Исправление нарушений звукопроизношения.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlenie_narusheniy_zvukoproiznosheniya.odt | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Исправление нарушений звукопроизношения.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, - этап дифференциации.
Подготовительный этап.
Цель этого этапа речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата,
направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фо-
нематического слуха, отработка опорных звуков.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осу-ществляется посредством артикуляционной гимнастики. Упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с ребёнком. Для этого он должен показывать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля. Логопед приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её выполнять, запоминать последовательность действий и правильно называть их. Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребёнка улавливать разницу между правильным и иска-
жённым звуками. При замене ребёнком одного звука другим проводят
дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидакти-
ческим материалом служат картинки-символы.
Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции.
Для звука с опорными будут звуки и, ф. Для ш опорными являются т, с. Для л-т, ы, для р-д и с.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, ког-
да ребёнок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппара-
та, необходимые для данного звука, чётко различать правильное звучание от искажённого.
Постановка звука.
Цель этого этапа — добиться правильного звучания изолированного звука.
Различают три основных способа постановки звука.
Первый способ — по подражанию, когда используется зрительный и слуховой контроль.
Второй способ — с механической помощью, когда приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. При
этом способе так же часто пользуются опорными звуками.
Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели.
Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный.
К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребёнок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.
Автоматизация звука.
Цель данного этапа — добиться правильного произношения во фразовой речи. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, пред-
ложения и в самостоятельную речь ребёнка.
Дифференциация звуков.
Цель данного этапа — учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложе-
ниях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
Для осуществления зрительного контроля перед ребёнком должно стоять зеркало, с помощью которого он может наблюдать разницу в
артикуляции звуков. Дифференциация изолированных звуков прово-
дится с использованием картинок-символов. Постепенно зрительный контроль исключается. Одновременно ведётся и словарная работа.
Литература М.Ф Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье"
Консультация для родителей детей-логопатов...
Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье
Консультация для родителей...
нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.
в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...
Консультация для родителей детей логопедической группы "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье"
Данная методическая разработка предназначена для учителей -логопедов для консультирования родителей....
Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....
Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье.
Родительское собрание...
Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье".
Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье"....