Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 6 Коррекционная работа, направленная на предупреждение дизорфографии у дошкольников .
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение дизорфографии у дошкольников . Содержание коррекционной работы, направленной на развитие познавательной активности в сфере морфологических обобщений. Содержание коррекционной работы, направленной на развитие процессов памяти, мышления, внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrabota_dizorfografiya.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение дизорфографии у дошкольников
В качестве профилактических мер по предупреждению дизорфографии мы будем развивать и корректировать необходимые для усвоения орфограмм следующие предпосылки:
- познавательную активность в сфере морфологических обобщений;
- процессы памяти, мышления, внимания.
Содержание коррекционной работы, направленной на развитие познавательной активности в сфере морфологических обобщений
Целью этого раздела является научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса). Таким образом, в ходе коррекционных занятий дети накапливают опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширяют запас однокоренных слов, а в дальнейшем будет совершенствоваться навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфологическому составу слова помогает детям в дальнейшем самостоятельно расширять запас слов, накапливать звуковые и морфологические обобщения. Все это способствует созданию оптимальных условий для уточнения ряда грамматических понятий и совершенствованию способности закреплять знания определенных правил правописания, прежде всего тех, усвоение которых связано с морфологическим анализом слов и умением различать их значимые части. К этим правилам относятся: "Правописание безударных гласных", "Правописание звонких и глухих согласных", "Правописание приставок и предлогов", "Правописание сложных слов", "Правописание имен существительных и прилагательных".
Для этого применяются упражнения:
- «Подбери к слову слова - родственники». Например, к слову «снег» - снеговик, снегопад, снежинка;
- Из перечисленных слов необходимо выбрать только родственные слова: чай, чайник, чайка, чаепитие; пришел, ушел, подошел, шелк, шел и т.д.;
- Из перечисленных слов необходимо выбрать лишнее слово: конь, конница, коньки, коневодство; родители, родной, ротик, родственники;
- Что общего между словами: пришел - приехал, книжка -книжный, глазище - домище, парты - столы, слоненок - тигренок;
- Из перечисленных слов отобрать сначала слова – предметы, потом слова – действия и в завершение слова – признаки: дом, быстрый, сон, пришёл, конь, побежал, красивый [17].
Содержание коррекционной работы, направленной на развитие процессов памяти, мышления, внимания.
В процессе работы над развитием процессов памяти, мышления и внимания использовалось пособие авторов Чиркиной Г.В. и Русецкой М.Н. «Визуальный тренажер: Альбом для занятий с детьми 5-7 лет». Такое пособие было у всех детей индивидуальное, и мы его использовали как рабочую тетрадь на индивидуальных занятиях.
Помимо работы в пособии детям предлагались задания на выкладывание серии картинок в хронологическом порядке . В качестве усложнения аналогичное задание выполнялось без подкрепления картинным материалом, а на слух. Ребёнку зачитывался маленький текст с развитием событий, но события в тексте были выставлены вразброс. Ребёнку надо было после повторного прослушивания пересказать текст в правильной хронологической последовательности, что бы одно событие вытекало из другого.
Так же мы с детьми играли в игры, при которых им всю информацию необходимо было анализировать без вербализации, исключительно на слух. Например, «Игра в слова». Логопед произносит ряд слов (до 10): кот, трамвай, собака, корова, троллейбус, автобус, овца, электричка. Ребёнку необходимо сначала повторить все слова в последовательности предъявления, затем разделить слова на группы по общему признаку и воспроизвести эти слова уже в группах. Есть другой вариант игры в слова - «Лесенка». Ребёнок должен повторять за педагогом слова в той же последовательности, сначала ряд состоит из одного слова, потом из двух, потом из трёх, и так до семи слов в ряду. Логопед не переходит к следующему ряду, пока ребёнок не воспроизведёт весь предыдущий ряд безошибочно. Сначала слова для предъявления в каждом ряду могут быть каким-то образом взаимосвязаны, но с каждым разом задания необходимо усложнять.
Такие упражнения имеют огромное значение в развитии слуховой памяти , которая необходима для написания диктантов и изложений.
Список литературы
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие /Т. А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006.-96с. (Библиотека логопеда-практика).
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Айрис-Пресс, 2007 (Библиотека психолога образования). 46 л.Азова О.И. Дизорфография - актуальный вопрос логопедии. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
- Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких / Е.М. Косинова; ил. А.В. Кардашука. – М. : Эксмо : ОЛИСС, 2013. – 192 с.: ил.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей / Л.С. Цветкова. - М.: 2005. – 96 с.: ил.
- Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
- Волкова Л.С. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / авт.-сост. Лалаева Р.И. — 304 с. — (Библиотека учителя-дефектолога).
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»)
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда) Безрукова О.А. Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 62 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
- Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков / О.В. Шичанина //Логопед. – 2005. - №5. – С. 96-100
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно/ Л.Г. Парамонова. - Спб: «Дельта», 1996. 384 с., ил.
- Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями/ Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под. ред. Н.Е. Ильяковой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.—256с.
- Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. группа дошк. Спец. (коррекц.) образоват. учреждений: пособие для логопеда /О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. – 119 с.: ил. – (Библиотека логопеда).
- Безрукова О.А. Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 62 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
- Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
- Лалаева Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников/ Р.И. Лалаева , И.В. Прищепова. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.
Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...
Консультация для родителей и воспитателей "Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста"
В консультации представлен материал по профилактике нарушений письменной речи...
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.
Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи.
Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи....
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия.
Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия....
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений.
Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений....
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 5 Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.
Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков....