Стендовая информация для родителей
консультация по логопедии по теме
В данном разделе представлен один из блоков логопедического просвещения - стендовая информация "Советы логопеда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 810.46 КБ |
zima.docx | 622.81 КБ |
vesna.docx | 500.37 КБ |
rechevye_igry.docx | 455.14 КБ |
massazhor_su_-_dzhok_v_razvitii_melkoy_motoriki_ruk.docx | 17.71 КБ |
konsultatsiya_skazki.docx | 234.56 КБ |
konsultatsiya_bukvy_iz_vsego.docx | 15.15 КБ |
fonematicheskiy_sluh._vazhno_li_eto.docx | 25.66 КБ |
skoro_v_shkolu.docx | 65.49 КБ |
konsultatsiya_3.docx | 228.53 КБ |
Предварительный просмотр:
“Осень”
1.Массаж лица.
Поглаживающие движения:
Осень в гости к нам пришла,
Краски яркие взяла.
(от середины лба к верхней части ушей)
Стала жёлтою трава,
(от носа к средней части ушей)
Разноцветною листва.
(от середины подбородка к нижней части ушей)
2. Развитие мимических мышц.
- После осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.
- Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.
- Но ветер унёс тучки, и вы снова улыбнулись.
3. Развитие речевого дыхания и голоса.
Изобразить завывание осеннего ветра: у – у – у -… громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер).
4. Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идём грибы искать. (пальцы обеих рук согнуты в кулак, затем пальцы сгибаются и разгибаются на каждое слово)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел. (большие пальцы здороваются со всеми пальцами поочерёдно)
5. Развитие общей моторики.
Раз, два, три, четыре, пять! (шагать на месте)
Будем листья собирать: (приседать)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины, (руки перед собой. Изображать руками ступеньки: поочерёдно укладывать ладошки друг на друга)
Листики дуба мы соберём, (встать, руки сжать в замок)
Маме осенний букет отнесём. (шагать на месте)
Материал подготовила учитель – логопед:
Хлюстова Надежда Сергеевна
“Осень”
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
- Рассказать ребёнку о том, какое сейчас время года.
- Во время прогулки предложите ребёнку понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе и рассказать о них.
Помогите ребёнку запомнить приметы осени:
- становится холоднее, дует ветер, идут дожди;
- желтеют, краснеют и опадают листья;
- птицы собираются в стаи и улетают на юг;
- дни стали короче, а ночи длиннее;
- с полей и садов убирают урожай овощей и фруктов;
- люди стали одеваться теплее.
3.Поиграйте с ребёнком в игру «Один – много» (употребление множественного числа существительных): лужа – лужи, зонт – зонты, сапог – сапоги, туча – тучи, дерево – деревья и т. д.
4. Поиграйте в игру «Чья, чей, чьи, чьё?» (употребление притяжательных местоимений):
Это чья шапка? – Моя
Это чьи перчатки? – Мои
Это чей шарф? – Мой.
Это чьё пальто? – Моё.
5. Поиграйте в игру «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений): моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, мои шарф... .
6. Поиграйте в игру «Большой – маленький» (образование уменьшительно - ласкательных суффиксов): туча – тучка, дождь – дождик, ветер – ветерок, шарф – шарфик и т. д.
7. Загадайте ребёнку загадки и выучите по выбору.
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду – от меня укрываются. (дождь)
Из – под крыши крыша под дождик вышла. (зонт)
Если дождик, мы не тужим – бойко шлёпаем по лужам.
Будет солнышко сиять – нам под вешалкой стоять. (сапоги)
Материал подготовила учитель – логопед:
Хлюстова Надежда Сергеевна
Предварительный просмотр:
“Зима”
1.Массаж лица.
Поглаживающие движения:
Смотрят дети из окна:
По дорожке ледяной
(от середины лба к верхней части ушей)
В гости к ним идёт зима
(от носа к средней части ушей)
В белой шубе ледяной.
(от середины подбородка к нижней части ушей)
2. Развитие мимических мышц.
Выразить своё состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студёную погоду.
3. Развитие речевого дыхания и голоса.
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: “В – в – в”.
(С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: “М – м – м”. (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: “М – м – м”. (Громко, низким голосом.) Стонут берёзы: “М – м – м”. (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: “Ш – ш – ш”. Стихает вьюга: “С – с – с”.
4. Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.
(лепят, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, сжимая ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем – совсем не сладкий.
(грозят пальчиком)
5. Развитие общей моторики.
Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(Движения по тексту)
Материал подготовила учитель – логопед:
Хлюстова Надежда Сергеевна
“Зима”
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
- Рассказать ребёнку о том, какое сейчас время года.
- Во время прогулки предложите ребёнку понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе и рассказать о них.
Помогите ребёнку запомнить приметы зимы:
- стало холодно, на улице мороз;
- земля покрыта снегом, а реки и озёра - льдом;
- дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады;
- ночи стоят длинные, а дни – короткие;
- дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки;
- люди надели тёплую зимнюю одежду.
3.Вспомнить знакомых ребёнку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище.
4. Поиграйте в игру «Кому что нужно?» (употребление винительного падежа существительных):
Лыжнику нужны лыжи;
хоккеисту - …;
фигуристу - ….;
саночнику - ….
5. Загадайте ребёнку загадки и выучите по выбору.
Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)
Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы. (Санки)
Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза – угольки, губы – сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)
Мчусь как пуля я в перёд, лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (Коньки)
Материал подготовила учитель – логопед:
Хлюстова Надежда Сергеевна
Предварительный просмотр:
“Весна”
1.Массаж лица.
Постукивающие движения:
Первые капели
В полдень зазвенели,
(от середины лба к верхней части ушей)
Стал мороз весною слаб,
(от носа к средней части ушей)
Снегу жарко: кап, кап, кап.
(от середины подбородка к нижней части ушей)
2. Развитие мимических мышц.
Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, но вы греетесь на солнышке.
Медведь в берлоге. Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
3. Развитие дыхания.
“Весенний ветерок”: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы “трубочкой”.
“Подуй на кораблики”: подуть на бумажные кораблики, плавающие в тазу.
4. Развитие мелкой моторики.
Весна - красна
Галдят грачи и там и тут,
(“Птица”)
Летают и по веткам скачут
(“Деревья”)
Весной сосульки вниз растут
(“Сосульки”)
И потому всё время плачут.
(Изобразить плач)
5. Развитие общей моторики.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату, (ходьба на месте)
Мы похлопаем в ладоши, (хлопки руками)
Очень рады солнышку.
Топ – топ, топ – топ – топ, (топаем ногами)
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп! (похлопали руками)
Материал подготовила учитель – логопед:
Хлюстова Надежда Сергеевна
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Игры на развитие речи старших дошкольников
У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы пользуемся в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный.
Для переноса как можно больше пассивных слов в активный словарь можно проводить с ребёнком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, антонимов, синонимов, игры на словообразование и словоизменение. Вот некоторые из них:
1. «Назови одним словом».
Пример: шкаф, диван, кресло, стол – это все вместе что?
Ложка, кастрюля, тарелка, сковорода - это все вместе кто?
2. «5 названий».
Пример: назови 5 названий фруктов - груша, яблоко, банан, апельсин, лимон, мандарин.
Так же с игрушками, посудой, овощами, одеждой, …
3. «Части целого».
Пример: у стула есть – ножки, спинка, сиденье. У чайника есть - носик, крышка, донышко, ручка.
Так же с другими словами.
4. «Какой, какая, какое?»
Пример: лимон какой? - жёлтый, кислый, большой, спелый, вымытый, овальный, …
Лиса какая? - хитрая, рыжая, большая, пушистая, …
Платье какое? - шёлковое, красное, короткое, детское, пышное, красивое, новое, …
5. «Слова - родственники».
Пример: снег - снежинка, снеговик, снегопад, снежный, …
Лес - лесной, лесник, лесничество, ...
Так же с другими словами.
6. «Скажи наоборот».
Пример: большой - маленький, белый - чёрный, весёлый - грустный, горячий - холодный, широкий - узкий, высокий - низкий, …
7. «Кто что делает?»
Пример: Повар что делает? - варит, готовит, …
Врач что делает? - лечит, слушает, …
8. «Кто как голос подаёт?»
Пример: кошка - мяукает, корова - мычит, свинья - хрюкает, лягушка - квакает, …
9. «Назови ласково».
Пример: Маша - Машенька, дом - домик, ёлка - ёлочка, …
10. «Один – много».
Пример: кукла - куклы (или одна кукла - много кукол), лимон - лимоны (или один лимон - много лимонов), окно - окна (или одно окно - много окон), книга - книги (или одна книга - много книг), …
11. «Чей? Чья? Чьё?»
Пример:
У лисы хвост чей? - лисий.
