Проект «Учимся правильно дышать».
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему и обеспечивает не только физиологическую функцию, но и функцию речевого дыхания – как основы речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Петровна Заровецкая
учитель-логопед,
высшей квалификационной категории
МА ДОУ Полевского городского округа
«Детский сад № 63 комбинированного вида»
Проект «Учимся правильно дышать».
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему и обеспечивает не только физиологическую функцию, но и функцию речевого дыхания – как основы речи.
Актуальность данного направления обусловлено тем, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми нарушениями. Недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.
Применение здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи становится необходимым в логопедической практике.
В процессе коррекции речи у детей появляются вопросы: Что такое дыхание? А как это дышать правильно? А зачем дышать? Что зависит от хорошего дыхания? Как развивается дыхание? и др. В свою очередь логопеду необходимо доступно и правильно ответить на эти вопросы, заинтересовать экспериментальной деятельностью, научить доступным, игровым способом правильно дышать. В итоге ответить на главный вопрос: Что необходимо делать, чтобы дышать, не болеть и правильно говорить?
С целью формирования правильного речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II, III уровень речевого недоразвития) старшего дошкольного возраста, был разработан исследовательский проект «Учимся правильно дышать» и реализован в апреле 2016г.
Поставлены следующие задачи:
Для детей: развивать продолжительный, равномерный выдох у детей, формировать сильную воздушную струю. Вызвать положительные эмоции в процессе выполнения игровых дыхательных упражнений, способствовать развитию творческого воображения и фантазии.
Для учителя-логопеда: подобрать и изготовить комплекс игр и упражнений по формированию речевого дыхания с использованием нестандартного оборудования. Создать условия для комфортной речевой деятельности детей в логопедическом кабинете.
Для родителей: раскрыть роль дыхательных упражнений в процессе коррекции речи, профилактике и укреплении здоровья детей.
Участниками проекта стали учитель-логопед Заровецкая Ольга Петровна и дети с ТНР (ОНР II, III уровень речевого недоразвития) и их родители.
Предполагаемый результат: сформировать сильную, равномерную воздушную струю у детей, желание самостоятельно выполнять дыхательные упражнения и задания. Использовать нестандартное оборудование на коррекционных занятиях. Систематизировать материал по применению дыхательных упражнений. Расширить знания по данной теме, заинтересовать и вовлечь в коррекционный процесс родителей.
Были определены, разработаны и реализованы четыре этапа проекта: 1 этап – постановка проблемы, 2 этап – реализация проекта, 3 этап – презентация проекта, 4 этап – рефлексия.
Реализация проекта проходила через разные виды детской деятельности.
1 этап проекта – постановка проблемы.
Организация совместной деятельности взрослого и детей. В ходе познавательно-исследовательской деятельности с детьми обсуждались и решались вопросы: «Помогает ли дыхание говорить правильно и не болеть?». Зачем нам нужно дыхание? Объяснить значение дыхания детям. Что зависит от хорошего дыхания? Что необходимо делать, чтобы правильно дышать, не болеть и правильно говорить? Какое бывает дыхание? (физиологическое и речевое). Какие игры и упражнения помогут нам развивать дыхание?
В результате был разработан конспект с обучающей презентацией «В гости к Тобику. Эксперименты с дыханием». Проведена экспериментально-речевая деятельность в ходе, которой пес Тобик вместе с детьми, выполняя опыты в игровой форме, узнал о функциях носа и дыхании.
2 этап - Реализация проекта для детей.
В совместной коррекционно-речевой (на логопедических индивидуальных и подгрупповых занятиях), коммуникативной деятельности взрослого и детей выполнялись дыхательные упражнения, проводились опыты с дыханием в игровой форме с нестандартным оборудованием. Вместе с детьми разработаны правила речевого дыхания. Двигательная деятельность: выполнение дыхательных упражнений с пропеванием звуков и движениями.
