Организация рабочего времени учителя-логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС
статья по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rabochego_vremeni_uchitelya-logopeda_v_dou_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. Г. Мусинская
МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка» г.Коряжма
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей работы в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования - с одной стороны и отсутствием чётких методических рекомендаций, неготовностью специалистов к реорганизации образовательного процесса - с другой стороны.
С целью осуществления коррекционной работы и помощи детям с нарушениями речи в освоении ООП ДО на базе нашего ДОУ создан логопедический кабинет, который должен обеспечивать индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Возникает ряд проблем в организации рабочего времени учителя-логопеда: рост количества детей с речевой патологией (до 90%) и числа детей с тяжелыми формами речевых нарушений (до 37%) и детей с ОВЗ (по 1 ребенку в группе); разнообразие форм речевых патологий в общеобразовательном учреждении (ЗРР, ОНР, ФФНР, ФНР, ФД, алалия, дизартрический компонент, избирательный мутизм и др.); при короткой рабочей смене (4 часа) не предусмотрено специальное время в режиме дня для работы учителя-логопеда.
Встал вопрос: как организовать рабочее время логопеда, провести коррекционные занятия, чтобы не мешать непосредственной образовательной деятельности (далее ННОД), свободной и совместной деятельности с детьми (далее СДД), другим режимным моментам (завтрак, обед, прогулка и т.д.) и чтобы коррекционная работа была эффективной?
Ответ нашелся в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее Стандарт), который в п.1.6. говорит о вариативности и разнообразии организационных форм дошкольного образования. А также не забывает напомнить (п.2.11.2) и о создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Чем проще решение – тем эффективней оно оказывается. Надо «выйти из кабинета».
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные - по 15-20минут 2-3 раза в неделю и рассчитаны на срок от 3 месяцев до 2 лет обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.
Организовать работу стало легче выделив 3 основных направления коррекции: развитие орального и пальцевого праксисов; постановка звуков; формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи.
Исходя из собственного опыта, оказалось, что рабочий день эффективней начинать с 730. По договоренности с родителями детей с тяжелыми нарушениями и с ОВЗ беру до завтрака на логопедический массаж, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, выработку речевого выдоха. До 830 успеваю поработать с 3-4 тяжелыми логопатами на индивидуальных занятиях. Аналогично 30-40 минут ведется работа перед обедом (еще 2 ребенка с тяжелым нарушением).
Для оптимизации коррекционного процесса подгрупповые занятия организуются по мере массовой постановки одного нарушенного звука. Например: в группе из 20 детей у 17 нарушен звук Л, после постановки автоматизация ведется по подгруппам по классической методике. Во время СДД и ННОД, можно использовать помещения раздевалки или спальни для подгрупповой работы. Самое трудное здесь продумать форму организации занятия, наглядность, методы и приемы работы. Но это творческий момент, и каждый педагог может решить его по-своему. Весь дидактический и наглядный материал может умещаться в небольшом контейнере. Т.е. должен быть тщательно продуман. Очень органично в такие занятия вписываются коллективные дидактические игры типа «бродилок», лото, «кладоискателей», «рифм » и логических головоломок. После занятий, во время СДД, продуктивно проводить работу по постановке следующего звука формой «потока». За 30-40 минут каждый ребенок успевает до двух раз побывать в руках специалиста. Итого к 1030 логопедическая коррекция проведена еще с 12-20 детьми.
Затем следует переход в другую группу, у которой ННОД по расписанию с 1045 или приехавших из бассейна. Работа проводится аналогично.
Путем несложных математических подсчетов оказывается, что к 1230 за рабочую смену охвачены коррекционной работой до 30 детей-логопатов.
Таким образом, в зависимости от условий, состава и количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, организация коррекционно-речевой работы может быть весьма результативной. Отсутствие жесткой регламентации — одно из главных достоинств работы дошкольного логопедического кабинета. Это позволяет учителю-логопеду в полной мере проявлять инициативу и творческий подход к решению коррекционных и организационных задач.
Список литературы
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
Как распределить своё рабочее время ,ничего не забыв. В этом нам помогает расписание своего рабочего времени.Оно помогает быть нам дисциплинорованнами. Циклограмма рабочего времени важная вещь,о...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда Ляпустиной Ольги Сергеевны. Младшей группа....
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда СПДС
Циклограмма коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда СПДС в старшей группе комбинированного вида для детей с общим недоразвитием речи. (1,5 ставки).К циклограмме коррекционно-образ...
Циклограмма рабочего времени учителя – логопеда Зюляевой М. С. на 20__ – 20__ учебный год
Циклограмма...
циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
Расписние учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности....
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...