Конкурс. Артикуляционная гимнастика.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Консультации для родителей.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика и как правильно её выполнять?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 132.8 КБ |
Предварительный просмотр:
"Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику?!"
Консультации для родителей.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика.
Родителям каждого ребенка хочется, чтобы он умел хорошо выражать
свои мысли и не испытывал трудностей при общении с окружающими.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.
Большую роль здесь играет артикуляционная гимнастика, которая является основой формирования речевых звуков.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
1. «Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус
должен быть естественным, нижняя челюсть не должна
выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
2. «Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы
вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на
счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губки хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю
3. «Лягушка - хоботок»
На счет «раз-два» чередовать упражнение
«Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
4. «Окошко»
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко
открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко
1. «Лопаточка»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык
на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
2. «Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт
«раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть
при этом остаётся неподвижной.
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо …
3. «Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1- 2 поочерёдно
упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх – нвиз, вверх – вниз
Я всё выше поднимаюсь.
А потом – вниз.
Начало формы
Конец формы
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
1. «Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус
должен быть естественным, нижняя челюсть не должна
выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
2. «Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы
вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на
счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губки хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю
3. «Лягушка - хоботок»
На счет «раз-два» чередовать упражнение
«Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
4. «Окошко»
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко
открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко
закрыто).
1. «Лопаточка»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык
на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
2. «Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт
«раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть
при этом остаётся неподвижной.
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо …
3. «Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1- 2 поочерёдно
упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх – нвиз, вверх – вниз
Я всё выше поднимаюсь.
А потом – вниз.
8. «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как
цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть
широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался
внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка.
Кушать пудинг сладкий.
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
(к основному комплексу артикуляционной гимнастики)
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь - это губы. Давай откроем ее (упражнение «Лягушки»),
Вторая дверь - зубы. Откроем и ее (упражнение «Окошко»),
Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губа (упражнение «Лопаточка»),
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»),
Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»), Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»),
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»),
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем и первую - губы (сомкнуть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
"Комплексы артикуляционных гимнастик в стихах и историях"; "Мини - конкурсы"; "Конкурсы - выставки" учителя - логопеда во взаимодействии с семьями воспитанников.
quot;Комплексы артикуляционных гимнастик в стихах и историях" "Мини - конкурсы"; "Конкурсы - выставки"...
Конкурс. Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика" в помощь родителям
В данном мастр-классе предложены упражнения по артикуляционной гимнастике в помощь родителям и педагогам....