Рабочая программа
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа учителя – логопеда составлена на основании:
Закона РФ «Об образовании», п. 2, 7 ст. 32.
Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666.
Рабочая программа рассчитана на три периода обучения (с 1сентября по 31 мая).
Структура программы отражает основные идеи, содержательные блоки и представляет развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podg2016_2.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»
Заведующий МБДОУ №322 Зам. зав. по ВМР
К.А. Мухаматгалеева О.А. Ивлева
____________________ _________________
«___»____________20 г. «__»________20 г.
Рабочая программа
учителя - логопеда
на 2016-2017 учебный год
Учитель-логопед: Антропова Надежда Николаевна
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа
Образовательная область: коррекция нарушений речи
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя – логопеда составлена на основании:
Закона РФ «Об образовании», п. 2, 7 ст. 32.
Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666.
Рабочая программа рассчитана на три периода обучения (с 1сентября по 31 мая).
Структура программы отражает основные идеи, содержательные блоки и представляет развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем.
Программа:
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина.– М.: «Просвещение», 2009.
Технологии и методики:
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [текст]: учебное пособие/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003.
- Г.А. Волкова. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. – СПб., 2003.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М., 2000.
4. В.П. Глухов. Формирование связной речи для детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [текст]: учебное пособие/ В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002.
5. Л.М. Граб Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР [текст]: учебное пособие/ Л.М. Граб. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008.
6. Т.А. Ткаченко Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. М.: «Издательство Гном и Д», 2001
7.О.Б. Иншакова Альбом логопеда.- М.ВЛАДОС, 2000.
Количество часов в неделю:
Фронтальная форма организации 1 час
Подгрупповая форма организации 1 час
Индивидуальная форма организации 13 час 30 мин.
Форма организации :
Фронтальная : в неделю – 2 занятия, в год-72 занятия;
Подгрупповая : в неделю – 1 занятие; в год – 36 занятий;
Индивидуальная – ежедневно.
Тематический план.
Тематический план включает в себя основное содержание всех тем с указанием бюджета времени на их изучение.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
- Лексические темы.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи и речевого общения.
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
Формирование произносительной стороны речи.
Уточнять у детей произношение сохранных звуков.
Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.
Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.
Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Совершенствовать навыки по дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).
Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.
Учить выделять ударный звук в слове.
Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак – лик).
Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).
Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.
Развитие словаря
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).
Объяснять значение слов с опорой на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).
Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).
Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений (широкая душа, сгореть от стыда).
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов мужского и женского рода по временам.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.
Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).
Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).
Развитие связной речи и речевого общения
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи .
Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.
Лексические темы по периодам.
месяцы | подготовительная к школе группа |
Сентябрь 4 недели | обследование (2 недели) «Есть у нас огород – посмотри, что там растет». «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят». |
Октябрь 4 недели | «Я по лесу по зеленому иду, я грибочки в кузовок соберу». «Мы с друзьями в лес пойдем, разных ягод наберем». «Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня». «Осень добрая пришла, нам подарки принесла». |
Ноябрь 5 недель | «Мы игрушки выбираем, дружим с ними и граем». «Для детей важна еда, кушать детям надо». «Много разной есть посуды и нужна она нам всюду!» «Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире». «У человека что может быть семьи дороже?» |
Декабрь 4 недели | «Настали зимние деньки – взяли лыжи и коньки». «Мы зиму ждали не напрасно: морозным днем под небом ясным, все будущие чемпионы торопятся на стадионы». «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» «Скоро, скоро Новый год! Скоро Дед Мороз придет». |
Январь 4 недели | каникулы (1 неделя) «Любим сказки мы читать и потешки сочинять». «О чем рассказывает одежда». «Я их чищу, берегу. По дорожке в них бегу». |
Февраль 4 недели | «Как прекрасен город наш!» «Весь год, зимой и летом, в стальной костюм одеты». «Нужно правила движения выполнять без возражения». (ПДД) «Каждый мальчик может стать солдатом». |
Март 5 недели | «Милая певунья, ласточка родная, к нам домой вернулась из чужого края». «Ты, весна, приходи, всю природу разбуди». «На птичьем дворе, шум и гам на заре». «Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?» «Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!» |
Апрель 4 недель | «В зоопарке мы гуляем, про животных все узнаем». «Космонавтом быть хочу, может в космос полечу». «Все профессии хороши – выбирай на вкус». «Нас в школу приглашают задорные звонки. Мы тоже скоро будем – ученики». |
Май
5 недель | «Майский праздник – День Победы отмечает вся страна». «В мир подводный попадем, много рыб мы там найдем». «Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду». «В гостях у пчелки Майи». «Что ты мне подаришь лето?» |
Примерное планирование образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками звукового анализа и синтеза с детьми с ОНР.
