Правила дорожного движения. Виды транспорта.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Татьяна Сергеевна

Данные конспекты направлены на формирование знаний детей об особенностях и правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения; о различных видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие № 1.

Тема: «Мы знакомимся с улицей».

Программное содержание:

  • Формировать знания детей об особенностях и правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения.
  • Формировать знания детей о значении некоторых дорожных знаков («Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Двустороннее движение», «Въезд запрещен»).
  • Развивать и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
  • Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Методические приемы:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Игровые.
  • Практические.

Демонстрационный материал:

  • картина «Улица города»;
  • фотоиллюстрации с изображением городских улиц, иллюстрации с изображением людей, транспорта;
  •  дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Двустороннее движение», «Въезд запрещен».

Предварительная работа:

        Наблюдение за улицей, прилегающей к детскому саду.

Словарная работа:

        Пешеход, пассажир, тротуар, проезжая часть, шоссе, переход «зебра».

Части

занятия

Содержание

занятия

Методические

приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

 Вводная часть.

Загадывание загадки.

Художественное слово.

Загадывает загадку про улицу.

Предполагаемые ответы:

- улица

2.

Основная часть.

Рассматривание картины «Улица города».

Вопросы, направленные на закрепление знаний детей, полученных при рассматривании картины.

Объяснение значения некоторых дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Двустороннее движение», «Въезд запрещен».

Заучивание считалочки.

Проведение дидактической игры.

Рассматривание.

Вопрос.

Беседа.

Объяснение и показ.

Художественное слово.

Художественное слово.

Дидактическая игра.

Выполнение задания.

Физкультминут

ка.

Вопрос.

Беседа.

Рассказывает детям о картине.

Задает вопросы:

- Как называют людей, которые едут в транспорте?

- Как называют людей, которые идут пешком?

- Как называется часть улицы, по которой едут машины?

- Для чего предназначена проезжая часть?

- Как называется часть улицы, по которой идут пешеходы?

- Для чего предназначен тротуар?

- Где можно переходить улицу?

- Как называется наземный пешеходный переход?

- Каким правилам подчиняется движение машин и пешеходов?

- Что может произойти, если нарушить эти правила?

Показывает дорожный знак и читает к нему соответствующее стихотворение.

Читает считалочку.

Раскладывает на столах в разных местах группой комнаты картинки с изображением города, людей, транспорта.

Дает задание каждой группе детей, отобрать определенные картинки.

Задает вопросы первой группе детей:

- Почему вы выбрали именно эти картинки?

- Люди, каких профессий изображены на этих картинках?

Задает вопросы второй группе детей:

- Почему вы выбрали именно эти картинки?

- Какой транспорт изображен на этих картинках?

Задает вопросы третьей группе детей:

- Почему вы выбрали именно эти картинки?

- Какой труд людей изображен на картинках?

Задает вопросы четвертой группе детей:

- Почему вы выбрали именно эти картинки?

- Какие здания города изображены на картинках?

Слушают.

Предполагаемые ответы:

- Пассажиры.

- Пешеходы.

- Проезжая часть или шоссе.

- По ней едут машины, автобусы, троллейбусы.

- Тротуар.

- По нему идут люди (пешеходы).

- По наземному пешеходному переходу.

- По подземному пешеходному переходу.

- По надземному пешеходному переходу.

- «Зебра».

- Правилам дорожного движения.

- Можно попасть под машину.

Слушают.

Повторяют считалочку несколько раз.

С помощью считалочки дети делятся на четыре группы – по 2 человека.

По сигналу дети – «путешественники» идут по комнате и отбирают нужные им картинки. Возвратившись на свои места, «путешественники» ставят картинки на подставку  (каждая группа отдельно от другой).

Предполагаемые ответы:

- Мы выбрали эти картинки, потому что на них изображены люди.

- Летчик, повар, продавец, учитель, милиционер, капитан.

Предполагаемые ответы:

- Мы выбрали эти картинки, потому что на них изображен транспорт.

- Машина, автобус, трамвай, троллейбус, лодка, пароход, самолет, вертолет.

Предполагаемые ответы:

- Мы выбрали эти картинки, потому что на них изображено, как трудятся люди.

- Девочка поливает цветы.

- Мальчик помогает папе чинить стул.

