Рабочая программа
рабочая программа по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Рабочие программы учителя-логопеда для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sredniy_vozrast.docx | 38.07 КБ |
rabochaya_programma_starshiy_vozrast.docx | 60.71 КБ |
rabochaya_programma_podgotovitelnyy_vozrast.docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1413
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В
СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Составитель: учитель – логопед
Воробьева О.А.
Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая коррекционно - развивающая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет (средняя группа) составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. А так же с учётом рекомендаций представленных в «Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной и «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В.
Стойкая тенденция к росту количества дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), испытывающим трудности в усвоении образовательной программы, диктует необходимость разработки рабочей адаптированной образовательной программы для детей данной категории.
Данная программа направлена на создание условий для организации коррекционно - развивающей помощи детям в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, для обеспечения эффективного
воздействия на речевое развитие обучающихся и пропедевтики возможных нарушений письменной речи.
В основу данной программы положены нормативно - правовые документы Правительства Российской Федерации и базовые государственные программы дошкольного образования:
- Конвенция о правах ребенка. - ООН 1990.
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учётом поправок, внесённых законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6 – ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7 – ФКЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761).
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148 – р).
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.13049 – 13 от 15 мая 2013 г.).
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ дошкольного образования) от 16 марта 2010 г. № 16299.
- Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 г.г.) развития образования г. Москвы («Столичное образование»).
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М. – 2014г.
- Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / под ред. проф. Л.В. Лопатиной, Санкт-Петербург, 2014г.
- Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет, автор Нищева Н.В., издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, Санкт-Петербург, 2015г.
12. Устав ГБОУ Школа № 1413.
13. Положение о психолого-медико-педагогической службе в ГБОУ школа №1413.
14. Должностная инструкция учителя – логопеда.
Цель программы
Коррекция общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, формирование у детей всех психических процессов и таких личностных качеств, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Задачи программы
- Образовательные:
расширять представления об окружающем мире.
- Коррекционно-развивающие:
научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, познакомить с фонетической системой русского языка, элементами грамоты.
- Воспитательные:
воспитывать внимание к собственной речи, воспитывать самостоятельность, инициативность,
обучать навыкам коллективной и индивидуальной работы.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую базу к обучению в общеобразовательной школе реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
(ОНР II уровень речевого развития), обучающихся по данной программе.
Данный контингент характеризуется начатками общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы («Да пить моко» — дай пить молоко; «баска атать нйка» — бабушка читает книжку). Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать («ти ёза» — три ежа, «мога каф» — много кукол и т. д.)
В самостоятельной речи детей иногда появляются просты е предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.
Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Миша папа» — Мишин папа, «дайка хвот» — заячий хвост и т, п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юка» — рука, локоть, плечо, пальцы, «лиска» — лисенок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со вторым уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.
Принцип реализации программы
Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, программа учитывает общность детей с общим недоразвитием речи и их сверстников и основывается на онтогенетическом принципе.
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации, это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, что обеспечивает его поступательное развитие.
Для достижения высоких результатов реализации программы используются следующие методы:
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение, постановка вопросов, рифмовки).
- Наглядные (иллюстрация, демонстрация).
- Практические методы (дидактические игры, игровые упражнения, графические задания).
- Методы стимуляции мотивации обучения (познавательные игры, создание ситуации успеха).
Специфика программы
Программа носит коррекционно - развивающий характер.
Программа рассчитана на один год обучения, общая продолжительность обучения составляет 136 часов фронтально- подгрупповой ООД и индивидуально - подгрупповой ООД согласно графику работы.
Форма и режим основной образовательной деятельности (ООД) регламентируется согласно сетке ООД.
Продолжительность подгрупповой, групповой и индивидуальной ООД – 20 минут.
Ожидаемые результаты реализации программы
В завершение работы по данной программе дети должны:
-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
-сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
-понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
-правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
-общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения;
-фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки ([а], [о], [у], [ы],[и]);
-воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохраненных и усвоенных звуков;
-внимательно относится к собственной речи;
-оценивать результаты своей работы.
