Конспект НОД учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста «По морю профессий»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
Конспект НОД учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста
«По морю профессий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-po_moryu_professiy.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста
«По морю профессий»
Составлен учителем-логопедом ГБДОУ д/с №1 комбинированного вида Выборгского района
Шляевой Натальей Сергеевной
Цель совместной деятельности: развитие познавательного интереса у детей и включение их в систему социальных отношений, овладение конструктивными способностями и средствами взаимодействия с окружающей средой.
Образовательные задачи: уточнение и расширение представлений о профессиях взрослых. Совершенствование грамматического строя речи: учить образовывать качественные прилагательные («Скажи какой?»), определять род существительных («он», «она», «оно», «они»), упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Назови ласково»), согласовывать существительные с числительными 1,2,5; упражнять в образовании форм множественного числа имен существительных («один-много»).
Совершенствовать навыки звукового анализа (определение количества гласных в слове и количество слогов; подбор слов на заданный гласный звук);
Развивающие задачи: совершенствование у детей зрительного восприятия, внимания, воображения, способности к выражению эмоций с помощью мимики; развитие дыхания (выработка целенаправленной воздушной струи), подвижности артикуляционного аппарата (нетрадиционная артикуляторная гимнастика с пищевыми продуктами), фонематического слуха, координации. Сенсорное развитие /тактильные ощущения и умение выразить их словом/. Профилактика плоскостопия.
Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Формирование нравственных представлений – уважение к труду взрослых. Воспитывать умение выслушать друг друга, вопрос, и дать правильно оформленный ответ.
Оборудование: mimio доска (материал по теме «Профессии», игра «Почтальон»-фонематический анализ и картинный материал по теме); пособия на визуализацию мимической гимнастики (пиктограммы), пособия на развитие дыхания (бумажные кораблики, трубочки-соломинки); безаллергенные продукты в заводской упаковке: «кукурузные шарики», «соломка»), чайные ложки, зеркала по количеству детей, изображения букв для гласных звуков-«кнопки», оборудование для профилактики плоскостопия: «мостик» и «шишки», пособие для сенсорного развития «Угадай, что это?», бескозырки моряков по количеству детей.
Ход совместной деятельности:
Логопед: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по морю профессий. Я буду капитаном корабля /логопед надевает фуражку капитана/ и приготовила для вас много интересного. Но сначала предлагаю вспомнить о профессиях взрослых и рассказать о них. /Д/и «Кто что делает»/.
1. Посмотрите на экран. /Дети выбирают цвет «шторки», открывают картинки с изображением профессии/
-как, /имя ребёнка/, ты думаешь, кто изображён на картине?
Ребёнок: Я думаю, что это водитель потому, что он управляет машиной. (и т.д.: учитель учит детей, парикмахер подстригает волосы, доктор лечит людей… и.т.д. предложением)
Логопед: Отлично! А вот моя первая загадка:
2. Хоть волна идет горой,
На палубе стоит герой.
На нем морская форма,
Он не боится шторма.
Дети: моряк /на экране отгадка за «шторкой» /
Логопед: Превращу вас в моряков! Покажите, кто готов? /детям надевают бескозырки моряков/ – «весёлый счёт» согласование: 1 бескозырка, 2 бескозырки,3 ,4, 5 бескозырок/
Через нос вдыхаем, кораблик отправляем.
Дыхательное упражнение «Кораблики». Логопед даёт инструкцию правильного вдоха носом и выдоха ртом, не раздувая щёк. /2 раза выдох через трубочку, затем 2 раза выдох без трубочки.
3. Молодцы, ребята! У меня ещё загадка:
Кто умеет очень ловко
Чистить ножиком морковку,
Суп мешает поварешкой
И толкушкой мнёт картошку?
Дети: повар /на экране отгадка за «шторкой» /
Логопед: Правильно, повар. Моряки пришли обедать. /Логопед надевает колпак повора/ На корабле повара называют – кок, а кухню – камбуз: пройдите на камбуз! /на столах приготовлены зеркала, ложки и «соломка» для проведения артикуляционной гимнастики/.
Ни повар, ни моряк и никто другой,
Не сможет как мы упражняться с едой!
Нетрадиционная артикуляционная гимнастика с продуктами и ложкой
/«весёлый счёт» - дети считают ложки, 1, 2, 5…/
- «Часики»: Тик-так, тик-так, язычок качался так
(дети дотрагиваются языком до вогнутой части ложки, приставленной вертикально возле угла рта, меняют положение ложки и языка)
- «Качели»: Парус вверх, парус вниз - моряки стараются, корабль отправляется
(то же, к приставленной ложке над верхней губой-под нижней губой)
- «Блинчик»: Язык нужно расслаблять и под счёт его держать.
Сладкий блинчик положи, его ложкой постучи:
Один, два, три, четыре, пять – язык можно убирать
(дети постукивают по расслабленному языку чайной ложкой)
- «Вкусное варенье»: Все матросы очень любят вкусное варенье
Приготовил повар-кок нам это угощенье
(Водят выпуклой стороной ложки по верхней губе)
Язычок подними – варенье с губки оближи (выполняют)
- «Слоник»: Буду подражать слону, губы хоботом тяну
(Зажимают палочку-соломку между верхней губой и носом)
- «Лягушка»: Теперь Лягушку покажу: губами палочку держу!
(Удерживают палочку-соломку губами в улыбке)
- «Фокусы»: И снова фокус покажу:
Соломку языком держу!
Вниз загну, вверх загну,
Палочку не уроню.
