Рабочая программа
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Антропова Надежда Николаевна

Рабочая программа учителя – логопеда составлена на основании:

Закона РФ «Об образовании», п. 2, 7 ст. 32.

Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666.

Рабочая программа рассчитана на три периода обучения (с 1сентября  по 31 мая).

Структура программы отражает основные идеи, содержательные блоки и представляет развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_podg2016_2.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Детский сад № 322 компенсирующего вида»

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                 «СОГЛАСОВАНО»

Заведующий МБДОУ №322                                                    Зам. зав. по ВМР

К.А.  Мухаматгалеева                                                             О.А. Ивлева

____________________                                                      _________________

«___»____________20  г.                                                    «__»________20  г.

Рабочая программа

учителя - логопеда

на 2016-2017 учебный год

Учитель-логопед:  Антропова Надежда Николаевна 

Возрастная группа:  Подготовительная к школе группа

Образовательная область: коррекция нарушений речи

                   

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя – логопеда составлена на основании:

Закона РФ «Об образовании», п. 2, 7 ст. 32.

Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666.

Рабочая программа рассчитана на три периода обучения (с 1сентября  по 31 мая).

Структура программы отражает основные идеи, содержательные блоки и представляет развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем.

Программа: 

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина.– М.: «Просвещение», 2009.

Технологии и методики:

  1. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [текст]:  учебное пособие/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003.
  2. Г.А. Волкова. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. – СПб., 2003.
  3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М., 2000.

4. В.П. Глухов. Формирование связной речи для детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [текст]:  учебное пособие/ В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002.

5. Л.М. Граб Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР [текст]:  учебное пособие/ Л.М. Граб. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008.

6. Т.А. Ткаченко Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника.  М.: «Издательство Гном и Д», 2001

7.О.Б. Иншакова Альбом логопеда.- М.ВЛАДОС, 2000.

Количество часов в неделю:

Фронтальная форма организации  1 час

Подгрупповая  форма организации   1 час

Индивидуальная  форма организации   13 час 30 мин.

Форма организации :

        Фронтальная :  в неделю –  2 занятия, в год-72 занятия;

        Подгрупповая :  в неделю – 1 занятие; в год – 36 занятий;

        Индивидуальная – ежедневно.

Тематический план.

Тематический план включает в себя основное содержание всех тем с указанием бюджета времени на их изучение.

  1. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков  звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
  2. Лексические темы.
  3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи и речевого общения.

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех,  четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Формирование произносительной стороны речи.

Уточнять у детей произношение сохранных звуков.

Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.

Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.

Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Совершенствовать навыки по  дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).

Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.

Учить выделять ударный звук в слове.

Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных  слов (лак – лик).

Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).

Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.

Развитие словаря

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).

Объяснять значение слов с опорой  на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).

Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов  в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).

 Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

      Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).

      Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений (широкая душа, сгореть от стыда).

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов  мужского и женского рода по временам.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.

Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).

Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа  предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).

Развитие связной речи и речевого общения

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок,   рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи .

Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.

Лексические темы по периодам.

месяцы

подготовительная  к школе группа

Сентябрь

4 недели

обследование  (2 недели)

«Есть у нас огород – посмотри, что там растет».

«Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят».

Октябрь

4 недели

«Я по лесу по зеленому иду, я грибочки в кузовок соберу».

«Мы с друзьями в лес пойдем, разных ягод наберем».

«Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня».

«Осень добрая пришла, нам подарки принесла».

Ноябрь

5 недель

«Мы игрушки выбираем, дружим с ними и граем».

«Для детей важна еда, кушать детям надо».

«Много разной есть посуды и нужна она нам всюду!»

«Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире».

«У человека что может быть семьи дороже?»

Декабрь

4 недели

«Настали зимние деньки – взяли лыжи и коньки».

«Мы зиму ждали не напрасно: морозным днем под небом ясным, все будущие чемпионы торопятся на стадионы».

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

«Скоро, скоро Новый год! Скоро Дед Мороз придет».

