Консультации и занимательные рекомендации
консультация по логопедии на тему
В этих небольших статьях родители, смогут найти ответы на интересующие их вопросы, касающиеся логопедического характера. Кто такой учитель - логопед и что такое артикуляционная гимнастика. Как ее выполнять в домашних условиях? Как организовать дома логопедическую работу в игровой форме? И здесь, как раз, помогут советы логопеда и логопедические сказки. Успехов Вам, уважаемые родители!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takoy_logoped.docx | 69.77 КБ |
sovety_loogopeda.docx | 176.07 КБ |
chto_takoe_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 353.47 КБ |
artikulyatsionnaya_skazka.docx | 259.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто такой логопед и чем он занимается?
Логопед - это специалист с высшим педагогическим образованием, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Благоприятный период для преодоления речевых нарушений - это дошкольный возраст. Важно не упустить его.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребѐнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Зачем ребенку нужен логопед?
Ребѐнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребѐнку приходится за немногие годы усвоить всѐ богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. К сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Именно в таких случаях необходима квалифицированная помощь логопеда.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать и новые игровые приёмы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений желательно творчески.
Итак, предлагаю Вам примеры артикуляционных упражнений. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Примеры артикуляционных упражнений
- Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
- Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
- Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
- Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
- Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
- Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
- Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
Предварительный просмотр:
Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?
Уважаемые родители!
На приеме у логопеда вы часто задаете вопрос: «Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?» Объясняю, что гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Итак, целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Предварительный просмотр:
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка)
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад)
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой)
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад)
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот)
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.
Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивный ребенок Консультация для родителей. Рекомендации.
Почему дети не слушаются?...
Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".
Работа по обогащению словаря ребенка. Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи у детей 3-его тода жизни....
Консультация для родителей. Рекомендации по развитию речи детей (3-4 года)
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнут...
Консультация «Математика занимательная игра»
Каждый дошкольник – маленький исследователь с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетв...
Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"
Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"...
Консультация "Математика-занимательная игра"
материал по теме...
Консультация "Математика – занимательная игра"
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин(особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, пов...