Работа с родителями
консультация по логопедии по теме

Консультации, практикумы по запросам родителей, родительские собрания. Совместый проект с родителями и детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Уважаемые родители, обратите внимание на важный момент в речевом развитии детей.  

       Многие дети имеют очень распространенное нарушение речи - фонетико-фонематическое недоразвитие. Это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

Речь ребенка с ФФН характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, как и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам.

В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит такого ребенка узнавать и различать звуки речи, формирует их правильные уклады с помощью специальных артикуляционных упражнений. Закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуковой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.

      У каждого родителя есть возможность помочь своему ребенку развить слуховое восприятие, тем самым быстрее  устранить фонематическое нарушение речи.  В этом вам помогут предлагаемые логопедом игры.

Проводить их желательно в той последовательности, в которой  они представлены, от простого к более сложному.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха

    Упражнение 1.  Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак – бак – так                        моток – поток – каток

Ток – тук – так                         батон – бутон – бутон

Бык – бак – бок                        будка – дудка – утка

Дам – дом – дым                      нитка – ватка – ветка

                                                   клетка – плетка – пленка

                                                         тыква – буква – будка

Примечание: при воспроизведении слов не обязательно знание понятий.

Упражнение 2.  Из 4-х слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утенок – утенок – утенок – котенок

Будка – будка – буква – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета – минута – минута

Буфет – букет – буфет – буфет

Билет – балет – балет – балет

Дудка – будка – будка – будка

Упражнение 3.  Из каждых 4-х названных взрослым слов, ребенок должен назвать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3.

Мак – бак – так – банан                    

Сом – дом – индюк – ком

Лимон – вагон – кот – бутон

Мак – бак – веник – рак

Савок – венок – гном – каток

                                Пятка – ватка – лимон – кадка

Ветка – диван – клетка – сетка

Каток – дом – моток – поток

Упражнение 4.  Взрослый читает стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из 3-х предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные… (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала …(кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь:  «Мой дорогой!

Не открывай меня» … (плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже стол

Поздним вечером …(сбежал, ушел, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то …(спички, щетку, ножик)

Опустела мостовая

И уехали …(автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:

- До чего люблю я …(сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пес

У него в чернилах …(лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и …(детишки, ребята, малыши)

Катя лену просит дать

Краски, карандаш …(ручку, тетрадь, книгу)

Упражнение 5.  Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное  в соответствии с данным определением понятия.

                             Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

                             

                                 Что скатали мы зимой? ...

Что построили с тобой? ...

На крючок в реке попал? …

Может все, хоть ростом мал? …

Слова для подстановки: дом, ком, гном, сом.  (Можно нарисовать схематически, т. к ребенку трудно удержать в памяти слова)

Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Вот печать на простыне -  …

Зеленеет на окне - …

Волейбольная  висит - …

Канарейка в ней сидит - …

Слова для подстановки: сетка, клетка, метка, ветка. Понятия метка и сетка уточняются до чтения стихотворения.

                     Я опять задачу дам – все расставить по местам:

Что стащил игривый кот? …

Детям мамочка плетет? …

С гор спускается, течет? …

Что за скользкий, ровный лед? …

Слова для подстановки: каток, поток, венок, моток.

Понятия моток и поток уточняются с детьми до начала упражнения.

     Упражнение 6.  Воспроизвести слоговые ряды со сменой ударного слога:

Та – та – та      па – па – па       ка – ка – ка        фа – фа – фа           на – на – на

Та – та – та      па – па - па        ка – ка – ка        ва – ва –  ва             ба – ба – ба

Та – та – та      па – па - па        ка – ка – ка        ма – ма – ма            га – га – га

   Воспроизвести слоговые сочетания с одним согласным и разными гласными звуками:

Та – то – ту                             ну – ны – на                               бо – ба – бы

Ты – та – то                            но – на – ну                                 бу – бо – ба

Му – мы – ма                         да – ды – до                                 па – пу – по

Ва – ву – во                            ду – ды – да                                 ку – ко – ка

Упражнение 7.  Воспроизвести слоговые сочетания с общим гласным и разными согласными звуками:

Та – ка – па                          па – ка – та

Ка – на – па                          га – ба – да

Фа – ха – ка                          ка – фа – ха

Ба – да – га                           ва – ма – на

Примечание: то же с гласными:  О, У, Ы.

    Упражнение 8.  Воспроизвести слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по звонкости / глухости сначала по 2 слога, затем по 3:

Па – ба                           Та – да

По – бо                           ка – га

Пу – бу                           фа – ва

Пы – бы                          са – за

Ша – жа

То же с гласными: О, У, Ы

Па –ба – па           та – да – та            ва – фа – ва

По – бо – по          да – та – да           фа – ва – фа

Пу – бу – пу          ка – га – ка            са – за – са

Пы – бы – пы        га – ка – га

Упражнение 9.  Воспроизвести слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по мягкости / твердости:

Па – пя             по – пе             пу – пю               пы – пи

Ва – вя              во – ве             ву – вю                вы – ви

Та – тя              то – те              ту – тю                ты – ти

Ба – бя              бо – бе             бу – бю                бы – би

Да – дя             до – де             ду – дю                ды – ди

Фа – фя            фо – фе            фу – фю               фы - фи

Упражнение 10.  Воспроизвести слоговые сочетания с стечением двух согласных и разными гласными:

Пта – пто – пту – пты

Кта – кто – кту – кты

Фта – фто – фту – фты

Тпа – тпо – тпу – тпу

Мна – мно – мну – мны

Упражнение 11.  Выделить в звуковом потоке гласный звук (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый выделяет, многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук А», - говорит взрослый и медленно, четко с паузами произносит звуковой ряд. Например: А, У, М, И, С, А, О, Р, А, Ш, Ф, Ы, А и т. д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком четко и уверенно.