Январь

4 недели

каникулы (1 неделя)

«Любим сказки мы читать и потешки сочинять».

«О чем рассказывает одежда».

«Я их чищу, берегу. По дорожке в них бегу».

Февраль

4 недели

«Как прекрасен город наш!»

«Весь год, зимой и летом, в стальной костюм одеты».

«Нужно правила движения выполнять без возражения». (ПДД)

«Каждый мальчик может стать солдатом».

Март

5 недели

«Милая певунья, ласточка родная, к нам домой вернулась из чужого края».

«Ты, весна, приходи, всю природу разбуди».

«На птичьем дворе, шум и гам на заре».

«Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?»

«Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!»

Апрель

4 недель

«В зоопарке мы гуляем, про животных все узнаем».

«Космонавтом быть хочу, может в космос полечу».

«Все профессии хороши – выбирай на вкус».

«Нас в школу приглашают задорные звонки. Мы тоже скоро будем – ученики».

Май

 

5 недель

«Майский праздник – День Победы отмечает вся страна».

«В мир подводный попадем, много рыб мы там найдем».

«Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду».

«В гостях у пчелки Майи».

«Что ты мне подаришь лето?»

Примерное планирование образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и  фонематического восприятия, овладению навыками  звукового анализа и синтеза с детьми  с ОНР.

Цели занятий:

  1. Закрепление навыка правильного произношения всех звуков русского языка.
  2. Совершенствование   навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.
  4. Знакомство с буквами русского языка.

неделя

Тема

Закрепляемые навыки

Форма организации

Сентябрь

Фронт.

Подгр.

3-я неделя

 Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

1

4-я неделя

Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.

Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками.

Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки.

1

Октябрь

1-я неделя

Звук  А

 Буква А

Знакомство с  понятием гласный звук. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква.

 

2-я неделя

Звук У

 Буква У

Учить выделять звук У  из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез, чтение слогов АУ, УА

3-я неделя

Звук И

Буква И

Анализ  звуков рядов: ИА, ИУА. Анализ, синтез, чтение слогов ИА, УА, ИУА.

4-я неделя

Звук  О.

Буква О

Определение  наличия или отсутствия  звука в слове.

Ноябрь

1-я неделя

Звук  Э и буква Э.

Закрепление гласных звуков.

Закрепление понятия гласный звук. Деление слов на слоги.

1

2-я неделя

Звук Ы.

Буква Ы.

Учить дифференцировать звуки по артикуляции и звучанию.

Определение места звука в слове.

1

3-я неделя

Звуки М-МЬ

Буква М.

Знакомство с понятием согласный звук. Анализ, синтез и чтение прямых,  обратных слогов АМ, ОМ, УМ, МА, МО. Введение понятия  «слог».

1

4-я неделя

Звуки   П-ПЬ

Буква П

Закрепление понятия согласный звук. Дифференциация понятий гласные и согласные звуки. Анализ, синтез и чтение  обратных слогов АП, ОП, УП.

1

5-я неделя

Звуки Б-БЬ,

Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ

Буква Б

Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ  односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости.

1

Декабрь

1-я неделя

Звуки Т-ТЬ

Буква Т

Составление схем слогов и  слов. Закрепление понятия  мягкий звук. Анализ оптико-пространственных признаков букв.

1

2-я неделя

Звуки Д-ДЬ.

Буква Д.

Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ  односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости.

1

3-я неделя

Звуки Н-НЬ.

Буква Н

Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение  двусложных слов с открытыми слогами: СГ+ СГ; ГС+СГ

1

4-я неделя

Звуки Ф-ФЬ.

Буква Ф.

Составление схем слогов и  слов. Составление и чтение  слов по первым звукам  данных слов. Развитие графо-моторных навыков.

1

Январь

1-я неделя

КАНИКУЛЫ

2-я неделя

Звуки В-ВЬ.

Буква В

Составление схем слогов и  слов. Составление и чтение  слов по первым звукам  данных слов. Развитие графо-моторных навыков.

1

3-я неделя

Звуки  К-КЬ

Буква К.

Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков.

1

4-я неделя

Звуки Г-ГЬ

Буква  Г

Составление схем слогов и  слов. Дифференциация гласных и согласных звуков.  Составление схем простых предложений.

1

Февраль

1-я неделя

Звуки Х-ХЬ

Буква Х

Дифференциация по артикуляции или акустическим признакам. Развитие оптико-пространственных  ориентировок.

1

2-я неделя

Звук Й

Буква Й

Определение  наличия или отсутствия

звука в слове.

Чтение односложных и двусложных слов.

1

3-я неделя

 Буква Я

Буква Я

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

4-я неделя

Буква Е

Буква Е

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

Март

1-я неделя

Звуки С-СЬ

Буква С

Дифференциация звуков по  мягкости - твердости. Закрепление  составления схем  слов.

1

2-я неделя

Звуки З-ЗЬ

Буква З

Составление слов по начальным звукам данных слов. Чтение простых предложений.

1

3-я неделя

Звук Ц

Буква Ц

Дифференциация свистящих звуков. Составление схем трехсложных слов. Развитие оптико-пространственных  ориентировок.

1

4-я неделя

Звуки Р-РЬ

Буква Р.

Деление слов на слоги, выделение ударного гласного в слове. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

1

5-я неделя

Звуки Л-ЛЬ

Буква Л

Формировать навыки преобразования  слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

1

Апрель

1-я неделя

Буква Ё

Буква Ё

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

2-неделя

Буква Ю

Буква Ю

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

3-я неделя

Звук Ш

Буква Ш

Закреплять навык преобразования слов с помощь добавления слогов.

Составление слов по последним звукам данных слов.

1

4-я неделя

Звук Ж

Буква Ж

Учить выкладывать  из букв разрезной азбуки слова,  простые предложения. Закреплять умение определять количество слов в предложении их последовательность.

1

Май

1-я неделя

Звук Ч

Буква Ч

Проводить звуко-слоговой анализ и синтез  на основе наглядно-графических схем.

Продолжить работу со словами более сложной слоговой структуры (черепаха, жучка, тучка). Учить их анализировать и выкладывать из букв разрезной азбуки.

1

2-я неделя

Звук Щ.

Буква Щ.

Продолжить работу по закреплению навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв. Удаления или добавления буквы (плач – плащ, челка – щелка).

Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность,

выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения.

1

3-я неделя

Мягкий знак.

Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения.Закрепление оптико-пространственных  ориентировок.

1

4-я неделя

Твердый знак.

Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения. Дифференциация Ь и Ъ.Закрепление оптико-пространственных  ориентировок.

1

Планирование работы по формированию и совершенствованию грамматического строя речи у детей с ОНР.

п/п

Содержание

    Формы организации

Инд

Фрон.

Подгр.

Индив.

Сентябрь

Закрепление материала

1

Логопедическое обследование

ежеднев.

2

Расширять и активизировать словарный  запас в процессе изучения лексических тем. Учить образованию и практическому использованию в речи относительных прилагательных.

1

3

Образование существительных и прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить образовывать существительные множественного числа.

1

Октябрь

4

Совершенствовать навыки при согласовании числительных с существительными.

1

5

Учить образованию и практическому использованию в речи относительных прилагательных.

1

6

Понимание пространственного значения предлогов в, на, с, из, по, у, за, из-за, под, из-под  и употребление их в речи. Совершенствовать работу над образованием и употреблением в речи относительных прилагательных.

1

7

Расширять и активизировать словарный  запас по теме. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

1

Ноябрь

8

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать навык образования и использования в речи относительные прилагательные.

1

9

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое именами в сочетании с существительными м. и ж. рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа.

1

10

Совершенствовать навык образования и использования в речи относительные  прилагательные. Совершенствовать навыки в употреблении слов-антонимов.

1

11

Практическое употребление качественных прилагательных. Понимание и практическое употребление пространственных предлогов.

1

12

Учить образовывать превосходную степень прилагательных (ласковая- ласковее- самая ласковая)

1

Декабрь

13

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Подбор родственных слов.