Критерии эффективности программы
Критерием эффективности рабочей программы является, переход уровня речевого развития ребёнка на более высокий уровень.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Неделя | Тема | Кол-во занятий (часов) | |
Сентябрь | I-II | Диагностика | 40 | |
Итого: 40 часов | ||||
III | Развитие познавательных процессов Органы артикуляции (знакомство) Звуки вокруг нас (неречевые звуки) | 2 1 1 | 4 | |
IV | Звуки вокруг нас (неречевые звуки) Предлог НА (по лексической теме «Овощи») Словообразование. Словоизменение (по лексической теме «Овощи») Составление описательного рассказа (по лексической теме «Овощи») | 1 1 1 1 | 4 | |
Октябрь | I | Звук А Предлоги НА, С (по лексической теме «Фрукты») Словообразование. Словоизменение (по лексической теме «Фрукты») Составление описательного рассказа (по лексической теме «Фрукты») | 1 1 1 1 | 4 |
II | Звук А Предлог ИЗ (по лексической теме «Овощи-фрукты) Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. Пересказа рассказа (по лексической теме «Овощи-фрукты») | 1 1 1 1 | 4 | |
III | Звук У Словообразование. Словоизменение (по лексической теме «Ягоды») Составление описательного рассказа (по лексической теме «Грибы») Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными (по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды») | 1 1 1 1 | 4 | |
IV | Звук У Предлог НА Относительные прилагательные (по лексической теме «Лес. Деревья») Описательный рассказ (по лексической теме «Лес. Деревья»). | 1 1 1 1 | 4 | |
V | Звуки А-У Предлоги НА, С Согласование числительного с существительным в числе (по лексической теме «Осень»). Описательный рассказ (по лексической теме «Осень»). | 1 1 1 1 | 4 | |
Ноябрь | I | Звук О Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога. Составление и пересказ рассказа по сюжетной картине (по лексической теме «Игрушки») Описательный рассказ (по лексической теме «Игрушки») | 1 1 1 1 | 4 |
II | Звук О Повелительное наклонение глаголов Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов Образование глаголов повелительного наклонения и глаголов первого лица единственного числа настоящего времени | 1 1 1 1 | 4 | |
III | Звуки У- О Употребление глаголов в прошедшем времени Употребление глаголов в настоящем и будущем времени Составление рассказа по сюжетной картине (по лексической теме «Семья») | 1 1 1 1 | 4 | |
IV | Звук И Предлоги В, ИЗ (по лексической теме «Одежда») Согласование прилагательных с существительными среднего рода (по лексической теме «Одежда») Пересказ рассказа (по лексической теме «Одежда») | 1 1 1 1 | 4 |
Декабрь | I | Звук И Предлог В, ИЗ (по лексической теме «Обувь») Пересказ рассказа (по лексической теме «Обувь») Согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными (по лексическим теме «Одежда, обувь, головные уборы») | 1 1 1 1 | 4 |
II | Звуки А – У - И Описательный рассказ (по лексической теме «Зима») Согласование имение прилагательного с существительным (по лексической теме «Зима») Составление рассказа по серии сюжетных картин «Находка» | 1 1 1 1 | 4 | |
III | Звуки А - У – И -О Предлог ПОД Составление описательного рассказа «Синичка» («по лексической теме «Зимующие птицы») Составление описательного рассказа «Снегирь» («по лексической теме «Зимующие птицы») | 1 1 1 1 | 4 | |
IV | Звук Э Предлоги В, НА,С(СО) Составление описательного рассказа «Елочка» Составление рассказа по графическому плану «Новый год» | 1 1 1 1 | 4 | |
Январь | III | Звук Э Словообразование. Словоизменение (образование существительных – названий детенышей с помощью суффиксов –ЁНОК, -ОНОК по лексической теме «Дикие животные») Множественное число существительных в именительном падеже (по лексической теме «Дикие животные») Составление и пересказ описательного рассказ «Заяц» | 1 1 1 1 | 4 |
IV | Звуки Э - И Пересказ сказки Л.Н. Толстого «Три медведя» Словообразование. Словоизменение (по лексической теме «Домашние животные») Словообразование. Словоизменение (образование существительных в единственном и множественном числе – названий детенышей с помощью суффиксов –ЁНОК, -ОНОК по лексической теме «Домашние животные») | 1 1 1 1 | 4 | |
V | Звуки А – У – И- О - Э Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе. Составление и пересказ описательного рассказ «Кошка» Повторение пройденного (по лексический темам «Дикие животные», «Домашние животные») | 1 1 1 1 | 4 | |
Февраль | I | Звук Ы Словообразование. Словоизменение (по лексической теме « Домашние птицы») Составление описательного рассказа «Петух» Пересказ русской народной сказки «Курочка ряба» | 1 1 1 1 | 4 |
II | Звук Ы Предлоги НА, С Словообразование (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) Составление описательного рассказа «Фиалка» | 1 1 1 1 | 4 | |
III | Звуки И - Ы Падежные конструкции. Творительный падеж существительных. Согласование существительного и глагола в числе. Составление описательного рассказа (по лексической теме «Профессии») | 1 1 1 1 | 4 | |
IV | Чтение по изученным символам Предлоги ЗА, ПОД Составление описательного рассказа «Стул» Пересказ рассказа (по лексической теме «Мебель») | 1 1 1 1 | 4 |
Март | I | Слоговая структура (короткие, длинные слова) Словообразование. Словоизменение (по лексической теме «Посуда») Описательный рассказ «Чайник» Составление рассказа по сюжетной картине (по лексической теме «Посуда») | 1 1 1 1 | 4 |
II | Звук М Предложные конструкции. Дательный падеж существительных. Относительные прилагательные (по лексической теме «Продукты питания») Драматизация русской народной сказки «Колобок» | 1 1 1 1 | 4 | |
III | Звук М Относительные прилагательные (по лексической теме «Дом») Составление и пересказ сравнительного рассказа (по лексической теме «Дом») Пересказ сказки «Три поросенка» | 1 1 1 1 | 4 | |
IV | Звук П Предлоги К, ОКОЛО (по лексической теме «Город») Предлог ОТ, родительный падеж существительных (по лексической теме «Город») Словообразование. Словоизменение (по лексической теме «Город») | 1 1 1 1 | 4 | |
Апрель | I | Звук П Словообразование. Словоизменение (по лексической теме «Транспорт») Употребление приставочных глаголов имеющих противоположное значение Описательный рассказ «Самолет») | 1 1 1 1 | 4 |
II | Звук В Словообразование. Словоизменение (по лексической теме «Весна») Распространение предложения однородными сказуемыми Составление рассказа по сюжетной (по лексической теме «Весна») | 1 1 1 1 | 4 | |
III | Звук В Распространение предложений однородными прилагательными Словоизменение (по лексической теме «Перелетные птицы») Описательный рассказ «Скворец» (по лексической теме «Перелетные птицы») | 1 1 1 1 | 4 | |
IV | Звук Н Предлог ПО Описательный рассказ «Золотая рыбка» Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картин | 1 1 1 1 | 4 | |
V | Звук Н Предлоги (практическое употребление изученных предлогов) Образование глагола от звукоподражательных слов Пересказ рифмованного рассказа «Муравей и воробей» (по лексической теме «Насекомые») | 1 1 1 1 | 4 | |
Май | II | Звук Б Предложные конструкции. Предложный падеж. Согласование существительного с глаголом в числе Пересказ рассказа по серии сюжетных картин (по лексической теме «Цветы») | 1 1 1 1 | 4 |
III | Звук Б Предложные конструкции. Родительный падеж имени существительного во множественном числе Занятие по серии сюжетных картинок «Подарок» Описательный рассказ (по лексической теме «Лето») | 1 1 1 1 | 4 | |
IV | Контрольное занятие (грамота) Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам. Относительные прилагательные (контрольное занятие) Уточнение пройденных обобщений | 1 1 1 1 | 4 | |
Итого:136 |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1413
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ГРУППЕ ДЛЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Составитель: учитель – логопед
Воробьева О.А.
Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая коррекционно - развивающая программа для детей 5-6 лет составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и базовой программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 2008).
Стойкая тенденция к росту количества дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), испытывающим трудности в усвоении образовательной программы, диктует необходимость разработки рабочей коррекционно - развивающей программы для детей данной категории.
Данная программа направлена на создание условий для организации коррекционно - развивающей помощи детям в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, для обеспечения эффективного
воздействия на речевое развитие обучающихся и пропедевтики возможных нарушений письменной речи.
В основу данной программы положены нормативно - правовые документы Правительства Российской Федерации и базовые государственные программы дошкольного образования:
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учётом поправок, внесённых законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6 – ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7 – ФКЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761).
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148 – р).
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.13049 – 13 от 15 мая 2013 г.).
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ дошкольного образования) от 16 марта 2010 г. № 16299.
- Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 г.г.) развития образования г. Москвы («Столичное образование»).
- Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп., под ред. Л.А. Парамоновой. М.:ТЦ Сфера, 2011.
9. Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением речи /
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Смирнова, А.В. Лагутина – М.: Просвещение, 2008.
10. Устав ГБОУ СОШ № 1413.
11. Положение о психолого-медико-педагогической службе в ГБОУ СОШ №1413.
12. Должностная инструкция учителя – логопеда.
Цель программы
Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет (III уровень речевого развития), всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, формирование у детей всех психических процессов и таких личностных качеств, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность, пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Задачи программы
- Образовательные:
расширять представления об окружающем мире.
- Коррекционно-развивающие:
научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, познакомить с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовить к обучению в школе.
- Воспитательные:
воспитывать внимание к собственной речи, воспитывать самостоятельность, инициативность,
обучать навыкам коллективной и индивидуальной работы.
Оптимальные условия для реализации коррекционно-развивающей программы создаются за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса занятий в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей.
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
(III уровень речевого развития), обучающихся по данной программе
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мдтлит и не узнайа» - белка смотрит и не узнала
(зайца); «из тубы дым тойбы, потамута хдйдна» - из трубы дым валит столбом, потому что холодно.
В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («акваиюм» - аквариум, «татал-лист»-
тракторист, «вадапавод» - водопровод, «зади-гайка» - зажигалка).
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных
падежах («взяла с Лейка» - взяла из ящика, «тли ведёлы» - три ведра, «коёбка лезйт под стула» - коробка лежит под стулом, «нет колйчная палка» - нет коричневой палки, «пйсит ламастел, касит лучком» - пишет фломастером, красит ручкой, «лджит от тдя» - взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост - хвостик, нос - носик, учит - учитель, играет в хоккей - хоккеист, суп из курицы - куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» - «ключит свет», «виноградник» - «он садит», «печник» - «печка» и т. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» - «руки», вместо «воробьиха» - «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» - «который едет велисипед», вместо «мудрец» - «который умный, он все думает»), В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома - ддмник», «палки для лыж - пйлные»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторйл - тракторист, чйтик - читатель, абрикосный - абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый - свитендй, свицдй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый - горохвый», «меховой — мёхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» - «палътъ, «кбфнички» - кофточки, «мебель» - «разные столы», «посуда» -
«миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека
(локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог - «корова», жираф - «большая лошадь», дятел, соловей - «птичка», щука, сом - «рыба», паук - «муха», гусеница - «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» - «миска», «нора» - «дыра», «кастрюля» - «миска», «нырнул» - «купался»).
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневик» - снеговик, «хихийст» - хоккеист), антиципации («астдбус» - автобус), добавление лишних звуков («мендвёдъ» - медведь), усечение слогов («мисанёл» - милиционер, «вапра-вдт» - водопровод), перестановка слогов («вокрик» - коврик, «восолики» - волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабылъ» - корабль, «ты-рава» - трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный; гласный звук в середине и конце слова; не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук; не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Принцип реализации программы
Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, программа учитывает общность детей с общим недоразвитием речи и их сверстников и основывается на онтогенетическом принципе.
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации, это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, что обеспечивает его поступательное развитие.
Для достижения высоких результатов реализации программы используются следующие методы:
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение, постановка вопросов, рифмовки).
- Наглядные (иллюстрация, демонстрация).
- Практические методы (дидактические игры, игровые упражнения, графические задания).
- Методы стимуляции мотивации обучения (познавательные игры, создание ситуации успеха).
Специфика программы
Программа носит коррекционно - развивающий характер.
Программа рассчитана на один год обучения, общая продолжительность обучения составляет 157 часов фронтально- подгрупповой НОД и индивидуально - подгрупповой НОД согласно графику работы.
