Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по логопедии на тему

Агмалова Амина Лутфулловна

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирования здорового образа жизни должно начинаться в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии коррекции недостатков речевого развития у

                                      детей дошкольного возраста.

  Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирования здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. К сожалению, в практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходиться исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Контроль за состоянием здоровья детей – основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.               Поэтому в течение всего учебного года в работу воспитателей и узких специалистов необходимо включать здоровьесберегающие технологии.

         Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.

Некоторые оздоровительные приемы направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.

           Коррекция особенностей моторного развития проводится как на групповых, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Это достигается путем использования специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Постепенно включая в каждое занятие различные динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, создаём  необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд.

           Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

          Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Однако формирование движений происходит при участии речи, поэтому сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей. Сама речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В то же время ритм речи, особенно стихов, поговорок и чистоговорок, способствуют развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает внимание детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игру, создавая благоприятный эмоциональный фон.

 Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать совокупность медицинских, педагогических, психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку здоровьесберегающих форм, методов, средств, приемов обучения, необходимых для оптимального, рационального составления коррекционной программы у детей дошкольного возраста.

Анализ коррекционно-образовательной программы включает две основы: психологическую и физиологическую, направленные на индивидуальный подход, мотивационную сферу, физиологические особенности детей, эмоциональное благополучие, построение режима дня, отражающие гигиенические требования.

Современные здоровьесберегающие технологии

 

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

 

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом 

 

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

Коммуникатив-ные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, психолог

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.

Здоровьесберегающие технологии включают методы и приемы, которые направлены на:

- коррекцию звукопроизношения.

Приемы: артикуляционная гимнастика. Проводятся как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

- развитие правильного фонационного дыхания, голоса.

  Приемы: дыхательные упражнения, направленные на выработку плавного и длительного фонационного выдоха, формирование правильной голосоподачи, соблюдение голосового режима, не допускать форсирования голоса, крика.    

Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, шепотом. Изменять тембровую окраску голоса.

Упражнения проводятся на индивидуальных, подгрупповых занятиях

- умение говорить в спокойном темпе, ритме.

Приемы: повторение за педагогом речевого материала, упражнения на координацию речи с движением, проговаривание чистоговорок, потешек, заучивание стихотворений.

- развитие общей и тонкой моторики пальцев рук.

Приемы: пальчиковая гимнастика, складывание по образцу из счетных палочек различные фигуры, учить шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, кнопки, молнии, самостоятельно одеваться и раздеваться, собирать различные мозаики, плетение косичек из веревочек.

Упражнения для развития общей моторики направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие координации движений.

Это достигается путем использования динамических пауз, пальчиковых игр, развивающих игр на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях и в свободной деятельности детей.

- снижение мышечного напряжения и эмоциональной возбудимости.

Приемы: упражнения на расслабление мышечного тонуса (примы релаксации).Упражнения проводятся в стихотворной форме и создают благоприятный эмоциональный фон, учат детей управлять процессами возбуждения и торможения.

Такие упражнения проводятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Совокупность вышеперечисленных педагогических, психологических и медицинских установок, определяющих специальный набор здоровьесберегающих форм, методов, средств и приемов обучения необходимы для оптимального, рационального составления и выполнения коррекционной программы по исправлению недостатков произношения у детей с ОВЗ дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе.