Исследование словообразования детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа) на тему

wolobuewa.iwanowna

 Изучив  проблему  словообразования  дошкольников,  проанализировав  научно-педагогическую  литературу  по  этой  проблеме мы  поставили целью  эксперимента- выявить уровень  развития  словообразования у детей  старшего дошкольного  возраста  с  общим  недоразвитием  речи. В  исследовании  применялась  методика  Исследование  способностей  словообразования".Экспериментальная  рбота  проводилась на  базе МБДОУ ЦРР - детский  сад №5 "Солнышко". После  сделаны  выводы  об  уровне  развития: 4  балла  - высокий, 4 балла -  средний,  3  балла- ниже  среднего, 2- низкий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальное  исследование      сформирования   игровых  навыков  у дошкольников  с  ОНР.

В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития – они составляли экспериментальную группу (6 человек), и дети старшего дошкольного возраста без нарушений в развитии (6 человек), они составляли контрольную группу.

Для выявления особенностей игровой деятельности дошкольников с задержкой речевого  развития  использовались следующие методика: «Диагностика  уровня     игровых  навыков».

 Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из дошкольников 5 лет. Тема игры задается логопедом. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры: «День рождения у белочки (зайчика)», не имеющие четко заданной ситуации исключающие включать в сюжет игры разные роли.

Начинается игра: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он , обычно  проходит?. В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Каждый критерий оценивается по 4 уровням.

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей:  1  уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар;   2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д; 3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к логопеду.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, ..).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

1  уровень — использование   атрибутики   при   подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.).

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества   предметов.

6)  Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию предмета.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень —  правила  явно  не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Все результаты заносятся в сводную таблицу (Приложение 1).                     Результаты исследования

Были проведена методика, направленная на изучение игровых навыков дошкольников и анкета для родителей на изучение игровых интересов и предпочтений у детей. Полученные результаты проанализированы.

В экспериментальной группе детей с ЗРР распределение ролей проходило под руководством взрослого (100%). Взрослый спрашивал, кто будет Белочкой, а кто Лисичкой. Действия с предметами происходит в соответствии с реальностью (100%), роль называется, но выполнение сводится к реализации действий (100%), и игра заключается в однообразном повторении (100%), испытуемые самостоятельно используют атрибутику (чашки, блюдца, торт, еда), однако в 84% случаев дети пользуются атрибутикой по подсказке взрослого, предметы-заместители отсутствуют, даже при вручении подарков (100%), присутствует ролевой обращение (16%), но чаще всего дети обращаются друг к другу по имени (84%), правила явно не выделены (33%) или совсем отсутствуют (77%)

У 100% испытуемых контрольной группы наблюдается 3 уровень по всем показателям. Развития игровых навыков находится на достаточно высоком уровне. На этапе распределения ролей трое детей из группы захотели играть главную роль «Белочку», для разрешения конфликта дети обратились за помощью к взрослому. После того, как роль была отдана одному из детей, остальные самостоятельно распределили роли. Основное содержание игры заключается в выполнении действий, определяемых ролью. Испытуемые справились с этой задачей («Белочка» принимала поздравления, усаживала гостей за стол, угощала их, «Зайчики», «Медвежата», «Лисичка» дарили подарки, поздравляли именинницу, хвалили угощение).  Испытуемые придерживались своих ролей, их игровые действия были многообразны и логичны. В игре наблюдалось широкое использование атрибутивных предметов (чашки, тарелки, торт, угощенье), так и предметов заместителей (подарок «Стакан-Ваза»). В игре наблюдалось активное использование ролевой речи (Мишка говорил низким голосом). Испытуемые строго придерживались правил игры. На рисунках 1 и 2 изображены диаграммы результатов изучение игровых действий в экспериментальной и контрольной группах.

Рисунок 1. Изучение игровых действий в экспериментальной группе

Рисунок 2. Изучение игровых действий в контрольной группе.

Анализируя данные рисунков 1 и 2 можно сделать вывод: по категории распределение ролей в экспериментальной группе наблюдается 2 уровень, а в контрольной – 3 уровень. Такие же результаты получены по категориям содержание игры и ролевое поведение. По категории игровые действия в экспериментальной группе наблюдается 2 уровень, а в контрольной – 3 уровень. По категориям использование атрибутики и использование ролевой речи в экспериментальной группе в 16% случаев наблюдается 2 уровень, в 84% - 3 уровень, а в контрольной группе присутствует 3 уровень.  По категории выполнение правил в экспериментальной группе в 33% случаев наблюдается 2 уровень и в 77% случаев – 3 уровень, в контрольной группе – 3 уровень.

Таким образом, можно отметить, что результаты экспериментальной группы ниже результатов контрольной группы на один уровень развития.