Форма и режим непосредственной образовательной деятельности (НОД) регламентируется согласно сетке НОД и периоду обучения.
Продолжительность подгрупповой, групповой и индивидуальной НОД – 20-25 минут.
Ожидаемые результаты реализации программы
В итоге работы по данной программе дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка - падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Критерии эффективности программы
Критерием эффективности рабочей программы является, переход уровня речевого развития ребёнка на более высокий
уровень.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Кол-во занятий (часов) | |
Сентябрь | I-II | Диагностика | 40 | |
Итого: 40 часов | ||||
III | Развитие познавательных процессов. Слово. Слова – «предметы». Звуки вокруг нас. | 2 1 1 | 4 | |
IV | Слог. Предлоги: В, НА. (на материале л. темы: «Овощи») Словообразование. Словоизменение. (на материале л. темы: «Овощи») Составление описательного рассказа. (на материале л. темы: «Овощи») | 1 1 1 1 | 4 | |
Октябрь | I | Звук и буква А. Действия предметов. Словообразование. Словоизменение. (на материале л. темы: «Фрукты») Составление описательного рассказа. (на материале л. темы: «Фрукты») | 1 1 1 1 | 4 |
II | Звук и буква А. Действия предметов. Образование относительных прилагательных. (на материале л. темы: «Ягоды») Игра-драматизация рассказа В. Сутеева «Под грибом». | 1 1 1 1 | 4 | |
III | Звук и буква У. Признаки предметов. Относительные прилагательные. (на материале л. темы: «Лес. Деревья») Сравнительный рассказ. (на материале л. темы: «Лес. Деревья») | 1 1 1 1 | 4 | |
IV | Звук и буква У. Предложение. Слова со сложной морфологической структурой. (на материале л. темы: «Перелетные птицы») Описательный рассказ. (на материале л. темы: «Перелетные птицы») | 1 1 1 1 | 4 | |
V | Звуки: А, У. Буквы: А, У. Предложение. Предлоги: НА, С (СО). Описательный рассказ. (на материале л. темы: «Осень») | 1 1 1 1 | 4 | |
Ноябрь | I | Звук и буква И. Предложение. Прилагательные антонимы. Описательный рассказ. (на материале л. темы: «Человек») | 1 1 1 1 | 4 |
II | Звук и буква И. Предлог: НАД. Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин. (на материале л. темы: «Семья») Пересказ короткого рассказа с использованием магнитной доски. (на материале л. темы: «Семья») | 1 1 1 1 | 4 | |
III | Звуки: И, У. Буквы: И, У. Дифференциация предлогов: НАД, ПОД. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемым действиям. Описательный рассказ. (на материале л. темы: «Игрушки») | 1 1 1 1 | 4 | |
IV | Звуки: А, И, У. Буквы: А, И, У. Дифференциация предлогов: НА, С. Относительные прилагательные. (на материале л. темы: «Одежда. Обувь. Головные уборы») Приставочные глаголы. | 1 1 1 1 | 4 | |
Декабрь | I | Звуки М, МЬ. Буква М. Согласование числительных «один», «одна» с существительными. Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе. Описательный рассказ. (на материале л. темы: «Одежда. Обувь. Головные уборы») | 2 1 1 1 | 5 |
II | Звук и буква О. Звуки: О, У. Буквы: О, У. Согласование числительных «два», «две» с существительными. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Описательный рассказ. ( на материале л. темы: «Зима») | 1 1 1 1 1 | 5 | |
III | Звуки: Х, ХЬ. Буква Х. Дифференциация предлогов: В, ИЗ. Описательный рассказ. ( на материале л. темы: «Зимующие птицы») Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картинок: «Как дети помогали птицам». | 2 1 1 1 | 5 | |
IV | Звук и буква Ы. Звуки: И, Ы. Буквы: И, Ы. Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе. Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картинок: «Снежный ком». Пересказ рассказа по вопросам и картинно-графическому плану: «Елка в детском саду». | 1 1 1 1 1 | 5 | |
Январь | III | Звуки Н, НЬ. Буква Н. Распространение предложений путем введения однородных определений. Составление и пересказ рассказа цепной структуры «Как мама и папа покупали мебель». Описательный рассказ. ( на материале л. темы: «Мебель») | 2 1 1 1 | 5 |
IV | Звуки: М - Н. Звук и буква Э. Приставочные глаголы. Суффиксальное образование существительных. (на материале л. темы: «Посуда») Описательный рассказ. ( на материале л. темы: «Посуда») | 1 1 1 1 1 | 5 | |
V | Звуки: П, ПЬ. Буква П. Предлог: ЗА. Относительные прилагательные. ( на материале л. темы: «Продукты питания») Составление и пересказ рассказа цепной структуры «Машин день рождения». | 2 1 1 1 | 5 | |
Февраль | I | Звуки: Т, ТЬ. Буква Т. Предлог: ИЗ-ЗА. Словообразование. (суффиксальное образование существительных по л. теме: «Профессии») Описательный рассказ. ( на материале л. темы: «Профессии») | 2 1 1 1 | 5 |
II | Звуки: К, КЬ. Буква К. Дифференциация предлогов: ЗА, ИЗ-ЗА. Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе. ( на материале л. темы: «Инструменты. Орудия труда») Составление рассказа по серии сюжетных картинок. ( на материале л. темы: «Орудия труда») | 2 1 1 1 | 5 | |
III | Звуки: К-Т. Буквы: К, Т. Звуки: Б, БЬ. Буква Б. Согласование прилагательных и существительных в роде. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе. Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картинок: «Собака-санитар». | 1 1 1 1 1 | 5 | |
IV | Звуки: Б, БЬ. Буква Б. Звуки: П, Б. Буквы: П, Б. Предлог: ИЗ - ПОД. Качественные прилагательные. Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картин: «Аленький цветочек». | 1 1 1 1 1 | 5 |
