Конспект НОД учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста «По морю профессий»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Шляева Наталья Сергеевна

Конспект НОД учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста

«По морю профессий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-po_moryu_professiy.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста

«По морю профессий»

Составлен учителем-логопедом ГБДОУ д/с №1 комбинированного вида Выборгского района

Шляевой Натальей Сергеевной

Цель совместной деятельности: развитие познавательного интереса у детей и включение их в систему социальных отношений, овладение конструктивными способностями и средствами взаимодействия с окружающей средой.

Образовательные задачи: уточнение и расширение представлений о профессиях взрослых. Совершенствование грамматического строя речи: учить образовывать качественные прилагательные («Скажи какой?»), определять род существительных («он», «она», «оно», «они»), упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Назови ласково»), согласовывать существительные с числительными 1,2,5; упражнять в образовании форм множественного числа имен существительных («один-много»).

Совершенствовать навыки звукового анализа (определение количества гласных в слове и количество слогов; подбор слов на заданный гласный звук);

Развивающие задачи: совершенствование у детей зрительного восприятия, внимания,  воображения, способности к выражению эмоций с помощью мимики; развитие дыхания (выработка целенаправленной воздушной струи), подвижности артикуляционного аппарата (нетрадиционная артикуляторная гимнастика с пищевыми продуктами), фонематического слуха, координации. Сенсорное развитие /тактильные ощущения и умение выразить их словом/. Профилактика плоскостопия.

Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Формирование нравственных представлений – уважение к труду взрослых. Воспитывать умение выслушать друг друга, вопрос, и дать правильно оформленный ответ.

Оборудование: mimio доска (материал по теме «Профессии», игра «Почтальон»-фонематический анализ и картинный материал по теме); пособия на визуализацию мимической гимнастики (пиктограммы), пособия на развитие дыхания (бумажные кораблики, трубочки-соломинки); безаллергенные продукты в заводской упаковке: «кукурузные шарики», «соломка»), чайные ложки, зеркала по количеству детей, изображения букв для гласных звуков-«кнопки», оборудование для профилактики плоскостопия: «мостик» и «шишки», пособие для сенсорного развития «Угадай, что это?», бескозырки моряков по количеству детей.

Ход совместной деятельности:

Логопед: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по морю профессий. Я буду капитаном корабля /логопед надевает фуражку капитана/ и приготовила для вас много интересного. Но сначала предлагаю вспомнить о профессиях взрослых и рассказать о них. /Д/и «Кто что делает»/.

1.  Посмотрите на экран. /Дети выбирают цвет «шторки», открывают картинки с изображением профессии/

-как, /имя ребёнка/, ты думаешь, кто изображён на картине?

Ребёнок: Я думаю, что это водитель потому, что он управляет машиной. (и т.д.: учитель учит детей, парикмахер подстригает волосы, доктор лечит людей… и.т.д. предложением)

Логопед: Отлично! А вот моя первая загадка:

2.    Хоть волна идет горой,

На палубе стоит герой.

На нем морская форма,

Он не боится шторма.

Дети: моряк /на экране отгадка за «шторкой» /

Логопед: Превращу вас в моряков! Покажите, кто готов?    /детям надевают бескозырки моряков/ – «весёлый счёт» согласование: 1 бескозырка, 2 бескозырки,3 ,4, 5 бескозырок/

                  Через нос вдыхаем, кораблик отправляем.

Дыхательное упражнение «Кораблики». Логопед даёт инструкцию правильного вдоха носом и выдоха ртом, не раздувая щёк. /2 раза выдох через трубочку, затем 2 раза выдох без трубочки.

3.   Молодцы, ребята! У меня ещё загадка:

             Кто умеет очень ловко

             Чистить ножиком морковку,

             Суп мешает поварешкой

             И толкушкой мнёт картошку?

Дети: повар /на экране отгадка за «шторкой» /

Логопед: Правильно, повар. Моряки пришли обедать. /Логопед надевает колпак повора/ На корабле повара называют – кок, а кухню – камбуз: пройдите на камбуз! /на столах приготовлены зеркала, ложки и «соломка» для проведения артикуляционной гимнастики/.

Ни повар, ни моряк и никто другой,

Не сможет как мы упражняться с едой!

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика с продуктами и ложкой 

 /«весёлый счёт» - дети считают ложки, 1, 2, 5…/

  • «Часики»: Тик-так, тик-так, язычок качался так

 (дети дотрагиваются языком до вогнутой части ложки, приставленной вертикально возле угла рта, меняют положение ложки и языка)

  • «Качели»: Парус вверх, парус вниз - моряки стараются, корабль отправляется

(то же, к приставленной ложке над верхней губой-под нижней губой)

  • «Блинчик»: Язык нужно расслаблять и под счёт его держать.

                       Сладкий блинчик положи, его ложкой постучи:

                        Один, два, три, четыре, пять – язык можно убирать

(дети постукивают по расслабленному языку чайной ложкой)

  •  «Вкусное варенье»: Все матросы очень любят вкусное варенье

                                      Приготовил повар-кок нам это угощенье

 (Водят выпуклой стороной ложки по верхней губе)

                                      Язычок подними – варенье с губки оближи (выполняют)

  • «Слоник»: Буду подражать слону, губы хоботом тяну

(Зажимают палочку-соломку между верхней губой и носом)

  • «Лягушка»: Теперь Лягушку покажу: губами палочку держу!

(Удерживают палочку-соломку губами в улыбке)

  • «Фокусы»:      И снова фокус покажу:

                           Соломку языком держу!

                           Вниз загну, вверх загну,

                           Палочку не уроню.

