Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
презентация по логопедии на тему

Мунтян Ольга Владимировна

Фонематический слух - это различение звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon profilaktika_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.ppt1.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Мунтян О.В.

Слайд 2

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух , это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать ошибки (дислексия и дисграфия). 04.05.17

Слайд 3

Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. 04.05.17

Слайд 4

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. 04.05.17

Слайд 5

Причины возникновения неправильное произношение звуков речи, т.е. ребенок пишет слова так, как их произносит, отражает своё дефектное произношение на письме; нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи; затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. 04.05.17

Слайд 6

Если ребенок произносит не правильно, то… 04.05.17 Замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а бе р ёза – бе л ёза ка с ка – ка ш ка до ж дь – до з дь щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик)

Слайд 7

Если нарушена дифференциация, распознавание близких звуков речи, то… 04.05.17 Смешиваются буквы обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

Слайд 8

Если затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки, то… 04.05.17 Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; повторение букв и (или) слогов; контоминация - в одном слове слоги разных слов; · слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

Слайд 9

З амена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются". Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Слайд 10

Что такое «слух»? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой. Неречевой слух — это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. 04.05.17

Слайд 11

Речевой слух — это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д. 04.05.17

Слайд 12

04.05.17

Слайд 13

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. 04.05.17

Слайд 14

Игры Игра «Будь внимательным!» Задача — развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Игра «Найди слово с заданным звуком» или Игра «Назови картинки» Задача — развивать умение слышать заданный звук среди ряда слов. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. 3. Игра «Придумай имя» Задача - учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] - Настя, Надя, Наташа: [в] —Ваня, Валера, Вася, Валя. 4. Игра «Назови первый звук в слове» Задача - учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот — [к], банка - [б].

Слайд 15

5. Игра «Назови последний звук в слове» Задача - учить выделять последний звук в слове. Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом - [м], дуб - [п] 6. Игра «Отгадай слово» Задача — учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках. Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса). 7. Игра «Ддбавлялки» Задача — учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова Например: звук [ш]: ...уба (шуба), ...апка (шапка), ...ар (шар); мы... (мышь), но... (нож), ду„ (душ). 04.05.17

Слайд 16

8. Игра «Определи место звука в слове» Задача — развивать умение опре­делять место звука в слове (начало, конец, середина). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине). 9. Игра «Прохлопай слова» Задача — учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. 10. Игра «Позови слово» Задача — учить определять ударный гласный в слове и выделять ее голосом. 04.05.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

НОД в бассейне по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

В бассейне можно закреплять фонематический слух посредством изученных упражнений способов плавания....

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Раскрыты понятия "дисграфия", "дислексия". Предложены игры для развития фонематического слуха....

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Необходимость развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Тема этой работы чрезвычайно актуальна в последнее время. Развитие  фонематического слуха и речи вообще – одно из главных направлений в современной дошкольной педагогике. Мы не можем на сто...

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....