Помощь родителям детей с нарушением звукопроизношения
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Важно вовремя обнаружить проблему речевого развития ребенка и обратиться к хорошему специалисту. Родители должны знать как развивается ребенок, на что обращать внимание в речевом развитии. При каких обстоятельствах нужно бить тревогу. В статье даны рекомендации родителям, как дома заниматься с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskaya_pomoshch_detyam_s_narusheniem_zvukoproiznosheniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что должны знать родители детей с нарушением звукопроизношения.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и с взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или
физиологические проблемы.
Задача родителей - вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам,
педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и
невозможно.
Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет "само собой", "когда-нибудь он научиться говорить"?
Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните - он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка. Речевые проблемы - это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова ("ба", "да" и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные.
Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша,
родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.
Примерный возраст и умения ребенка
4 месяца: Произносит гласные
звуки, близкие к "а", "ы", "у", возможно с сочетанием с согласным "г"(гулит).
8 месяцев: Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное иувиденное.
10 месяцев: Произносит серии одинаковых слогов: "дядядя", "бабаба","мамама" (лепечет).
1 год 2 месяца: Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба", "дя" и т.п. Реагирует на свое имя.
1 год 6 месяцев: "Говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда", "баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа", "мама", "на", "да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.
1 год 8 месяцев: Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и т.п. Стремительно растет словарный запас.
1 год 10 месяцев: Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов ("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.
2 года - 2 года 2 месяца: Говорит словосочетания: "мама Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица: "дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди маме". Использует творительный падеж в значении орудийности действия: "бить молотком", предложный падеж со значением места: "лежит сумке".
2 года 2 месяца - 2 года 6 месяцев: Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в речи предлоги.
3 года: Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый "кризис трех лет". Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей - проявить терпение и понимание.
4 года: В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.
5 лет: В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
6 лет: Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и
последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
Работа по исправлению недостатков звукопроизношения
С детьми четвертого года проводится работа, направленная на уточнение и закрепление правильного произношения следующих групп звуков: м (мь), п (пъ), б (бь); т (тъ), д (дь), н (нъ); к (кь), г (гъ), х (хь), й; ф (фъ), в (вь) и звуков с (съ), з (зь), ц; на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для постановки речевого дыхания нужны упражнения на развитие продолжительного и плавного выдоха.
Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, выработку четкого произношения слов взрослый осуществляет, предлагая ребенку отчетливо называть игрушки, животных, предметы, изображенные на рисунках в книге, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками. Для закрепления звуков во фразовой речи, например, после рассматривания картины, взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы по ее содержанию, а затем с небольшой помощью или самостоятельно рассказать, что на ней нарисовано.
При повторении ребенком чистоговорок следует обратить внимание родителей на то, чтобы малыш не только правильно произносил отрабатываемые звуки, отчетливо называл слова, но и воспроизводил слоги. Например, при воспроизведении чистоговорки
Зу-зу-зу — зайку моем мы в тазу ребенок должен трижды воспроизвести слог зу
Предлагаемые для заучивания стихотворения следует использовать не только для обучения малыша четкому произношению звуков в словах и фразах, но и для выработки интонационной выразительности. В процессе разучивания с ребенком стихотворения взрослый дает образец выразительного чтения и просит воспроизвести его. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, ребенок будет правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать свой речевой слух. Для развития у ребенка умения правильно пользоваться вопросительной интонацией дают специальные задания (игра «Теремок»).
Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют такие упражнения, как «Кто бы это мог быть?», «Помоги найти маму», а также стихи типа небылиц-перевертышей, загадки. Чтобы облегчить ребенку отгадывание загадок, полезно предлагать родителям шире пользоваться наглядностью. Например, среди двух-трех предметов или игрушек, лежащих на столе, малыш должен найти только ту, о которой говорится в загадке. Полезно напомнить родителям, что дети этого возраста лучше запоминают загадки, если предварительно знакомятся с предметом. Например, наблюдая с ребенком, как питаются рыбки в аквариуме, уместно загадать такую загадку:
В воде она живет, нет клюва, а клюет. Или, прежде чем дать ребенку морковку, можно загадать такую загадку: Сладкая, красная, на грядке растет. Что это?
Развитие голосового аппарата осуществляется в процессе игровых упражнений, когда ребенку предлагают произнести одно и то же звукосочетание или одну и ту же чистоговорку с различной громкостью; при чтении стихотворений, считалок, потешек с разной силой голоса. В качестве подготовительных упражнений для выработки нужного темпа речи можно предложить ребенку произносить строчки из народной потешки с различной скоростью.
Выработка продолжительного плавного выдоха через рот, т. е. подготовительные упражнения для развития речевого дыхания, осуществляется при помощи таких игр, как «Снежинки», «Ветерок», «Бегущий лыжник».
