Рабочая программа на подготовительную группу 2015г.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данная адаптированная программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В ней определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи первого, второго и третьего уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_podgotovitelnuyu_gruppu.docx | 110.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совете Заведующей МБДОУ ЦРР - д/с «Радуга
МБДОУ ЦРР - д/с «Радуга» _____________________Касьянова Н.А.
Протокол №____от «____» __________2015г. Приказ № ___от «___»_________2015 г.
Рабочая программа
Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 6 до 7 лет
Составлена на основе примерной программы
Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»/ Н.В. Нищева.
Автор-составитель:
учитель-логопед
1 квалификационной категории
Есютова Валентина Николаевна
г. Черногорск, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………….………..3
1.2.Цели и задачи реализации Программы……………………………………………………….3
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы………………………………………...4
1.4. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы……………………...5
1.5. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) ……………………….....5
2. Содержательный раздел
2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)……...7
2.2. Содержание образовательной области «Речевое развитие»……….………………………..7
2.3. Тематическое планирование…………………………………………………………………...7
3. Организационный раздел
3.1. Основные направления коррекционной деятельности……………………………………..14
3.2. Система коррекционной деятельности…………………………………………………..….14
3.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…16
3.4. Взаимодействие участников образовательного процесса………………………………….16
3.5. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания………………17
3.6.Организация развивающей предметно-пространственной среды группы и логопедического кабинета………………………………………………………………………...19
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением числа детей с системным речевыми нарушениями, разрабатываются технологии комплексного коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процесса.
Данная адаптированная программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В ней определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи первого, второго и третьего уровня.
Адаптированная программа МБДОУ ЦРР - д/с «Радуга» города Черногорска (далее – адаптированная программа ДОУ) разработана в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с Законом «Об образовании» РХ от 26.06.2013 г. № 60, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155, Конвенцией о правах ребенка 1991г., Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы вдошкольныхорганизациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об учреждении СанПиН 2.4.1.3049-13»), порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30.08. 2013 г. № 1014.
Адаптированная программа ДОУ разработана на основе программ:
- «Вариативна примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»/ Н.В. Нищева.- Санкт-Петербург , 2014.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целью адаптированной программы ДОУ является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с ОНР в возрасте от 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплектность педагогического воздействия направлена:
- на обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего и подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание их речевого и психофизиологического развития, всестороннее гармоничное развитие;
- предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;
- осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Основные задачи логопедического коррекционного обучения:
- Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, то есть практическое усвоение лексических средств языка;
- Формирование грамматического строя речи, то есть практическое усвоение грамматических средств языка;
- Развитие навыков связной речи;
- Развитие коммуникативности и достижение успешности в общении.
Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирование базовых психических процессов, основной задачей адаптированной программы ДОУ является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
- ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Одним из основных принципов адаптированной программы ДОУ является принцип природосообразности.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществляется с учетом общедидактических и специфических принципов.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи. А также организация логопедической работы с ними осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка.
Принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. Применительно к детям с ОНР этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.
Принцип комплектности предполагает взаимодействие на дефект и личность ребенка усилиями разных специалистов.
Принцип деятельностного подхода учитывает ведущую деятельность ребенка данного возраста в логопедической работе.
Принцип психологической комфортности предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для его самореализации.
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.
Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития детей.
Принцип систематичности предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле – не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятна детям и приниматься ими.
Принцип максимального использования в работе различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного, двигательно-кинестетического.
Принцип последовательного перехода от более легкого к более трудному.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают такие дидактические принципы, как: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.
- ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
См. в Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»/ Н.В. Нищева. Стр.17
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЯ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР)
Диагностика осуществляется с учетом возрастных, психофизических особенностей ребенка, основывается на принципе комплексного подхода, целостности анализа полученной информации для оптимального коррекционно-образовательного процесса.