Цели занятий:
- Закрепление навыка правильного произношения всех звуков русского языка.
- Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
- Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.
- Знакомство с буквами русского языка.
неделя | Тема | Закрепляемые навыки | Форма организации | |||
Сентябрь | Фронт. | Подгр. | ||||
3-я неделя | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. | 1 | |||
4-я неделя | Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. | Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками. Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки. | 1 | |||
Октябрь | ||||||
1-я неделя | Звук А Буква А | Знакомство с понятием гласный звук. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква. | ||||
2-я неделя | Звук У Буква У | Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез, чтение слогов АУ, УА | ||||
3-я неделя | Звук И Буква И | Анализ звуков рядов: ИА, ИУА. Анализ, синтез, чтение слогов ИА, УА, ИУА. | ||||
4-я неделя | Звук О. Буква О | Определение наличия или отсутствия звука в слове. | ||||
Ноябрь | ||||||
1-я неделя | Звук Э и буква Э. Закрепление гласных звуков. | Закрепление понятия гласный звук. Деление слов на слоги. | 1 | |||
2-я неделя | Звук Ы. Буква Ы. | Учить дифференцировать звуки по артикуляции и звучанию. Определение места звука в слове. | 1 | |||
3-я неделя | Звуки М-МЬ Буква М. | Знакомство с понятием согласный звук. Анализ, синтез и чтение прямых, обратных слогов АМ, ОМ, УМ, МА, МО. Введение понятия «слог». | 1 | |||
4-я неделя | Звуки П-ПЬ Буква П | Закрепление понятия согласный звук. Дифференциация понятий гласные и согласные звуки. Анализ, синтез и чтение обратных слогов АП, ОП, УП. | 1 | |||
5-я неделя | Звуки Б-БЬ, Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ Буква Б | Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. | 1 | |||
Декабрь | ||||||
1-я неделя | Звуки Т-ТЬ Буква Т | Составление схем слогов и слов. Закрепление понятия мягкий звук. Анализ оптико-пространственных признаков букв. | 1 | |||
2-я неделя | Звуки Д-ДЬ. Буква Д. | Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. | 1 | |||
3-я неделя | Звуки Н-НЬ. Буква Н | Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение двусложных слов с открытыми слогами: СГ+ СГ; ГС+СГ | 1 | |||
4-я неделя | Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф. | Составление схем слогов и слов. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Развитие графо-моторных навыков. | 1 | |||
Январь | ||||||
1-я неделя | КАНИКУЛЫ | |||||
2-я неделя | Звуки В-ВЬ. Буква В | Составление схем слогов и слов. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Развитие графо-моторных навыков. | 1 | |||
3-я неделя | Звуки К-КЬ Буква К. | Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков. | 1 | |||
4-я неделя | Звуки Г-ГЬ Буква Г | Составление схем слогов и слов. Дифференциация гласных и согласных звуков. Составление схем простых предложений. | 1 | |||
Февраль | ||||||
1-я неделя | Звуки Х-ХЬ Буква Х | Дифференциация по артикуляции или акустическим признакам. Развитие оптико-пространственных ориентировок. | 1 | |||
2-я неделя | Звук Й Буква Й | Определение наличия или отсутствия звука в слове. Чтение односложных и двусложных слов. | 1 | |||
3-я неделя | Буква Я Буква Я | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | |||
4-я неделя | Буква Е Буква Е | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | |||
Март | ||||||
1-я неделя | Звуки С-СЬ Буква С | Дифференциация звуков по мягкости - твердости. Закрепление составления схем слов. | 1 | |||
2-я неделя | Звуки З-ЗЬ Буква З | Составление слов по начальным звукам данных слов. Чтение простых предложений. | 1 | |||
3-я неделя | Звук Ц Буква Ц | Дифференциация свистящих звуков. Составление схем трехсложных слов. Развитие оптико-пространственных ориентировок. | 1 | |||
4-я неделя | Звуки Р-РЬ Буква Р. | Деление слов на слоги, выделение ударного гласного в слове. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. | 1 | |||
5-я неделя | Звуки Л-ЛЬ Буква Л | Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. | 1 | |||
Апрель | ||||||
1-я неделя | Буква Ё Буква Ё | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | |||
2-неделя | Буква Ю Буква Ю | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | |||