У зайца голова чья? - заячья.
У волка ухо чьё? - волчье.
12. «Из чего какой?»
Пример:
Сок из яблок какой? - яблочный.
Шапка из меха какая? - меховая.
Скамейка из дерева какая? - деревянная.
Ручка из пластмассы какая? - пластмассовая.
Стакан из стекла какой? - стеклянный.
Дверь из железа какая? - железная.
13. «Продолжи цепочку».
Пример:
Что может быть красным? - яблоко, платье, карандаш, помидор, ...
Что может летать? - самолёт, снежинка, пёрышко, ...
Что может быть тяжёлым? - гиря, машина, кирпич, …
Что может стоять? - стол, ведро, кресло, ...
Кто может быть добрым? - бабушка, Фея, мама, сестра, ...
14. «Посчитай - ка».
Пример: одно ухо, три уха, пять ушей; один стул, три стула, пять стульев, один стул, три стула, пять стульев; одна ручка, три ручки, пять ручек, …
15. «Угадай по описанию».
Пример: Это фрукт, жёлтого цвета, овальный, кислый. Что это? - Лимон.
Предложите ребёнку самому придумать подобную загадку про посуду, одежду, мебель, транспорт, используя для описания цвет, величину, форму, материал, из которого изготовлен предмет, для чего он предназначен и т.п.
16. «Кто где живёт?»
Пример: Лиса живёт в … (норе).
Медведь живёт в … (берлоге).
Лошадь живёт в … (конюшне).
Белка живёт в … (дупле).
17. «Детёныши животных».
Пример: У волка и волчицы - волчонок.
У медведя и медведицы - медвежонок.
У быка и коровы - телёнок.
У петуха и курицы - цыплёнок.
У кота и кошки - котёнок.
У коня и лошади - жеребёнок.
Материал подготовила:
учитель-логопед
Хлюстова Надежда Сергеевна
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для родителей
по использованию массажёра «Су – джок» в развитии мелкой моторики рук детей.
Массаж пальцев рук «Су – джоком».
При использовании массажного шарика, лучше каждое движение представить в форме сказки (песенки) и ваш малыш охотно и с удовольствием будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребёнок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.
Сказка «Маленький ёжик»
(по мотивам песенки «Маленький ёжик»)
Маленький ёжик,
(зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек.
(раскрыть ладошки)
Ёжик по лесу идёт
(катать шарик прямыми движениями)
На спине листок несёт.
(соединить ладошки)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он – «Фыр»,
(зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Всё – равно тебя я к норке донесу.
(катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу,
(зажать шарик сначала в одном кулачке)
Я боюсь одну лису – «фух».
(затем зажать шарик в другом кулачке)
Маленький ёжик,
(зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек.
(раскрыть ладошки)
Ёжик по лесу идёт
(катать шарик прямыми движениями)
На спине грибок несёт.
(ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он – «Фыр»,
(зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Всё – равно тебя я к норке донесу.
(катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу,
(зажать шарик сначала в одном кулачке)
Я боюсь одну лису – «фух».
(затем зажать шарик в другом кулачке)
Маленький ёжик,
(зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек.
(раскрыть ладошки)
Ёжик по лесу идёт
(катать шарик прямыми движениями)
На спине лису несёт.
(зажать шарик между ладошками)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он – «Фыр»,
(зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Всё – равно тебя я к норке донесу.
(катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу,
Победил саму лису!
(затем зажать шарик между ладошками)
Сказка «Ёжик на прогулке»
Цель: Воздействовать на биологически активные точки по системе Су – джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Оборудование: массажёр Су – джок.
Жил – да был ёжик в лесу, в своём домике – норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап – кап – кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку испрятать шарик под ней) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ёжику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много: как понесёт их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Сказка «Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда – сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Для того, чтобы массаж рук не был скучен и утомителен для ребёнка, вам предлагается схема массажа со стихами. Специально подобранные словесные игры помогут вам и вашим детям с наибольшим интересом проводить данную процедуру.
Массаж рук со стихами.
Начинать и заканчивать массаж необходимо с лёгкого поглаживания рук ребёнка.
- Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
- Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав:
Мышь полезла в первый раз (второй, третий,…),
Посмотреть который час.
Вдруг часы пробили «Бом!»
Мышь слетела кувырком…
(движение от запястья к ногтю)
- Пощипывание боковых краёв кистей рук.
- Разминаем подушечки пальцев (надавливание):
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот только ел,
Оттого и потолстел.
