Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по логопедии на тему

Демкова Ирина Анатольевна

Представлен опыт работы по сопровождении.я детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx20.6 КБ
Файл soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ухудшение физического, психоневрологического, нравственного, эмоционального здоровья детей стало предметом тревоги общества. В настоящее время наблюдается увеличение процента детей дошкольного возраста, которые относятся к категории детей с ОВЗ и нуждаются не только в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям, но и в обязательном психолого-медико-педагогическом  сопровождении. Одной из задач развития системы дошкольного образования в современных условиях является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детям с ОВЗ и содействие их социализации.

Данные о состоянии здоровья воспитанников МДОУ «Детский сад№9» СП:

Количество детей с ОВЗ – 7чел.

Количество детей-инвалидов – 3 чел

 Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в нервно-психической сфере, познавательной деятельности, поведении детей, развитии общей и артикуляционной моторики, развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха, требуют усилий в коррекционной работе не только логопеда, но и остальных специалистов ДОУ, то есть комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение — это системно организованная деятельность в структуре образовательной организации, которая строится на основе профессионального взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ и представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, психолого-педагогических условий, охватывающая всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями, исходя из реальных возможностей дошкольного образовательного учреждения.

Деятельность ПМПк регулируется положением о ПМПк ДОУ. Цель деятельности ПМПк — обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей; разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках образовательного процесса. Каждый специалист консилиума, решая вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего развития, вносит собственное понимание в целостную картину.

В состав ПМПк входят: заместитель директора или методист (председатель ПМПк), медицинский работник, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели. Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей, направленную на решение задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации обучающихся; информирование и просвещение семей и педагогического коллектива. Работая в команде, каждый специалист выполняет свои определенные задачи, одновременно следуя логике сопровождения.

Работа по сопровождению включает в себя 4 этапа:

 1. Диагностический этап. Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область: учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка; педагог-психолог — эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие; - воспитатели проводят динамическое наблюдение, промежуточные срезы, выявляют уровень развития умений и навыков детей; музыкальный руководитель — просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность); врач проводит медицинское обследование. Все коллегиальные решения консилиума носят рекомендательный характер. Обследование ребенка осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком. Протокол и заключение ПМПк подписывается председателем и всеми членами консилиума.

 2. Проектный этап. Результаты диагностики тщательно анализируются, выявляются причины нарушений, намечаются пути помощи. Затем педагогами, участвующими в коррекционной работе, составляется индивидуальная адаптированная программа, на основании которого строится вся последующая работа. Согласование направлений, методов и приемов коррекционно-развивающего сопровождения. Организация деятельности. Составление индивидуальных адаптированных программ  дошкольников, ознакомление с ними родителей, получение их согласия, привлечение родителей к сотрудничеству (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме). Деятельность специалистов организовывается в следующих направлениях:

Учитель-логопед . Речевая диагностика. Реализация НОД по максимальной коррекции речевых нарушений. Оказание консультативной помощи родителям Научно-методическая помощь работникам дошкольного учреждения.

Психолог. Психологическая диагностика по коррекции ВПФ, снятию состояния тревожности и негативной настроенности на занятиях, личностному развитию. Оказание консультативной помощи родителям Научно-методическая помощь работникам дошкольного учреждения

Воспитатель. Педагогическая диагностика. Реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога. Индивидуальные занятия с детьми

Музыкальный руководитель Реализация используемых программ музыкального  воспитания, логоритмики с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога. 

Заместитель директора, методист. Перспективное планирование деятельности службы, координация взаимодействия специалистов, контроль , анализ эффективности.

Адаптированная программа составляется на воспитанника с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития. Содержательный компонент адаптированной программы в нашем учреждении индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка, постановки цели развития на основе потенциальных возможностей каждого ребёнка, необходимых форм  и способов развития, выбора соответствующих коррекционных программ, методик и технологий и предполагаемых результатов.

 3. Основной коррекционный этап:

Реализация индивидуальных образовательных программ. Учитель-логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, развитию связной речи. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты. Педагог-психолог развивает внимание, память, операции мышления, пространственные представления и конструктивные навыки; способствует оптимизации мышечного тонуса. Проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение музыкально-терапевтических произведений. Совершенствует общую и мелкую моторики, выразительность мимики, пластику движений. Занимается постановкой дыхания, голоса. Развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховые дифференцировки. Способствует нормализации мышечного тонуса, развитию координации движений. Развивает физиологическое и речевое дыхание, чувство ритма, пространственные представления.

В ходе работы специалисты консультируют педагогов по адаптации учебных программ к особенностям ребенка с ОВЗ, проводят обучающие мероприятия, разрабатывают пособия, рекомендации, информационные материалы.

Родители приглашаются на индивидуальные и групповые консультации, получают конкретные рекомендации по выполнению заданий специалистов, информационный материал (литература, тематические сайты), проводятся практикумы, чтобы родители могли видеть все предлагаемые ребёнку упражнения и могли их закреплять дома.

 4. Аналитический этап. Специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей, текущие, поэтапные  результаты адаптации, динамика развития и личностного роста воспитанников, формирование навыков образовательной деятельности, освоение основной общеобразовательной программы, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения ребёнка.

 Анализ деятельности  показывает, что командная работа специалистов позволяет добиться того, что ребенок с ОВЗ: с минимальными затратами адаптируется к новой образовательной среде, включется в среду обычных сверстников; имеет динамику развития нарушенных функций, психического, физического, интеллектуального развития; обладает в той или иной степени достижениями, определенными целевыми ориентирами дошкольного образования ФГОС; владеет нормативной социальной компетентностью. А также указывает на необходимость активного продолжения работы по формированию психологической и профессиональной готовности педагогов к реализации требований ФГОС ДО, в повышении компетентности родителей (законных представителей).



