Зима-время года
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Зима встречается с детьми , она с ними играет. Дети отгадывают загадки о зиме, составляют предложения , рисуют карнику зимы. Дарят картинке Зиме, прощяютс с ней и уходят в царство зимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zima_-_vremya_goda.docx | 24.25 КБ |
tema_zima_-_vremya_goda.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – детский сад №5 «Солнышко
Конспект занятия по развитию речи.
в подготовительной группе детей ОНР.
«Зима – время года»
Задачи
Образовательные:
Активизация и актуализация словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных , однокоренных слов, употребление простых и сложных предлогов.
Коррекционные:
Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и звукового внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Речевые:
Расширение , активизация и актуализация по теме, совершенствование монологической и диалогической речи детей.
Оздоровительные:
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества , взаимодействия, активности, самостоятельности, любви, и бережного отношения к природе.
Предварительная работа.
Проведение бесед на тему «Зима», «В лесу зимой » . Чтение художественной литературы , чтение стихотворений, загадывание загадок, подбор пословиц, поговорок о зиме.
Оборудование: макеты деревьев , сани, зимующие птицы в гнезде , ворона, ласточка, сундучок, волшебная палочка, костюм зимы, мальчика, лошадей, карандаши, листочки для рисования.
Организационный момент.
Дети , сегодня группа превратилась в зимнюю поляну . Давайте мы сегодня поговорим о зиме.
В группу вбегает Зима и три месяца (в форме лошадей).
Ребенок :- Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокоса ,белолица
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром.
Ребенок: -Вы- волшебница Зима
Вы одеваете в снега
Все кочки и пенечки
Скамейки и стога
Одели рукавички
На веточки берез
Чтоб выдержать могли они мороз.
Зима: - Я - великая волшебница Зима. Могу раскрыть вам волшебную тайну природы. И если вы согласитесь побывать в моем королевстве, мои кони унесут вас далеко-далеко.
Логопед :- Дети, вы хотите побывать в царстве Зимы?
Дети: - Хотим!
Зима : - Ну , тогда садитесь в мои волшебные сани.
Дети садятся за стульчики ( вокруг оформления виде саней).
Логопед: - А чтобы было весело ехать, мы с вами споем веселую песню.
Дети поют песню « Три белых коня».
Вот мы и приехали в царство зимы. Давайте сейчас придумаем много слов красивых о зиме, какая она?
Дети: - Холодная, морозная, снежная, красивая, метельная, прекрасная, удивительная…
Логопед: - А с зимой живут три брата. Давайте назовем этих братьев.
Дети: -Декабрь, январь , февраль.
Логопед: - А что вы знаете о месяце декабре? Слайд №1
Дети: - Декабрь начинает зиму.
Декабрь помогает зиме остудить землю.
Его верные друзья мороз и ветер.
Зима одевает поля, леса , степи в пуховые одеяла.
Зима дарит снежные шубы деревьям.
Дни короткие, ночи длинные в декабре.
Логопед: - А что мы вместе расскажем о декабре?
Физкультурная минутка:
В декабре , в декабре все деревья в серебре,
Снег в окошке , на крылечке,
Солнце в небе голубом,
В нашем доме топят печки,
Кверху дым идет столбом. ( Дети выполняют движения руками согласно произнесенным словам логопеда).
Логопед: - Молодцы! А что вы знаете о втором месяце зимы? Слайд №2
Дети: Январь – всей зимы государь.
Январь открывает календарь.
В январе ласково светит солнышко, сообщая о том, что день прибавился, но тепла еще долго не будет.
В январе начинается холодный период зимы.
В январе наш любимый праздник - Новый год.
Утром под елку Дед Мороз приносит подарки.
Мы любим январь за то, что можно покататься на санках, лыжах, коньках.
Логопед: - Правильно дети.
В январе , в январе много снегу на дворе.
В январе наш любимый праздник - Новый год.
Утром под елку Дед Мороз приносит подарки.
Мы любим январь за то, что можно покататься на санках, лыжах, коньках.
Логопед: -Правильно, дети.
В январе, в январе много снегу на дворе.
А давайте мы образуем новые слова со словом снег.
Дети:- Снеговик, снегурочка, снежный, Белоснежка, Снежок, снеговой.
Логопед: - Хорошо, а умеете ли вы отгадывать загадки о зиме.
Дети :- Умеем!
Слайд №3.
Логопед загадывает загадки.
Дел у меня не мало-
Я белым одеялом
Всю землю одеваю
В лед реки превращаю,
Белю дома, поля
Зовут меня…. (Зима).