1

14

Совершенствовать навыки при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

1

15

Учить образовывать сложные прилагательные.  Совершенствовать навык употребления имен существительных в ед. и мн. числе Р. пад.

1

16

Согласование имен числительных с именами существительными в косвенных падежах.

1

Январь

17

Совершенствовать навыки при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

                     

1

18

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое именами в сочетании с существительными м. и ж. рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа.

1

19

Совершенствовать навык образования и использования в речи относительные прилагательные.  Продолжать работу по согласованию существительных с прилагательными множественного числа в И.п и косвенном падежах.

Февраль

20

Совершенствовать навыки при образовании существительных с прилагательными во множественном числе.

1

21

Практическое употребление приставочных глаголов.

1

Закрепление материала

22

Совершенствовать навыки при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. Закрепить в речи формы глаголов повелительного наклонения.

1

23

Совершенствовать навыки  при образовании сравнительной степени прилагательных (здоровее, быстрее, храбрее, выше, дальше) и сложные составные прилагательные (темно-зеленый)

1

Март

24

Учить образовывать сложные прилагательные (чернокрылый, длинношеий).                  

1

25

Совершенствовать навыки  при подборе слов-признаков к предмету.

26

Образование существительных и прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

1

27

Совершенствовать навыки  при подборе слов-признаков к предмету.

1

28

Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище)

1

Апрель

29

Учить образовывать сложные прилагательные.  Совершенствовать навыки  при подборе слов-признаков к предмету.

1

30

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

1

31

 Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий муж. р. в профессии жен. р.

32

Совершенствовать навыки при согласовании числительных с существительными.

1

Май

33

Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи слов-синонимов, антонимов

1

34

Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи слов-антонимов: глаголов, прилагательных и существительных.

1

35

Закрепить навык использования  в речи предлогов: в, под, к,  перед, за, около, возле, из-за, из-под.

1

36

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже

1

Всего: 36 занятий.

Образовательная деятельность по развитию связной речи

п/п

Содержание

Форма организации

всего часов

Сентябрь

Фронт.

Подгр.

Индив.

1

Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки. Заучивание стихов.

1

По индив. Плану

2

Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов- описаний каждого из них. Составление рассказа по картинке и пересказывать его с опорой на схему.

1

-//-

Октябрь

3

Упражнять в конструировании предложений по опорным словам. Упражнение в согласовании слов в предложении

1

_//_

4

Составление рассказов-описаний о ягодах по предложенному плану

1

_//_

5

Составление предложений по картинке, по моделям (сущ.И.П.+ глагол + дополнение; сущ. И.П. + гл.+ зависимые от глагола сущ. в косвенных падежах)

1

_//_

6

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Составление рассказов-описаний по предложенному плану.

Составление рассказа-сравнения осени и лета.

1

_//_

Ноябрь

7

Составление рассказов описаний по предложенному плану.

1

_//_

8

Составление рассказа (рецепта) о приготовлении горохового супа, блинов, компота.

1

_//_

9

Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко). Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану.

1

_//_

10

Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»). Знакомство с многозначными словами (спинка, ножка)

1

_//_

11

Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом А. Составление рассказа по картинке

1

Декабрь

12

Составление рассказов-описаний по предложенному плану,  с опорой на предметные картинки

1

_//_

13

Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.

Пересказ с опорой на предметные картинки.

1

_//_

14

Составление рассказа-описания в сравнении.

1

_//_

15

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. Учить составлять сложноподчиненные  предложения.

1

_//_

Январь

16

Пересказ литературного текста (сказки) с опорой на сюжетные и предметные картинки

1

_//_

17

Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану.

1

_//_

18

Знакомство с многозначным словом (язычок).Составление загадок – описаний  о различных видах обуви по предложенному наглядному плану.

1

Февраль

19

Составление рассказа-описания и сравнения с использованием графических схем.

1

_//_

20

Дополнить рассказ нужными словами, пересказ (упражнение «Расскажи-ка»).

