Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
методическая разработка по логопедии на тему
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи
у детей дошкольного возраста с ОНР.
Своевременное овладение грамматическим строем языка имеет важное значение как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.
Грамматика – наука о языке, изучающая: части речи, форму слова, соединение слов в словосочетания и предложения.
Разделы грамматики: морфология (словоизменение, словообразование) и синтаксис.
Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться.
Нарушение грамматического строя у детей с ОНР - типичное проявление.
Аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной.
Отмечается:
- структурный аграмматизм (проявляется в недостаточном количестве слов в предложении или нарушении их линейного порядка.);
- морфемный аграмматизм (нарушение сочетаемости слов по законам грамматики: согласования, управления);
- трудности в овладении морфологической структурой слова.
Дети с нарушениями речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка как постоянный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми. Характерной особенностью речи является сосуществование правильных и неправильных предложений. Хаотичное и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно.
Процентное соотношение уровней сформированности морфологической стороны речи у детей с ОНР и нормой.
Направления: коррекционная работа направлена на то, чтобы:
сформировать у ребенка умения и навыки
- самостоятельно подбирать нужные грамматические формы слов;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- самостоятельно строить предложения из данных слов;
- правильно использовать словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи.
Задачи:
Коррекция нарушений лексико-грамматических категорий
Обогащение речи ребенка грамматическими средствами. Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог)
и речевого общения (эмоциональное, познавательное, личностное).
Развитие у ребенка поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности.
Виды коррекционной работы:
- Логопедические фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
- Индивидуальные логопедические занятия по формированию правильного звукопроизношения.
- Познавательно-речевые занятия.
- Дидактические развивающие игры.
Практический аспект занятий состоит:
- в предупреждении,
- выявлении,
- устранении речевых нарушений.
- Обследование проводится в форме индивидуальной беседы с ребенком.
Примеры обследования грамматических категорий:
- Формирование структуры предложения.
- Формирование морфологической стороны речи.
- Формирование способов словообразования.
Дидактические игры:
«Три линейки».
Цель: определение родовой принадлежности существительных.
«У кого какая мама».
Цель: образование существительных при помощи суффиксов (-иц, -их, -ок).
«Назови машину одним словом».
Цель: образование сложных слов.
«Про Мишутку».
Цель: образование глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.
Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.
Требования к коррекционной работе:
- Систематическое проведение занятий.
- Размещение упражнений в порядке возрастающей сложности.
- Подчиненность заданной выбранной теме.
Обязательное условие - наблюдение за определенной языковой категорией.
- Вариативность упражнений.
- Развитие и воспитание внимания.
Словообразование прилагательных:
1. Образование относительных прилагательных: березовый, еловая
2. Образование качественных прилагательных: хитрый, правдивый.
3. Образование притяжательных прилагательных: кошачья, медвежий.
Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике.
Требование к подбору речевого материала.
Полезно хоровое проговаривание.
Прежде чем приступить к коррекции аграмматизмов, необходимо сформировать у ребенка понятия СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Работу над предложением можно проводить с постановкой таких целей:
- сопоставление слова и предложения как речевых единиц;
- наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоски бумаги);
- определение первого, последнего слова в предложении;
- определение количества слов в предложении;
- определение главного слова в предложении;
- учить определять границы предложения в небольшом тексте.
Условия для успешного овладения грамматическими нормами языка в дошкольном детстве.
- Правильная языковая среда.
- Отсутствие двуязычия в период становления у ребенка речи.
- Четкий, грамматически правильный образец речи для подражания.
- Положительные эмоции во время занятий и общения с детьми.
- Развитие внимания к родному слову в игровой форме.
Литература
1. Лалаеева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
2. Быстрова Г.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. - СПб., КАРО, 2000.
3. Забродина Л.В., Ренизрук Е.С. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва: Астрель, 2005г.
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)
Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В дошкольном учреждении о...
Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...
Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Грамматический строй в процессе становления речи , если у ребенка нет соответственного диагноза, усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Пр...