- Мама моет посуду.

- Дворник подметает улицу.

- Дети лепят снеговиков.

Предполагаемые ответы:

- Мы выбрали именно эти картинки, потому что на них изображены дома.

- Магазины, школа, театр, цирк, столовая, аптека.

3.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вывод.

Анализ.

Вопросы на закрепление пройденного материала.

Индивидуальная работа.

Задает вопросы:

- Что нового мы сегодня узнали?

- Что вам понравилось в сегодняшнем занятии?

Предполагаемые ответы:

- Мы узнали, как называют людей, которые едут в транспорте.

- Мы узнали, как называют людей, которые идут пешком.

- Мы узнали, на какие части делится улица.

- Мы узнали, где можно переходить дорогу.

- Мы узнали, что такое дорожные знаки и как они называются.

- Дорожные знаки.

- Игра «Наш город».

Занятие № 2.

Тема: «Светофор – наш верный помощник».

Программное содержание:

  • Формировать знания детей о правилах перехода проезжей части улицы по подземного переходу, по переходу «зебре», по сигналу светофора; о правилах для пешеходов.
  • Формировать знания детей о значении некоторых дорожных знаков («Пункт питания», «Пункт первой медицинской помощи», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Автозаправочная станция»).
  • Развивать и активизировать словарь детей.
  •  Воспитывать чуткость, внимание, отзывчивость.        

Методические приемы:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Игровые.
  • Практические.

Демонстрационный материал:

  • картины «Красный свет светофора», «Желтый свет светофора»,

«Зеленый свет светофора»;

  • модель светофора;
  • «светофор» (Два картонных круга. Первый с одной стороны зеленый, а с другой – желтый, второй – красный и желтый.);
  • дорожные знаки «Пункт питания», «Пункт первой медицинской помощи», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Автозаправочная станция».

Предварительная работа:

        Рассматривание иллюстраций по теме: «Светофор».

Словарная работа:

        Островок безопасности, транспортный поток.

Части

Занятия

Содержание

занятия

Методические

приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Вводная часть.

Загадывание загадки.

Художественное слово.

Загадывает загадку про светофор.

Предполагаемые ответы детей (светофор).

2.

Основная часть.

Чтение стихотворения.

Вопросы по прочитанному стихотворению.

Правила для пешеходов.

Подвижная игра «Лучший пешеход».

Объяснение значения некоторых дорожных знаков: «Пункт питания», «Пункт первой медицинской помощи», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Автозаправочная станция».

Художественное слово.

Вопрос.

Беседа.

Вопрос.

Беседа.

Объяснение.

Физкультминутка.

Объяснение.

Показ.

Объяснение и показ.

Художественное слово.

Читает стихотворение про светофор.

Задает вопросы:

- Как называется прибор, регулирующий движение на улице?

- На какой сигнал разрешается переходить улицу?

- Что обозначает желтый сигнал светофора?

- Что происходит на красный сигнал светофора?

Задает вопросы:

- Какие вы знаете правила для пешеходов?

Объясняет дополнительные правила для пешеходов.

Показывает зеленый сигнал светофора.

Показывает желтый сигнал светофора.

Показывает зеленый сигнал светофора.

Показывает дорожный знак и читает к нему соответствующее стихотворение.

Слушают.

Предполагаемые ответы:

- Светофор.

- На зеленый.

- Стой, не двигайся и жди.

- Едут машины.

Предполагаемые ответы:

- По улице надо идти спокойным шагом.

- Идти только по тротуару, по правой его стороне.

- Улицу надо переходить только при зеленом сигнале светофора.

- Улицу нужно переходить только по переходам.

- Нельзя играть, кататься на санках, самокатах и коньках на дороге.

Слушают.

Маршируют на месте.

Хлопают в ладоши.

Замирают.

Кто перепутал сигналы, выбывает из игры. Победитель получает звание «Лучший пешеход».

Слушают.

3.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вывод.

Анализ.

Вопросы на закрепление пройденного материала.

Индивидуальная работа.

Задает вопросы:

- Что нового мы сегодня узнали?

- Что вам понравилось в сегодняшнем занятии?

Предполагаемые ответы:

- Мы узнали о сигналах светофора.

- Мы узнали о правилах для пешеходов.

