Эссе "Я-педагог"
статья по логопедии на тему
МДОУ детский сад № 4
пгт. Кокуй Сретенского района
Выполнила: учитель-логопед
Злобина Анастасия Анатольевна
Эссе «Я – педагог и воспитатель»
По воле рока так случилось, что в педагоги я пошла.
Образование получила – своё призвание нашла.
Учить детей не просто очень, но мне не страшен трудный путь.
Я отдаю все знанья детям, не просто так, ни как-нибудь.
Когда я была маленькой, меня всегда спрашивали, кем хочу быть, когда вырасту. Я уже тогда хотела стать педагогом, так как в нашей семье уже формировалась учительская династия, и мама, и тётя, и бабушка – учителя. Ни у кого не было сомнения, что я продолжу этот путь.
Мне нравятся слова В. Синельникова, который сказал «если то, что происходит в жизни со мной, полностью соответствует тому, что я думаю и говорю, то с изменением своих мыслей и своей речи изменится и моя жизнь, окружающий мир». Вся моя жизнь и окружение привело меня к выбору своей профессии. В 1996 году я поступила в ЗабГПУ им. Н.Г Чернышевского на факультет дошкольной педагогики, получила специальность «социальный педагог». В процессе обучения поняла, что сделала правильный выбор. В 2001 году моё обучение подошло к концу, и, получив определённый багаж знаний, я устроилась на работу в Михайло - Павловскую среднюю общеобразовательную школу. Так как мой муж военнослужащий, нам пришлось несколько раз поменять не только место жительство, но и место работы. И где бы я ни жила, я относилась к своей работе ответственно. При этом постоянно получала и обогащала свой профессиональный уровень. За моими плечами и работа социального педагога, и учителя начальных классов, сейчас я работаю учителем-логопедом в детском саду. Но и детский сад открыл для меня разные возможности.
В профессию учителя - логопеда я пришла уже состоявшимся педагогом детского сада. Сначала работала музыкальным руководителем, затем руководителем физкультуры, после - воспитателем детского сада. Работать воспитателем было трудно, но приятно, так, как я очень люблю детей. Вместе с ними, я привыкала, росла, познавала мир. Когда, наконец, по истечении долгого периода работы воспитателем, мне посчастливилось стать логопедом, моему ликованию не было предела. В тот момент я поняла, что ждала этого всю жизнь.
В России около 7000 разных профессий, и каждая, по-своему, важна в жизни общества и страны в целом. Но я думаю, что логопедия – это моё призвание, уж долгий путь был пройден мною к этой заветной мечте. И до сих пор я ни разу не разочаровалась в своём выборе, и никогда не встречала логопедов, которые были бы недовольны своей работой.
К профессии учителя – логопеда я подошла уже более осознанно. Работая воспитателем с детьми, видя, какие речевые проблемы у детей, я всегда мечтала помочь детям в овладении правильной речью.
Логопедия переводится как воспитание и обучение слову. Это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления, лечения и коррекции. Я согласна с высказыванием К.А. Аксакова - «слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Слово – это как божий дар, и этим даром мы должны помочь ребёнку овладеть в дошкольном возрасте, так как своевременное правильное речевое развитие влияет на формирование личности ребёнка в целом.
Как можно выразить настроение, чувство, отношение друг к другу? Конечно же, через слово. Поэтому важно при воспитании ребёнка разговаривать чисто и красиво, чтобы ему было приятно это слышать, чтобы он захотел говорить также.
Считаю важным для себя, что я логопед именно детского сада, так как этот возраст является наиболее благоприятным периодом развития речи малыша, периодом, когда создаются необходимые условия для развития ребёнка в целом. А, как известно, больше речевых нарушений именно в дошкольном возрасте.