Упражнение 12.  Аналогично учить выделять один из согласных звуков в звуком потоке.

Упражнение 13.  Назвать первый звук в словах:

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, узкий, укроп, урна, утро, учитель, ученый, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, урожай, улитка,, удобный, указка, урок, узор.

Примечание: Объяснить выделенные слова.

     Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить 4 – 5 действий, названия которых начинаются со звука У.

Упражнение 14.  Назвать первый звук в словах:

Аня, аист, август, автомат, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алеша,        Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, апрель, аптека, адрес, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

Примечание: Объяснить выделенные слова.

Назвать 5 – 8 слов с первым звуком А.

Упражнение 15.  Назвать первый звук в словах:

Иван, Инна, ива, иголка, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Илья, Игорь, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, инструменты, исправлять, искать, Италия, ищейка, изба, имя, ирис.

Примечание: Объяснить выделенные слова. Назвать 5 – 8 слов с первым звуком И.

Упражнение 16.  Назвать первый звук в словах:

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, адрес, Айболит, аквариум, остров, антилопа.

Упражнение 17.  Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы). При этом произносите последний звук утрированно, т. е. выделяйте его голосом (например: голова-а-а):

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, майка, окно, пальто, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги,  маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу.

Упражнение 18.  Назвать первый и последний звуки в словах:

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, окна, осы, ослики.

Упражнение 19.  Назвать звуки в сочетаниях:

АУ,   УА,   АИ,   ИА,  ИУ,   УИ,   УАИ,   АИУ,   АУИ,   ИУА,   УИА,   ИАУ.

Пример: АУИ  - 1-й - А,  2-й  - У,  3-й - И

Упражнение 20.  Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, т. е. «нажать на него».

Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, маки, море,

музыка, мыло.

Объяснить выделенные слова.

Определить, есть в слове звук М или нет:

 Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыпленок.

Определить, где слышится звук М – в начале, в середине или в конце слова:

Монета, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло,крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух слов слышится звук М:

Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки, монета – ракета, мука – рука, зайка – майка, мыло – шило.

Упражнение 21.  Определить первый звук в словах:

Ванна, вата, вафли, , воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона волны, воробей, валенки.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук  В:

Волосы – полосы, ворона – корона, вышка – пышка, вагон – загон, вата – хата, волк – полк, волны – полный, сова – сама.

Выделить голосом, «нажать» на звук В:

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

Объяснить выделенные слова

Упражнение 22.  Определить первый звук в словах. Выделить звук голосом, «нажать» на него:

Надя, Наташа, ноги, найдем, новый, ноль, нота, норка, номер, наши, нож, ножницы, Настя, налить, налететь, надеяться.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5 слов со звуком Н.

Определить, есть в слове звук Н или нет:

Нота, лето, корова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диваны, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.

Определить, в каком из двух слов есть звук  Н:

Наша – Саша, корона – корова, струна – трава, конфеты – приветы, норка – корка, найдем – пойдем, наши – уши, шалуны – шумы, слова – слоны, зеленый – золотой, канава – забава, заноза – угроза.

Упражнение 23.  «Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фартук, флакон, фокус, фокусник, фасоль, кофта, фрукты, лифт, фары, шарф, шафран, фонтан, форточка, флаг.

Определить, есть в слове звук Ф или нет.

Море, форма, факел, монета, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

Определить, в каком из 2-х слов есть звук Ф.

Кошка – кофта, фантик – бантик, фонтан – тахта, фрукты – продукты, враг – флаг, косточка – форточка, косой – фасоль, пары – фары, нота – фото.

Упражнение 24.  Выделить в слове звук К, «нажать» на него.

Домик, танк, тюбик, огонек, бантик, платок, замок, колобок, индюк, лук, бублик,

 паук, венок, зонтик, синяк, утенок, валенок, хомяк, парк, веник, рак, канава, камень, косы, кофе, колено, комната, клюв, куры, капуста, кобра, камин, банка, буква, тыква, бутылка, ватка, утка, шутка, секрет, комар, капкан, капля, кустик, кулак, кофейник, человек, щенок, кран. 

Объяснить выделенные слова

Определить, есть в слове звук К или нет.

Кубик, рама, венок, мама, нора, человек, щенок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик.

Упражнение 25.  Подобрать в рифму названия овощей со звуком К

Поздним летом в огород

Собирается народ.

Зрел все лето урожай,

Что собрали – отгадай.

Где весною было пусто, летом выросла…(капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную…(картошку)

От дождя земля намокла, вылезай, толстушка…(свекла)

Из земли за чуб плутовку тянем сочную… (морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить… (редиску)

Помогает деду внук – собирает с грядок …(лук)

Вот зеленый толстячок, крупный, гладкий …(кабачок)

И красавец-великан темно-синий …(баклажан)

Упражнение 26.  Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К. Например: рама – рамка.