- Разминаем бугор под большим пальцем.
- Разминаем бугор под четырьмя пальцами на ладони.
- Ребром руки разминаем ладошку в различных направлениях.
- Разминаем ладонь кулаком:
Моя черепашка в коробке живёт,
Купается в ванне, по полу ползёт.
Её на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить.
- Разминаем запястье руки круговыми движениями, захватив его большим и указательным пальцами другой руки («кольцо»).
- Разгибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими:
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
(загибаем пальцы)
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
(потряхиваем, разгибаем и потягиваем пальцы)
- Разминаем руку от запястья до локтя.
- Сцепить пальцы «Домиком» и потереть ими друг об друга:
Сцепим пальцы мы в замок,
Чтоб чужой войти не мог.
Пустим только белочку,
Ёжика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
- Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
Подготовила учитель – логопед: Хлюстова Н.С.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как рассказывать сказки детям
Психологи отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б.Эльконин, Р.Е.Левина, А.П.Усова, Е.И.Тихеева и др.) К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи ребёнка пускают на самотёк. Ребёнок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти – шести лет.
СКАЗКА – это удивительный жанр устного народного творчества. В ней всё необычно и всё возможно. Через сказку ребёнок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как свершении мечтаний во имя любви и правды. Сказка – великая сила, но ребёнка нужно учить вдумчиво слушать и читать её.
ЗНАКОМСТВО С ВАРИАНТАМИ. Полезно знакомить ребёнка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идёт переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок.
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ. Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ РЕБЁНКУ
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ. Полнота восприятия зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесёте образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на мимику, интонацию, жест.
ПЕРЕСКАЗ И БЕСЕДА по книге позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснить своими словами содержание или мораль прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребёнка возможности почувствовать то, что он ещё не может осмыслить.
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.
Подготовила учитель-логопед: Хлюстова Н.С.
Предварительный просмотр:
Буквы из всего
Пальчики и глаза могут знакомиться
с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.
Дома:
Пусть ребёнок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счётных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из – под “киндер – сюрпризов”, горошин, пуговиц.
Во дворе:
- Рисуйте буквы палочкой на песке и снегу;
- Придумывайте вместе с ребёнком загадки про буквы (маленькая кругленькая, любит “охать”). Пусть ребёнок рисует отгадки на песке;
- Выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.
В лесу:
- Ищите буквы среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это [л], а если её вот так соединить – получится [о];
- Узнавайте “буквы” в ягодах и грибах (“Подосиновик похож на [т], а черника – на [о]”).
Подготовила учитель-логопед: Хлюстова Н.С.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Фонематический слух. Важно ли это?
Слух - это важнейшая особенность организма. Он присущ не только человеку, но и многим животным. Он помогает сохранить ориентацию в пространстве. Это так же важно для организма, как наличие рук или ног. Если слух отсутствует, человек получает инвалидность. Существует мнение, что ребёнок рождается с абсолютным слухом, но если это умение не поддерживать, его «абсолютность» исчезает. Что же останется? Как же не давать слуху снизиться? Об этом стоит поговорить.
Что такое абсолютный слух? Это максимальное развитие всех его сторон. Почему некоторые дети говорят сразу чисто, а другим приходится потеть на занятиях с логопедом? Почему у некоторых людей есть музыкальный слух, а другим «медведь на ухо наступил»? Почему количество людей с развитым музыкальным слухом довольно-таки небольшое, если сравнивать с количеством правильно говорящих людей? Всё зависит от того, какие звуки окружали ребёнка.
Слух ребёнка начинает развиваться во время беременности матери. Ещё находясь в утробе матери, малыш слышит её сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в десятки тысяч раз. Все эти звуки сливаются в один монотонный шум, среди которого ребёнок различает свой плач. Вот почему слух считается абсолютным. Ребёнок слышит всё, даже то, на что мы не обращаем внимания. Взрослые умеют сосредоточиваться на тех звуках, которые важны в данный момент, не обращая внимания на сопутствующие. У новорождённого слуховое внимание не развито. Этому предстоит научиться в ближайшее время. За разделение шума на звуки и отвечает фонематический слух. В первую очередь ребёнок научится выделять звуки, которые повторяются часто. Одним из первых достижений будет выделение маминого голоса, изучение его интонации. Часто его использование в общении с ребёнком его имени позволит ему запомнить это слово. Он ещё не будет знать, что его так зовут, но то, что этот набор звуков говорит о нём, поймёт точно. Вот так с первых минут жизни ребёнок развивает свои фонематические процессы.