- Мы узнали новые дорожные знаки.

- Игра «Лучший пешеход».

Занятие № 3.

Тема: «Перекресток».

Программное содержание:

  • Формировать знания детей о понятии «перекресток».
  • Формировать знания детей о значении некоторых дорожных знаков («Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение»).
  • Развивать и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

Методические приемы:

  • Словесные, наглядные, игровые, практические.

Демонстрационный материал:

  • рассказ А. Дорохова «Перекресток» из книги «Зеленый…Желтый…Красный!»;
  • макет перекрестка;
  • дорожные знаки «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».

Словарная работа:

        Перекресток, нерегулируемый перекресток, провожатые.

Части

Занятия

Содержание

занятия

Методические

приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Вводная часть.

Формулировка темы занятия.

Постановка задачи.

Формулирует тему занятия.

Слушают.

2.

Основная часть.

Чтение отрывка из книги.

Вопросы по прочитанному произведению.

Объяснение понятия «перекресток».

Подвижная игра «Море волнуется…».

Объяснение значения некоторых дорожных знаков: «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».

Художественное слово.

Чтение произведения.

Вопрос.

Беседа.

Объяснение и показ.

Индивидуальная работа.

Физкультминутка.

Объяснение и показ.

Художественное слово.

Читает рассказ А. Дорохова «Перекресток».

Задает вопросы:

- Что такое перекресток?

- Сколько сторон у перекрестка?

- По какой части улицы ходят люди?

- По какой части улицы движутся машины?

- Что может произойти, если люди не будут соблюдать правила дорожного движения?

- Как называют дежурных школьников или школьниц, которые помогают перейти дорогу малышам?

С помощью макета показывает примерное движение машин и пешеходов на перекрестке.

Проводит индивидуальную работу.

Напоминает правила игры.

Показывает дорожный знак и читает соответствующее к нему стихотворение.

Слушают.

Предполагаемые ответы:

- Пересечение нескольких улиц.

- Четыре стороны.

- По тротуару.

- По проезжей части или шоссе.

- Они могут попасть под машину.

- Провожатые.

Пробуют себя в роли пешехода или автомобилиста на представленном макете.

Выполняют действия, соответствующие правилам игры («превращаются» в интересную фигуру).

Слушают.

3.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вывод.

Анализ.

Вопросы на закрепление пройденного материала.

Индивидуальная работа.

Задает вопросы:

- Что нового мы сегодня узнали?

- Что вам понравилось в сегодняшнем занятии?

Предполагаемые ответы:

- Мы узнали, что такое перекресток.

- Мы узнали, сколько сторон у перекрестка.

- Мы узнали новые дорожные знаки.

- Играть на макете.

- Игра «Море волнуется…»

Занятие  № 4.

Тема: «Работа «милиционера – регулировщика».

Программное содержание:

  • Формировать знания детей о понятии «милиционер – регулировщик», о значении его жестов.
  • Формировать знания детей о значении некоторых дорожных знаков («Место стоянки», «Подача звукового сигнала запрещена», «Обгон запрещен», «Тупик», «Опасный поворот»).
  • Развивать и активизировать словарь детей.
  • Развивать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.
  • Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Методические приемы:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Игровые.
  • Практические.

Демонстрационный материал:

  • иллюстрации, показывающие работу «милиционера – регулировщика»;
  • дорожные знаки «Место стоянки», «Подача звукового сигнала запрещена», «Обгон запрещен», «Тупик», «Опасный поворот»;
  • переносной дорожный знак «Пешеходный переход»;
  • «зебра».

Раздаточный материал:

  • жезл, свисток, фуражка милиционера;
  • «светофор» (три картонных круга, окрашенные в цвета светофора);
  • нагрудные транспортные средства;

Словарная работа:

        Регулировщик, жезл, наземный транспорт.

Части

Занятия

Содержание

занятия

Методические

приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Вводная часть

Появление «милиционера – регулировщика».

Сюрпризный момент.

Вносит в группу рисунок – милиционера – регулировщика.

Знакомит детей с ним.

Знакомятся с милиционером – регулировщиком. Рассказывают, что они знают о его деятельности.

2.

Основная часть

Рассказ о работе «милиционера – регулировщика».

Вопросы, направленные на закрепление знаний детей, полученных при прослушивании рассказа.