Яма - …, репа - …, вата - …, лапа - …, пена - …,  лопата - …, картина - …, корзина - …, солома - …,чаша - …, нора - …

Упражнение 27.  Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р). Взрослый произносит слово, четко выделяя последний звук, как бы «надавливая» на него.

Утенок, валенок, котенок, веник, каток, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолет, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, суп, храп, грипп, трап, комар, помидор, актер, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот.

Упражнение 28.  Определить первый и второй звук в звукосочетании:

АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОП, ОТ, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР,УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ.

Упражнение 29. «Нажать2 в слове на звук Х, выделить его:

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх, хвост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, хвоя, хоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо.

Объяснить выделенные слова

Выбрать слова со звуком Х:

Канат – халат – парад, голод – молод – холод, год – ход – кот, сор – хор – вор, муха – мука – рука, хата – вата – мята.

Упражнение 30.  Определить первый звук в словах:

Оля, остров, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, озеро, обруч, ослик, очень, около, овощи.

Выбрать из рассказа слова со звуком О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

Упражнение 31.  Определить, какой звук мы тянем в средине слова (А, О, У):

Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, сон, соль, сук.

Упражнение 32.  Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова:

Сады – садики, зонты – зонтики, кусты – кустики, мосты – мостики, носы – носики, банты – бантики, плоты – плотики, усы – усики, рыбы – рыбки, горы – горки, лапы – лапки, норы – норки.

Упражнение 33.  Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова:

Был, бил, мыл, лист, выл, пил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

Вить, лить, бить, рыть, быть, плыть, брить, ныть.

Упражнение 34.  Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, Ы, И):

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пир, пил, гриб, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.

Упражнение 35.  Назвать все звуки по порядку:

Бак, зал, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, сам, сок, сук, сын, суп, сор, ток, так, тук, хор,  шут, шар.

Игра «Скажи наоборот»  Словарь антонимов, используемый в русских народных сказках.

Существительные:

Весна – осень, лето – зима, день – ночь, жара – холод, правда – ложь или обман, радость – горе, свет – темнота, рассвет – закат, гордость – скромность, друг – враг, дружба – вражда, ласка – грубость, смелость – трусость, труд – безделье или лень, труженик – лодырь.

Прилагательные:

Громкий – тихий, вежливый – грубый, горячий – холодный, высокий – низкий, дорогой – дешевый, здоровый – больной, легкий – тяжелый (трудный), молодой – старый, мудрый – глупый, новый – старый, полезный – вредный, положительный – отрицательный, прилежный – ленивый, румяный – бледный, сильный – слабый, солнечный – пасмурный,  сытый – голодный, толстый – тонкий, хороший – плохой, чистый – грязный, щедрый – скупой, молодой – старый, ясный (светлый) – темный.

Глаголы:

Брать – отдавать, веселиться – грустить, впускать – выпускать, встречать – провожать, входить – выходить, говорить – молчать, гордиться – стыдиться, забывать – вспоминать, запрещать – позволять, кричать – шептать, радовать – огорчать, хвалить – бранить (ругать), хохотать – плакать.

Наречия:

Быстро – медленно, вместе – отдельно, вперед – назад, легко – трудно, много – мало, можно – нельзя, нежно – грубо, поздно – рано, тепло – холодно, умно – глупо.

Игра «Скажи наоборот»  Словарь антонимов, используемый в русских народных сказках.

Существительные:

Весна – осень, лето – зима, день – ночь, жара – холод, правда – ложь или обман, радость – горе, свет – темнота, рассвет – закат, гордость – скромность, друг – враг, дружба – вражда, ласка – грубость, смелость – трусость, труд – безделье или лень, труженик – лодырь.

Прилагательные:

Громкий – тихий, вежливый – грубый, горячий – холодный, высокий – низкий, дорогой – дешевый, здоровый – больной, легкий – тяжелый (трудный), молодой – старый, мудрый – глупый, новый – старый, полезный – вредный, положительный – отрицательный, прилежный – ленивый, румяный – бледный, сильный – слабый, солнечный – пасмурный,  сытый – голодный, толстый – тонкий, хороший – плохой, чистый – грязный, щедрый – скупой, молодой – старый, ясный (светлый) – темный.

Глаголы:

Брать – отдавать, веселиться – грустить, впускать – выпускать, встречать – провожать, входить – выходить, говорить – молчать, гордиться – стыдиться, забывать – вспоминать, запрещать – позволять, кричать – шептать, радовать – огорчать, хвалить – бранить (ругать), хохотать – плакать.

Наречия:

Быстро – медленно, вместе – отдельно, вперед – назад, легко – трудно, много – мало, можно – нельзя, нежно – грубо, поздно – рано, тепло – холодно, умно – глупо.

Игра «Один – много»

Предлагаете ребенку поиграть в игру «Один – много».  Приводите те пример: стол – столы, стул – стулья.

Называете различные предметы, следите за окончаниями слов, образованных ребенком.

Игра «Много чего?» или «Нет чего?»

Можно использовать слова предыдущей игры: стол…много чего? – столов, стул… много чего? – стульев.

