"Что такое дисграфия?"
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Что такое дисграфия? Дисграфи никогда не воникает "из ничего". Понимание этого обстоятельства указывает на наиболее рациональный, единственно правильный путь"борьбы" с данной формой речевой патологии. Эта "борьба" начинается не в школе, когда дисграфия обнаружится в виде специфических ошибок на писме, а в дошкольном возрасте, ещё задолго до начала обучени ребёнка грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
123.docx | 13.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ?
Для современной образовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. Под этим термином понимают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленных недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.д. Появление таких ошибок свидетельствует о неготовности ребенка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической «зрелости». (Правда, и у готовых к школьному обучению детей на первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой) Дисграфия никогда не возникает «из ничего». Понимание этого обстоятельства указывает на наиболее рациональный, единственно правильный путь «борьбы» с данной формой речевой патологоии. Это «борьба» должна начинаться не в школе, когда дисграфия обнаружится в виде специфических ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребёнка грамоте. Для глобального решения этой проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста, чем о путях её преодоления у школьников, тем более что дисграфию ( как и любую форму речевой патологии) значительно легче предупредить, чем устранить Наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из видимых признаков которой является отклонение от хода нормального речевого развития. Сам по себе факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока ещё в скрытом виде. «Скрыта» же она до тех пор, пока ребенок не взял в руку ручку и тетрадь. Основная опасность здесь в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребенка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него «всё нормально». Если же иногда возникает смутная догадка, что «что-то не так», очень многие успокаивают себя: «С возрастом всё пройдёт». Не пройдёт это с возрастом, только ещё больше укорениться и к тому же «обрастёт» массой нарушений.К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно: - развитие дифференцированного слухового восприятия; - забота о своевременном «исчезновении возрастного косноязычия»; - развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; - обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи; Рекомендуем родителям отследить следующее: - К пяти (реже к шести годам) у ребёнка не должно остаться ни одной звуковой замены. Своевременное исчезновение звуковых замен в устно й речи ребёнка означает отсутствие у него предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии. - После пяти лет и тем более в шести-семилетнем возрасте ребенок овладевает самыми элементарными видами фонематического анализа слов. - Известно, что формирование грамматического строя речи заканчивается у ребёнка, примерно, к семи годам. Если же в речи ребёнка сохраняются аграмматизмы, то нужно целенаправленно работать с ребёнком над грамматическим строем речи, помогая ему усвоить правильные языковые закономерности и тем самым преодолеть имеющиеся у него предпосылки аграмматической дисграфии. - К определённым возрастным периодам у ребенка формируется представление о величине форме предметов, их расположении в пространстве, а так же определяется ведущая рука. Нужно своевременно позаботиться о развитии у него всех этих функций. Если это будет обеспечено, то не придется говорить о предпосылках оптической дисграфии. Весь процесс дошкольного воспитания ребёнка, начиная с самого раннего возраста должен быть направлен на то, чтобы полноценно подготовить его к школе, значит к жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...