"Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии на тему

Тюнина Валентина Анатольевна

Рекомендация  родителям в виде буклета  "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet-razvitie_fonematicheskogo_slukha1.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

- Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень - различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр...
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

- Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза.

- Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

- Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

- Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).

   Уделяя дома, внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Описание: http://zlatsad69.ru/wp-content/uploads/2013/12/diddlmania_339.gif

МАДОУ ДС № 9 «Калинка»

Рекомендации родителям

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Описание: http://yansh.ucoz.ru/_si/0/46642612.jpg

Подготовила

Учитель-логопед:

     Тюнина В.А.

   РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО    

                            СЛУХА.

Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

  Первый уровень - узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

- Игра "угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

 - Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

- Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

- Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

- Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.

- Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

- Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

    Третий уровень - различение сходных по звучанию слов.  

- Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

- Игра "Верно - неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень - различение слогов

- Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...