Методика заучивания стихотворения.
статья по логопедии на тему

Курдюкова Татьяна Михайловна

Методика заучивания стихотворения.

При заучивании стихотворений с детьми педагог ставит перед собой сразу несколько задач:
вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;
помочь понять содержание в целом и в отдельных трудных местах, и трудных словах;
обеспечить запоминание;
научить выразительно читать стихотворение перед слушателями;
воспитывать любовь к поэзии.
Все эти задачи определяют построение  занятия и выбор основных приёмов для улучшения усвоения и заучивания детьми текста.
При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объём: одну  две строфы для младших групп, несколько больше для старших детей.
Списки произведений, рекомендованных «Программой…» обеспечивает подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших произведений, учитывая интересы детей.
В  среднем дети заучивают в течение  месяца одно стихотворение на занятиях. Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.
С теми детьми, кто хочет, педагог может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике. Педагогу нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно послушать на занятиях, вечерах досуга.
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходиться неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для педагога, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т.д.
Структура занятий по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. 
Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Педагог обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины весёлого праздника, золотой осени). Хорошо показать предмет, игрушку, картинки близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение педагога. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором. Только так сохраняется самостоятельность ребёнка в подборе средств выразительности. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения педагог подсказывает текст, допускает проговаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда даёт развёрнутую оценку некоторым ответам.
Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех детей, кто запоминают медленно, старается, чтобы они произнесли ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им и поощряет).
Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребёнка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение. 
Обычно, заучивание не занимает всего времени, отведённого на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают ещё раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение, или организовать игру по технике речи.
Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном  занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». 
На занятии заученное стихотворение можно читать по частям в лицах, включить в игру «Угадай, кто читает?», в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребёнка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.
В речевых группах разучивается одно стихотворение в месяц, начиная с января месяца.
В декабре стихотворение  к Новому году читают дети с чистой речью.
Схема заучивания стихотворения.
1. Вводная беседа (подготовка к восприятию стихотворения, показ картинки, игрушки по данной тематике).
2. Чтение стихотворения педагогом.
3. Разъяснительная беседа.
4. Вопросы.
5. Повторное чтение стихотворения педагогом с предупреждением, о том, что будем заучивать стихотворение (это способствует целостному воспроизведению стихотворения).
6. Затем читают дети.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_zauchivaniya_stihotvoreniya.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методика заучивания стихотворения.

При заучивании стихотворений с детьми педагог ставит перед собой сразу несколько задач:

  • вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;
  • помочь понять содержание в целом и в отдельных трудных местах, и трудных словах;
  • обеспечить запоминание;
  • научить выразительно читать стихотворение перед слушателями;
  • воспитывать любовь к поэзии.

Все эти задачи определяют построение  занятия и выбор основных приёмов для улучшения усвоения и заучивания детьми текста.

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объём: одну  две строфы для младших групп, несколько больше для старших детей.

Списки произведений, рекомендованных «Программой…» обеспечивает подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших произведений, учитывая интересы детей.

В  среднем дети заучивают в течение  месяца одно стихотворение на занятиях. Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.

С теми детьми, кто хочет, педагог может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике. Педагогу нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно послушать на занятиях, вечерах досуга.

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходиться неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для педагога, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т.д.

Структура занятий по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст.

Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Педагог обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины весёлого праздника, золотой осени). Хорошо показать предмет, игрушку, картинки близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

За беседой вновь следует чтение педагога. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором. Только так сохраняется самостоятельность ребёнка в подборе средств выразительности. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения педагог подсказывает текст, допускает проговаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда даёт развёрнутую оценку некоторым ответам.

Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех детей, кто запоминают медленно, старается, чтобы они произнесли ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им и поощряет).

Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребёнка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение.

Обычно, заучивание не занимает всего времени, отведённого на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают ещё раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение, или организовать игру по технике речи.

Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном  занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения».

На занятии заученное стихотворение можно читать по частям в лицах, включить в игру «Угадай, кто читает?», в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребёнка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.

В речевых группах разучивается одно стихотворение в месяц, начиная с января месяца.

В декабре стихотворение  к Новому году читают дети с чистой речью.

Схема заучивания стихотворения.

1. Вводная беседа (подготовка к восприятию стихотворения, показ картинки, игрушки по данной тематике).

2. Чтение стихотворения педагогом.

3. Разъяснительная беседа.

4. Вопросы.

5. Повторное чтение стихотворения педагогом с предупреждением, о том, что будем заучивать стихотворение (это способствует целостному воспроизведению стихотворения).

6. Затем читают дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"

1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...

Методика заучивания стихотворений

Задачи  при заучивании стихотворений•Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;•Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;•Обеспечить запоминание;•Научить выразит...

Методика заучивания стихотворений

методика заучивания стихотворений...

Методика заучивания стихотворений

ЗНАЧЕНИЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА•Эффективное средство умственного и эстетического воспитания;•Важное средство овладения выразительной речью;•Поэтичность обеспечивает эмоци...

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

Современная программа «Детство»  в соответствии с ФГОС предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями в образовательных ситуациях  и вне их (во время игр, театрализованн...

Методика заучивания стихотворений

методические рекомендации для педагогов ДОУ...

Методика заучивания стихотворений.

Часто родители сетуют, что у детей плохая память. Эту проблему  поможет нам решить заучивание стихотворений. Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным момент...