Игра «Скажи ласково»

Приводите пример: звезда – звездочка, гриб – грибочек, перо – перышко и т. д.

Называете различные предметы

Упражнение на развитие умения правильно употреблять окончания существительных при согласовании с числительными.

Напишите цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, возьмите любой предмет (картинку) или назовите слово и посчитайте. Следите за изменением окончаний существительного.

Например: одна лошадь, две лошади, 3…, 4…, 5 лошадей, 6 лошадей.

                   Один карандаш, 2, 3, 4 карандаша, 5 карандашей т. д.

Упражнение на развитие умения правильно употреблять окончания прилагательных  при согласовании с существительными мужского, женского и среднего рода.

Возьмите любые три предметных картинки (м. р., ж. р., ср. р.), например: цветок, шапка, яблоко и согласуйте с прилагательным «красный».

Красный цветок, красная, шапка, красное яблоко.

Игра «Один – много»

Предлагаете ребенку поиграть в игру «Один – много».  Приводите те пример: стол – столы, стул – стулья.

Называете различные предметы, следите за окончаниями слов, образованных ребенком.

Игра «Много чего?» или «Нет чего?»

Можно использовать слова предыдущей игры: стол…много чего? – столов, стул… много чего? – стульев.

Игра «Скажи ласково»

Приводите пример: звезда – звездочка, гриб – грибочек, перо – перышко и т. д.

Называете различные предметы

Упражнение на развитие умения правильно употреблять окончания существительных при согласовании с числительными.

Напишите цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, возьмите любой предмет (картинку) или назовите слово и посчитайте. Следите за изменением окончаний существительного.

Например: одна лошадь, две лошади, 3…, 4…, 5 лошадей, 6 лошадей.

                   Один карандаш, 2, 3, 4 карандаша, 5 карандашей т. д.

Речевая готовность ребенка к школе

Выступление учителя-логопеда

на родительском собрании

Готовность ребенка к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе,  так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
  2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слов: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Дети должны понимать и различать терминологию: «звук», «слог», «слово», «предложение». Ориентироваться в словесном составе предложения.

        4.    Умение пользоваться разными способами словообразования:

-  образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами (гриб – грибочек, воробей - воробышек и т. д.);

-  образование названий детенышей животных  от производного слова (у лисы – лисенок и т. д.);

-  образование относительных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный, матрешка из дерева – деревянная и т. д.);

-  образование притяжательных прилагательных (у собаки лапы (чьи лапы?)  - собачьи, у лисы хвост (чей?) – лисий и т. д.).

 5.   Сформированность грамматического строя речи:

-  правильное  употребление грамматических категорий рода, числа и падежа;

 -  согласование существительных с  числительными, правильное употребление окончаний существительных  (один стул, два стула, пять стульев, одно яблоко, два яблока, пять яблок и т. д.);

-  образование форм родительного падежа множественного числа существительных (много яблок, много воробьев, много шапок и т. д.);

- правильное употребление предложно - падежных конструкций с  пространственными  предлогами (под крыльцом, из - за дома, перед домом, над домом и т. д.).

         6.   Владение связной речью. Ребенок с хорошо развитой связной речью владеет пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составляет рассказы – описания, рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка  в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, задать вопросы, договориться со сверстниками. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с окружающими. Ведь в семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Особенно необходимым становится произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы (звуки), сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие, звонкие глухие согласные, твердые – мягкие согласные, [р] - [л]). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико - грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики. Характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтетических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Взаимодействие учителя - логопеда с родителями – залог успешного речевого развития детей

Муравьева Людмила Алексеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Сказка» общеразвивающего вида.

Развитие речи – непременное условие развития интеллектуальных способностей человека, а это в свою очередь побуждает речь к дальнейшему совершенствованию.

        Нарушение речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Если нарушения не исправить вовремя, в детском возрасте, то они вызовут трудности общения с окружающими, отрицательно скажутся на письме, так как четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Главными задачами логопедической деятельности являются: выявление и  устранение речевых нарушений,   профилактика речевых расстройств у детей.

Успешность коррекционно – воспитательной работы по преодолению речевых дефектов предполагает активное участие в нем родителей. Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса.

В систему работы логопеда с родителями в условиях логопункта нашего детского сада входят:

 - выступление логопеда на родительских собраниях в разных возрастных группах;

 - индивидуальные беседы, консультации, практикумы;

 - открытые групповые и индивидуальные занятия;

 - размещение информации в родительских уголках;

 - ведение тетрадей для родителей.

Выступая на родительских собраниях, прежде всего, рассказываю, какую роль в развитии ребенка играет речь. Знакомлю с основными функциями речи: коммуникативной, познавательной  и регулирующей. Ребенок при помощи речи усваивает информацию, у него развивается память, мышление, а слово взрослого к 4-5-ти годам становится регулятором деятельности и поведения ребенка. Рассказываю, на какие важные компоненты речи следует обращать внимание, прежде всего это: звукопроизношение, словарный запас, лексико-грамматический строй, связная речь. Даю характеристику речевых возможностей детей данного возраста по каждому компоненту. Затем знакомлю родителей с трудностями, которые испытывают дети при нарушении звукопроизношения, ФФН и ОНР. Таким образом, показываю родителям, как важно иметь хорошо развитую речь. Еще до поступления в школу каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас, научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи, свободно владеть связной речью. Сообщаю, что в процессе коррекционной работы с детьми особая роль принадлежит родителям и призываю их к активному сотрудничеству. Приглашаю родителей на собеседование.

