Причины нарушений речи
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Причины нарушений речи…
При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Эта задержка свидетельствует о наличии каких либо причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи. С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень часто и рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются физиологические нарушения звукопроизношения.
С созреванием речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого. Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых. Это образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или, в определенных случаях, становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая своим родителям.
Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но и стимула для улучшения своего произношения, ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей.
При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не происходит, «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Данная задержка свидетельствует о наличии каких-то причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Причины патологии детской речи:
1. Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.
От времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, к примеру, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых, а так же интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания цнс.
2. Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно–вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
4. Наследственные факторы. А именно врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.
Большая роль в возникновении речевых нарушений и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже самых незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
5. Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью цнс или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.
Неблагоприятный фактор оказывает и двуязычие в семье, каждый язык имеет своеобразие артикуляции.
Речевые патологии, которые проявляются в тяжелой форме, приводят к тому, что ребенок обладает весьма скудным словарным запасом. Это ограничивает его общение с окружающими, даже если он понимает обращенную к нему речь. Такие малыши неуютно чувствуют себя в коллективе, редко принимают участие в играх со сверстниками. В результате недоразвития речи у них может наблюдаться интеллектуальное отставание, неустойчивое и нестабильное внимание, быстрое забывание материала, ограниченность мышления, сложности, возникающие в процессе припоминания последовательности событий. Все это усложняет обучение — овладение грамотой, арифметическими задачами, письмом. Осознание своей неполноценности делает детей с речевыми нарушениями вялыми, отстраненными и апатичными. Поэтому им необходима своевременная логопедическая помощь.
Крайне важна ранняя диагностика речевых нарушений, поскольку именно она позволяет легче и эффективнее скорректировать дефекты. Обследование ребенка на предмет этой патологии необходимо проводить еще в дошкольном возрасте, иначе потом у него могут возникнуть проблемы с устной и письменной речью — при чтении и письме.
Чтобы определить, что ребенок отстает в речевом развитии, родителям необходимо учитывать и обращать внимание на все важные факторы развития ребенка, критические периоды, не пускать на самотек какие-либо настораживающие факторы, всегда держать на контроле слух ребенка. Коррекция детей с нарушениями речи должно иметь систематический характер и начинаться как можно раньше, поскольку в дальнейшем исправить имеющиеся проблемы с речью будет гораздо сложнее.
Подготовила: учитель-логопед М.В.Бажанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей
В статье говорится о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....
Памятка для родителей "10 причин нарушений речи у детей".
Памятка для родителей "10 причин нарушений речи" может быть использована как материал для информационно-просветительского логопедического стенда. В качестве информации при подготовке к родительс...
Консультация для родителей по теме "Причины нарушения речи"
Описание общих причин нарушения речи....
Причины нарушений речи
Для родителей...
Причины нарушения речи у детей старшего возраста
В помощь родителям, воспитателям и логопедам...
Статья "Причины нарушения речи у детей"
У каждого периодически возникают проблемы. Мы их решаем. Однако, в процессе решения нередко возвращаемся к вопросу : "Почему это случилось?" Понимание причины позволяет направить все силы только...
Причины нарушения речи и значение вредных привычек у дошкольников
Причины нарушения речи и значение вредных привычек...