Если в этот период ребёнок будет часто слышать музыку, она станет его неотъемлемой частью. Когда мама поёт колыбельную песню и в такт укачивает ребёнка, у него развивается чувство ритма. Когда малыш подрастает, можно потанцевать с ним на руках. Пусть учится двигаться в такт музыке. Если мама в своё время это сделала, она помогла своему ребёнку понять значение музыки, научила его слышать мелодию, выделять в ней сильные и слабые доли, весёлый и грустный характер. Это и есть что иное, как музыкальный слух. Если он развился в младенчестве (что, согласитесь, не так уж сложно), никуда он уже не денется, музыкальный слух останется на всю жизнь, даже если ребёнок не будет музыкантом.
Что же будет с ребёнком, если ничего не развивать? Например, слышащий ребёнок родился у глухонемых родителей. Речевые звуки слышит редко (на улице, в поликлинике), а значит не чувствует их важность, а потому не умеет их различать, а тем более пользоваться (до попадания в постоянную речевую среду такие дети не умеют разговаривать). Немного лучше положение у детей, которые растут в доме малютки. Они речь слышат, но в недостаточном количестве. Конечно же, о музыкальном слухе таких детей и говорить не приходится. Из-за недоразвитого фонематического слуха практически все дети отстают в речевом развитии, у них нарушена звукопроизносительная сторона.
Задумайтесь, почему совершенствовать знания иностранного языка лучше в той стране, где все говорят на нём? Нужно побывать в речевой среде изучаемого языка, чтобы уловить его характерные черты и научиться им подражать.
Если у ребёнка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, если не нарушена его иннервация, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха. Как ребёнок учится говорить? Глядя на артикуляцию взрослых, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения. Если ребёнок не может установить очерёдность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, но поменяв слоги местами, перепутав похожие звуки между собой. Так важно ли иметь развитый фонематический слух? Думаю, да. Надеюсь, что и у вас, уважаемые родители, другого ответа не будет.
Как же узнать о степени развития фонематических процессов вашего ребёнка? Предложите ему игры, описанные ниже. Их можно использовать как диагностические, так и развивающие. Не стоит забывать о возрасте. Если вашему малышу, и он не справляется с последним заданием, ничего страшного, а вот если ребёнку пора идти в школу, а он не осилил и половины, нужно срочно начинать занятия. И не обязательно с логопедом, здесь родители могут справиться самостоятельно. Главное – захотеть помочь своему ребёнку.
Итак, первый этап заключается в обучении различать неречевые звуки, то есть те, которые мы слышим, но не умеем произносить.
Что звучит?
В этой игре есть три этапа по сложности различения звуков:
- Барабан, колокольчик или погремушка?
- Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги?
- Запакованные в коробочку макароны, рис или манка?
Солнце – дождик.
Взрослый говорит ребёнку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый тихонько звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошёл дождь (при этом он сильно ударяет в бубен и просит ребёнка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Угадай, что нужно делать?
У ребёнка в руке флажок. Если взрослый ударяет сильно в бубен, ребёнок поднимает вверх флажок и машет им. Если ударяет тихо, руки лежат на коленях.
Угадай, на чём играю?
Взрослый знакомит ребёнка с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком. Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из них, просит ребёнка угадать, что звучало.
Слышим звон и знаем, где он.
Попросите ребёнка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Только после того как ребёнок легко и непринуждённо сможет различать неречевые звуки, можно переходить к более сложным упражнениям. Даём элементарное представление о звуке. Объясняем, что один и тот же звук может звучать по-разному.
А-А-А – покажи горло врачу
А-А-А – покачай куклу
А-А-А - тебе больно
О-О-О – стонет бабушка
О-О-О – потянулся папа
О-О-О - поёт певец
Сначала ребёнок сам учится воспроизводить звук, а потом за него это делает взрослый, а он отгадывает, что в данный момент происходит.
Кто так умеет.
На столе лежат игрушки: барабан, часы, молоток, поезд. Взрослый объясняет, что каждый их них умеет издавать определённый звук: барабан – бам – бам - бам, часы – тик – тик – тик, поезд – чух-чух-чух.
Потом просит ребёнка показать, на что похож звук «бам-бам-бам»?
Отгадай, кто говорит?