Логопедическое обследование проводится в первые три недели сентября, а также в конце учебного года последние две недели мая. (см. папку диагностика подготовительной группы)
Основные цели обследования:
- изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в семье и ДОУ) на основе беседы с родителями;
- выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисование, конструирование, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателями);
- выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;
- оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;
- определить степень овладения компонентами языковой системы;
- собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
Обследование ребенка с ОНР (от 6 до 7 лет) проводится по следующим направлениям:
- понимание речи (импрессивной речи);
- лексика и грамматический строй экспрессивной речи;
- состояние связной речи;
- состояние звукопроизношения;
- состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков);
- воспроизведение звуко-слоговой структуры слова;
- состояние фонематического анализа и синтеза;
- знания о цвете, форме и величине.
Результаты фиксируются в бланке и оцениваются в баллах: 2балла-правильный ответ (полный ответ); 1 балл – форма образована неверно (не точный ответ); 0 баллов – невыполнение задания (ребенок не смог ответить). В бланке заносятся данные обследования; отмечаются лексические ошибки, аграмматизмы, особенности звукопроизношения и т.д., то есть фиксируется то, чего у ребенка нет. После обследования и на его основании записывается логопедическое заключение, которое аргументируется данными первичного обследования. На основе мониторинга составляется план индивидуальной работы с ребенком на год. Такой план систематизирует занятия, повышает эффективность и усиливает коррекционную направленность. Также ведется учет продвижения ребенка.
Одновременно воспитатели группы обследуют умения и навыки каждого ребенка в различных видах образовательной деятельности, а также получает представление о готовности детей к усвоению знаний. Воспитатель определяет отставание детей в игровой, физической, изобразительной деятельности от нормально развивающихся сверстников. Кроме того, он выявляет и анализирует их индивидуальные особенности.
По результатам обработки протоколов обследования удобно вычертить индивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранены. Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.
При проведении диагностики используется диагностический комплекс с диска «Общее речевое развитие» из серии «В помощь логопеду» издательства «Учитель»2011г.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
См. в Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»/ Н.В. Нищева. Стр.63
По мимо, общего недоразвития речи (ОНР) в группе имеются дети с дизартрией и дислалией.
Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата, проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажением звуков устной речи.
Дизартрия – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии ограниченна подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ) из-за чего затруднена артикуляция.
Адаптированная программа ДОУ рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с пятилетнего возраста и построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
В ДОУ функционирует две группы компенсирующей направленности старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет).
В подготовительной логопедической группе количество детей по списку 20 человек. Из них 19 человек, прошедших ПМПК с речевым заключением общее недоразвитие речи (ОНР) IIIуровня. Из них «ОНР IIIуровня» - 9 человек, «ОНР IIIуровня с дизартрическим компонентом» - 6человека. 2 человека с диагнозом «Дислалия», 1 человек с диагнозом «Нарушение произношения звука [р]», «ОНР IIIуровня, п/о ринолалия» - 1 человек. Количество девочек в группе 10 человек, мальчиков – 10 человек.
- СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
См. в Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»/ Н.В. Нищева. Стр.72
2.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество занятий по группам. Длительность занятий 25-30 минут. В них входят:
- фронтально-групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка (Л-Г) и формированию связной речи (С-Р) проводятся 2 раза в неделю;
- фронтально-групповые занятия по формированию фонетических средств языка (Ф.С.) проводятся 1 раза в неделю.
- по обучению грамоте – 1 раз в неделю.
первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): количество занятий за период – 40.
второй период обучения (декабрь, январь, февраль): количество занятий в месяц – 46.
третий период обучения ( март, апрель, май): количество занятий в месяц – 44
Индивидуальные занятия включают в себя:
- закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи звуков,
- постановку отсутствующих звуков,
- автоматизацию и в дальнейшем дифференциацию в слогах, словах, предложениях.
