Активизация творческой поисковой методологии в построении образных характеристик объектов у детей с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД и презентация к НОД по лексической теме " Весна" .Тема НОД " Ёжик в саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация творческой поисковой методологии в построении образных характеристик объектов у детей с общим недоразвитием речи.
Автор : учитель-логопед Горбунова Н.Н.
Конспект НОД
Тема: «Ёжик в саду». ( По картине И. Левитана «Цветущие яблони»).
Цель: развитие творческого связанного рассказывания на основе ознакомления с картиной .
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
учить образовывать прилагательные от существительных;
познакомить с механизмом построения сложных прилагательных;
отрабатывать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;
Коррекционно-развивающие:
способствовать творческому развитию детей ;
развивать воображение ;
расширять поисковую методологию подбора слова;
закреплять умение составлять образные характеристики объектов;
описывать картину с точки зрения восприятия изображённого различными анализатором;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать эстетическое восприятие окружающего;
знакомить с произведениями живописи;
Материалы и оборудование: ИКТ, картина И. Левитана, предметы :перо, зефир, воздушные шары, яйцо, роза, ёж, фоторамки, краски., Шопен «Весенний вальс», песня «Ёжик резиновый».
Предварительная работа: наблюдения во время прогулки, просмотр мультфильма «Ёжик в тумане», рассматривание цветущих деревьев и кустарников.
Ход НОД:
1.Звучит песня «Ёжик резиновый».
Задание: запомнить кого или что встретит ёж.
2. Беседа . Признаки весны
Комментируют , что происходит на экране: слайды «ёж спит », «ёж просыпается». Вывод : наступила весна .
3. Игра « Что не так?».
Задание (слайд корзина и яблоки)
4. Ребус ( слайд Яблоня-цветы -яблоки ). Какие времена года зашифрованы в фотографии.
5. Динамическое упражнение.
Яблоня в разные времена года.( Движения тела+ мимика)
6. Работа с картиной.
Что происходит в саду?
Картина ( слайд) . Исаак Левитан. Цветущие яблони.
Рассматриваем.
Выделяем объекты( сад, деревья, поляна, сарай , скамейка).
Послушайте стихотворение Ольги Зориной.
Снежно-белые метели
Вновь укрыли старый сад,
Из весенней колыбели
Льётся нежный аромат.
В белом кружевном наряде
Яблонька прекрасней всех,
И в её лукавом взгляде
Слышится весенний смех.
4. Упражнение.
А). Образование прилагательных от существительных.
Логопед предлагает отгадать какие слова-признаки зашифрованы в предметах.
Роза- розовый ( слайд)
Белок-белый ( слайд курица -яйцо – белок-желток)
Перо-легкий ( слайд)
Кружево- кружевное ( слайд)
Духи-ароматный( слайд)
Снег-снежный( слайд)
Облако и Воздушный шарик- воздушный( слайд)
5. Дыхательное упражнение : дуем на перья.
6. Дидактическая игра.
Пробуем зефир , нюхаем , подбираем признаки ( сладкий , воздушный, ароматный).
Образование сложных прилагательных:
Бело-розовый.
Зефир- ( слайд- розовый и белый) соединяем 2 половинки =бело-розовый цвет . Девочки в белом и розовом платье встают вместе. Дети описывают , что они видят.
Снег + белок = снежно-белый ( по опорным предметам)
Бело- кружевной. ( по опорным предметам)
7. Упражнение . Составляем словосочетания: + словоизменение по роду и числу:
мнемотехника ( по предметам) . Перед каждым ребенком лежат предметы , которые помогают вспомнить слова-признаки.
Сад- бело-розовый, легкий, воздушный, снежно-белый, кружевной(слайд)
Дерево -розово -белое, легкое , воздушное, снежно-белое, кружевное(слайд)
Цветы -розово-белые, легкие, воздушные ,снежно-белые, кружевные(слайд)
8. Логоритмическая пауза
Жил в саду колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Не умел он топать - Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки")
Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг. (Прыгают на двух ногах)
Только носом двигать - Шмыг-шмыг-шмыг. ( Выдох носом 3 раза)
А ребята в сад пришли,
Ежика в саду нашли, (Шагают на месте)
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки")
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)
Научили бегать… (Бегут на месте)
9. Вхождение в картину. Превращение + диалог.
Фея весна превращает детей .
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север , через юг.
Быть по моему вели….
Дети превращаются в облако , ветер, бабочку, жука ( 1-перчатка- жук, 2-крылья бабочки на запястье пальцы-усики бабочки , , ветка) . Слова для чтения: ветер , облако.
(1-снизу, 2-на уровне глаз ,3 -сверху)
+ помощь логопеда( жесты, мимика, предметы , звуки), слайды
Диалоги : бабочка и ветка, жук и ветер, облако и яблоня. (Слайды)
10. Пальчиковая гимнастика «Ежик» + мячики
Слайды: ёж и мяч массажный.
Сравниваем и подбираем прилагательные : круглый ,колючий.
Дети выполняют движения с мячом
Добрый ежик, добрый еж
На клубочек он похож.
У ежа иголки
Очень, очень колкие.
Ежик, ежик, чудачек,
Где ты прячешься дружок?
Покажи иголки
Очень, очень колкие.
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголок - очень много,
А нитки не одной.
11. Задание-рисование
Слайд: ёж и яблоня без цветов - ёж с веткой яблони(слайд), Что не так?
Рисуют на стекле пальцами (правой рукой цветы-левой- листья).
Логопед предлагает детям рассказать родителям о ветке яблони, используя слова-признаки и дорисовать насекомых или животных , которых они встретят на даче в выходные дни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-39968-1360856863.jpg)
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
В теории и практике логопедии под общим нарушениям речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирован...
Поисково-исследовательская деятельность детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекции и развития средств родного языка
В статье раскрыто значение организации поисково- исследовательской деятельности дошкольников при проведении коррекционной работы с детьми с логозаключением ОНР, показаны особенности поиска и исследова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-304586-1380370495.jpg)
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
В статье представлено описание нарушения основных компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи раз...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123428-1350048289.jpg)
статья "Психолого-педагогическая характеристика исследуемых детей с общим недоразвитием речи."
В статья дается характеристика исследуемых детей с ОНР (экспериментальная группа), сравнение детей с ОНР и детей без речевых проблем (контрольная группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/31/picture-1281946-1604177500.jpg)
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/08/picture-922883-1494243043.jpg)
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/08/picture-922883-1494243043.jpg)
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...