Подвижная игра «Регулировщик».

Объяснение значения некоторых дорожных знаков: «Место стоянки», «Подача звукового сигнала запрещена», «Обгон запрещен», «Тупик», «Опасный поворот».

Художественное слово.

Показ.

Беседа.

Вопрос.

Физкультминутка.

Объяснение и показ.

Художественное слово.

Рассказывает о работе «милиционера – регулировщика», о знаках регулирования.

Задает вопросы:

- Как называется палочка, с помощью которой милиционер регулирует движение?

- Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика «жезл вниз»?

- Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика «жезл поднят прямо вверх»?

- Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика «жезл прижат к груди»?

- Если светофор работает и стоит милиционер – регулировщик, то чьим указаниям подчиняются пешеходы?

Объясняет правила игры.

Показывает дорожный знак и читает соответствующее к нему стихотворение.

Слушают.

Предполагаемые ответы:

- Жезл.

- Красному сигналу светофора.

- Желтому сигналу светофора.

- Зеленому сигналу светофора.

- Указаниям милиционера – регулировщика.

Один ребенок становится милиционером – регулировщиком. Остальные подчиняются его указаниям. В роли регулировщика участвуют все желающие, по очереди.

Слушают.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вывод.

Анализ.

Вопросы на закрепление пройденного материала.

Индивидуальная работа.

Задает вопросы:

- Что нового мы сегодня узнали?

- Что вам понравилось в сегодняшнем занятии?

Предполагаемые ответы:

- Мы узнали о работе милиционера – регулировщика, о знаках регулирования.

- Мы узнали новые дорожные знаки.

- Игра «регулировщик».

Занятие № 5.

Тема: «Наземный транспорт».

Программное содержание:

  • Формировать знания детей о различных видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте.
  • Развивать и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Методические приемы:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Игровые.
  • Практические.

Демонстрационный материал:

  • иллюстрации с изображением различных видов наземного транспорта;
  • иллюстрации с изображением некоторых видов водного и воздушного транспорта;
  • детская энциклопедия техники;
  • игрушки (виды транспорта);
  • игрушечный руль.

Предварительная работа:

        Наблюдение за наземным транспортом на улице, прилегающей к детскому саду.

Словарная работа:

        Кабина, салон, кузов; вагон, купе; шофер, водитель, автомобилист; машинист.

Части

Занятия

Содержание

занятия

Методические

приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Вводная часть.

Загадывание загадок о транспорте.

Художественное слово.

Загадывает загадки о транспорте.

Предполагаемые ответы:

- Автобус.

- Троллейбус.

- Поезд.

- Самолет.

- Подъемный кран.

2.

Основная часть.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов транспорта.

Вопросы, направленные на закрепление знаний детей, полученных при рассматривании.

Проведение дидактической игры: «Определи вид транспорта».

Правила поведения в общественном транспорте.

Проблемные ситуации.

Рассматривание.

Вопрос.

Беседа.

Дидактическая игра.

Самостоятельная деятельность детей.

Выполнение задания.

Физкультминутка.

Объяснение правил.

Анализ.

Беседа.

Рассказывает о различных видах транспорта.

Задает вопросы:

- Назовите транспорт, относящийся к наземному?

- Назовите транспорт, относящийся к подземному?

- Назовите транспорт, относящийся к водному?

- Назовите транспорт, относящийся к воздушному?

- Какой транспорт относится к специальному?

- Как называется светящаяся лампочка на крыше специального транспорта?

- Почему специальному транспорту разрешено проезжать на зеленый сигнал светофора?

Наблюдает за деятельностью детей.

Дает задание каждой группе детей.

Рассказывает о правилах поведения в автобусе.

Предлагает детям проанализировать ситуации, кто из двоих-троих пассажиров должен уступить место другому.

Слушают.

Предполагаемые ответы:

- Автомобили, мотоциклы, велосипеды, трамваи, троллейбусы, автобусы.

- Метро.

- Пароходы, катера, яхты, лодки.

- Самолеты, вертолеты, воздушный шар.

- Машина скорой помощи, пожарная машина, милицейская машина.

- Сирена.

- Потому что они спешат на помощь.

С помощью считалочки делятся на четыре группы.