Март | I | Звуки: Д, ДЬ. Буква Д. Дифференциация предлогов: ПОД, ИЗ-ПОД. Словообразование (суффиксальное образование существительных, на материале л.т: «Профессии») Составление и пересказ рассказа цепной структуры: «Как Вика поздравила маму с праздником». | 2 1 1 1 | 5 |
II | Звуки: Т, Д. Буквы: Т, Д. Предлог К. Составление описательного рассказа. (на материале л. темы: «Весна») Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картинок: «Заяц и морковка». | 1 1 1 1 | 4 | |
III | Звуки: В, ВЬ. Буква В. Предлог ОТ. Сравнительная степень качественных прилагательных. Притяжательные прилагательные. (на материале л. темы: «Дикие животные») | 2 1 1 1 | 5 | |
IV | Звуки: Ф, ФЬ. Буква Ф. Словообразование. Образование существительных от различных частей речи. (на материале л. темы: «Домашние животные») Притяжательные прилагательные. (на материале л. темы: «Домашние животные») Описательный рассказ. (на материале л. темы: «Домашние и дикие животные») | 2 1 1 1 | 5 | |
Апрель | I | Звуки: В, Ф. Буквы: В, Ф. Звуки Г, ГЬ. Буква Г. Предлоги: К, ОТ. Описательный рассказ. ( на материале л. темы: «Домашние птицы») Пересказ рассказ по серии сюжетных картинок: «Попугай Петруша». | 1 1 1 1 1 | 5 |
II | Звуки Г, ГЬ. Буква Г. Звуки: К, Г. Буквы: К, Г. Предлог ПО. Глаголы антонимы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Воришка». | 1 1 1 1 1 | 5 | |
III | Звуки: С, СЬ. Буква С. Предложные конструкции. Предложный падеж существительных в единственном числе. Словообразование. ( на материале л. темы: «Дом») Составление рассказа по сюжетной картине: «На стройке». | 2 1 1 1 | 5 | |
IV | Звуки: З, ЗЬ. Буква З. Предложные конструкции. Предложный падеж существительных в единственном числе. ( на материале л. темы «Мой город») Сложносочиненные предложения с противительным союзом «А». Составление рассказа по сюжетной картине: «На перекрестке». | 2 1 1 1 | 5 | |
V | Звуки: З, С. Приставочные глаголы. Описательный рассказ (на материале л.темы: «Транспорт»). Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картинок: «Новая машина». | 1 1 1 1 | 4 | |
Май | II | Звук: Ц. Буква: Ц. Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам. (на материале л.темы: «Цветы») Сложноподчиненные предложения с союзом «потому что». Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картинок: «Волшебное семечко». | 2 1 1 1 | 5 |
III | Звуки: С, Ц. Звуки: С, З, Ц. Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам. Предлоги. (контрольное занятие, на материале л. темы: «Насекомые») Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картинок: «Трудолюбивый муравей». | 1 1 1 1 1 | 5 | |
IV | Контрольные занятия (грамота). Описательный рассказ. ( на материале л. темы: «Лето»). Уточнение пройденных обобщений. Контрольное занятие. Описание предметов и объектов с использованием схем. | 2 1 1 1 | 5 | |
Итого:157 |
Механизм отслеживания результатов
Первичная диагностика: диагностика речевого развития ребёнка (Приложение № 1).
Динамическое изучение: определение динамики речевого развития ребёнка (Приложение № 2).
Итоговая диагностика: диагностика речевого развития (Приложение № 1).
Анкетирование родителей (Приложение № 3).
Условия реализации программы
Создание рациональных условий для коррекционно - развивающего обучения дошкольников с общим недоразвитием речи в соответствии с санитарными нормами и требованиями.
Это предполагает, во - первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами;
во - вторых, научно методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса (Приложение № 5)
и создание информационного блока для педагогов и родителей (Приложение № 6).
Методическое обеспечение программы
- Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим
недоразвитием речи. - М.: Гном-Пресс, 1999
- Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии»,
С-ПБ, Образование, 1994г.
- Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М.,
«Профессиональное образование», 1993
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с
общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -
СПб., 2005
- Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении..
Сборник документов в образовательном учреждении. - М.: ТЦ Сфера, 200
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим
недоразвитием речи», М., 1991
10 . Борякова Н.Ю, Т.А. Матросова «Изучение и коррекция лексико-грамматического строя у детей с недостатками
познавательного и речевого развития». – М.: В. Секачёв, издание, 2010.
11 Цуканова С.П., Л.Л. Бетц «Учим ребёнка говорить и читать». – ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008
- Громова О.Е. «Инновации - в логопедическую практику». М., 2008г.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи». М., 2000г.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим
недоразвитием речи». Союз, 2001г.
- Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно». Гном и Д», 2004г
- Каше Г.А. «Исправление недостатков речи у дошкольников». М. Просвещение, 1971г.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., 2009г.
- Бардышева Т.Ю, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду » старшая группа». – Москва,
издательство «Скрипторий 2003», 2011.
19. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика» для детей 4 – 6 лет. Санкт – Петербург, КОРОНА – Век, 2008
20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия». АРТ ЛТД, 1998г.
21. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». М., 1985г.
22. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4 – е изд., перераб. и
доп.; под ред. Л.А. Парамоновой. – М.:ТЦ Сфера, 2011
23. Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопеду. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2002
24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые
упражнения. – Гном, 2012.
Интернет - ресурсы:
Используемые сайты:
- http:/www.pedlib.ru;
- http:/freeboks.net
- http:/www.Logoped.ru
- http:/www.Logopedy.ru;
- http:/www.Logopunkt.ru;
- http:/www.Logoped-sfera.ru;
- http:/www.Logoportal.ru
- http:/festival.1 september.ru
- сайт института коррекционной педагогики Российской академии…; -
- http:/defektologlub.ru;
- Сайт: viki.rdf.ru
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1413
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Составитель: учитель – логопед
Воробьева О.А.
Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая коррекционно - развивающая программа для детей 6-7 лет составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и базовой программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Т.Б. Филичева, Г.В. Т.В. Туманова, 2008).
Стойкая тенденция к росту количества дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), испытывающим трудности в усвоении образовательной программы, диктует необходимость разработки рабочей коррекционно - развивающей программы для детей данной категории.
Данная программа направлена на создание условий для организации коррекционно - развивающей помощи детям в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, для обеспечения эффективного
воздействия на речевое развитие обучающихся и пропедевтики возможных нарушений письменной речи.
В основу данной программы положены нормативно - правовые документы Правительства Российской Федерации и базовые государственные программы дошкольного образования:
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учётом поправок, внесённых законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6 – ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7 – ФКЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761).
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148 – р).
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.13049 – 13 от 15 мая 2013 г.).
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ дошкольного образования) от 16 марта 2010 г. № 16299.
- Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 г.г.) развития образования г. Москвы («Столичное образование»).
- Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп., под ред. Л.А. Парамоновой. М.:ТЦ Сфера, 2011.
9. Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением речи /
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Смирнова, А.В. Лагутина – М.: Просвещение, 2008.
10. Устав ГБОУ СОШ № 1413.
11. Положение о психолого-медико-педагогической службе в ГБОУ СОШ №1413.
12. Должностная инструкция учителя – логопеда.
Цель программы
Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста 6-7 лет , всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, формирование у детей всех психических процессов и таких личностных качеств, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность, пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.
В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:
- способности к сосредоточению;
- умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;
- умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;
- умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;
- возможности использования помощи партнера по работе.
Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений, в процессе тренировочных упражнений и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- совершенствование произносительной стороны речи;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Задачи программы
- Образовательные:
расширять представления об окружающем мире.
- Коррекционно-развивающие:
научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, познакомить с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовить к обучению в школе.
- Воспитательные:
воспитывать внимание к собственной речи, воспитывать самостоятельность, инициативность,
обучать навыкам коллективной и индивидуальной работы.
Оптимальные условия для реализации коррекционно-развивающей программы создаются за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса занятий в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей.
Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи,
обучающихся по данной программе.
Многолетний опыт обучения дошкольников с недоразвитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т. Б. Филичева). К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.
Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников с IV уровнем развития речи. Под влиянием коррекционно-развивающего обучения это явление постепенно сглаживается, но всегда обнаруживается, как только у ребенка возникает необходимость усвоения новой лексики, сложной по звуко-слоговой структуре и морфологической организации (например: регулировщик, баскетболистка, велосипедистка, строительство и т. д.).
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впечатление общей «смазанности» речи. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.
Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут не-
точно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике: названия некоторых животных и птиц (павлин, пингвин, страус, кукушка), растений (малина, ежевика, кактус), профессий (пограничник, портниха, фотограф), частей тела человека и животных (веки, запястье, щиколотка, поясница; клыки, бивни, грива). В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» — стулья, кресло, диван, тахта).
Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова: нырнул—«купался»; зашила, пришила — «шила»; треугольный — «острый», «угольный» и т. д. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (вместо «заяц шмыгнул в нору» — «заяц убежал в дыру», вместо «Петя заклеил конверт» — «Петя закрыл письмо»), в смешении признаков (высокая ель—«большая»; картонная коробка — «твердая»; смелый мальчик — «быстрый» и т. д.). Углубленное обследование позволяет четко выявить трудности передачи детьми системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Они плохо справляются с подбором синонимических и антонимических пар: хороший — добрый («хорошая»), азбука — букварь («буквы»), бег — ходьба («не бег»), жадность — щедрость («не жадность, добрый»), радость— грусть («не радость, злой») и т. п. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с более абстрактным значением, таким, как: молодость, свет, горе и т. д.
Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов. К ним относятся случаи образования увеличительных и многих уменьшительно-ласкательных форм существительных (ручище — «рукина, рукакища»; ножище— «большая нога, ноготища»; коровушка— «коровца», скворушка — «сворка, сворченик»), наименований единичных предметов (волосинка — «волосики», бусинка — «бус-ка»), относительных и притяжательных прилагательных
(смешной — «смехной», льняной — «линой», медвежий — «междин»), сложных слов (листопад— «листяной», пчеловод — «пчелын»), а также некоторых форм приставочных глаголов (вместо присел—«насел», вместо подпрыгнул — «прыгнул»). Наряду с этими ошибками у детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении значений этих и других производных наименований: кипятильник — «чай варит», виноградник — «дядя садит виноград», танцовщик — «который тацувает» и т. п. Отмеченное недоразвитие словообразовательных процессов препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может оказать негативное воздействие на качество овладения русским языком в процессе школьного обучения.
В большинстве случаев дети с IV уровнем развития речи неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением. Так, выражение «широкая душа» трактуется как «очень толстый», а пословица «на чужой каравай рот не разевай» понимается буквально «не ешь хлеба».
Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («В телевйзере казали Черепашков нйнзи»), некоторых сложных предлогов («вылез из шкафа» — вылез из-за шкафа, «встал кола стула» — встал около стула). Кроме этого, нередко отмечаются нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными мужского и женского рода («в тетради пишу красным ручком и красным карандашом»; «я умею казатъ двумями палъ-цыми»), единственного и множественного числа («я дома играю с компьютером, машинки, еще игры и солдатиком»). Особую сложность для детей с IV уровнем развития речи представляют конструкции предложений с разными придаточными. При их построении ребенок может пропустить или заменить союз («одела пальто, какая получше»).
При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по
нескольку раз и т. д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т. д.
Принцип реализации программы
Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, программа учитывает общность детей с общим недоразвитием речи и их сверстников и основывается на онтогенетическом принципе.
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации, это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, что обеспечивает его поступательное развитие, при этом учитывались представлениями о:
- сохранных компонентах языка ребенка, которые послужат базой для дальнейшего совершенствования его речевого развития;
- степени и характере остаточных проявлений недоразвития речи ребенка;
- особенностях психического и моторного развития ребенка, важных для полноценного преодоления недоразвития речи.
Для достижения высоких результатов реализации программы используются следующие методы:
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение, постановка вопросов, рифмовки).
- Наглядные (иллюстрация, демонстрация).
- Практические методы (дидактические игры, игровые упражнения, графические задания).
- Методы стимуляции мотивации обучения (познавательные игры, создание ситуации успеха).
Специфика программы
Программа носит коррекционно - развивающий характер.
Программа рассчитана на один год обучения, общая продолжительность обучения составляет 169 часов фронтально- подгрупповой НОД и индивидуально - подгрупповой НОД согласно графику работы.
Форма и режим непосредственной образовательной деятельности (НОД) регламентируется согласно сетке НОД и периоду обучения.
Продолжительность подгрупповой, групповой НОД – 30-35 минут, и индивидуальной 20-25 минут.
Ожидаемые результаты реализации программы
Дети должны уметь:
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
- овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
• фонематическое восприятие,
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
- графомоторные навыки,
- элементарные навыки письма и чтения (печатания букв, слогов, слов и коротких предложений).
Критерии эффективности программы
В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам, либо перейти на более высокий уровень, при осложнённом развитии речевого развития.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Кол-во занятий (часов) | ||
Сентябрь | I-II | Диагностика | 40 | ||
Итого: 40 часов | |||||
III | Развитие высших психических функций. Звуки и буквы: А, У, И, О, Э, Ы. Слова-«предметы», слова-«признаки», слова-«действия». Пересказ рассказа с опорой на зрительные стимулы «Осень». | 1 2 1 1 | 5 | ||
IV | Слог. Слогообразующая функция гласных. Звуки: М, МЬ. Буква М. Предложение из трех слов с прямым дополнением. Составление сравнительного рассказа. (на материале лексической темы: «Сад. Огород») Составление и пересказ рассказа: «Уборка урожая». | 1 1 1 1 1 | 5 | ||
Октябрь | I | Звуки: Х, ХЬ. Буква Х. Звуки: Н, НЬ. Буква Н. Составление 4-слов предложений с введением одного определения. Относительные прилагательные. (На материале лексической темы: «Хлеб. Злаковые культуры») Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картин: «Откуда хлеб пришел». | 1 1 1 1 1 | 5 | |
II | Звуки: С, СЬ. Буква С. Несклоняемые существительные. Сравнительный рассказ. (На материале лексической темы: «Грибы. Ягоды») Пересказ рассказа: «Грибы». | 2 1 1 1 | 5 | ||
III | Звуки: П, ПЬ. Буква П. Родственные слова. Описательный рассказ, по предметной картинке: «Березка». Описательный рассказ, по предметной картинке: «Ель» | 2 1 1 1 | 5 | ||
IV | Звуки: К, КЬ. Буква К. Дифференциация: [К]-[Х] Родственные слова. Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова: «Улетают журавли». Составление описательных рассказов о птицах по индивидуальным картинкам. | 1 1 1 1 1 | 5 | ||
V | Звуки: Т, ТЬ. Буква Т. Суффиксальное образование существительных. Слова антонимы. Составление рассказа: «Друг». (На материале лексической темы: «Человек») | 2 1 1 1 | 5 | ||
Ноябрь | I | Дифференциация: [П], [Т], [К]. Слова синонимы. Составление рассказа по сюжетной картинке: «Семья». | 1 1 1 | 3 | |
II | Звуки: З, ЗЬ. Буква З. Приставочные глаголы Относительные прилагательные Составление сравнительного рассказа. (На материале л. темы: «Одежда, обувь, головные уборы»). | 2 1 1 1 | 5 | ||
III | Дифференциация: [З], [С]. Предлоги: В, НА, ПОД. Многозначные слова Составление рассказа: «Откуда к нам пришла мебель» (по опорным картинкам). | 2 1 1 1 | 5 | ||