месяц | неделя | тема | Итоговое мероприятие |
сентябрь | 1-3 неделя обследование детей | ||
4 | Л-Г «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью».Нищева Н.В. стр 13 | Выставка «Осенние мотивы» | |
Звук и буква А | |||
Звук и буква А | |||
С-Р Пересказ «Летом». | |||
5 | Л-Г «Грибы, ягоды».Нищева Н.В. стр149 | Оформление альбома загадок | |
Звук и буква У | |||
Звук и буква О | |||
С-Р Пересказ «На реке» | |||
октябрь | 1 | Л-Г «Овощи, труд взрослых на полях и огородах».Нищева Н.В. стр 43 | Спортивный праздник «Уборка урожая» |
Звук и буква И | |||
Звук и буква Т | |||
С-Р Пересказ «Ежики» | |||
2 | Л-Г «Фрукты, труд взрослых в садах».Нищева Н.В. стр68 | Субботник на участке совместно с родителями: уборка листьев | |
Звук и буква Т | |||
Звук и буква П | |||
С-Р Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка". | |||
3 | Л-Г «Насекомые. Подготовка к зиме».Нищева Н.В. стр98 | Осенний костюмированный бал «Очей очарованье» | |
Звук и буква П | |||
Звук и буква Н | |||
С-Р Пересказ «Гроза» | |||
4 | Л-Г «Перелетные птицы, водоплавающие подготовка птиц к отлету».Нищева Н.В. стр 122 | Экскурсия в осенний парк | |
Звук и буква Н | |||
Звук и буква М | |||
С-Р Нищева Н.В. стр 137 | |||
ноябрь | 1 | Л-Г «Наша Родина Россия». | Викторина «Мы – патриоты» |
Звук и буква М | |||
Звук и буква К | |||
С-Р Употребление предлогов ИЗ, ЗА в простых, распространенных предложениях. | |||
2 | Л-Г «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных».Нищева Н.В. стр 172 | Выставка детских работ «Любимое домашнее животное» | |
Звук и буква К | |||
Звук и буква Б | |||
С-Р Составление рассказа о домашнем питомце. | |||
3 | Л-Г «Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме».Нищева Н.В. стр 208 | Выставка детских работ «Детеныши диких животных» | |
Дифференциация Б - П | |||
Звук и буква Д | |||
С-Р Нищева Н.В. стр 200 | |||
4 | Л-Г «Осенние – одежда, обувь, головные уборы».Нищева Н.В. стр 229 | Изготовлениекукол-вырезалок по лексической теме | |
Дифференциация Д - Т | |||
Звук и буква Г | |||
С-Р Нищева Н.В. стр 245 | |||
декабрь | 1 | Л-Г «Зима, зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой».Нищева Н.В. стр 259 | Праздник зимующих птиц |
Дифференциация Г - К | |||
Звук и буква Ф | |||
С-Р Нищева Н.В. стр 271 | |||
2 | Л-Г «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель».Нищева Н.В. стр 289 | Экскурсия в музей | |
Звук и буква В | |||
Дифференциация В - Ф | |||
С-Р Нищева Н.В. стр 295 | |||
3 | Л-Г «Наш город. РХ». | Коллективная аппликация «Праздничный стол» | |
Звук и буква Х | |||
Звук и буква Х | |||
С-Р Просмотр фильма о Хакасии. Беседа. | |||
4 | Л-Г «Новый год».Нищева Н.В. стр 343 | Фотовыставка «Мой город» | |
Звук и буква Ы | |||
Дифференциация Ы - И | |||
С-Р Нищева Н.В. стр 357 | |||
5 | Л-Г «Посуда, виды. Материалы из которых сделана посуда». Нищева Н.В. стр 316 | Изготовление новогодних игрушек для елки | |
Звук и буква С | |||
Звук и буква С | |||
январь | 1 | Новогодние каникулы | |
2 | Л-Г «Транспорт. Виды транспорта. Профессии натранспорте. Трудовые действия».Нищева Н.В. стр369 | Развлечение по ПДД | |
Звук и буква З | |||
Дифференциация С - З | |||
С-Р Нищева Н.В. стр 375 | |||
3 | Л-Г «Профессии взрослых. Трудовые действия». Нищева Н.В. стр 407 | Фотовыставка «Профессии моих родителей» | |
Звук и буква Ш | |||
Дифференциация С - Ш | |||
С-Р Нищева Н.В. стр 393 | |||
4 | Л-Г «Семья». | Древо семьи (совместное с родителями творчество) | |
Звук и буква Ж | |||
Дифференциация Ж - Ш | |||
С-Р Составить рассказ о своей семье, используя генеалогическое дерево. | |||