Важной формой взаимодействия с родителями являются индивидуальные беседы, консультации, практикумы, которые провожу регулярно в определенный день недели (во вторую половину дня). Эта работа осуществляется по инициативе логопеда или по просьбе родителей.

 На консультациях знакомлю родителей с результатами обследования речи ребенка, рассказываю о методах коррекционного воздействия и обязательном участии родителей в коррекционной работе.

На консультациях и практикумах показываю, как правильно и точно выполнять артикуляционную гимнастику, обращаю внимание на возможные ошибки при выполнении тех или иных упражнений, разъясняю правильность выполнения домашнего задания,  информирую родителей об успехах и трудностях ребенка.

Для автоматизации звуков в рабочей тетради предлагаю специально подобранный и расположенный в определенной последовательности речевой материал. Родителям предоставляется возможность отслеживать, как ребенок овладевает правильным звукопроизношением, замечать недостатки и исправлять их. Тетрадь с заданием родители получают в пятницу, в выходные дни занимаются, а в понедельник приносят ее в детский сад. В дальнейшем планирую создать картотеку  речевого материала для домашних заданий на карточках, что существенно позволит сэкономить время на заполнении тетрадей.

Приглашаю родителей на групповые и индивидуальные занятия, где

кроме собственно коррекции речи, они могут наблюдать работу, направленную на развитие очень важных психических процессов: внимания, памяти, мышления.

В родительских уголках  помещаю различную информацию: сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме и при различных видах речевых аномалий, материал по формированию звукопроизношения и автоматизации звуков, по развитию мелкой моторики пальцев рук, советы родителям.

Особая роль отводится профилактике речевых нарушений. Для родителей, имеющих детей 3-4-ех летнего возраста, предлагается иллюстрированный материал с описанием артикуляционной гимнастики, которую можно проводить в игровой и увлекательной форме в домашних условиях. Занятия артикуляционной гимнастикой с детьми 3-4-ех лет помогут своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям  5-6-ти лет подготовить артикуляционные органы к постановке звуков.

На родительских собраниях в группах раннего возраста знакомлю родителей с речевым развитием детей, этапами развития речи, причинами задержки речевого развития. Стараюсь донести до родителей, что период до 3-ех лет является самым благоприятным для развития речи и если стимулировать развитие всех органов чувств (обоняние, вкус, зрение, слух), развивать мелкую и общую моторику, любить ребенка и быть терпеливым, то в дальнейшем у ребенка не возникнет сложных речевых проблем.

Таким образом, включение родителей в коррекционную деятельность позволяет оптимизировать логопедическую работу.

Список использованной литературы

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990 – 238с.

Ребенок плохо говорит. Что делать?

Советы логопеда для родителей младших дошкольников

Вы обеспокоены состоянием речи вашего малыша? Вашему ребенку 3 или 4 года, но его речь мало понятна для окружающих, что же делать?

Следующие советы помогут заботливым и терпеливым родителям избавить своих детей от недостатков произношения.

Делайте артикуляционную гимнастику.  Это гимнастика для губ, языка и нижней челюсти. Язык – орган артикуляции. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. «Часики» - упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Достаточно 5 - 10 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.

Делайте дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Для развития речевого дыхания можно использовать цветы.  Предлагая дуть на одуванчик (не раздувая щек) вырабатываем направленную воздушную струю, понюхав цветок  - вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом.

Развивайте мелкую моторику.  Так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока…», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т д. В дальнейшем

Обогащайте словарный запас вашего ребенка. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Известно, что основой речевого развития в раннем возрасте является предметная деятельность, которая развивается при помощи анализаторов (обоняние, вкус, зрение, слух). Если ребенок не будет ни к чему прикасаться, он не научиться видеть, слышать и говорить. Ребенку надо разрешить трогать все!

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту вашего ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте иллюстрации. Говорите о том, что? Кто? изображен на них; пусть ребенок отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Ставьте вопросы с предлогами:  за, на, над, под и др.

      Фольклор – лучший речевой материал,  накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию.  Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, четко выговаривая каждый звук, затем темп увеличивается.

Отказывайтесь понимать жестовую речь ребенка. Нашу речь дополняют жесты. Если ребенок вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов.  Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

Следите за правильностью своей речи. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатства словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть речь взрослых.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно. Не позволяйте ребенку говорить быстро.

Подражание свойственно всем малышам. Поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание).

Отучите ребенка от соски как можно раньше. Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Соблюдайте режим дня. Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенного гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.

Беседы логопеда

Серия материалов для размещения в родительских уголках

Учить играючи и с любовью

Дорогие родители!

Вы первые и самые важные учителя Вашего ребенка. Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.  Две вещи Вы сможете подарить своему ребенку на всю жизнь, одна – корни, другая – крылья!

Сколько бы мы не прожили, постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убеленный сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня моя мать», «что мне показал мой отец», «чему учили меня дома». Интересно, что люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.

«Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, равно как и наличие, либо  отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Радуйтесь вашим детям, даруя им как готовность к учению через умение слушать, говорить. Думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь.

И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылке умения читать, писать, да и всего остального учения.

Подстегивайте любопытство ребенка, разжигайте в нем желание поговорить о том, что он лично видел, узнал и испытал. Ведь только Вы можете постоянно общаться с ребенком лицом к лицу как с личностью.

Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые. Неоднократно слышанные, стихи и сказки. Не готовьтесь к будущей школьной жизни, а живите настоящей жизнью ребенка уже сейчас.

Речь детей четвертого года жизни

К трем годам произносительная сторона речи детей  еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация.

Следует отметить. Что к трем годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребенок заменяет шипящие и свистящие на «Т» и «Д» («санки» - «танки»). Наблюдается  также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное, призубное, боковое произношение свистящих). Речь некоторых детей крайне неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем. К трем годам происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка: усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные предложения. Одновременно с развитием словаря развивается мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте велика склонность к подражанию, что  является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш тренирует и артикуляционный аппарат.

С детьми четвертого года жизни воспитатели проводят работу по уточнению и закреплению правильного произношения следующих групп звуков: «М», «П», «Б», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Й», «Ф», «В», «С», «З», «Ц». Учат четко и внятно произносить слова и фразы, развивают слуховое внимание детей. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков взрослый осуществляет, предлагая ребенку отчетливо называть игрушки, животных, предметы, изображенные на рисунках в книгах, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками. Развитию речевого внимания и речевого слуха способствуют стихи типа небылиц, перевертышей, загадок. Отгадывать загадки дети будут лучше и быстрее, если отгадка есть среди двух - трех предметов, лежащих на столе. Дети этого возраста лучше запоминают загадки, если предварительно слышат рассказ о предмете-отгадке.

Для постановки речевого дыхания используются игры на развитие плавности и продолжительности выдоха (дуем через соломинку в стакан с водой, надуваем шары, пускаем мыльные пузыри, играем на духовых музыкальных инструментах).

Развитие силы голосового аппарата осуществляется при чтении чистоговорок, считалок с различной силой голоса (тихо – громко). В качестве подготовительного упражнения для развития, выработки нужного темпа речи можно предложить ребенку произносить строчки из народных потешек с различной скоростью. Взрослые должны поддерживать разговор с ребенком, беседовать с ним о предметах домашнего обихода, одежде, игрушках, домашних животных. Постоянно занимайтесь со своими детьми, беседуйте с ними. Эти занятия создадут базу для дальнейшего развития ребенка.

Шутки-чистоговорки

Са-са-са – вот летит оса              За-за-за – вот идет коза

Со-со-со – у Сони колесо            Зу-зу-зу – мы ведем козу

Су-су-су – мы видели лису         Зы-зы-зы – нет уже козы

Сы-сы-сы – у сома усы                Зе-зе-зе – дам траву козе

Си-си- си – сена накоси               Зи-зи –зи – сено отвези            

                                                     

Па-па-па – мелкая крупа              Пе-пе-пе – соринки в крупе

Ба-ба-ба – вот стоит изба             Бе-бе-бе – холодно в избе

Пу-пу-пу – купили мы крупу      Пи-пи-пи – яблоки купи

Бу-бу-бу – белка на дубу             Бы-бы-бы – зеленые бобы

А-а-а – мы видели кота                Ю-ю-ю – песенку пою

Я-я-я – вот ползет змея                Ля-ля-ля – зеленые поля

О-о-о – открыли мы окно            Лю-лю-лю – мамочку люблю

У-у-у – сидит белка на суку        Лю-лю-лю – малину я люблю

Так, простые чистоговорки помогают развивать речь детей, обогащают словарный запас, вырабатывают четкое произношение звуков, способствуют развитию чувства рифмы и ритма, развивают фонематическое восприятие. Можно  обыграть любое слово, придумывая чистоговорки. Вашим детям очень понравится. Учите ребенка, играя с ним.

Речь детей пятого года жизни

На пятом году жизни у ребенка отличаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов. Устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость  внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения: начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).

Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и др.). Появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи).

Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут без помощи взрослого связно. Последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети. Фиксируя неправильное произношение у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно. Оно развивает речевой слух и требует поэтому всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. У детей полностью исчезает  смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р», «РЬ», отчетливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей еще не устойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет), неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребенка удлиняется выдох. На данном возрастном этапе закрепление звуков осуществляется в такой последовательности: «С», «З», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Р».

Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха – умение слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков.

На какие недостатки в речи следует обратить внимание прежде всего?

Межзубное произношение свистящих, боковое произношение шипящих, горловое произнесение «Р», двугубное произношение «Л» - все эти недостатки требуют логопедической помощи. После того  как звук поставлен, начинается его автоматизация в словах, фразах, стихотворениях, потешках, загадках, чистоговорках, считалках, небольших рассказах, насыщенных данным звуком.

Речь детей шестого года жизни

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только выявляет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает усваивать существенные связи между ними, временные, пространственные, возрастные отношения. Имея достаточно развитую речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим  его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно, с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию, у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников.