Находят среди иллюстраций или игрушек заданный вид транспорта. Рассказывают, почему они выбрали данную игрушку или иллюстрацию.

Слушают. Дополняют рассказ воспитателя.

Предполагаемые ответы:

- Нужно уступить место слабому человеку, уставшему.

- Нужно уступить место пожилому человеку.

3.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вывод.

Анализ.

Индивидуальная работа.

Задает вопросы:

- Что нового мы сегодня узнали?

- Что вам понравилось в сегодняшнем занятии?

Предположительные ответы:

- Мы узнали, какие бывают виды транспорта?

- Мы узнали, что такое специальный транспорт.

- Мы узнали о правилах поведения в автобусе.

- Разгадывать загадки.

Занятие № 6.

Тема: «Водный транспорт».

Программное содержание:

  • Формировать знания детей о водном виде транспорта, о людях «водных» профессий.
  • Развивать и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Методические приемы:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Игровые.
  • Практические.

Материал:

  • иллюстрации с изображением различных видов водного транспорта;
  • детская энциклопедия техники;
  • штурвал – руль корабля, модульный конструктор.

Предварительная работа:

        Рассматривание детской энциклопедии техники.

Словарная работа:

        Ледокол, капитан, матрос, юнга, штурвал.

Части

Занятия

Содержание

занятия

Методические

приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Вводная часть.

Подготовка к путешествию.

Постановка задачи.

Предлагает отправиться в плавание.

С радостью соглашаются.

2.

Основная часть.

История развития водного транспорта.

Вопросы, направленные на закрепление знаний, полученных при рассматривании и прослушивании.

Сюжетно-ролевая игра «Юные мореплаватели».

Путешествие по волнам.

Рассматривание.

Вопрос.

Беседа.

Сюжетно-ролевая игра.

Физкультминутка.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассказывает об истории водного транспорта.

Задает вопросы:

- Как называется первый древний корабль?

- Что такое ладья?

- Что изобрели люди, поставив на корабль паровую машину?

- Как называется корабль, который плавает во льдах?

- Какие еще бывают корабли?

- Люди, каких профессий работают на водном транспорте?

Помогает детям в распределении ролей. Следит за ходом игры.

Рассматривают иллюстрации и слушают рассказ.

Предполагаемые ответы:

- Челн.

- Маленький парусный кораблик.

- Пароход.

- Ледокол.

- Корабли-пожарные.

- Корабли-аэродромы.

- Кораблестроители, инженеры-конструкторы.

- Капитан, матрос, юнга.

Строят корабль из модульного конструктора, распределяют роли.

Играют.

3.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вывод.

Анализ.

Индивидуальная работа.

Задает вопросы:

- Что нового мы сегодня узнали?

- Что вам понравилось в сегодняшнем занятии?

Предполагаемые ответы:

- Мы узнали том, как появились корабли.

- Мы узнали о людях, которые работают на кораблях.

- Рассматривать энциклопедию.

- Игра «Юные мореплаватели».

Занятие № 7.

Тема: «Воздушный транспорт».

Программное содержание:

  • Формировать знания детей о воздушном виде транспорта, о людях «воздушных» профессий.
  • Развивать и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Методические приемы:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Игровые.
  • Практические.

Материал:

  • иллюстрации с изображением различных видов воздушного транспорта;
  • игрушки (виды воздушного транспорта);
  • детская энциклопедия техники;
  • модульный конструктор.

Предварительная работа:

        Рассматривание детской энциклопедии техники.

        Чтение глав из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»: «Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками».

Словарная работа:

        Летчик, вертолетчик, штурман, механик, самолетостроитель, летчик-испытатель.

Части

Занятия

Содержание

занятия

Методические

приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Вводная часть.

Напоминание о том, как Незнайка летал на воздушном шаре.

Напоминание.

Постановка задачи.

Напоминает детям о прочитанном произведении.

Вспоминают содержание прочитанного произведения.

2.

Основная часть.

История развития воздушного транспорта.

Вопросы, направленные на закрепление знаний, полученных при рассматривании и прослушивании.

Сюжетно-ролевая игра «Самолет».

Рассматривание.

Вопрос.

Беседа.

Сюжетно-ролевая игра.

Физкультминутка.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассказывает об истории воздушного транспорта.

Задает вопросы:

- Назовите первый воздушный транспорт?