Некоторые игры и упражнения, предназначенные для формирования правильного звукопроизношения, с успехом могут быть использованы и с целью расширения и активизации словаря, уточнения представлений ребенка об одежде, предметах домашнего обихода («Помоги одеться Тане», «Помоги Вале и Феде собрать вещи», «Что взяла обезьянка Заг»), ознакомления с некоторыми животными и их детенышами («Кто бы это мог быть?», «Помоги найти маму»).
Упражнения на дыхание
Поупражняйте ребенка в плавном продолжительном выдохе, используя помещенные ниже задания.
СНЕЖИНКИ
Взрослый дает ребенку кусочек ваты, говорит: «Это у нас снежинка. Посмотри, как она летает. (Кладет ватку на ладонь, а затем сдувает ее с руки.) Попробуй и ты так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку (снежинку) с руки несколько раз. Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребенок производил выдох только через рот; выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.
ВЕТЕРОК
Возьмите небольшой тонкий листок бумаги (5 X 10 см) зеленого цвета и нарежьте 12—15 узких полосок. Привяжите их ниткой к карандашу, скажите малышу: «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так...» (Дует на листочки.) Взрослый еще раз показывает, как надо дуть, затем предлагает ребенку сделать так же.
ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
На данном возрастном этапе закрепление звуков осуществляется в такой последовательности: с (съ), з (зь), ц, ш, ж, ч, щ, л (ль), р (рь). Делают это так: ребенок называет предметы, изображенные на картинках, которые показывает взрослый. При этом малыш выделяет интонацией отрабатываемые звуки в каждом слове: ссса-молет, лиссса и т. д. Для закрепления звуков, а также для развития внимания к речи взрослых ребенку дают задания на договаривание слов в двустишиях или в небольших стихотворениях. Во время чтения текста взрослый просит малыша внимательно слушать, чтобы правильно закончить текст, т. е. подбирать слова не только близкие по звучанию, но и по смыслу. Например: «Телефон опять звонит, от него в ушах ...»
Ребенок договаривает: «звенит». При неудачном подборе слов текст читают повторно, ребенку дают правильный образец и требуют четкого произнесения отрабатываемого звука. Игры и упражнения для детей от 4 до 5 л. направлены как на формирование правильного звукопроизношения, так и на развитие фонематического восприятия (одни используются для закрепления звука, другие способствуют воспитанию умения слышать, узнавать звук в слове, третьи направлены на формирование умения из группы разных слов выделить только те, в которых есть заданный звук, и т. д.), т. е. работа по закреплению звуков должна идти параллельно с развитием фонематического восприятия.
Для закрепления звука во фразе, правильного употребления его в речи, для выработки четкой дикции ребенку предлагают повторять чистоговорки (чистоговорки используют также для развития артикуляционного аппарата, для тренировки в произнесении слов с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом), заучивать и четко воспроизводить загадки (загадки рекомендуются, кроме того, для развития слухового внимания, т. е. умения внимательно слушать речь говорящего; фонематического восприятия, так как ребенку предлагают определить в слове-отгадке заданный звук), стихотворения, потешки, считалки, небольшие рассказы, насыщенные определенными звуками. На этом же речевом материале малыш учится читать стихи достаточно громко в нужном темпе, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С целью формирования правильного произношения звуков и развития фонематического восприятия используются также картинки: ребенку предлагают найти на рисунках такие предметы, в названии которых есть заданный звук, и произнести слова так, чтобы он звучал ясно и отчетливо.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны быть организованы дополнительные занятия, которые в зависимости от тяжести, количества и характера нарушений проводятся или воспитателем, или (при обширном косноязычии) логопедом. Эти занятия (индивидуальные или с группой из 3 — 5 человек) организуются не реже 2 раз в неделю и направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или их закрепление, введение в речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь родителям в воспитании правильного звукопроизношения у детей
Помощь родителям и логопедом при коррекции звукопроизношения...
Помощь родителям в воспитании правильного звукопроизношения у детей
как павильно заниматься с ребенкам...
Помощь родителям в воспитаниии правильного звукопроизношения у детей.
Консультация для родителей о важной роли семьи в воспитании культуры речи у детей. Педложены комплексы занятий , советы родителям....
Консультация для родителей "Родительская помощь детям с нарушением звукопроизношения"
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть с...
Консультативная помощь. "Психологическая помощь родителям детей раннего возраста с нарушением слуха"
Психологическая помощь родителям детей раннего возраста с нарушением слуха Психологическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проб...
Советы родителям детей, имеющих нарушение звукопроизношения
Нарушения речи, встречающиеся у учащихся, являются серьезным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.Если не устранить их своевременно, они могут вызвать ...
Психолого-педагогическая помощь родителям детей с нарушением слуха в ДОУ.
Психолого-педагогическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проблемами слуха родители сталкиваются с множеством проблем, от них требуетс...