(Удерживают языком соломку, загибая его вверх, затем вниз)
- «Чашка»: Язычок мы к носу тянем – чашку с чаем представляем
Я пойду, погляжу… в «чашку» приз положу!
(На язык в позе «чашечки» логопед аккуратно опускает кукурузный шарик (ложкой или пластиковым пинцетом))
4. Логопед: Какие же вы молодцы! Переходите из камбуза в каюту капитана (дети переходят к другой части стола, где приготовлены символы гласных звуков (кр.кружки) и карточки с изображением букв для гласных звуков – «кнопки»).
Логопед: К нам на корабль должны были прислать письма: но кто же их должен доставить? /Почтальон/. Но почтальон на корабль попасть не сможет… что же делать? Попросим почтальона Печкина прислать ВИДЕОписьмо на наш корабль!
/на экране появляется «видеописьмо»- игра «Почтальон»: дети открывают посылки, письма, называют слово – далее работают по заданию логопеда/:
-В посылке АРБУЗ
- Назови первый звук в слове? (первый звук «А»)
- «Нажмите на кнопку» с буквой для этого звука. (карточки)
- Положите столько кружков, сколько гласных звуков услышали.
- Сколько слогов в слове?
- Об арбузе мы скажем он или она? (об арбузе скажем «он»)
- Назови ласково («арбузик»)
-В посылке - УЛИТКА
- Какой первый звук в слове? (первый звук «У»)
- Положите столько кружков, сколько гласных звуков услышали.
- Сколько слогов?
- Одна - улитка, а под кустом живут…. (улитки)
- Назови ласково…. (улиточка)
Идентично по каждой картинке варьируются вопросы по карточкам на развитие зачатков звукового анализа и на развитие грамматического строя речи, включая:
- Назови первый звук в слове
- Посчитайте, сколько гласных звуков в слове?
- Сколько слогов в слове?
- Как мы скажем об… он, она или оно?
- Расскажи какой он (оно)? (подбор прилагательных)
- Один/много
- Назови ласково
- Почему мы ни разу не нажали на кнопку «Ы»? /слов на звук и букву «Ы» нет/
- В каких словах можно услышать звук «Ы» (сыр, мышь, часы…)
Логопед: Молодцы! А сейчас выходим на берег, чтобы немного поиграть и подвигаться /на экране изображение острова/
Но в этой игре нужно не только повторять движения, но и внимательно слушать:
5. Игра речь с движением «Профессии»:
Доктор измерил температуру,
А музыкант на флейте сыграл.
Строитель кирпичную стену построил,
Художник картину нарисовал.
Повар сварил очень вкусные щи.
Скорей пять профессий ты здесь отыщи.
/дети называют профессии, о которых говорилось в стихотворении/
6. Логопед: Всё верно. Предлагаю осмотреть этот сказочный остров на который мы попали: ведь здесь живут животные со всего света! Закройте глаза и придумайте кто прикоснулся к вам на острове /Игра на тактильные ощущения «Угадай, что это?»/
7. Логопед: Отлично. Вот следующая загадка:
Если где-то наводненье,
Взрыв, обвал, землетрясенье, -
Кто всех будет выручать
И в беде всем помогать?
Дети: Спасатель /на экране отгадка за «шторкой» /
Логопед: Буквы попали в беду и тонут в болоте, чтобы добраться до них, нужно пройти по узкому мостику, а затем по лесным шишкам.
Кто из вас готов пройти, буквы бедные спасти?
Буквам мы приятели, мы теперь – спасатели!
Дети /без обуви/ проходят по «тропе», поднимают в конце дорожки буквы.
8. Логопед: садитесь на подушки. Какие буквы удалось спасти? (А, О, У, Э, И, Ы).
Эти буквы сегодня не простые, а волшебные! У каждой из них есть своё настроение:
(давайте вместе его покажем)
Элементы мимической гимнастики.
«А» – весёлая, смешная, хохочет не переставая /пиктограмма – радость/
«О» – много плюшек съела, стала круглой, растолстела /П-надуть щёки/
«О» - удивляется теперь: как протиснуться ей в дверь? /П-удивление/
«У» – капризуля, упрямица, и ничего ей не нравиться /П-недовольство/
«И» – плакса, всегда плачет: «ииии», и слёз своих не прячет /П-плач/
«Ы» – страшилка, любит всех пугать! /П – страх/
«Э» – нехочуха, ничего не хочет: ни есть, ни спать, ни вещи собирать /П- сердитая/
9. Логопед: Ну вот и пора возвращаться в детский сад, но чтобы занять место на корабле, нужно придумать слово на тот звук, для которого у вас есть буква.
Подведение итогов:
Что, /имя ребёнка/, тебе запомнилось в нашем путешествии?
Что нового узнал /имя ребёнка/?
Что было трудно тебе, /имя ребёнка/?
А что понравилось больше всего /имя ребёнка/?
Какие профессии встретились в пути?
Мы обязательно ещё вернёмся на этот сказочный остров. За старание и сообразительность капитан корабля готов вручить своим матросам наклейки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Незнайка выбирает для себя профессию".
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использаванием педагогоческой технологии "Незнайка выбирает себе профессию"...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей социально-коммуникативное развитие и познавательное развитие "Незнайка выбирает для себя профессию"
С использованием педагогической технологии...
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Какие бывают профессии»
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Какие бывают профессии» с использованием современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной, лич...
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Какие бывают профессии»
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Какие бывают профессии» с использованием современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной, лич...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей среднего дошкольного возраста
Рекомендации адресованы родителям, имеющим детей среднего дошкольного возраста и прописаны мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь своих детей....
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...
Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...