3-я неделя | Звук Ш Буква Ш | Закреплять навык преобразования слов с помощь добавления слогов. Составление слов по последним звукам данных слов. | 1 | |||
4-я неделя | Звук Ж Буква Ж | Учить выкладывать из букв разрезной азбуки слова, простые предложения. Закреплять умение определять количество слов в предложении их последовательность. | 1 | |||
Май | ||||||
1-я неделя | Звук Ч Буква Ч | Проводить звуко-слоговой анализ и синтез на основе наглядно-графических схем. Продолжить работу со словами более сложной слоговой структуры (черепаха, жучка, тучка). Учить их анализировать и выкладывать из букв разрезной азбуки. | 1 | |||
2-я неделя | Звук Щ. Буква Щ. | Продолжить работу по закреплению навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв. Удаления или добавления буквы (плач – плащ, челка – щелка). Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность, выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения. | 1 | |||
3-я неделя | Мягкий знак. | Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения.Закрепление оптико-пространственных ориентировок. | 1 | |||
4-я неделя | Твердый знак. | Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения. Дифференциация Ь и Ъ.Закрепление оптико-пространственных ориентировок. | 1 |
Планирование работы по формированию и совершенствованию грамматического строя речи у детей с ОНР.
№ п/п | Содержание | Формы организации Инд | ||
Фрон. | Подгр. | Индив. | ||
Сентябрь | Закрепление материала | |||
1 | Логопедическое обследование | ежеднев. | ||
2 | Расширять и активизировать словарный запас в процессе изучения лексических тем. Учить образованию и практическому использованию в речи относительных прилагательных. | 1 | ||
3 | Образование существительных и прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить образовывать существительные множественного числа. | 1 | ||
Октябрь | ||||
4 | Совершенствовать навыки при согласовании числительных с существительными. | 1 | ||
5 | Учить образованию и практическому использованию в речи относительных прилагательных. | 1 | ||
6 | Понимание пространственного значения предлогов в, на, с, из, по, у, за, из-за, под, из-под и употребление их в речи. Совершенствовать работу над образованием и употреблением в речи относительных прилагательных. | 1 | ||
7 | Расширять и активизировать словарный запас по теме. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. | 1 | ||
Ноябрь | ||||
8 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать навык образования и использования в речи относительные прилагательные. | 1 | ||
9 | Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое именами в сочетании с существительными м. и ж. рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа. | 1 | ||
10 | Совершенствовать навык образования и использования в речи относительные прилагательные. Совершенствовать навыки в употреблении слов-антонимов. | 1 | ||
11 | Практическое употребление качественных прилагательных. Понимание и практическое употребление пространственных предлогов. | 1 | ||
12 | Учить образовывать превосходную степень прилагательных (ласковая- ласковее- самая ласковая) | 1 | ||
Декабрь | ||||
13 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Подбор родственных слов. | 1 | ||
14 | Совершенствовать навыки при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. | 1 | ||
15 | Учить образовывать сложные прилагательные. Совершенствовать навык употребления имен существительных в ед. и мн. числе Р. пад. | 1 | ||
16 | Согласование имен числительных с именами существительными в косвенных падежах. | 1 | ||
Январь | ||||
17 | Совершенствовать навыки при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
| 1 | ||
18 | Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое именами в сочетании с существительными м. и ж. рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа. | 1 | ||
19 | Совершенствовать навык образования и использования в речи относительные прилагательные. Продолжать работу по согласованию существительных с прилагательными множественного числа в И.п и косвенном падежах. | |||
Февраль | ||||
20 | Совершенствовать навыки при образовании существительных с прилагательными во множественном числе. | 1 | ||
21 | Практическое употребление приставочных глаголов. | 1 | Закрепление материала | |
22 | Совершенствовать навыки при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. Закрепить в речи формы глаголов повелительного наклонения. | 1 | ||