Обогащение и расширение словаря осуществляется за счет названий частей, деталей предметов, а также за счет овладения навыками словообразования (с помощью приставок, суффиксов). К концу шестого года жизни ребенок  более точно дифференцирует собирательные существительные (не просто «животные», а «дикие» и «домашние»). Дети используют отвлеченные существительные, прилагательные и глаголы. Хорошей проверкой и показателем полноценного овладения словарем является умение подбирать антонимы (длинный – короткий, высокий – низкий и т.д., синонимы (ходить, идти, топать, вышагивать), определения (дождь холодный, сильный, грибной, мелкий).

Практически установить точный прирост словаря за год от 5 до 6 лет очень трудно. За год словарь увеличивается примерно на 1000 – 1200 слов. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дети пользуются достаточно свободно многими грамматическими категориями. Например, чаще чем прежде употребляется  правильно родительный падеж множественного числа (окон, карандашей, яблок), легче образуются новые слова (учит – учитель, железо – железный, ходить – выходить – переходить – обходить).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не «грушев», а «груш», не «на пианине», а «на пианино», «не ложить», а «класть»).

В диалоге с кем-то ребенок использует как краткие, так и развернутые ответы. Совершенствуется монолог. Многие дети могут без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события. Дети в общении способны передавать различную интонацию. К данному возрасту мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Однако у некоторых детей еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, «Л», «Р», «РЬ». С их усвоением дети начинают правильно и четко произносить слова различной сложности. Однако не все шестилетние дети владеют нормированным произношением звуков. Может встречаться горловой или одноударный «Р», межзубные свистящие, боковые шипящие, двугубный «Л». Ясность, внятность речи зависит от того, как быстро ребенок говорит. Дети с ускоренным темпом речи часто не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, «проглатывают» даже целые слова. У них возникают запинки в речи, что может привести к заиканию. Смена молочных зубов в 5 – 6 лет на постоянные нередко отражается на произношении, дикции.

С детьми, имеющими недостатки произношения, проводятся логопедические занятия. Направлены они на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, на постановку звуков, введение их в речь. Детям не усвоившим фонологическую систему родного языка, занятия языком иностранным не рекомендуются. Помните, пожалуйста, что в развитии Вашего ребенка не бывает мелочей. Дарите ему свое постоянное внимание и участие.

Дыхательная гимнастика

консультация для родителей

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.

Физиологическое или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент существенно отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительности выдоха и вдоха примерно одинаковы. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, человек производит вдвое меньше дыхательных движений. Для более продолжительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому при произнесении речи значительно (приблизительно в три раза) увеличивается его объем. Вдох становится короче и глубже. Еще одной особенностью речевого дыхания можно назвать ту, что выдох происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его максимальную длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего звучная речь невозможна. Таким образом, для речеобразования эта струя должна быть сильной и направленной.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

«Бабочка – лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

«Снег»

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Кораблики»

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

 «Футбол»

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

 «Буль-бульки»

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

   «Волшебные пузырьки»

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Дудочка»

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Кто громче»

Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижать левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м0м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длительный скандированный выдох); выполнять такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Покатай карандаш»

Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатать по столу круглый карандаш. Также можно использовать и другие предметы, например, игрушки из киндер-сюрприза.

«Фокусник»

Чтобы фокус получился, надо:

  1. открыть рот;
  2. Сделать чашечку;
  3. положить маленький кусочек ватки на нос;
  4. сделать вдох через нос;
  5. Сильно дунуть на ватку через рот, так что она взлетит вверх.

Так же для дыхательных упражнений можно использовать игрушки – ветродуйки, свестки и т.д.

Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста

(выступление на родительском собрании в первой младшей группе)

  Дети раннего возраста с ограниченным словарным запасом заметно выделяются среди своих сверстников. Главная особенность речи этих детей – так называемая «задержка речевого развития» проявляется в недоразвитии активного словаря.

Задержка речевого развития (ЗРР) характерна для детей раннего возраста, когда невозможно еще выделить тип речевого нарушения, но уже имеются отклонения от нормального онтогенеза. В возрасте от 1-го года до 2,5 лет у ребенка ощущается недостаточно развитый лексикон, в этом возрасте он только начинает активное усвоение основных частей речи и законы построения словосочетаний и предложений. Фонетическое оформление первых детских высказываний несовершенно, преобладает слоговое произношение, искажение слогового состава слова.

Период раннего детства считается ключевым в освоении родного языка, а его успешное протекание зависит от:

- специфики социального окружения ребенка;

- условий его воспитания;

- личностных особенностей взрослых, окружающих ребенка. В диалоге между взрослым и ребенком происходит обучение малыша родному языку.

Мы должны помнить, что чем раньше заговорит ребенок, тем больше времени у него будет для речевого развития в дошкольном возрасте.

Причины задержки речевого развития

- проблемы в развитии основных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного;

- интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи; Причины ЗРР разнообразны:

- соматическая ослабленность ребенка, болезненность, из-за которой задерживается формирование всех психических функций;

- социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи ребенка.

В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, т. к. окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.

Возможна ЗРР, когда родители сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и ребенок привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также постоянно работающее телевидение, привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. В неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развтие также задерживается.