При анализе анкеты были получены следующие результаты. На вопрос «Часто ли Ваш ребенок играет дома?» родители и контрольной и экспериментальной группы ответили положительно. По данным проведенной анкеты родители обеих групп знают какие игрушки интересны их детям. Родители обеих групп иногда разрешают своим детям играть в интересные для них игры, которые не нравятся родителям. Чаще всего к ним относятся компьютерные игры, онлайн-игры на планшете. Родители детей контрольной группы ответили, что их дети могут играть самостоятельно от 1 до 2 часов, однако родители детей экспериментальной группы ответили, что их дети играют самостоятельно менее часа.  Дети контрольной группы чаще всего предлагают сюжеты самостоятельно, в отличие от детей экспериментальной группы, которые играют в сюжеты предложенные родителями, причем самостоятельно сюжеты не появляются.  Сюжеты детей контрольной группы появляются из детского сада, телевиденья, окружающего мира. Чаще всего дети экспериментальной группы играют в настольные игры, а дети экспериментальной – в сюжетно-ролевые. Родители детей экспериментальной группы чаще всего предлагают поиграть в конкретную игру, а дети контрольной группы предлагают игры самостоятельно.  Родители обеих групп не настаивают на выборе игр, если ребенок не высказал особого желания. Чаще всего родители детей контрольной группы выбирают игры на усмотрение ребенка, а родители детей экспериментальной группы на свое усмотрение.

Таким образом, в результате экспериментального изучения мы пришли к выводу, что игровая деятельность дошкольников с задержко речевого  развития  отстает от возрастной нормы и имеет качественное своеобразие.

Экспериментальная  методика  для  психолого-педагогической  диагностики  развития  лиц  с  ОВЗ.

                   (подготовительная группа)

 Изучение творчества   детей   в   конструировании.

а) Построй   из   деталей  домик в котором  будут  жить  твои  родные, а  другой  построй  для друзей.

 Обработка   данных. Постройка   сделана   правильно, согласно  образца  или  отличается .

          Изучение  особенностей   изобразительной   деятельности.

 а) Ребенку, предлагают нарисовать   картинку, а после просят  рассказать  ,  что  он  нарисовал.

б) Обработка   данных. Содержание рисунка, передача формы,  рисунок  удался  или  нет.

            Зависит   ли   ребенок   от   другого   в   совместном

  труде.

   а) Ребенка   просят нарезать полоски , чтобы  сделать  скатерть,  другой  из  полосок  делает  скатерть.

Обработка   данных.

 .Дети  осознают,  что  они  вместе  сделали  скатерть.     Зависимость   друг  от  друга  в  совместном  труде.

                    Изучение   понимание   эмоционального   состояния   детей.

          Дети  по   картине  описывают  эмоциональное  состояние   детей

       Обработка данных. Доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых, сверстников.                                                             Изучение цвета  и  оттенков .

                                                                                                                         Ребенку дают кружочки   разного   цвета ,  ребенок  должен  разложить  кружочки в пустых  клеточках  по  образцу , выбор  цвета  при  его  назывании,  самостоятельное называние цветов.

Обработка данных. Делается вывод  о  возрастных особенностях  восприятия  цвета в  разных  ситуациях.

 Изучение   умственной   работоспособности.

У каждого  ребенка  в  руках  фигурные  таблицы,  нужно  найти  одинаковые фигурки  и  их  зачеркнуть  разными  карандашами.

Обработка данных. Оценивают объем   работы  количество   допущенных  ошибок.

Изучение   ориентировки   в  величине   предметов. 

 

 Ребенок   правильно   складывает   палочки   разные  по  длине.

Обработка   данных .Как   ребенок  сложил  палочки: путем  зрительного  восприятия, путем  прикладывая  палочки  друг  другу, путем  проб  и  ошибок ,осуществляет нецеленаправленные  действия.

Изучения   образной   и   произвольной   памяти.

Перед  ребенком  кладут  карточки  и  он  такие  же  находит  на  карте.

Обработка  данных. Если ребенок показал изображение  предмета: идентичное,  схожее , или  совершенно  другое.

Изучения   процесса   обобщения.

Три   фигуры   одинаковые , а од на « лишняя».  Какой  предмет  «лишний» ,  почему.

Обработка   данных.

Выявляют  умения подобрать  обобщающее слово к  группе  предметов. Выясняют,  какие  группы  легче  объединить,  а  какие  труднее.

Изучение   классификации.

Раскладывают и  объясняют  ,  почему  эти  картинки  подходят к  друг  другу,  а  другие  нет.

Обработка  данных. Подсчитывают  число  верных  ответов.

 Изучения   уровня  развития  произвольной  и  образной  памяти.

Каждому  изображению  на  карточке  должно  соответствовать  изображение  на  карте.

Обработка  данных .Ребенок идентичное  изображение,  схожее  с  общим  силуэтом  или  совершенно  другое.

Вывод:  если  ребенок  получил 35- 40  баллов-высокий  уровень,  если25-35 – средний  уровень, если  получил  меньше  25 –относится  к  низкому  уровню