Предварительный просмотр:

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ухудшение физического, психоневрологического, нравственного, эмоционального здоровья детей стало предметом тревоги общества. В настоящее время наблюдается увеличение процента детей дошкольного возраста, которые относятся к категории детей с ОВЗ и нуждаются не только в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям, но и в обязательном психолого-медико-педагогическом  сопровождении. Одной из задач развития системы дошкольного образования в современных условиях является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детям с ОВЗ и содействие их социализации.

Данные о состоянии здоровья воспитанников МДОУ «Детский сад№9» СП:

Количество детей с ОВЗ – 7чел.

Количество детей-инвалидов – 3 чел

 Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в нервно-психической сфере, познавательной деятельности, поведении детей, развитии общей и артикуляционной моторики, развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха, требуют усилий в коррекционной работе не только логопеда, но и остальных специалистов ДОУ, то есть комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение — это системно организованная деятельность в структуре образовательной организации, которая строится на основе профессионального взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ и представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, психолого-педагогических условий, охватывающая всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями, исходя из реальных возможностей дошкольного образовательного учреждения.

Деятельность ПМПк регулируется положением о ПМПк ДОУ. Цель деятельности ПМПк — обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей; разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках образовательного процесса. Каждый специалист консилиума, решая вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего развития, вносит собственное понимание в целостную картину.

В состав ПМПк входят: заместитель директора или методист (председатель ПМПк), медицинский работник, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели. Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей, направленную на решение задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации обучающихся; информирование и просвещение семей и педагогического коллектива. Работая в команде, каждый специалист выполняет свои определенные задачи, одновременно следуя логике сопровождения.

Работа по сопровождению включает в себя 4 этапа:

 1. Диагностический этап. Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область: учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка; педагог-психолог — эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие; - воспитатели проводят динамическое наблюдение, промежуточные срезы, выявляют уровень развития умений и навыков детей; музыкальный руководитель — просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность); врач проводит медицинское обследование. Все коллегиальные решения консилиума носят рекомендательный характер. Обследование ребенка осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком. Протокол и заключение ПМПк подписывается председателем и всеми членами консилиума.

 2. Проектный этап. Результаты диагностики тщательно анализируются, выявляются причины нарушений, намечаются пути помощи. Затем педагогами, участвующими в коррекционной работе, составляется индивидуальная адаптированная программа, на основании которого строится вся последующая работа. Согласование направлений, методов и приемов коррекционно-развивающего сопровождения. Организация деятельности. Составление индивидуальных адаптированных программ  дошкольников, ознакомление с ними родителей, получение их согласия, привлечение родителей к сотрудничеству (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме). Деятельность специалистов организовывается в следующих направлениях:

Учитель-логопед . Речевая диагностика. Реализация НОД по максимальной коррекции речевых нарушений. Оказание консультативной помощи родителям Научно-методическая помощь работникам дошкольного учреждения.

Психолог. Психологическая диагностика по коррекции ВПФ, снятию состояния тревожности и негативной настроенности на занятиях, личностному развитию. Оказание консультативной помощи родителям Научно-методическая помощь работникам дошкольного учреждения

Воспитатель. Педагогическая диагностика. Реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога. Индивидуальные занятия с детьми

Музыкальный руководитель Реализация используемых программ музыкального  воспитания, логоритмики с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога. 

Заместитель директора, методист. Перспективное планирование деятельности службы, координация взаимодействия специалистов, контроль , анализ эффективности.

Адаптированная программа составляется на воспитанника с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития. Содержательный компонент адаптированной программы в нашем учреждении индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка, постановки цели развития на основе потенциальных возможностей каждого ребёнка, необходимых форм  и способов развития, выбора соответствующих коррекционных программ, методик и технологий и предполагаемых результатов.

 3. Основной коррекционный этап:

Реализация индивидуальных образовательных программ. Учитель-логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, развитию связной речи. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты. Педагог-психолог развивает внимание, память, операции мышления, пространственные представления и конструктивные навыки; способствует оптимизации мышечного тонуса. Проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение музыкально-терапевтических произведений. Совершенствует общую и мелкую моторики, выразительность мимики, пластику движений. Занимается постановкой дыхания, голоса. Развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховые дифференцировки. Способствует нормализации мышечного тонуса, развитию координации движений. Развивает физиологическое и речевое дыхание, чувство ритма, пространственные представления.

В ходе работы специалисты консультируют педагогов по адаптации учебных программ к особенностям ребенка с ОВЗ, проводят обучающие мероприятия, разрабатывают пособия, рекомендации, информационные материалы.

Родители приглашаются на индивидуальные и групповые консультации, получают конкретные рекомендации по выполнению заданий специалистов, информационный материал (литература, тематические сайты), проводятся практикумы, чтобы родители могли видеть все предлагаемые ребёнку упражнения и могли их закреплять дома.

 4. Аналитический этап. Специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей, текущие, поэтапные  результаты адаптации, динамика развития и личностного роста воспитанников, формирование навыков образовательной деятельности, освоение основной общеобразовательной программы, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения ребёнка.

 Анализ деятельности  показывает, что командная работа специалистов позволяет добиться того, что ребенок с ОВЗ: с минимальными затратами адаптируется к новой образовательной среде, включется в среду обычных сверстников; имеет динамику развития нарушенных функций, психического, физического, интеллектуального развития; обладает в той или иной степени достижениями, определенными целевыми ориентирами дошкольного образования ФГОС; владеет нормативной социальной компетентностью. А также указывает на необходимость активного продолжения работы по формированию психологической и профессиональной готовности педагогов к реализации требований ФГОС ДО, в повышении компетентности родителей (законных представителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.

Презентация о работе психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ, оформление документации. ...

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ....

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»

Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....