(Удерживают языком соломку, загибая его вверх, затем вниз)

  • «Чашка»:       Язычок мы к носу тянем – чашку с чаем представляем

                          Я пойду, погляжу… в «чашку» приз положу!

(На язык в позе «чашечки» логопед аккуратно опускает кукурузный шарик (ложкой или пластиковым пинцетом))  

4.    Логопед: Какие же вы молодцы! Переходите из камбуза в каюту капитана (дети переходят к другой части стола, где приготовлены символы гласных звуков (кр.кружки) и карточки с изображением букв для гласных звуков – «кнопки»).

Логопед: К нам на корабль должны были прислать письма: но кто же их должен доставить? /Почтальон/. Но почтальон на корабль попасть не сможет… что же делать? Попросим почтальона Печкина прислать ВИДЕОписьмо на наш корабль!

/на экране появляется «видеописьмо»- игра «Почтальон»: дети открывают посылки, письма, называют слово – далее работают по заданию логопеда/:

-В посылке АРБУЗ

  • Назови первый звук в слове?           (первый звук «А»)
  • «Нажмите на кнопку» с буквой для этого звука.      (карточки)
  • Положите столько кружков, сколько гласных звуков услышали.
  • Сколько слогов в слове?
  • Об арбузе мы скажем он или она?           (об арбузе скажем «он»)
  • Назови ласково                                              («арбузик»)

-В посылке - УЛИТКА

  • Какой первый звук в слове?                                (первый звук «У»)
  • Положите столько кружков, сколько гласных звуков услышали.
  •  Сколько слогов?
  • Одна - улитка, а под кустом живут….                      (улитки)
  • Назови ласково….                                                          (улиточка)

Идентично по каждой картинке варьируются вопросы по карточкам на развитие зачатков звукового анализа и на развитие грамматического строя речи, включая:

  • Назови первый звук в слове
  • Посчитайте, сколько гласных звуков в слове?        
  • Сколько слогов в слове?  

                               

  • Как мы скажем об… он, она или оно?              
  • Расскажи какой он (оно)?                                  (подбор прилагательных)
  • Один/много
  • Назови ласково

  • Почему мы ни разу не нажали на кнопку «Ы»? /слов на звук и букву «Ы» нет/
  • В каких словах можно услышать звук «Ы»  (сыр, мышь, часы…)

Логопед:  Молодцы! А сейчас выходим на берег, чтобы немного поиграть и подвигаться /на экране изображение острова/

Но в этой игре нужно не только повторять движения, но и внимательно слушать:

5. Игра речь с движением «Профессии»:

Доктор измерил температуру,

А музыкант на флейте сыграл.  

Строитель кирпичную стену построил,

Художник картину нарисовал.

Повар сварил очень вкусные щи.

Скорей пять профессий ты здесь отыщи.

/дети называют профессии, о которых говорилось в стихотворении/

6. Логопед: Всё верно. Предлагаю осмотреть этот сказочный остров на который мы попали: ведь здесь живут животные со всего света! Закройте глаза и придумайте кто прикоснулся к вам на острове  /Игра на тактильные ощущения «Угадай, что это?»/

7. Логопед: Отлично. Вот следующая загадка: 

    Если где-то наводненье,

    Взрыв, обвал, землетрясенье, -

    Кто всех будет выручать

    И в беде всем помогать?

Дети:  Спасатель /на экране отгадка за «шторкой» /

Логопед: Буквы попали в беду и тонут в болоте, чтобы добраться до них, нужно пройти по узкому мостику, а затем по лесным шишкам.

   Кто из вас готов пройти, буквы бедные спасти?

   Буквам мы приятели, мы теперь – спасатели!

Дети /без обуви/ проходят по «тропе», поднимают в конце дорожки буквы.

8.  Логопед: садитесь на подушки. Какие буквы удалось спасти? (А, О, У, Э, И, Ы).

Эти буквы сегодня не простые, а волшебные! У каждой из них есть своё настроение:

(давайте вместе его покажем)

Элементы мимической гимнастики.

«А» – весёлая, смешная, хохочет не переставая     /пиктограмма – радость/

«О» – много плюшек съела, стала круглой, растолстела     /П-надуть щёки/

«О» -  удивляется теперь: как протиснуться ей в дверь?      /П-удивление/

«У» – капризуля, упрямица, и ничего ей не нравиться    /П-недовольство/

«И» – плакса, всегда плачет: «ииии», и слёз своих не прячет     /П-плач/

«Ы» – страшилка, любит всех пугать!     /П – страх/

«Э» – нехочуха, ничего не хочет: ни есть, ни спать, ни вещи собирать  /П- сердитая/

9. Логопед:  Ну вот и пора возвращаться в детский сад, но чтобы занять место на корабле, нужно придумать слово на тот звук, для которого у вас есть буква.

Подведение итогов:

Что, /имя ребёнка/, тебе запомнилось в нашем путешествии?

Что нового узнал /имя ребёнка/?

Что было трудно тебе, /имя ребёнка/?

А что понравилось больше всего /имя ребёнка/?

Какие профессии встретились в пути?

Мы обязательно ещё вернёмся на этот сказочный остров. За старание и сообразительность капитан корабля готов вручить своим матросам наклейки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Незнайка выбирает для себя профессию".

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использаванием педагогоческой технологии "Незнайка выбирает себе профессию"...

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Какие бывают профессии»

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Какие бывают профессии» с использованием современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной, лич...

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Какие бывают профессии»

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Какие бывают профессии» с использованием современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной, лич...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей среднего дошкольного возраста

Рекомендации адресованы родителям, имеющим детей среднего дошкольного возраста и прописаны мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь своих детей....

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...