февраль | 1 | Л-Г «Орудия труда. Инструменты».Нищева Н.В. ч. 2 стр 10 | Совместное мероприятие с участием пап и дедушек «Строим скворечник» |
Дифференциация З - Ж | |||
Звук и буква Э | |||
С-Р Нищева Н.В. ч. 2 стр 21 | |||
2 | Л-Г «Животные жарких стран, повадки, детеныши».Нищева Н.В. ч. 2 стр 31 | Коллективное посещение циркового представления | |
Буква Й | |||
Буква Е | |||
С-Р Нищева Н.В. ч. 2 стр 37 Презентация: Животные жарких стран. | |||
3 | Л-Г «Комнатные растения, размножение уход».Нищева Н.В. ч. 2 стр 73 | Пересадка комнатных растений | |
Буква Ё | |||
Буквы Е - Ё | |||
С-Р Нищева Н.В. ч. 2 стр 59 | |||
4 | Л-Г «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы».Нищева Н.В. ч. 2 стр 85 | Фотовыставка «Подводный мир» | |
Буква Ю | |||
Буква Я | |||
С-Р Нищева Н.В. ч. 2 стр93 | |||
март | 1 | Л-Г «Ранняя весна. Первые весенние цветы. Мамин праздник». Нищева Н.В. ч. 2 стр115 | Выставка «Портрет моей мамы» |
Буквы Ю - Я | |||
Звук и буква Ц | |||
С-Р Нищева Н.В. ч. 2 стр132 | |||
2 | Л-Г «Народные праздники, промыслы РХ». | Выставка поделок «Народные промыслы» | |
Звук и буква Ц | |||
Дифференциация Ц - С | |||
С-Р Продолжение знакомства с народными песнями, плясками. Расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы РХ). | |||
3 | Л-Г «Москва – столица нашей Родины».Нищева Н.В. ч. 2 стр167 | Просмотр видеофильма «Москва» | |
Звук и буква Ч | |||
Звук и буква Ч | |||
С-Р Нищева Н.В. ч. 2 стр179 Презентация: Москва – столица нашей Родины. | |||
4 | Л-Г «Наш родной город Черногорск». | Экскурсия по городу | |
Дифференциация Ц - Ч | |||
Звук и буква Щ | |||
С-Р Презентация: «Черногорск» | |||
5 | Л-Г «Прилет птиц весной». | Развешивание скворечников | |
Дифференциация Щ - С | |||
Дифференциация Щ - Ш | |||
С-Р Нищева Н.В. ч. 2 стр 325 Чтение рассказа К. Ушинского «Ласточка». Пересказ. | |||
апрель | 1 | Л-Г «Мы читаем. Знакомство створчество А.С. Пушкина».Нищева Н.В. ч. 2 стр336 | Выставка поделок «В мире сказок» |
Звук и буква Л | |||
Звук и буква Л | |||
С-Р Чтение и беседа: А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне - Лебеди". | |||
2 | Л-Г «Космос». | Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Космос» | |
Звук и буква Р | |||
Звук и буква Р | |||
С-Р Презентация: Составление предложений по вопросам «Солнечное царство, космическое государство» | |||
3 | Л-Г «Мы читаем. Знакомство створчество С. Михалкова».Нищева Н.В. ч. 2 стр268 | Викторина по произведениям С.Михалкова | |
Дифференциация Р - Л | |||
Дифференциация Р - Л | |||
С-Р Разучивание стихотворений С. Михалкова | |||
4 | Л-Г «Мы читаем. Знакомство створчество А.Л. Барто».Нищева Н.В. ч. 2 стр294 | Вечер «Наши любимые поэты» | |
Буква Ь | |||
Буква Ь | |||
С-Р Разучивание стихов А.Л. Барто | |||
май | 1 | Л-Г «Я – человек». | Интеллектуальная игра «Я – человек» |
Буква Ъ | |||
Буква Ъ | |||
С-Р Презентация: Части тела. | |||
2 | Л-Г «Поздняя весна».Нищева Н.В. ч. 2 стр318 | Праздник «День Победы» | |
Чтение коротких рассказов | |||
Чтение коротких рассказов | |||
С-Р Нищева Н.В. ч. 2 стр330 | |||
3- 4 | «Скоро в школу. Школьные принадлежности». Диагностика. |
К концу года дети могут:
1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй! искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
3) строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие;
2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
2) составлять описание, повествование или рассуждение;
3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
См. в Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»/ Н.В. Нищева.
