"Что такое дисграфия?"
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Пузикова Ольга Александровна

Что такое дисграфия? Дисграфи никогда не воникает "из ничего". Понимание этого обстоятельства указывает на наиболее рациональный, единственно правильный путь"борьбы" с данной формой речевой патологии. Эта "борьба" начинается не в школе, когда дисграфия обнаружится в виде специфических ошибок на писме, а в дошкольном возрасте, ещё задолго до начала обучени ребёнка грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 123.docx13.92 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ?

 Для современной образовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. Под этим термином понимают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленных недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.д. Появление таких ошибок свидетельствует о неготовности ребенка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической «зрелости». (Правда, и у готовых к школьному обучению детей на первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой) Дисграфия никогда не возникает «из ничего». Понимание этого обстоятельства указывает на наиболее рациональный, единственно правильный путь «борьбы» с данной формой речевой патологоии. Это «борьба» должна начинаться не в школе, когда дисграфия обнаружится в виде специфических ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребёнка грамоте. Для глобального решения этой проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста, чем о путях её преодоления у школьников, тем более что дисграфию ( как и любую форму речевой патологии) значительно легче предупредить, чем устранить Наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из видимых признаков которой является отклонение от хода нормального речевого развития. Сам по себе факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока ещё в скрытом виде. «Скрыта» же она до тех пор, пока ребенок не взял в руку ручку и тетрадь. Основная опасность здесь в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребенка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него «всё нормально». Если же иногда возникает смутная догадка, что «что-то не так», очень многие успокаивают себя: «С возрастом всё пройдёт». Не пройдёт это с возрастом, только ещё больше укорениться и к тому же «обрастёт» массой нарушений.К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно: - развитие дифференцированного слухового восприятия; - забота о своевременном «исчезновении возрастного косноязычия»; - развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; - обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи; Рекомендуем родителям отследить следующее: - К пяти (реже к шести годам) у ребёнка не должно остаться ни одной звуковой замены. Своевременное исчезновение звуковых замен в устно й речи ребёнка означает отсутствие у него предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии. - После пяти лет и тем более в шести-семилетнем возрасте ребенок овладевает самыми элементарными видами фонематического анализа слов. - Известно, что формирование грамматического строя речи заканчивается у ребёнка, примерно, к семи годам. Если же в речи ребёнка сохраняются аграмматизмы, то нужно целенаправленно работать с ребёнком над грамматическим строем речи, помогая ему усвоить правильные языковые закономерности и тем самым преодолеть имеющиеся у него предпосылки аграмматической дисграфии. - К определённым возрастным периодам у ребенка формируется представление о величине форме предметов, их расположении в пространстве, а так же определяется ведущая рука. Нужно своевременно позаботиться о развитии у него всех этих функций. Если это будет обеспечено, то не придется говорить о предпосылках оптической дисграфии. Весь процесс дошкольного воспитания ребёнка, начиная с самого раннего возраста должен быть направлен на то, чтобы полноценно подготовить его к школе, значит к жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...