В гости пришли животные: кошка с котёнком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утёнком. Продемонстрируйте, кто как говорит (мама-более грубым голосом, ребёнок – тоненьким). А потом играем в прятки: все сидят тихо, и вдруг кто-то заговорил. Сначала пусть ребёнок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать.
Три медведя.
Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка произносят одну и туже фразу: «Кто ел мою кашу?» - разными голосами. Потом ребёнок, не видя героев, должен угадать, кто говорит в данный момент.
От звукоподражаний переходим к словам.
Горячий – холодный.
Эта игра очень напоминает игру «Съедобное – несъедобное». Нужно поймать мяч на услышанное слово «холодный» или оттолкнуть на слово «горячий».
Один – много
На столе лежат картинки с изображением предметов, обозначенных словами в форме единственного и множественного числа. Например, на одной картине изображена конфета, а на другой конфеты (чашка, чашки, мяч, мячи, окно, окна и т. д.). Спрашиваем: «Где чашка? Где окна?» Если ребёнок справится с этим заданием, значит, он выделил последний звук в слове. Это уже начало звукового анализа.
Для того чтобы ребёнку было легче ориентироваться в потоке звуков, нужно ему объяснить, как получается звук. В его образовании принимают участие губы, зубы, язык. Чтобы это увидеть, понадобится зеркало. Теперь можно попробовать выделить звук в потоке произносимых. Сначала пусть ребёнок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте её менее выразительной и, в конце концов, прикройте рот или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух. Начинать нужно с гласных, которые можно произнести протяжно:
Найди А среди букв: У, А, О, И, Р, С, Э, А, М, А
Найди Ш среди букв: А, О, Ш, С, У, Ш, О, Н, Ш
Если ребёнок справляется с заданием, можно предложить ему несколько слов для анализа с первым гласным звуком. Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придёт время и согласных.
Например: если услышишь звук А, хлопни в ладоши.
МИР, СТОЛ, АНЯ, СУП АСТРА, БОРЩ, АЛЛА
АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН
Как только ребёнок научился выделять первый звук в словах, можно в виде закрепления выполнить графический диктант, смысл которого состоит в том, чтобы раскрасить клеточку в правильный цвет. Название цвета будет зависеть от первого звука произнесённого слова, например, «ракета». Понадобится лист, расчерченный на квадратики 8 на 9, карандаши синего и зелёного цветов. Если слово начинается на Б, БЬ, значит, цвет клеточки белый, т.е. закрашивать её не нужно, просто пропускаем.
- Саранча, сок, собака, стол, бегать, снег, стул, самокат, сад;
- Смелый, сильный, строгий, батон, бизон, бор, слово, свежий, сложный;
- Столб, сезон, свет, белка, жизнь, бак, слёзы, Саша, сутки;
- Сумка, соль, сазан, бомба, буря, баня, слон, самолёт, сова;
- Самосвал, Сеня, стадо, бабушка, живот, бок, слепой, солёный, сладкий;
- Салют, баран, сапоги, буква, билет, солнце, блестит, слива;
- Слив, бодаться, будет, Боря, боль, балет, бал, баритон, смеяться;
- Бочка, банка, ступа, слёзы, сверло, сметана, батарея, борщ.
После таких упражнений самое время поработать над слуховой памятью. Что это такое? Это способность упорядочивать услышанные звуки, составляя из них слова. Мы используем этот вид памяти каждый день и не только в момент обращения, но и при написании слов. Например, вы хотите написать слово «ёжик». Практически любой взрослый человек может его написать без ошибок, при этом даже с закрытыми глазами и думая о совершенно другом. Почему-то все взрослые быстро забывают, как это же слово они в первом классе писали 10 минут! Ребёнок в уме разложил это слово на звуки: (ЙЬ ожык). Вспомнил, что Й и О объединяются в букву «Ё», что после «Ж» никогда не пишется буква «Ы». И в момент такой серьёзной работы мозга ребёнок старается выводить буквы в своей тетради. Вот сколько сил мы затрачиваем для того, чтобы написать такое короткое, и, казалось бы, лёгкое слово. Но ребёнку было бы ещё тяжелее, если бы он был не в состоянии сделать самый первый шаг – разложение слова на звуки. Здесь можно услышать не только наличие звука в слове, но и порядок звуков в слове. К сожалению, многие дети, приходят в школу, не умея этого делать. И если ребёнок начнёт писать слова, не умея делать звуковой анализ, ему грозит дисграфия. А её преодолеть намного тяжелее, чем развивать фонематические процессы. Итак, приводим первое упражнение на концентрацию слухового внимания и развитие слуховой памяти.
Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак-бак-так
Ток-тук-так
Бык-бак-бок
Дам-дом-дым
Молоток-каток-поток
Батон-бутон-бетон
Будка-дудка-утка
Клетка-плётка-плёнка
Или предложите ребёнку послушать четыре слова и выбрать из них то, которое отличается от остальных:
Канава-канава-какао-канава
Ком-ком-кот-ком
Билет-балет-билет-билет
Дудка-будка-дудка-дудка
Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.
Футбол.
Представьте, что вы пришли на стадион. Ребёнок – болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова: по-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско-рей, спе-шу, у-ра.
Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов), учим сравнивать слова по слоговому составу.
Следующим заданием на пути к умению подбирать рифму будет игра «Третий лишний»
Третий лишний.
Из трёх слов названных взрослым, ребёнок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.
Мак-бак- банан
Сом-индюк-ком
Лимон- вагон-кот
Так – рак-веник
После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.
Два брюшка и четыре ушка
Все зовут её…(подушка).
Никуда не спешит,
Никогда не бежит,
Под панцирем без страха
Гуляет…(черепаха).
Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Возможно, многое из изложенного здесь вы знаете, уже использовали в игре со своим ребёнком, даже не подозревая, что в ходе этой игры занимаетесь его развитием. Наверняка вы играли в «Города», где нужно придумывать названия городов на последнюю букву названия предыдущего города, или «Слова», в ходе которой можно называть по тому же принципу любые слова, кроме собственных имён. Эти игры очень известны, потому что скрашивают досуг людей любого возраста. Но если разобраться, это очень сложная обучающая игра. Ведь в ходе этой игры ребёнок учится выделять первый и последний звук в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.
Все игры, изложенные выше, очень просты и доступны даже самым маленьким детям, но по своей значимости не уступают обучению чтению и письму. Начните с простого, чтобы потом не было проблем с обучением сложному.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Скоро в школу
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к школе. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
• Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.
• Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
• Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
• Не старайтесь быть для ребенка учителем.
• Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
• Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
• Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
• Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.
• Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
• Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
• Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
• Школа – это шаг в будущее.
Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития при школах, гимназиях, домах культуры и образовательных центрах. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш учится в школе, не сможет. Ему придется срочно «психологически дозревать» уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам и нервным срывам и у него, и у его родителей, скажется на развитии личности ребенка в целом.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок:
•Заниматься одним делом (не только интересным) в течение 20-30 минут;
•Понимать и выполнять простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека, робота, принцессу и т.д.);
•Действовать точно по образцу
•Действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок - квадрат – кружок – квадрат», а потом – без подсказки, но с той же скоростью);
•Хорошо ориентировался в пространстве и на листе бумаги, не путать «над», «под», «вверх», «вниз», «направо», «налево» (например, рисовать узор по клеточкам, следуя инструкции взрослого»);
•Запоминать короткие стишки (чем больше, тем лучше);
•Ориентироваться в понятиях «больше – меньше», «раньше – позже», «сначала – потом», «одинаковое – разное».
Важно также проверить, не стесняется, ли ваш ребенок посторонних (как взрослых, так и детей), способен ли контактировать с ними (по собственной или их инициативе), в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за соблюдением их другими участниками. И если ребенок все это умеет, да еще знает буквы и свободно считает в пределах десятка, многие трудности его минуют.
Подготовила учитель-логопед:
Хлюстова Н.С.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Речевое развитие
трёхлетних детей.
У большинства детей в возрасте трёх лет (а у некоторых и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга. Прежде чем вы выясните, каким количеством слов и фраз владеет ваш малыш, попробуйте понять, с какой целью он применяет речевой навык.
Обычно мы используем слова для передачи людям, какой – либо информации или для того, чтобы о чём – то спросить, от чего – то отказаться, предпринять какие – то практические действия, в том числе социальные. Если ваш ребёнок пока не может применять разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, то, поверьте, никакой, даже достаточно большой, словарный запас не принесёт ему ощутимой пользы. И наоборот, если родители убедят своего малыша в том, что он получит удовольствие от общения с окружающими, сумеет научить ребёнка употреблять уже знакомые слова в разнообразных жизненных ситуациях, то он, несомненно, станет более смело пользоваться своим словарным запасом и постепенно начнёт правильно произносить звуки речи.
Возраст от рождения до трёх лет является наиболее важным периодом в жизни ребёнка. В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. От того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребёнка, к его воспитанию, проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.