Меня не растили
Из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку
Глаза - угольки
Ручки - сучки
Холодная , большая
Кто я такая? (Снежная баба)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою
Но солнце ее напечет-
Заплачет она и умрет . (Сосулька)
Все лето стояли
Зимы ожидали
Дождались поры
Помчались с горы. (Санки).
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Мягкие пушистые пушинки
Милые ……..(Снежинки).
Какой это мастер на стенки нанес
И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз)
Мчусь, как пуля, я вперед
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня …….. (Коньки)
Логопед: -Вы знаете очень много загадок, а теперь давайте составим веселую картинку зимних забав.
Дети составляют предложения по картинкам , ставят их на доску.
Логопед: - Дети, а какая у вас любимая игра в садике на площадке.
Дети: - Снежки.
Логопед: - А давайте с вами с играем в эту игру.
Физкультурная минутка : дети имитируют игру в снежки со словами.
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело,
Нам в снежки играть не лень,
Мы б играли целый день.
Хлоп, хлоп не зевай ,
А в меня скорей бросай.
Пусть мороз морозит нас
Мы согреемся сейчас.
Ножками затопаем,
Ручками захлопали.
В это время в группу влетает ребенок переодетый в костюм вороны
Кар, кар, вы тут играете
В королевстве безобразия творятся.
Птицы замерзают.
Логопед: - Дети, что это ворона так каркает давайте и посмотрим.
Дети подходят к кормушке.
Логопе д:- Каких птиц вы видите в кормушке?
Дети рассказывают о птицах : снегире, синичке, сороке , дятле.
Логопед : -А какие это птицы?
Ребенок: - Зимующие птицы.
Ребенок :- Ой , посмотрите , а вот еще дна птичка замерзает- это ласточка.
А ласточка перелетная птица.
Логопед: - Ребята, птичка заболела и не смогла улететь с другими птицами. Давайте мы ее заберем с собой в группу, будем кормить, весной ее выпустим на волю. Дети кладут ласточку в рукавичку и садятся на стульчики.
Логопед: - Дети , а какой сейчас месяц?
Дети: -Февраль месяц.
Логопед: - А, что мы знаем об этом месяце?
Дети : Февраль последний месяц зимы.
Февраль- месяц лютый спрашивает как обутый.
В феврале зима дарит солнышку рукавички.
В феврале тает снег.
Логопед: - Правильно дети, именно , в феврале ласково пригревает солнышко, тает снег на крышах и проводах, образуя сосульки.
,
Дети : скользкие , гладкие, мокрые, холодные, прозрачные.
Логопед : а какие они по цвету?
Дети : блестящие, прозрачные, хрустальные.
Логопед : правильно, вот они какие красивые . Я держу льдинку в теплой руке, что с ней происходит?
Дети: льдинки в руке тают.
Логопед : вот так и в природе происходи т: бегут ручьи, природа оживает А какие важные события происходят в жизни животных, птиц.
Дети: у медведя появляются медвежата, у клестов клесты.
Логопед : дети, что- то ворона загрустила.
Ворона : я всю зиму летела, о зиме все ворковала, а теперь не знаю как о зиме рассказать.
Логопед : стала ты совсем стара, забыла все зимние слова.
Дети : давайте напомним вороне зимние слова, которые мы с вами запомнили
Дети : снег, мороз, лед, снежинка, метель, вьюга, сосулька , снеговик.
Логопед : дети, как вы хорошо рассказали о зиме. Я вижу вам нравится это время года. Вот она красавица - русская зима. Дети и взрослые любят это время года за ее волшебную красоту, яркие сверкающие краски. подольше ее образ оставался в вашей памяти, постарайтесь нарисовать ее яркую, сверкающую, суровую, затаившуюся перед снежной бурей, можно нарисовать веселую картинку зимних забав. А эти картинке мы отдадим Зиме.
Дети рисуют картинку зимы. А теперь нам надо расставаться. Спасибо тебе Зима за гостеприимство , радость , которую т ы нам предоставила. А мы теперь отправимся в царство весны, узнаем все о цветах об их красоте и величии.
Зима : ну что ж прощайте, отправляйтесь к весне , но такого богатства вы у нее не найдете
Зима убегает.
Логопед : зима нас оставила, а как же мы попадем обратно .В это время выходит мальчик переодетый в волшебника.
Я не волшебник , я только учусь.
Но дружба помогает делать всякие чудеса.
Я наблюдал за вами , вы мне очень понравились.
Зима добрая , не обижайтесь на нее, просто хотела вас оставить у себя. А когда вы отказались она расстроилась и попросила передать вам этот сундучок с подарками. Дети достают из сундучка конфеты.
Потом дети закрывают глаза, а волшебник каждого ребенка касается волшебной палочкой .
Логопед : говорит : «Раз, два, три, смотри».
Дети открывают глаза.