В результате: Дети получили практические умения по выполнению дыхательных упражнений. Совместно с учителем-логопедом придумали и правила, а педагог оформил их в виде картинок-символов для детей. Выполняя дыхательные игры и упражнения, получали положительный эмоциональный настрой и отклик.
Самостоятельная игровая деятельность: дети рассматривали и использовали игры, пособия по развитию речевого дыхания в самостоятельной деятельности.
В результате: Организована выставка игр, пособий в игровом центре группы и логопедическом кабинете для самостоятельной игры, которая обновлялась и пополнялась в зависимости от темы недели. Учителем-логопедом изготовлены игры, пособия, атрибуты: «Футбольное поле - Футболисты», «Лодочки», «Дождевая тучка», тучки со снежинками, «Научи жука и птичку летать». Варежки – «Сдуй снежинку». Сшиты полянки - «Веселый кузнечик», «Гонки», «Бабочки», «Полетаем», «На речке», «Разгони тучи», «Медведь в берлоге», «В гостях у сказки». Подобраны наборы мелких предметов: «Снежинки», «Листья», «Флажки», «Пчелки», «Бантики», «Шарики» и др.
Во время продуктивной деятельности учитель-логопед с детьми изготовили речевые тренажеры для развития речевого дыхания – воздушной струи «Цветочки».
В рамках взаимодействия с родителями, а также с целью повышения знаний о важности формирования речевого дыхания оформлены информационные стенды, проведены индивидуальные консультации по данной теме. Итоговое игровое мероприятие «Чудеса на весенней полянке» помогло заинтересовать и вовлечь в коррекционный процесс родителей.
Работа учителя-логопеда: для повышения педагогической компетентности изучила программы и технологии, собрала информацию. Составила картотеку, методическую копилку по данной теме. Игры, дыхательные минутки включила в коррекционную деятельность. Подготовила и провела итоговое игровое мероприятие с детьми для родителей «Чудеса на весенней полянке» с мультимедиа сопровождением.
3 этап – презентация проекта. Провела презентацию материалов проекта для педагогов ДОУ, подготовила портфолио проекта.
4 этап – рефлексия. По результатам реализации данного проекта, поставленные задачи были решены, так как у детей отмечался эмоциональный отклик при проведении игр и упражнений по развитию речевого дыхания, обеспечивающий подготовительную, профилактическую работу для дальнейшей коррекционной деятельности. Появилось желание самостоятельно выполнять дыхательные упражнения и игры в последующее время, используя имеющиеся пособия в логопедическом кабинете. Сформирован начальный интерес к экспериментальной деятельности и мотивация на здоровый образ жизни. Систематизированный и обновленный материал позволяет организовывать коррекционный процесс эффективнее.
Продукты проекта: игровая мультимедиа презентация «В гости к Тобику. Эксперименты с дыханием» с элементами экспериментирования, конспект игры. Мультимедиа презентация «Чудеса на весенней полянке». Конспект итогового игрового мероприятия с детьми для родителей «Чудеса на весенней полянке» с мультимедиа сопровождением. Тренажер «Цветочки» для развития речевого дыхания. Игры, пособия, атрибуты: «Футбольное поле», «Дождевая тучка», «Разгони тучи», медведь в берлоге, сугробы, «Научи жука летать», полянки и пчелки, «Веселый мячик». Наборы «Снежинки», «Листья», «Флажки», «Пчелки», «Бантики», «Шарики» и др. Информационные листы, картотека, методическая копилка, комплекс игр, памятка с правилами для детей, портфолио проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся правильно дышать
В этой статье отображены практические рекомендации того, как научиться владеть своим голосом....

Исследовательско-творческий проект "Мы учимся правильно дышать"
Обучение дошкольников правильному дыханию...

Учимся правильно дышать
Умеем ли мы правильно дышать? «А как же!» - ответите вы. Мы дышим постоянно, непрерывно, дыхание жизненно необходимо человеку. Это физиологическое дыхание. Но есть еще дыхание речевое, которое появляе...

Мастер-класс для педагогов «Учимся правильно дышать»
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.Речевое дыхание призвано участвовать в создани...
Логопедический проект «Учимся правильно дышать»
Правильное речевое дыхание создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение интонационной выразительности и плавности речи, помогает научить ребенка правильно произн...