Деятельность детей в ДОУ осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
3.2. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.
В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы.
С четвертой недели сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми. Проведение рабочих совещаний по завершении первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.
Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов. Психолого-медико-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.
В подготовительной группе логопедом проводится фронтальная работа (с 20 детьми) по понедельникам, вторникам, средам и пятницам. В четверг логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине дня. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми.
Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в логопедической группе по сравнению с массовыми группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.
В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы.
В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми вовремя утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей(на 10—15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.
Распорядок дня, организация режимных моментов
См. в Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»/ Н.В. Нищева.
Расписание работы учителя-логопеда
Понедельник | 800-840 артикуляционная гимнастика. Массаж. Индивидуальная работа. 840- 850 проверка домашнего задания, подготовка к занятию. 850-900 индивидуальная работа. 900- 930 фронтальное занятие. 930- 1020индивидуальная работа. 1020- 1050 работа с домашними тетрадями детей. Консультация специалистов, воспитателей. Консультация родителей. Работа с тетрадью взаимодействия воспитателя и учителя – логопеда. 1050- 1200 индивидуальная работа. |
Вторник | 800-840 артикуляционная гимнастика. Массаж. Индивидуальная работа. 840- 850 проверка домашнего задания, подготовка к занятию. 850-900 индивидуальная работа. 900- 930фронтальное занятие. 930- 1200индивидуальная работа. |
Среда | 800-840артикуляционная гимнастика. Массаж. Индивидуальная работа. 840- 850проверка домашнего задания, подготовка к занятию. 850-900 индивидуальная работа. 900- 9 30 фронтальное занятие. 930- 940индивидуальная работа. 940- 1010 работа с домашними тетрадями детей. Консультация специалистов, воспитателей. Консультация родителей. Работа с тетрадью взаимодействия воспитателя и учителя – логопеда. 1010- 1200индивидуальная работа. |
Четверг | 800-840артикуляционная гимнастика. Массаж. Индивидуальная работа. 840- 850 проверка домашнего задания, подготовка к занятию. 850-900 индивидуальная работа. 900- 930 работа с домашними тетрадями детей. Консультация специалистов, воспитателей. Консультация родителей. Работа с тетрадью взаимодействия воспитателя и учителя – логопеда. 930- 1200индивидуальная работа. |
Пятница | 800- 940 артикуляционная гимнастика. Массаж. Индивидуальная работа. 940- 1010 фронтальное занятие. 1010- 1200индивидуальная работа. |
3.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. (см. План работы с родителями)
Кроме этого оформляются стенды и папки «Логопед советует», «Для мам и пап о жизни их ребят». Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
3.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Преемственность учителя-логопеда и воспитателей
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
- логопедические пятиминутки;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа;
- рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Особенности взаимодействия с другими специалистами ДОО см «План взаимодействия со специалистами ДОО».
3.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Магнитофон, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийная установка, компьютер, мультимедиа.
УЧЕБНО – НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
▪плакаты, ▪мнемотаблицы, ▪речевые профили на звуки, ▪схемы предлогов, ▪муляжи фруктов, овощей, животных, ▪индивидуальные зеркала (21 шт), ▪сюжетные и предметные картинки, ▪алфавит, ▪кассы букв, ▪демонстрационный материал для наглядного представления о количестве звуков, слогов, позиций звука в слове,
▪картинный материал по лексическим темам,
ОБОРУДОВАНИЕ:
▪магнитная доска, ▪предметы и объекты, находящиеся в группе; ▪игрушки для демонстрации различных действий; ▪игрушки, в названии которых имеется изучаемый звук, (собака – звук С), ▪су-джоки (21 шт), ▪мыльные пузыри, ▪кубики, ▪фигурки из киндер-сюрпризов, ▪предметы и объекты, различные по цвету, форме, высоте, ширине, длине, толщине, ▪фишки, ▪игрушечные часы, ▪контейнер с цветными и простыми карандашами, ▪рабочие тетради, ▪пластиковая емкость с фасолью (пальчиковый бассейн), ▪настольная ширма, ▪ трафареты по различным темам, ▪логопедические зонды, ▪контейнер с фишками для слогового анализа слов, ▪карточки со слогами, ▪Буквари.