Признаки дизонтогенеза речи

- неправильное соотношение в словаре ребенка количества существительных и глаголов (к концу возраста 1г. 8мес. в словаре 100 сущ., а глаголов всего 4-5;

- позднее появление фразы. В норме фраза появляется к 1г. - 8 мес. – 1г. -10мес. При патологии намного позднее;

- если ребенок говорит 30-40 слов, он должен соединять их во фразы. При патологии: есть 70 слов, а фразы нет;

- после 2-х лет в речи сохраняется много звукоподражаний;

- если ребенок связывает слова во фразу из 3-х – 3-х слов, но при этом не меняет слова по грамматическим категориям;

- наблюдаются многообразные искажения слоговой структуры слова: сокращение слогов («ко» - молоко, «афон» - телефон), перестановка слогов, добавление лишних;

- значительная разница между тем, сколько ребенок говорит и сколько понимает (т. е. значительно больше понимает).

Профилактика ЗРР

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, а в течении беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, нужно вовремя обращаться к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины ЗРР и оказать ребенку помощь.

Период до 3-х лет является самым благоприятным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к отставанию развития

одна из основных задач дошкольного образования. Однако анализ речи. Это могут быть различные соматические заболевания и психические травмы.

Известно, что основой речевого развития в раннем возрасте является предметная деятельность, которая развивается при помощи анализаторов (обоняния, вкус, зрение, слух).

Если ребенок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Ребенку надо разрешить трогать все.

Обоняние. Чувствуя запах, ребенок запоминает его, слышит его название.

Вкус. Надо дать ребенку попробовать (если не опасно для жизни), потому что вкус связан с источником (предметом).

Зрение важный анализатор, с его помощью человек познает мир на расстоянии, т. е. определяет форму, цвет, размер предметов.

Слуховой анализатор отвечает за слуховое словоразличение. Плохо, когда малыш находится в шуме, он не будет обращать внимание на то, что обращено непосредственно к нему.

Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени движения кистями рук. Нужно развивать ловкость, точность, синхронность движений пальцев рук. С этой целью используются народные, пальчиковые игры, игры с мозаикой, конструирование, шнуровку, застегивание пуговиц и т. д.

Следует использовать различные дидактические игры: разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-вкладыши.

Продуктивная деятельность в быту, общение с ребенком играет огромную роль для развития речи. Играя, рассказывайте малышу, что вы делаете. (Возьмем кубики. Вот кубики. Будем строить дом).

Оречевляйте весь процесс ухода за ребенком. Говорите с малышом постоянно. (Сейчас мы будем мыть ручки. Что мы будем делать? Правильно, мыть ручки).

Используйте повторы языкового материала, пусть ваш ребенок постоянно слышат знакомые словосочетания. Рассказывайте самые простые народные сказки, рассматривайте картинки в книжках.

Речь ребенка формируется по подражанию. Общение и деятельность являются важнейшими факторами развития словаря. Следуйте советам врачей, воспитателей, логопеда. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере не удается.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Проблема: трудность усвоения понимания и употребления пространственных предлогов детьми дошкольного возраста с ОНР. Решение данной проблемы является одной из задач, формирующей грамматически правильную речь. В результате проблем в формировании грамматического строя речи, дети с ОНР испытывают большие трудности с развитием связной речи. Это способствует возникновению ряда психологических и педагогических особенностей у детей: снижение уровня общения; проявление стеснительности, нерешительности, замкнутости; замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу; отставание в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Поэтому, одной из важных задач логопедической работы в области развития грамматического строя речи является формирование понимания и усвоения пространственных предлогов.

Слайд 3

Цель: Формировать понимание и употребление пространственных предлогов в речи на практическом материале. Задачи: разработать и использовать в работе практический материал, направленный на формирование понимания и употребления в речи пространственных предлогов детьми дошкольного возраста с ОНР; провести анализ результатов степени сформированности понимания и употребления пространственных предлогов детьми старшего дошкольного возраста с ОНР; разработать методические рекомендации для родителей по формированию понимания и употребления пространственных предлогов.

Слайд 4

Вид проекта: практико-ориентированный. Проектный продукт - учебное пособие, ориентированное на результат. Срок реализации: в течение месяца Субъект проекта: дети, родители, учитель-логопед

Слайд 5

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей I этап Постановка цели, Формулировка проблемы 2. Создание игровой ситуации и постановка задачи детям. 1. Осознание проблемы 2. Вхождение в игровую ситуацию, принятие задачи. Вхождение в проблему, принятие задачи. II этап Оказание помощи в решении задачи, организации деятельности. Распределение содержание деятельности между собой. Определение содержания деятельности. III этап Оказание практической помощи в деятельности детей Непосредственная деятельность детей. Получение детьми новых знаний, закрепление имеющихся умений и навыков. Непосредственная совместная деятельность родителя и ребенка в решении поставленной задачи. IV этап Подготовка к презентации, презентация проекта Практическое получение продукта деятельности Практическое получение продукта деятельности.

Слайд 6

Оценка результатов В результате поставленной цели, направленной на решение обозначенной проблемы, при осуществлении совместной деятельности учителя-логопеда, детей и родителей, были решены следующие задачи: разработан для использования в работе практический материал (учебное пособие), направленный на формирование понимания и употребления в речи пространственных предлогов детьми дошкольного возраста с ОНР; разработаны методические рекомендации для родителей по формированию понимания и употребления пространственных предлогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...