- Каким образом воздушный шар поднимал людей в воздух?

- Что появилось позже?

- Чем они были наполнены?

- Люди, каких профессий работают на воздушном транспорте?

Помогает детям в распределении ролей. Следит за ходом игры.

Рассматривают иллюстрации и слушают рассказ.

Предполагаемые ответы:

- Воздушный шар.

- Воздушные шары наполняли горячим воздухом, и они могли переносить людей по ветру на довольно большие расстояния.

- Дирижабли.

- Легкими газами.

- Летчики, штурманы, вертолетчики, механики, самолетостроители.

Строят самолет из модульного конструктора, распределяют роли. Играют.

3.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вывод.

Анализ.

Индивидуальная работа.

Задает вопросы:

- Что нового мы сегодня узнали?

- Что вам понравилось в сегодняшнем занятии?

Предполагаемые ответы:

- Мы узнали, как появились самолеты.

Мы узнали о людях, которые работают на самолетах.

- Рассматривать энциклопедию.

- Игра «Самолет».

Занятие № 8.

Тема: «Незнакомый город для Незнайки».

Программное содержание:

  • Формировать знания детей:
  • о правилах дорожного движения;
  • о правилах поведения в общественном транспорте;
  • о значении некоторых дорожных знаков;
  • о названии различных видов транспорта и профессий людей, которые трудятся на данном транспорте.
  • Развивать и активизировать словарь детей.
  • Развивать у детей внимание, сосредоточенность.
  • Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Методические приемы:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Игровые.
  • Практические.

Демонстрационный материал:

  • кукла Незнайка;
  • дорожные знаки «Дети», «Двустороннее движение», «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Тупик», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Опасный поворот», «Пункт питания», «Пункт первой медицинской помощи», «Движение пешеходов запрещено», «Место стоянки», «Подача звукового сигнала запрещена», Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Обгон запрещен», «Въезд запрещен», «Автозаправочная станция».

Раздаточный материал:

  • «светофор» (три картонных круга, окрашенные в цвета светофора);
  • жезл, фуражка милиционера;
  • нагрудные транспортные средства;
  • коляска с куклой;
  • «зебра».

Словарная работа:

        Тротуар, шоссе, перекресток, островок безопасности, милиционер-регулировщик, пешеход, пассажир, «зебра», автомобилист, капитан, матрос, юнга, летчик, вертолетчик, самолетостроитель.

Части

Занятия

Содержание

занятия

Методические

приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Вводная часть.

Сюрпризный момент.

Сюрпризный момент.

Вносит в группу нарисованного Незнайку.

Радостно приветствуют.

2.

Основная часть.

Знаки дорожного движения.

Правила поведения в транспорте.

Правила дорожного движения.

Виды транспорта.

Показ.

Беседа.

Оценка.

Поощрение.

Напоминание.

Поощрение.

Напоминание.

Художественное слово.

Вопрос.

Беседа.

Физкультминутка.

Поощрение.

Напоминание.

Вопрос.

Беседа.

Поощрение.

Показывает дорожный знак.

Выставляет дорожные знаки на мольберт. Говорит название того знака, который нужно показать.

Предлагает детям рассказать Незнайке, как вести себя в транспорте.

Предлагает детям отправиться на «улицу» и познакомить Незнайку с правилами дорожного движения.

Задает вопросы:

- Как называется часть улицы, по которой идут пешеходы?

- По какой стороне должны двигаться пешеходы?

- По какой стороне должны ехать машины?

- Как называется часть улицы, по которой едут машины?

- Какое движение бывает на улице?

- Что такое перекресток?

- Где на проезжей части можно переждать поток машин, если не успел перейти улицу?

- Как называют людей, которые едут в транспорте?

- Для чего нужен пассажирский транспорт?

- Где его ожидают люди?

- С помощью чего регулируется движение на улице?

- Какие сигналы светофора вы знаете?

- Что должны сделать пешеходы, прежде, чем переходить улицу?

- Кто должен управлять движением, если светофор ломается?

Задает вопросы:

- Какие виды транспорта бывают?

- Назовите наземный транспорт?

- Назовите транспорт специального назначения?

- Почему им разрешено проезжать на красный сигнал светофора?

- Как называется специальная лампочка на крыше у этих машин?