IV | Звук Ш. Буква Ш. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Согласование числительного, прилагательного и существительного. Составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Бобик». (На материале л. темы: «Посуда») | 2 1 1 1 | 5 | ||
Декабрь | I | Ударение. Предлоги: НА, С. Относительные прилагательные. (На материале лексической темы: «Продукты питания») Сложносочиненные предложения с союзом «ПОТОМУ ЧТО». | 2 1 1 1 | 5 | |
II | Слог ШИ. Предлоги: В, ИЗ. Падежные конструкции. Дательный падеж множественное число существительных. Составление рассказа: «Кто главный». (На материале лексической темы: «Эл. приборы» | 2 1 1 1 | 5 | ||
III | Дифференциация: [С]-[Ш]. Предлоги: К, ОТ. Слова со сложной морфологической структурой. Составление рассказа по серии сюжетных картин: «Синичка». | 2 1 1 1 | 5 | ||
IV | Звуки: Л, ЛЬ. Буква Л. Падежные конструкции. Родительный падеж существительных во множественном числе. Пересказ рассказа: «Просто старушка» (с использованием серии сюжетных картинок). Составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Новый Год» с придумыванием последующих событий. | 2 1 1 1 | 5 | ||
Январь | III | Звуки: Р, РЬ. Буква Р. Предлог: НАД. Падежные конструкции. Творительный падеж существительных во множественном числе. Составление рассказа. (На материале лексической темы: «Домашние птицы»). | 2 1 1 1 | 5 | |
IV | Дифференциация: [Р]-[Л]. Предложные конструкции. Творительный падеж существительных во множественном числе. Пересказ рассказа по плану и картинкам: «Мурка». Составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Щенок». | 2 1 1 1 | 5 | ||
V | Звуки: В, ВЬ. Буква В. Предлоги: ИЗ-ЗА. Сравнительный рассказ. (На материале лексической темы: «Дикие животные») Пересказ рассказа по Н. Сладкову «Как медведь себя испугал» | 2 1 1 1 | 5 | ||
Февраль | I | Звук: Ж. Буква Ж. Слог ЖИ Падежные конструкции. Предложный падеж существительных во множественном числе. Предлоги: ЗА, ИЗ-ЗА. Пересказ рассказа: «Водолаз и акула». | 1 1 1 1 1 | 5 | |
II | Дифференциация: [Ж]-[Ш]. Дифференциация: [Ж]-[З]. Предлог: ИЗ-ПОД Существительные, обозначающие профессии людей Описательный рассказ (по лексической теме «Профессии») | 1 1 1 1 1 | 5 | ||
III | Звуки: Б, БЬ. Буква Б. Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительным. Предлог: ПОД, ИЗ-ПОД. Составление рассказа по сюжетной картине: «Охрана границы». | 2 1 1 1 | 5 | ||
IV | Дифференциация: [Б]-[П]. Предлоги: ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА. Составление рассказа: «Моя любимая книга» Занятие по серии картинок: «Сказка про львенка» | 2 1 1 1 | 5 | ||
Март | I | Звуки: Г, ГЬ. Буква Г. Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому с использованием мнемотаблицы Составление сравнительного рассказа «Весна – Осень» Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму» | 2 1 1 1 1 | 5 | |
II | Дифференциация: [Г]-[К]. Сравнительный рассказ. (На материале л. темы: «Комнатные растения») Пересказ рассказа «Зелёные питомцы» (На материале л. темы: «Комнатные растения») | 2 1 1 | 4 | ||
III | Звуки: Д, ДЬ. Буква Д. Обучение самостоятельной постановки вопроса. Пересказ рассказа «Цветок или волчья пасть». (На материале л. темы: «Школа») Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | 1 1 1 1 1 | 5 | ||
IV | Дифференциация: [Д]-[Т] Образование сложных прилагательных Образование существительных, обозначающих лиц по их занятиям спортом | 2 1 1 1 | 5 | ||
Апрель | I | Звук Й. Буква Й. Дифференциация: [Й]-[И] Приставочные глаголы Согласование числительного и существительного в родительном падеже Составление рассказа по сюжетной картине: «Случай на улице» (с придумыванием предшествующих и последующих событий). | 1 1 1 1 1 | 5 | |
II | Звук Ц. Буква Ц. Дифференциация: [Ц]-[ТЬ] Предлоги: СКВОСЬ, ЧЕРЕЗ. Согласование числительного и существительного в дательном падеже Пересказ рассказа: «Космос». | 1 1 1 1 1 | 5 |
III | Звук Щ. Буква Щ. Звук Ч. Буква Ч. Предлоги Приставочные глаголы Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» (с изменением главных действующих лиц и добавление последующих событий). | 1 1 1 1 1 | 5 | |
IV | Дифференциация: [Ц], [Ч], [Щ]. Буква Ь. Образование прилагательных от существительных. (На материале л. темы: «Мой город. Мой дом. Моя улица») Согласование существительного и прилагательного с количественным числительным. (На материале л. темы: «Мой город. Мой дом. Моя улица») Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | 1 1 1 1 1 | 5 | |
V | Звуки: Ф, ФЬ. Буква Ф. Дифференциация: [Ф]-[В]. Согласование числительного и существительного в творительном падеже. Пересказ рассказа «Растения луга» Составление рассказа по серии сюжетных картинок. (На материале л. темы: «Цветы») | 1 1 1 1 1 | 5 | |
Май | II | Буква Яа Буква Ю Согласование числительного и существительного в предложном падеже Пересказ рассказа «Интересный жучок» Выборочный пересказ сказки В. Бианки «Приключения муравьишки» | 1 1 1 1 1 | 5 |
III | Буква Е Буква Ё Согласование числительного и существительного в предложном падеже Сравнительный рассказ: «Зима-Лето» | 1 1 1 1 1 | 5 | |
IV | Буква Ъ. Буквы Ь, Ъ. Падежные конструкции. Изменение существительных во множественном числе по падежам. Контрольное занятие. Сравнение предметов и объектов с использованием схем. Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания». | 1 1 1 1 1 | 5 | |
Итого:169 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...