23 | Совершенствовать навыки при образовании сравнительной степени прилагательных (здоровее, быстрее, храбрее, выше, дальше) и сложные составные прилагательные (темно-зеленый) | 1 | ||
Март | ||||
24 | Учить образовывать сложные прилагательные (чернокрылый, длинношеий). | 1 | ||
25 | Совершенствовать навыки при подборе слов-признаков к предмету. | |||
26 | Образование существительных и прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. | 1 | ||
27 | Совершенствовать навыки при подборе слов-признаков к предмету. | 1 | ||
28 | Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище) | 1 | ||
Апрель | ||||
29 | Учить образовывать сложные прилагательные. Совершенствовать навыки при подборе слов-признаков к предмету. | 1 | ||
30 | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | 1 | ||
31 | Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий муж. р. в профессии жен. р. | |||
32 | Совершенствовать навыки при согласовании числительных с существительными. | 1 | ||
Май | ||||
33 | Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи слов-синонимов, антонимов | |||
1 | ||||
34 | Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи слов-антонимов: глаголов, прилагательных и существительных. | 1 | ||
35 | Закрепить навык использования в речи предлогов: в, под, к, перед, за, около, возле, из-за, из-под. | 1 | ||
36 | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже | 1 |
Всего: 36 занятий.
Образовательная деятельность по развитию связной речи
№ п/п | Содержание | Форма организации всего часов | ||
Сентябрь | Фронт. | Подгр. | Индив. | |
1 | Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки. Заучивание стихов. | 1 | По индив. Плану | |
2 | Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов- описаний каждого из них. Составление рассказа по картинке и пересказывать его с опорой на схему. | 1 | -//- | |
Октябрь | ||||
3 | Упражнять в конструировании предложений по опорным словам. Упражнение в согласовании слов в предложении | 1 | _//_ | |
4 | Составление рассказов-описаний о ягодах по предложенному плану | 1 | _//_ | |
5 | Составление предложений по картинке, по моделям (сущ.И.П.+ глагол + дополнение; сущ. И.П. + гл.+ зависимые от глагола сущ. в косвенных падежах) | 1 | _//_ | |
6 | Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Составление рассказов-описаний по предложенному плану. Составление рассказа-сравнения осени и лета. | 1 | _//_ | |
Ноябрь | ||||
7 | Составление рассказов описаний по предложенному плану. | 1 | _//_ | |
8 | Составление рассказа (рецепта) о приготовлении горохового супа, блинов, компота. | 1 | _//_ | |
9 | Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко). Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану. | 1 | _//_ | |
10 | Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»). Знакомство с многозначными словами (спинка, ножка) | 1 | _//_ | |
11 | Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом А. Составление рассказа по картинке | 1 | ||
Декабрь | ||||
12 | Составление рассказов-описаний по предложенному плану, с опорой на предметные картинки | 1 | _//_ | |
13 | Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением. Пересказ с опорой на предметные картинки. | 1 | _//_ | |
14 | Составление рассказа-описания в сравнении. | 1 | _//_ | |
15 | Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. Учить составлять сложноподчиненные предложения. | 1 | _//_ | |
Январь | ||||
16 | Пересказ литературного текста (сказки) с опорой на сюжетные и предметные картинки | 1 | _//_ | |
17 | Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану. | 1 | _//_ | |
18 | Знакомство с многозначным словом (язычок).Составление загадок – описаний о различных видах обуви по предложенному наглядному плану. | 1 | ||
Февраль | ||||
19 | Составление рассказа-описания и сравнения с использованием графических схем. | 1 | _//_ | |
20 | Дополнить рассказ нужными словами, пересказ (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 | _//_ | |
21 | Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. Учить составлять сложноподчиненные предложения. | 1 | _//_ | |
22 | Выучить стихотворение. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Ответь на вопросы»). | 1 | ||
Март | ||||
23 | Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»).Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ. | 1 | ||