Логопед: вот мы с вами оказались опять на нашей поляне. А теперь давайте отправимся в царство весны . Дети уходят из группы. А наше занятие подошло к концу. До свидания.
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – детский сад №5 «Солнышко
Конспект занятия по развитию речи.
в подготовительной группе детей ОНР.
«Зима – время года»
Задачи
Образовательные:
Активизация и актуализация словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных , однокоренных слов, употребление простых и сложных предлогов.
Коррекционные:
Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и звукового внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Речевые:
Расширение , активизация и актуализация по теме, совершенствование монологической и диалогической речи детей.
Оздоровительные:
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества , взаимодействия, активности, самостоятельности, любви, и бережного отношения к природе.
Предварительная работа.
Проведение бесед на тему «Зима», «В лесу зимой » . Чтение художественной литературы , чтение стихотворений, загадывание загадок, подбор пословиц, поговорок о зиме.
Оборудование: макеты деревьев , сани, зимующие птицы в гнезде , ворона, ласточка, сундучок, волшебная палочка, костюм зимы, мальчика, лошадей, карандаши, листочки для рисования.
Организационный момент.
Дети , сегодня группа превратилась в зимнюю поляну . Давайте мы сегодня поговорим о зиме.
В группу вбегает Зима и три месяца (в форме лошадей).
Ребенок :- Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокоса ,белолица
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром.
Ребенок: -Вы- волшебница Зима
Вы одеваете в снега
Все кочки и пенечки
Скамейки и стога
Одели рукавички
На веточки берез
Чтоб выдержать могли они мороз.
Зима: - Я - великая волшебница Зима. Могу раскрыть вам волшебную тайну природы. И если вы согласитесь побывать в моем королевстве, мои кони унесут вас далеко-далеко.
Логопед :- Дети, вы хотите побывать в царстве Зимы?
Дети: - Хотим!
Зима : - Ну , тогда садитесь в мои волшебные сани.
Дети садятся за стульчики ( вокруг оформления виде саней).
Логопед: - А чтобы было весело ехать, мы с вами споем веселую песню.
Дети поют песню « Три белых коня».
Вот мы и приехали в царство зимы. Давайте сейчас придумаем много слов красивых о зиме, какая она?
Дети: - Холодная, морозная, снежная, красивая, метельная, прекрасная, удивительная…
Логопед: - А с зимой живут три брата. Давайте назовем этих братьев.
Дети: -Декабрь, январь , февраль.
Логопед: - А что вы знаете о месяце декабре? Слайд №1
Дети: - Декабрь начинает зиму.
Декабрь помогает зиме остудить землю.
Его верные друзья мороз и ветер.
Зима одевает поля, леса , степи в пуховые одеяла.
Зима дарит снежные шубы деревьям.
Дни короткие, ночи длинные в декабре.
Логопед: - А что мы вместе расскажем о декабре?
Физкультурная минутка:
В декабре , в декабре все деревья в серебре,
Снег в окошке , на крылечке,
Солнце в небе голубом,
В нашем доме топят печки,
Кверху дым идет столбом. ( Дети выполняют движения руками согласно произнесенным словам логопеда).
Логопед: - Молодцы! А что вы знаете о втором месяце зимы? Слайд №2
Дети: Январь – всей зимы государь.
Январь открывает календарь.
В январе ласково светит солнышко, сообщая о том, что день прибавился, но тепла еще долго не будет.
В январе начинается холодный период зимы.
В январе наш любимый праздник - Новый год.
Утром под елку Дед Мороз приносит подарки.
Мы любим январь за то, что можно покататься на санках, лыжах, коньках.
Логопед: - Правильно дети.
В январе , в январе много снегу на дворе.
В январе наш любимый праздник - Новый год.
Утром под елку Дед Мороз приносит подарки.
Мы любим январь за то, что можно покататься на санках, лыжах, коньках.
Логопед: -Правильно, дети.
В январе, в январе много снегу на дворе.
А давайте мы образуем новые слова со словом снег.
Дети:- Снеговик, снегурочка, снежный, Белоснежка, Снежок, снеговой.
Логопед: - Хорошо, а умеете ли вы отгадывать загадки о зиме.
Дети :- Умеем!
Слайд №3.
Логопед загадывает загадки.
Дел у меня не мало-
Я белым одеялом
Всю землю одеваю
В лед реки превращаю,
Белю дома, поля
Зовут меня…. (Зима).
Меня не растили
Из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку
Глаза - угольки
Ручки - сучки
Холодная , большая
Кто я такая? (Снежная баба)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою
Но солнце ее напечет-
Заплачет она и умрет . (Сосулька)
Все лето стояли
Зимы ожидали
Дождались поры
Помчались с горы. (Санки).
