 5 звуков;
- фонематические процессы не сформированы;
- речь не четкая, аграмматичная.
3.3 Документация учителя – логопеда на логопункте
МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш.
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.
С учетом современных подходов и требований к организации логопедической работы с дошкольниками учитель-логопед оформляет следующие документы:
- Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).
- Список регистрации детей, нуждающихся в коррекционной помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения.
- Список детей, зачисленных на занятия логопеда.
- Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
- Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода.
- Годовой план работы учителя-логопеда с указанием мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей.
- Календарно-тематический план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
- Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.
- Расписание занятий, заверенное заведующим ДОУ.
- График работы и циклограмма деятельности учителя-логопеда, утвержденные заведующим ДОУ.
- Конспекты, разработки, планы занятий.
- Копии отчетов об эффективности коррекционной работы за учебный год.
- Паспорт логопункта с перечнем оборудования и пособий.
Перечень литературных источников
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб., 2013
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2012
- Баскакина И.В. День рождения Р. Логопедические игры. – М., 2013
- Басканина И.В. Чаепитие на даче у Ч. Логопедические игры. – М., 2012
- Баскакина И.В. Цоколочка. Логопедические игры. – М., 2014
- Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры. – М., 2014
- Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры. – М., 2013
- Баскакина И.В. Звенелочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука З. – М.,2013
- Бакакина И.В. Приключения Л. Логопедические игры. – М.: Айрис-пресс, 2014
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структурой слова у детей. – М., 2016
- Волкова Л.С. и др. Логопедия: 5-е изд., перераб. И доп. – М., 2009.
- Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизнишения. – СПб., 2014
- Галкина Г.Г. Дубинина Г.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М., 2005
- Голзяк О.Г. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. – М., 2013
- Журавлева А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М., 2012.
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2007
- Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация. М., 2008
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2000
- Краузе Е.Логопедия. – 2 изд., испрю и артикуляционная гимнастика. – СПб., 2003
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. – СПб., 2004
- Крупенчук О.И. Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя: Старшая и подготовительная группы. – СПб., 2013
- Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебный год: Подготовительная группа детского сада. – СПб., 2014
- Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебный год: Старшая группа детского сада. – СПб., 2014
- Крупенчук О.И. 300 игр со словами для детей, которые уже знают буквы, но еще не читают. – СПб., 2014
- Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. – Спб., 2014
- Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. – СПб., 2014
- Лебедева И.Л. Трудный звук! Звуки С, Сь - З, Зь: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М., 2011
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М., 2011
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М., 2013
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2013
- Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. – М., 2006
- Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М., 2009.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). /Сост. Г.А.Каше, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 1978
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014
- Пятибратова Н.В. Логопедические игры и задания. Звуки С, Л, Ш, Р – М., 2013
- Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы. / Сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград, 2008
- Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия / Н.А.Седых. – М., 2004
- Созонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). – Екатеринбург, 2013
- Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева; М., 2003
- Смирнова Л.Н, Овчиникова С.Н. Большая книга логопедических игр: Играем со звуками, словами, фразами – М., 2010
- Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, афазия, общее недоразвитие речи. СПб., 2010
- Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. Факультетов пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.,2003
- Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. Книга для родителей. – М.,2013
- Успенская Л.П. и Успенский М.Б. Учись говорить правильно. Сборник речевого материала для логопед. занятий с дошкольниками. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1973
- Успенская Л.П. и Успенский М.Б. Учись говорить правильно. – М., 1991
Список используемых цифровых образовательных ресурсов
- doshvozrast.ru
- http://www.o-detstve.ru/
- festival.1september.ru
- imc-eduekb.ru
- twirpx.com
- detsad-kitty.ru
- logoburg.com
- logoped.ru
- logomag.ru
- logomag.org
- logopediya.com
- logopedmaster.ru
- http://www. rustoys. ru/index.htm
- http://www. kindereducation.com
- http://azps.ru/baby/talk.html
- http://www. karapuz.com
- http://sibmama.info/ index.php?p
- nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...
Рецензия на адаптированную рабочую программу учителя-логопеда
Рецензия на адаптированную рабочую программу учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст)....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Рабочая программа учителя - логопеда логопункта ДОУ (адаптированная)
Программа составлена в соответствии с:ü Законом Российской Федерации «Об образовании»;ü Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образован...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР (ОНР)
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР (ОНР)...