24 | Выучить стихотворение. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Нелепицы»). Составление рассказа по картинному плану. | 1 | _//_ | |
25 | Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки. Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»). | |||
26 | Совершенствовать навыки при составлении описательного рассказа по картинке и серии картинок. | 1 | _//_ | |
27 | Составление рассказа по предложенному плану (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 | _//_ | |
Апрель | ||||
28 | Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Четвёртый лишний», «Нелепицы»). Составление сравнительных рассказов по образцу и с опорой на схему (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 | _//_ | |
29 | Составление рассказа по предложенному плану. | 1 | _//_ | |
30 | Учить составлять сложноподчинённые предложения, сложносочинённые (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Закончи предложения»). Составление рассказа, опираясь на схему и план. | 1 | _//_ | |
31 | Учить составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»). Составление рассказа по серии картинок. | 1 | _//_ | |
Май | ||||
32 | Закреплять навык составления пересказа по картине. | 1 | _//_ | |
33 | Учить составлять предложения с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»). Составление рассказа по предложенному наглядному плану. | 1 | _//_ | |
34 | Продолжать формировать навыки согласования слов в предложении (упражнение «Букет для мамы»). Продолжать учить составлять предложения с предлогами (упражнение «Путешествие пчёлы»). Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану. | 1 | ||
35 | Закрепление навыков связной речи при пересказе сказки с опорой на сюжетную картинку | 1 | ||
36 | Закреплять навык составления рассказа по картине. | 1 | _//_ |
Всего: 36 занятий.
Требования к уровню подготовки воспитанников
В итоге логопедической работы дети подготовительного возраста должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
- Владеть элементарными навыками пересказа.
- Владеть навыками диалогической и монологической речи.
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов; уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее.
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно.
- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
- Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Оборудование логопедического кабинета
Стол детский – 2 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Стул – 1 шт.
Стеллаж – 2 шт.
Стол – 1 шт.
Зеркало настенное – 1 шт.
Светильник – 1 шт.
Доска магнитная – 1 шт.
Люстра – 1 шт.
Тумбочка – 1 шт.
Ковер – 1 шт.
Методическая литература
Худенко, Шаховская «Обучение детей с речевой патологией первоначальному навыку описательно-повествовательной речи»
Л. Уфимцева «Использование здоровьеразвивающих технологий обучения в логопедической группе» 1, 2 часть. - Красноярск, 1993
В.В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998
В.В. Коноваленко «Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения» -
М.: Гном – пресс, 1998
Н.Г.Комратова «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.
Программа воспитания и обучения детей в логопедической группе речевого детского сада (под ред.Н.В.Нищевой).
З.Е. Агронович . Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР.
Санкт-Петербург, 2005.
Л.Н Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.
Е.В.Кузнецова, И.А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6лет». Москва, 2004г.
Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
Е.В.Кузнецова, И.А. Тихонова «Ступеньки к школе» Обучение грамоте детей с нарушением речи. Москва, 2000г.
Л.И. Белякова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
Т.В. Буденная «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
Н.Л. Рычкова «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
В.В. Коноваленко «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
Н.В. Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Владос,2001
И. Жукова, Е. Мастюкова, Т. Филичева Общее недоразвитие речи.— М., 1996.
Н. Жукова, Е. Мастюкова, Т. Филичева Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М., 1990.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
Н.В. Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
речи. — СПб., 2001.
