Конспект занятия "Путешествие по морю"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Овадюк Елена Леонидовна

Конспект занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной к школе логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_moryu.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Конспект занятия «Путешествие по морю»


Цель: закрепление навыка различения звуков [р], [р']— [л], [л'] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Закрепить представления и расширять словарь по теме: "Водный, воздушный транспорт". Закрепить навыки различения звуков [р], [р']— [л], [л'] в слогах, словах и фразах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов, составления и чтения слов, предложений, определения количества слов в предложении.
Коррекционно-развивающие. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные. Формировать навык сотрудничества в коллективном выполнении задания.
Оборудование: иллюстрация с изображением моря, острова и скал, плоскостное изображение парусной лодки, предметные картинки со звуками [р], [р’], [л], [л’], карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта, в названии которых есть звуки [р], [р’], [л], [л’], карточки на определение места звука в слове, конверты со слогами, буквами, звуковые схемы.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Логопед приветствует детей на ковре и раздает карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта.
Логопед. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по морю. Но прежде прочитайте названия водного и воздушного транспорта на своих карточках. 
Дети читают слова: лодка, катер, баржа, самолет, вертолет, плот, ракета, ледокол, пароход, теплоход, планер, шлюпка, фрегат.
Логопед. В названиях транспорта были звуки [р], [р’], [л], [л’]. Они будут нашими талисманами в путешествии на парусной лодке.

2. Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Логопед. К путешествию нам надо подготовиться и выполнить упражнения.
«Лодка» и «Удочка» 
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед).
«Лодочка» и «Гребем веслом» 
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик) от приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта).
«Теплоход» и «Пароход гудит» 
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
«Лодка с парусом» 
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кончик языка поднять за верхние зубы).
3. Дыхательная гимнастика 
Логопед. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». 
Дети выполняют упражнение 6-8 раз в каждую сторону. 
4. Артикуляция звуков по схеме.
Дети проходят на свои места за столом. На подставке расположено изображение моря. Плоскостное изображение парусной лодки прикрепляется к картине двумя магнитами

Логопед. Наша парусная лодка отплывает от причала. Расскажите, чем похожи звуки [р], и [л]?
Дети. Звуки [р], и [л] согласные, твердые, звонкие, кончик языка находится вверху за зубами.
5. Пролив «Мелодия звуков»
Логопед передвигает изображение лодки.
Логопед. Мы подплыли к проливу «Мелодия звуков». Чтобы плыть дальше, нам надо правильно проговорить чистоговорки.
Ри-ре –ри – в море корабли.
Ло-ла –ло – у лодки есть весло.
Ла- ло- ла - вот высокая скала.
Ло-ла-ло — на улице тепло.
Ре-ри-ре — стоит домик на горе.
Ры-ру-ры — нас кусают комары.
Оль-уль-оль — мы купили соль.
Арь-ирь-арь — на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра — тебе спать пора.
6. Скалы «Перемен».
Логопед передвигает изображение лодки.

Логопед. Наша парусная лодка подплыла к скалам «Перемен». На скале звук [л] заменяется на звук [р] и слова звучат иначе.
Логопед произносит слово со звуком [л], а дети заменяют его на звук [р] и произносят слово. 
дал - дар 
бал - бар 
жил - жир 
стал — стар 
пил - пир 
булки — бурки 
жалко - жарко
Логопед. На другой скале звук [р] заменяется на звук [л]. 
Логопед произносит слово со звуком [р], а дети заменяют его на звук [л] и произносят слово. 
рак – лак 
ров – лов 
рот – лот 
рама – лама 
рожь – ложь 
город – голод 
7. Море «Потерянных звуков»
Логопед передвигает изображение лодки.У каждого ребенка на столе по три картинки и карточка с обозначением места звука в слове. 
Логопед. Наша парусная лодка находится в море «Потерянных звуков». Нам надо найти место звуков [р], [р’], [л], [л’] в слове. 
8. Течение «Звуков»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. 

Логопед. Мы плывем по течению «Звуков». Подберите к каждой картинке звуковую схему.

9. Упражнение «В море»
Дети становятся в круг на ковре и выполняют упражнение.
Над волнами чайки кружат,
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).
Полетим за ними дружно.
(Пальцы соединить в замок).
Брызги пены, шум прибоя
(Волнообразные движения руками)
А над морем — мы с тобою!
(Помахать руками, словно крыльями.) 
Мы теперь плывём по морю
(Плавательные движения руками). 
И резвимся на просторе.
(Волнообразные движения руками)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Плавательные движения руками).
10. Остров «Брошенных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. 
Логопед. Наша лодка подплыла к острову «Брошенных слов». Составьте предложения из слов, которые я произнесу.
Логопед называет слова, дети составляют правильно предложения.
Логопед. Летать, море, над, чайки.
Дети. Чайки летают над морем.

Логопед. Море, плавать, рыба, в, огромная.
Дети. Огромная рыба плавает в море.
Логопед. Трап, матросы, на корабль, подниматься, по.
Дети. Матросы поднимаются на корабль по трапу.
11. Водопад «Заколдованных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У детей карточки с зашифрованными словами.
Логопед. Разгадайте слова на карточках и составьте предложения с этим словом. 
Дети составляют предложения с разгаданными словами, называют количество слов в предложении.
12. Залив «Перепутанных слогов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка в конверте карточки со слогами.
Логопед. На озере «Перепутанных слогов» составьте слова.
Дети составляют слова из слогов.

13. Озеро «Рассыпанных букв»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка конверт с буквами.
Логопед. В озере «Рассыпанных слов» из букв составьте слово. 
Дети составляют слова из букв:
к, р, а; у, р, к, а; т, а, р, а, п; а, м, р, а; я, б, р, у; р, е, о, м; о, р, з, а; ы, р, у, к; а, п, р, е; р, м, е, к; к, е, а, р; б, а, ы, к, р.

14. Бухта 
Логопед передвигает изображение парусной лодки. 

Логопед. Наша парусная лодка находится в бухте. Мы можем выйти на берег, но для этого правильно произнесите скороговорку: 
О коряги корабль все борта покарябал.
Дети произносят скороговорку тихо, громко, девочки, мальчики.
Логопед. В бухту приплывают парусные лодки, чтобы участвовать в парусной регате. Мы тоже можем принять участие в следующий раз. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Обитатели моря"

Программное содержание:- продолжать  расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании,  передвижении;- учить правильной последовательной речи;- расширять ...

конспект НОД "Синее море"

занятие по нетрадиционному рисованию преднозначенно для старшей группы...

Конспект занятия "Фантазия моря"

Конспект занятия по аппликации...

Конспект НОД "По морям, по волнам" в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 г. Балтийска  Педагогическая находка  КонспектНепосредственной образовательной деятельности по образоват...

конспект НОД "Обитатели морей и океанов"

Ознакомление днтей с обитателяим морей и океанов...

Конспект занятия "Обитатели морей и океанов".

Расширять,углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятие: " Обитатели морей и океанов".

Конспект занятие: " Обитатели морей и океанов"....