Словарный запас трёхлетнего ребёнка в 3 – 4 раза больше словарного запаса в более раннем возрасте. Теперь ваш малыш, вероятно, знает названия многих окружающих предметов. Он знаком с различными видами посуды, одежды, обуви, животных и др. Продолжайте знакомить малыша с частями тела. Существует множество весёлых способов. Можно придумать забавные песенки о руках, ногах и т.д. Пусть ребёнок показывает части тела на себе, на вас и на кукле.
Учите ребёнка узнавать на рисунках животных и предметы. Пробуйте использовать для этого не только свои рисунки или детские книжки, но и вырезанные из журналов картинки, на которых изображены животные и разные предметы. Вместе с малышом наклеивайте картинки в тетрадь или альбом, постепенно включая другие картинки, менее знакомые вашему ребёнку. Так вы поможете ему лучше запомнить названия предметов и тем самым увеличить словарный запас.
Используйте детские стишки, потешки и песенки, начало которых можно произносить или петь громче, чем конец. Можно спросить у ребёнка, как вы будете петь, или наигрывать музыку – тихо или громко. Затем поинтересуйтесь у малыша, как вы играли, или пели – громко или тихо. Так вы попробуете привлечь его слуховое внимание, придадите уверенности в самом себе – ведь у такого малыша спросили его мнения.
В повседневной жизни бывают моменты, когда малыш может посидеть спокойно в течение какого – то непродолжительного отрезка времени. Начните чтение сказки или стихов, в которых есть повторения звуков или рифма. Пусть малыш листает и рассматривает страницы. Закончив чтение сказки, задайте ребёнку вопросы о героях и событиях. Пусть малыш говорит то, что он думает, независимо от того, ошибается он или нет. Читайте выразительно, используя модуляции голоса и интонации. Так вы сможете передать ребёнку свои чувства и тон сказки. Обязательно пользуйтесь жестами для того, чтобы поддержать интерес ребёнка к прочитанному.
Играя с малышом, используйте несколько звучащих игрушек: дудочку, бубен, колокольчик, погремушку и т.д. Предложите ему послушать и запомнить звучание игрушек. Затем пусть ваш малыш только на слух попробует определить, что звучит.
Во время слушания попросите ребёнка отвернуться в сторону так, чтобы он не видел звучащую игрушку. Название каждого звучащего предмета чётко проговорите. Затем можно разнообразить игру. Покажите ребёнку хорошо знакомые в повседневной жизни предметы: ножницы, карандаш, чашку с водой, пустую чашку. Объясните, что сначала нужно послушать то, что вы будете сейчас делать, а потом рассказать о ваших действиях. Пусть малыш вновь, как и в игре со звучащими игрушками, повернётся спиной к предметам. Переливайте воду из одной чашки в другую, режьте бумагу ножницами, рвите её, мните, постучите ножницами о чашку, проведите несколько раз карандашом по бумаге, постучите ложкой о чашку с водой и без неё. После окончания каждого вашего действия помогите малышу рассказать о том, что он услышал только что. Если же ребёнку такая игра даётся с трудом, тогда пусть он сначала увидит своими глазами все ваши действия с предметами.
Понаблюдайте за тем, как играет ваш малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит её на прогулку, укладывает спать. Следующий этап игры – исполнение «ролей»: «Я – мама», «Я – доктор». А вы, мама и папа, подберите для игры этих ролей всё необходимое (можно сшить малышу «врачебный» халат, купить чемоданчик с принадлежностями юного Айболита).
Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, вы сумеете со знанием дела преподать её малышу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовая информация для родителей: "Психолог в детском саду"
Информация для родителей...
Стендовая информация для родителей
Информация для родителей...
Стендовая информация для родителей
В этом материале помещена стендовая наглядная информация для родителей по театрализованной деятельности....
Стендовая информация для родителей "Стили воспитания"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445196","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 200px;"}}]]Современные родители – очень занятые люди, не ...
Стендовая информация для родителей дошкольников
Учим усидчивостиЧто делать если ребенок не разговаривает...
Полноценный сон (стендовая информация для родителей)
Стендовая информация для родитеей о значении здороаого сна для детей дошкольного возраста. Какие есть требования, которые необходимо выполнять, чтобы ребенок получал полноценный сон. Для п...
стендовая информация для родителей
Эта информация поможет родителям выбрать првильную обувь для детей с целью профилактики плоскостопия...