Метод молелирования скороговорок
статья по логопедии (средняя группа) по теме
Наглядное моделирование – это схема основных отношений компонентов различных предметов, явлений и событий.
Наглядная опора позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что: во-первых, оно вызывает интерес; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Метод моделирования заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- развитие умения дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.
Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица. Её назначение – с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях. На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений. Именно такие мнемотаблицы и мнемодорожки использую в свей работе при заучивании с детьми скороговорок.
При работе со скороговоркой ребенку нужно не только понять ее, но и запомнить. С этой целью на логопедических занятиях используются мнемотаблицы и мнемодорожки. Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий. При этом основной опорой запоминания становятся смысловые связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия
На этапе знакомства со скороговоркой логопед заполняет пустую таблицу, обговаривая с ребенком значение каждого изображения. В дальнейшем ребенок сам воспроизводит текст скороговорки с опорой на мнемотаблицу. На последующих этапах работы можно использовать разрезанную на отдельные карточки таблицу, и ребенок будет воспроизводить последовательность самостоятельно.
Варианты работы с мнемодорожками и мнемосхемами могут быть различными:
срисовывание скороговорки;
зарисовывание по памяти;
проговаривание скороговорки с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи;
воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы).
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/20/1_5.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/20/2_3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/20/3_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/20/4_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/20/5.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/20/6_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/20/7_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/20/8_0.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека чистоговорок и скороговорок
Предллагаю материал для речевого развития ребенка-дошкольника. Предложенная картотека может использоваться как часть занятия, так и в повседневной жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-43454-1490128151.jpg)
Подборка коротких рассказов и скороговорок по лексическим темам
Материал будет полезен воспитателю для работы с детьми на занятиях....
Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".
Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-99568-1489255821.jpg)
«Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь»
Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у ...
Использование мнемотехники в развитии речи детей на материале загадок и скороговорок в группе с трудными детьми
Работа в группе с ОНР, составление загадок....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-182357-1453965227.jpg)
Развиваем речь с помощью скороговорок.
Мастер-класс для родителей.Развитие речи детей с помощью скороговорок....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-717686-1613242697.jpg)
50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ 50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ, изображение №1
1. К Чебурашке в чашкуШлепнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.2. Лунный свет го...