- Люди, каких профессий работают на наземном транспорте?

- Назовите подземный транспорт?

- Назовите водный транспорт?

- Люди, каких профессий работают на водном транспорте?

- Назовите воздушный транспорт?

- Люди, каких профессий работают на воздушном транспорте?

Говорят, как называется данный знак.

Подходят к мольберту и показывают нужный знак. В показе участвуют все дети. После каждого показанного знака оценивают, правильный ли был дан ответ. Если ответ был дан неправильно, то выбирают правильный.

Предполагаемые ответы:

- Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.

- Вести себя спокойно, разговаривать тихо.

- Не бегать по салону.

- Держаться за руку взрослого, чтобы не упасть.

- Нельзя высовывать в окно руки.

Подходят к пешеходному переходу «зебре» и распределяют роли светофора, пешеходов и автомобилистов.

Предполагаемые ответы:

- Тротуар.

- По правой.

- По правой.

- Проезжая часть или шоссе.

- Одностороннее, двустороннее, круговое.

- Это пересечение нескольких улиц.

- На островке безопасности.

- Пассажиры.

- Чтобы возить людей  на работу, с работы, по делам.

- На остановке.

- С помощью светофора, милиционера-регулировщика.

- Красный, желтый, зеленый.

1-й ребенок рассказывает стихотворение про светофор.

Ребенок – «светофор» показывает красный свет - движутся машины, желтый – все стоят, зеленый – движутся пешеходы.

- Сначала нужно посмотреть направо, дойти до середины, посмотреть налево и продолжать движение.

Переход улицы повторяется 2-3 раза, затем светофор ломается.

- Милиционер-регулировщик.

Один ребенок становится милиционером-регулировщиком, пешеходы с автомобилистами меняются ролями.

2-й ребенок читает стихотворение о милиционере-регулировщике.

Дети вспоминают положения регулировщика.

На красный свет 3-й ребенок читает стихотворение.

Переход улицы по сигналу милиционера-регулировщика повторяется 2-3 раза.

Дети садятся за стол.

Предполагаемые ответы:

- Наземный, подземный, водный, воздушный.

- Автобус, троллейбус, трамвай.

- Пожарная машина, скорая помощь, милиция.

- Потому что они спешат на помощь.

-Сирена.

- Водители, пожарные, врачи, милиционеры.

- Метро.

- Лодка, корабль, пароход, катер, подводная лодка.

- Моряки, капитаны, матросы, юнги.

- Воздушный шар, самолет, вертолет.

- Летчик, штурман, вертолетчик, самолетостроитель.

3.

Заключительная часть.

Подарок.

Поощрение.

Дарит познавательную игру от имени Незнайки.

Уходят знакомиться с новой игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование фонематического восприятия по лексическим темам: «Транспорт», «Правила дорожного движения»

Представлены игры на развитие фонематического восприятия на материале лексических тем "Транспорт","БДД" для детей старшей логопедической группы...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»

Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.» для детей подготовительной к школе группы, в соответствии с ФГТ (программой «От рождения до школы») по кор...

«Транспорт. Правила дорожного движения» конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект  занятия  по  развитию речи для  детей  старшего возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием  речи  в  условиях логопункта ДОУТема «Транспор...

« Основы безопасной жизнедеятельности. Транспорт, виды транспорта и правила дорожного движения, дорожные знаки» для изучения детьми старшего дошкольного возраста ( 2015-2016-2017гг) Старшая-Подготовительная группы

Цели: - выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения (далее сокр. ПДД); - воспитание и развитие у детей внимания, сосредоточенности и ответственности; - развити...

Методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе «Учимся дышать, играя» с элементами изучения правил дорожного движения Тема: «Транспорт»

Здоровьесберегающая технология – одна из ведущих педагогических технологий в дошкольном образовании. Остается актуальной проблема в сохранении детского здоровья особенно для жителей Северной сто...

Дата:17.04.-21.04.2023 г. Тема недели: «Транспорт (наземный, подземный). Виды транспорта. Профессии людей, связанные с транспортом. Правила дорожного движения». 22 апреля- Международный день Земли.

Цель недели:  закрепление представлений о транспорте, его видах, закреплять умение классифицировать транспорт. Обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом. З...