1

_//_

21

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. Учить составлять сложноподчиненные  предложения.

1

_//_

22

Выучить стихотворение. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Ответь на вопросы»).

1

Март

23

Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»).Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ.

1

24

Выучить стихотворение.

Учить составлять разные типы предложений (упражнение  «Нелепицы»). Составление рассказа по картинному плану.

1

_//_

25

Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки.

Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»).

26

Совершенствовать навыки при составлении описательного рассказа  по картинке и серии картинок.

1

_//_

27

Составление рассказа по предложенному плану (упражнение «Расскажи-ка»).

1

_//_

Апрель

28

Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Четвёртый лишний», «Нелепицы»).

Составление сравнительных  рассказов по образцу и с опорой на схему (упражнение «Расскажи-ка»).

1

_//_

29

Составление рассказа по предложенному  плану.

1

_//_

30

 Учить составлять сложноподчинённые предложения, сложносочинённые (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Закончи предложения»). Составление рассказа, опираясь на схему и план.

1

_//_

31

Учить составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»).

Составление рассказа по серии картинок.

1

_//_

Май

32

Закреплять навык составления пересказа  по картине.

1

_//_

33

Учить составлять предложения с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»).

Составление рассказа по предложенному наглядному плану.

1

_//_

34

Продолжать формировать навыки согласования слов в предложении (упражнение «Букет для мамы»).

Продолжать учить составлять предложения с предлогами (упражнение «Путешествие пчёлы»).

Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану.

1

35

Закрепление навыков связной речи при пересказе сказки с опорой на сюжетную картинку

1

36

Закреплять навык составления рассказа по картине.

1

_//_

Всего: 36 занятий.

Требования к уровню подготовки воспитанников

В итоге логопедической работы дети подготовительного возраста должны научиться:

  • Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.

  • Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
  • Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми  распространенными  и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
  • Владеть элементарными навыками пересказа.
  • Владеть навыками диалогической и монологической  речи.
  • Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов; уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее.
  • Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно.
  • Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
  • Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

 

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Оборудование логопедического кабинета

Стол детский – 2 шт.

Стулья детские – 4 шт.

Стул – 1 шт.

Стеллаж – 2 шт.

Стол – 1 шт.

Зеркало настенное – 1 шт.

Светильник – 1 шт.

Доска магнитная – 1 шт.

Люстра – 1 шт.

Тумбочка – 1 шт.

Ковер – 1 шт.

Методическая литература

Худенко, Шаховская «Обучение детей с речевой патологией первоначальному навыку описательно-повествовательной речи»

Л. Уфимцева «Использование здоровьеразвивающих технологий обучения в логопедической группе» 1, 2 часть. -  Красноярск, 1993

В.В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998

В.В. Коноваленко «Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения» -

М.: Гном – пресс, 1998

Н.Г.Комратова «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.

Программа воспитания и обучения детей в логопедической группе речевого детского сада    (под ред.Н.В.Нищевой).

З.Е. Агронович . Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР.            

Санкт-Петербург, 2005.

Л.Н Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.

Е.В.Кузнецова, И.А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6лет». Москва, 2004г.

Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.

Е.В.Кузнецова, И.А. Тихонова «Ступеньки к школе» Обучение грамоте детей с нарушением  речи. Москва, 2000г.

Л.И. Белякова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005

Т.В. Буденная «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001

Н.Л. Рычкова «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998

В.В. Коноваленко «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004

Н.В. Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007

 Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков  и слов»  - М.: Владос,2001

И. Жукова, Е. Мастюкова, Т. Филичева Общее недоразвитие речи.— М., 1996.

Н. Жукова, Е. Мастюкова, Т. Филичева Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М., 1990.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.

Н.В. Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007

речи. — СПб., 2001.

О. В. Лебедева Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.

И. С. Лопухина Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.

Л.   Милостивенко Методические   рекомендации   по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.

Н. В. Нищева « Программа  коррекционно-развивающей  работы  в логопедической группе детского сада для  детей  с общим  недоразвитием речи  (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Л. Парамонова, Н. Головнева Подготовка к школе. - СПб., 1998.

Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов - М.: ВЛАДОС, 2002.

Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.

Н.Л. Рычкова «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.

Е.Г.Сайкина,  Ж.Е. Фирилева. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

И.В. Скворцова 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.

И. Смирнова Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

И. Смирнова Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.— СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

И. Смирнова Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Т.А. Ткаченко Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006

Т. А.  Ткаченко Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.

Т. А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.-  М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002

Т. Филичева, Г. Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004. 

Т.Б. Филичева, Г.А. Каше Методическое руководство по исправлению недостатков речи - М.: Просвещение, 1990.

Т. Б. Филичева, Г. А. Чиркина Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.

М. Хватцев Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.

С. Цейтлин Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000.

И.А. Чистякова 64 игры для формирования грамотной фразы. СПб.: КАРО, 2006

Коррекция звукопроизношения

Артикуляция звуков в графическом изображении

Постановочные зонды, шпатели

Спирт для обработки инструментов, вата

«Способы постановки звуков»

Н.И. Соколенко «Посмотри и назови» 2 книги

Карточки для автоматизации и дифференциации знаков

Н.В. Новоторцева «Рабочие тетради по звукам Р, Р*, Ч,Щ,С,С*,Л,Л*,З,З*»

Л.Я. Гадасина «Звуки на все руки»

Т.С.Перегудова, Г.А.Османова «Вводим звуки в речь: Ч, Щ»

В.В.Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»

Логопедическая серия «Скороговорки: С, Ш, Л»

Ю.Б. Жихарева – Норкина «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми.

Т.В. Туманова, Филичева «Учитесь говорить правильно»

Развитие лексико – грамматического строя и связной речи.

Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей»

Л.Г. Парамонова «Стихи для развития речи»

Г.А. Киселёва «Книжка-учишка 1,2,3»

Е.П. Микшина «Видим, слышим, говорим»

М.Г. Борисенко «Потешки про Ваню»

Г.А. Глинка «Развиваем мышление и речь»

Г. Фролова «Зимушка-зима»

Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной  речи у детей»

Плакаты:

  • Овощи
  • Фрукты
  • Перелётные птицы
  • Зимующие птицы
  • Схемы для описания птиц
  • Насекомые
  • Игрушки
  • Животные наших лесов
  • Птицы (домашние)

О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда»

И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи»

Папки по лексическим темам:

-дикие животные            

-цветы

-домашние животные    

-животные жарких стран

-животные севера        

 -насекомые

-деревья и кустарники    

-овощи

- фрукты

-ягоды, грибы

-день защитника отечества

-профессии                      

-транспорт                      

 -одежда, обувь

-птицы: домашние, перелётные, зимующие

-посуда, пища                

-мебель

Дидактические игры

«4 лишний»

«Волшебные картинки» (папка дошкольника)

«Большой – маленький»

«Собираем урожай»

«Определи по контуру»

 «Узнай и назови»

«Мои любимые сказки»

«Осень, зима, весна, лето»

«Картинка в картинке»

Кубики: Овощи Игрушки

Логопедическое лото

Силуэты животных

Ткаченко «Звуки и буквы»

Разрезные картинки

О. Жукова «Первые открытия: я учу антонимы».

Игры для развития мелкой моторики.

Развитие фонетического восприятия,

подготовка к обучению грамоте

Л.Г.Успенская «Учитесь говорить правильно»

В.В.Волина «Учимся играя»

В.В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя»

Г.А. Глинка «Буду говорить, читать и писать правильно»

Н.П. Кочугова «Трёхсложные слова с открытыми слогами» (картинный материал)

Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой)

«Волшебные домики» (слоговые домики, предложения) , слоги (для чтения)

И.А. Кравченко «Игры и упражнения со звуками и словами»

Е.М. Хватцев «Логопедия. Работа с дошкольниками»

Картинки на развитие воздушной струи

Звуковые дорожки, «Весёлые подружки» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)

Наглядный материал «Буквы», объёмные буквы, алфавит, разрезная азбука.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...