О. В. Лебедева Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
И. С. Лопухина Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
Л. Милостивенко Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
Н. В. Нищева « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Л. Парамонова, Н. Головнева Подготовка к школе. - СПб., 1998.
Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов - М.: ВЛАДОС, 2002.
Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.
Н.Л. Рычкова «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
Е.Г.Сайкина, Ж.Е. Фирилева. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
И.В. Скворцова 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
И. Смирнова Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
И. Смирнова Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.— СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
И. Смирнова Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Т.А. Ткаченко Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006
Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
Т. А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.- М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
Т. Филичева, Г. Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.
Т.Б. Филичева, Г.А. Каше Методическое руководство по исправлению недостатков речи - М.: Просвещение, 1990.
Т. Б. Филичева, Г. А. Чиркина Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
М. Хватцев Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
С. Цейтлин Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000.
И.А. Чистякова 64 игры для формирования грамотной фразы. СПб.: КАРО, 2006
Коррекция звукопроизношения
Артикуляция звуков в графическом изображении
Постановочные зонды, шпатели
Спирт для обработки инструментов, вата
«Способы постановки звуков»
Н.И. Соколенко «Посмотри и назови» 2 книги
Карточки для автоматизации и дифференциации знаков
Н.В. Новоторцева «Рабочие тетради по звукам Р, Р*, Ч,Щ,С,С*,Л,Л*,З,З*»
Л.Я. Гадасина «Звуки на все руки»
Т.С.Перегудова, Г.А.Османова «Вводим звуки в речь: Ч, Щ»
В.В.Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»
Логопедическая серия «Скороговорки: С, Ш, Л»
Ю.Б. Жихарева – Норкина «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми.
Т.В. Туманова, Филичева «Учитесь говорить правильно»
Развитие лексико – грамматического строя и связной речи.
Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей»
Л.Г. Парамонова «Стихи для развития речи»
Г.А. Киселёва «Книжка-учишка 1,2,3»
Е.П. Микшина «Видим, слышим, говорим»
М.Г. Борисенко «Потешки про Ваню»
Г.А. Глинка «Развиваем мышление и речь»
Г. Фролова «Зимушка-зима»
Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной речи у детей»
Плакаты:
- Овощи
- Фрукты
- Перелётные птицы
- Зимующие птицы
- Схемы для описания птиц
- Насекомые
- Игрушки
- Животные наших лесов
- Птицы (домашние)
О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда»
И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи»
Папки по лексическим темам:
-дикие животные
-цветы
-домашние животные
-животные жарких стран
-животные севера
-насекомые
-деревья и кустарники
-овощи
- фрукты
-ягоды, грибы
-день защитника отечества
-профессии
-транспорт
-одежда, обувь
-птицы: домашние, перелётные, зимующие
-посуда, пища
-мебель
Дидактические игры
«4 лишний»
«Волшебные картинки» (папка дошкольника)
«Большой – маленький»
«Собираем урожай»
«Определи по контуру»
«Узнай и назови»
«Мои любимые сказки»
«Осень, зима, весна, лето»
«Картинка в картинке»
Кубики: Овощи Игрушки
Логопедическое лото
Силуэты животных
Ткаченко «Звуки и буквы»
Разрезные картинки
О. Жукова «Первые открытия: я учу антонимы».
Игры для развития мелкой моторики.
Развитие фонетического восприятия,
подготовка к обучению грамоте
Л.Г.Успенская «Учитесь говорить правильно»
В.В.Волина «Учимся играя»
В.В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя»
Г.А. Глинка «Буду говорить, читать и писать правильно»
Н.П. Кочугова «Трёхсложные слова с открытыми слогами» (картинный материал)
Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой)
«Волшебные домики» (слоговые домики, предложения) , слоги (для чтения)
И.А. Кравченко «Игры и упражнения со звуками и словами»
Е.М. Хватцев «Логопедия. Работа с дошкольниками»
Картинки на развитие воздушной струи
Звуковые дорожки, «Весёлые подружки» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)
Наглядный материал «Буквы», объёмные буквы, алфавит, разрезная азбука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...