Консультации и занимательные рекомендации
консультация по логопедии на тему

Чункина Альбина Николаевна

В этих небольших статьях  родители, смогут  найти ответы на интересующие их вопросы, касающиеся логопедического характера. Кто такой учитель -  логопед и что такое  артикуляционная гимнастика. Как ее выполнять в домашних условиях? Как организовать дома логопедическую работу в игровой форме?  И здесь, как раз,  помогут  советы логопеда и   логопедические сказки. Успехов Вам, уважаемые родители!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто  такой логопед и чем он занимается?

Логопед - это специалист с высшим педагогическим образованием, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Благоприятный период для преодоления речевых нарушений - это дошкольный возраст. Важно не упустить его.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребѐнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Зачем ребенку нужен логопед?

Ребѐнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребѐнку приходится за немногие годы усвоить всѐ богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. К сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Именно в таких случаях необходима квалифицированная помощь логопеда.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\для род..jpg

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

 

   1.   Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

   2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в    одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

   5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать и новые игровые приёмы.

  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  7.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

 

 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

 5. Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений желательно творчески.

C:\Users\User\Documents\зеркала.jpg

     Итак, предлагаю Вам примеры  артикуляционных упражнений. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Примеры артикуляционных упражнений

  1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  6. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  7. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  8. Лопаточка.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  9. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  10. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  11. Горка (Киска сердится).  Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  12. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
  13. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  14. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  15. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  16. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
  17. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  18. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  19. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  20. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  21. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\советы логопеда.jpg

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

Уважаемые родители!

На приеме у логопеда вы часто задаете вопрос: «Что такое  артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?» Объясняю, что  гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

C:\Users\User\Documents\дев..jpg

 Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Итак, целью артикуляционной гимнастики является выработка  правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию  речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.  Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

 Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

C:\Users\User\Desktop\логопед 4.jpg



Предварительный просмотр:

Сказка «У бабушки с дедушкой»

C:\Users\User\Documents\деж и баба.jpg

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

C:\Users\User\Documents\хомяк.jpgC:\Users\User\Documents\худ.jpg

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

C:\Users\User\Documents\улыбка.jpgC:\Users\User\Documents\хобот.jpg

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка)

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

C:\Users\User\Documents\чистим.jpg

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

C:\Users\User\Documents\самов.jpg

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

C:\Users\User\Documents\дуем на блинчик.jpg

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад)

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой)

C:\Users\User\Documents\чашечкка.jpg

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад)

C:\Users\User\Documents\киска сердится.jpg

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

C:\Users\User\Documents\иголка.jpg

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

C:\Users\User\Documents\орешек.jpg

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

C:\Users\User\Documents\качели.jpg

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

C:\Users\User\Documents\лошадь.jpg

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот)C:\Users\User\Documents\индюк.jpg

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".

Работа по обогащению словаря ребенка. Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи у детей 3-его тода жизни....

Консультация для родителей. Рекомендации по развитию речи детей (3-4 года)

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнут...

Консультация «Математика занимательная игра»

Каждый дошкольник – маленький исследователь с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетв...

Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"...

Консультация "Математика – занимательная игра"

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин(особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, пов...