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Мягкие пушистые пушинки
Милые ……..(Снежинки).
Какой это мастер на стенки нанес
И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз)
Мчусь, как пуля, я вперед
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня …….. (Коньки)
Логопед: -Вы знаете очень много загадок, а теперь давайте составим веселую картинку зимних забав.
Дети составляют предложения по картинкам , ставят их на доску.
Логопед: - Дети, а какая у вас любимая игра в садике на площадке.
Дети: - Снежки.
Логопед: - А давайте с вами с играем в эту игру.
Физкультурная минутка : дети имитируют игру в снежки со словами.
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело,
Нам в снежки играть не лень,
Мы б играли целый день.
Хлоп, хлоп не зевай ,
А в меня скорей бросай.
Пусть мороз морозит нас
Мы согреемся сейчас.
Ножками затопаем,
Ручками захлопали.
В это время в группу влетает ребенок переодетый в костюм вороны
Кар, кар, вы тут играете
В королевстве безобразия творятся.
Птицы замерзают.
Логопед: - Дети, что это ворона так каркает давайте и посмотрим.
Дети подходят к кормушке.
Логопе д:- Каких птиц вы видите в кормушке?
Дети рассказывают о птицах : снегире, синичке, сороке , дятле.
Логопед : -А какие это птицы?
Ребенок: - Зимующие птицы.
Ребенок :- Ой , посмотрите , а вот еще дна птичка замерзает- это ласточка.
А ласточка перелетная птица.
Логопед: - Ребята, птичка заболела и не смогла улететь с другими птицами. Давайте мы ее заберем с собой в группу, будем кормить, весной ее выпустим на волю. Дети кладут ласточку в рукавичку и садятся на стульчики.
Логопед: - Дети , а какой сейчас месяц?
Дети: -Февраль месяц.
Логопед: - А, что мы знаем об этом месяце?
Дети : Февраль последний месяц зимы.
Февраль- месяц лютый спрашивает как обутый.
В феврале зима дарит солнышку рукавички.
В феврале тает снег.
Логопед: - Правильно дети, именно , в феврале ласково пригревает солнышко, тает снег на крышах и проводах, образуя сосульки.
,
Дети : скользкие , гладкие, мокрые, холодные, прозрачные.
Логопед : а какие они по цвету?
Дети : блестящие, прозрачные, хрустальные.
Логопед : правильно, вот они какие красивые . Я держу льдинку в теплой руке, что с ней происходит?
Дети: льдинки в руке тают.
Логопед : вот так и в природе происходи т: бегут ручьи, природа оживает А какие важные события происходят в жизни животных, птиц.
Дети: у медведя появляются медвежата, у клестов клесты.
Логопед : дети, что- то ворона загрустила.
Ворона : я всю зиму летела, о зиме все ворковала, а теперь не знаю как о зиме рассказать.
Логопед : стала ты совсем стара, забыла все зимние слова.
Дети : давайте напомним вороне зимние слова, которые мы с вами запомнили
Дети : снег, мороз, лед, снежинка, метель, вьюга, сосулька , снеговик.
Логопед : дети, как вы хорошо рассказали о зиме. Я вижу вам нравится это время года. Вот она красавица - русская зима. Дети и взрослые любят это время года за ее волшебную красоту, яркие сверкающие краски. подольше ее образ оставался в вашей памяти, постарайтесь нарисовать ее яркую, сверкающую, суровую, затаившуюся перед снежной бурей, можно нарисовать веселую картинку зимних забав. А эти картинке мы отдадим Зиме.
Дети рисуют картинку зимы. А теперь нам надо расставаться. Спасибо тебе Зима за гостеприимство , радость , которую т ы нам предоставила. А мы теперь отправимся в царство весны, узнаем все о цветах об их красоте и величии.
Зима : ну что ж прощайте, отправляйтесь к весне , но такого богатства вы у нее не найдете
Зима убегает.
Логопед : зима нас оставила, а как же мы попадем обратно .В это время выходит мальчик переодетый в волшебника.
Я не волшебник , я только учусь.
Но дружба помогает делать всякие чудеса.
Я наблюдал за вами , вы мне очень понравились.
Зима добрая , не обижайтесь на нее, просто хотела вас оставить у себя. А когда вы отказались она расстроилась и попросила передать вам этот сундучок с подарками. Дети достают из сундучка конфеты.
Потом дети закрывают глаза, а волшебник каждого ребенка касается волшебной палочкой .
Логопед : говорит : «Раз, два, три, смотри».
Дети открывают глаза.
Логопед: вот мы с вами оказались опять на нашей поляне. А теперь давайте отправимся в царство весны . Дети уходят из группы. А наше занятие подошло к концу. До свидания.