▪Лото «Профессии», «Транспорт», «Фрукты», «Обитатели моря», конструкторы «Lego», пазлы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.
▪Игры «Логопедическое лото», «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек» и т.д..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2.Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
7. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
8. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
9. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
10. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
11. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
12. Нищева Н. В. Тетради для средней логопедической группы детского сада № 1, № 2 — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
13. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
14. Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
15. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 1 — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. С.98
16. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 2 — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
17. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста №3 — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
18.Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
20. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
21. Нищева Н.В. Играйка 4. Собирайка — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
22. Нищева Н. В. Играйка 6. Грамотейка. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
23. Нищева Н.В. Играйка 7. Собирайка — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
24. Нищева Н. В. Играйка 9. Различайка — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
25. Нищева Н.В Играйка 12. Маленькая хозяйка. Игры для развития речи, мышления, внимания — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
26. Нищева Н. В. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
27. Нищева Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
28. Нищева Н. В. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
29. Нищева Н. В. Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
30. Нищева Н. В. Планшеты для оформления информационных стендов в групповой раздевалке — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
СПЕЦИАЛЬНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Альбом для логопеда. О. Б. Иншакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДРС, 2003. – 280с.: ил.
- Воспитание звуковой культуры речи. Фомичева М.Ф.
- Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет.сада. 3-е изд, перераб. и доп., Фомичева М.Ф. - М.: Просвещение, 1980. – 240с.
- Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Фомичева М.Ф. - М.: Просвещение, 1989. – 239с.
- В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. Т. А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999. – 112с.
- Если дошкольник плохо говорит. Ткаченко Т.А. - СПб., 199
- Игры и упражнения для исправления заикания. Пособие для воспитателей дет.сада. Изд. 2-е, перераб. и доп.В. И. Рождественская, А. И. Павлова. – М., «Просвещение», 1978. – 64с.
- Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М, 1998. – 127с.
- Логопедия. (пособие для учащихся педучилищ и воспитателей.) М., «Просвещение», 1969. – 127с.
- Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 48с.
- Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л] : пособие для логопедов. – СПб.: КАРО,2006. – 256с. + 32 с. цв. вкл.
- Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Т.Б.Филичева, Т. В. Туманова, Г.В.Чиркина – Москва, 1993. – 232с.
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ. Т.Б.Филичева, Т. В. Туманова, Г.В.Чиркина – М.: «Просвещение», 2009г. – 255с.
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной – М.:МГОПИ,1993. – 72с.
- Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателя дет.сада. Максаков А.И. – М.: Просвещение, 1982. – 160с.
- Подготовка к школе детей с недостатками речи. Г.А.Каше. – М.: Просвещение,1985. – 207с.
- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 528с.
- Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / О. Е. Грибова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96с.
3.6.Организация развивающей предметно-пространственной среды группы и логопедического кабинета
См. в Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»/ Н.В. Нищева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя, подготовительной группы, по программе"Детство"
Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З...
Рабочая программа для подготовительной группы по программе "Детство"
Рабочая программа составлена на основании методических советов Программы «Детство» (Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой) с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя подготовительной группы (6-7 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования. Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рож
Рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы «Смешарики» на 2016-2017 учебный год разработана на основе:основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожден...
Рабочая программа старше-подготовительной группы по программе Н.Е.Вераксы "От рождения до школы"
Данная рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старшей-подготовительной) группы разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного о...
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы по программе "Детский сад 2100"
Рабочая образовательная программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ...
Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»
Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...
Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»
Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, со...