Работать с детьми очень интересно. Ведь детский сад – уникальная страна, где живут самые искренние, добрые, терпеливые, творчески активные и удивительные люди. Но, к сожалению, всё чаще встречаются дети с нарушениями речи. Речь снижена из-за ухудшения здоровья, неосведомлённости родителей в вопросах речевого развития и множества различных факторов, отрицательно влияющих на развитие ребёнка. И моя главная задача – помочь тем, кто нуждается в моей помощи.
Чем раньше мы выявим различные нарушения речи, тем быстрее мы с ними справимся. Ведь есть дети, которые вообще не говорят, или плохо говорят, а есть и заикающиеся. Они чувствуют себя неуверенно, отстраняются от коллективных игр и замыкаются в себе. Задача педагога – раскрыть возможности таких детей, помочь преодолеть любые трудности. Для этого я изучаю различную литературу, использую различные технологии (здоровьесберегающие: дыхательная, зрительная и мимическая гимнастика для пальчиков, психогимнастика, сказкотерапия, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика; технологии проблемного, дифференцированного и развивающего обучения). Активно принимаю участие в различных мероприятиях, делюсь опытом и перенимаю опыт у своих коллег. В своей деятельности широко применяю информационно-компьютерные технологии, систематически используя их при подготовке к занятиям. Полноэкранные озвученные видео - и анимационные сюжеты и высококачественные фотографии представляют собой богатый иллюстративный материал.
Я согласна с утверждениями многих логопедов, которые говорят, что «мы должны быть и актёрами, и музыкантами, и дизайнерами, и психологами». Введение в занятия театрализованной деятельности, умение прочувствовать персонажей и передать их мимику, жесты, звуки, позволяет стать занятию ярче и интереснее для детей, которые всё хорошо чувствуют. Владение музыкой помогает мне в развитии фонематического слуха.
Чтобы заинтересовать любого ребёнка, а тем более «особого», следует создавать специальные для этого условия: красиво оформленная окружающая обстановка, эстетическое оформление, правильно подобранные игры, приятная световая гамм, ну и, конечно же, улыбка. Думаю, что без улыбки человек не похож на человека, а напоминает какую – то скульптуру. Представьте себя на минуту ребёнком, и скажите, кого вы хотите видеть перед собой, весёлого и интересного человека, или того, у которого на лице грусть и тоска.
Стараюсь помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, что все трудности мы с ним преодолеем. Ведь в руках логопеда самая дорогая ценность – ребёнок, его развитие, перспективы.
А какой восторг у ребёнка, когда он вдруг начинает правильно произносить звуки, слова! Насколько меняется слово ребёнка! И как приятно слышать красивую, правильную, выразительную речь малыша! Это и есть самая высокая награда! Значит, я не только учу детей правильно произносить звуки, слова, но и вселяю уверенность, что он – самый лучший, что его речь – красива и эмоциональна.Когда ребёнок чувствует свою победу, у него просыпается желание добиваться ещё больше хороших результатов.
Сбылась моя мечта! Теперь я самостоятельно работаю педагогом - логопедом. Работа очень ответственная и непростая. Дефекты речи негативно влияют на психическое состояние ребёнка. Если в дошкольном возрасте не решить речевые проблемы ребёнка, могут возникнуть значительные трудности в школьном обучении.
Не буду скрывать, мне сейчас нелегко, коррекционная работа идёт сложно, медленно, дети до этого никогда не посещали логопеда. Но я тружусь, вместе с ними учусь – выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости и доброте, потому что без этого мы не достигнем желаемого результата. Терпение и оптимизм – сейчас важные для меня составляющие в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Желаемый результат будет не скоро, но мы обязательно к нему подойдём.
Я должна служить этой профессии, не останавливаться и не опускать руки перед любыми трудностями, которых в нашей профессии возникает огромное множество каждый день.
А своё эссе я хотела бы закончить своим стихотворением.
Я – логопед и этим всё сказано,
Многое детям ещё не рассказано.
Ведь логопед – он, как мать
Должен всё понять и принять.