Развитие речи детей во всех видах деятельности
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Михалева Людмила Ивановна

Развитие речи детей во всех видах деятельности: в рисовании, лепке, муз.занятия, математики и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей

во всех видах деятельности  

(выступление логопеда на педагогическом совете)

Учитель-логопед МКДОУ БГО ЦРР д/с № 11

Михалёва Л.И.


Развитие речи детей

во всех видах деятельности

План

I. Введение.

II. Основная часть.

        1. Речь взрослых – образец для детей.

2. Режимные моменты – благоприятная почва для развития речи ребенка.

        3. Развитие речи в игровой деятельности.

        4. Развитие речи на занятиях:

                а). аппликация, рисование, лепка;

                б). музыка;

                в). физическая культура

        5. Мелкая моторика и её роль в развитии речи ребенка.

III. Итог.


        Мир, в который приходит ребенок разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Особая роль принадлежит взрослому, который во время наблюдений, игры, труда и учебных занятий побуждает ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивает умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влиять на детскую инициативу, творческую и познавательную активность. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

        Большое влияние на развитие речи детей оказывает речь окружающих его взрослых: логопеда, воспитателей, родителей. Поэтому к речи взрослых предъявляются особые требования. Прежде всего она должна быть неторопливой, спокойной. Это способствует лучшему её пониманию. Выразительность речи обеспечивается за счет повышения или понижения голоса. Особенно чётко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения. По содержанию речь должна быть простой и доступной для понимания её детьми. В то же время речь взрослого не должна быть упрощенной. Часто на занятиях можно наблюдать, что нет связи между речью воспитателя и ребенка. То есть при рассказывании (пересказе, описании картинки) дети не используют речевые образцы воспитателя. Детей надо учить пользоваться этими речевыми образцами.

Пр:        Воспитатель характеризует шерсть собаки: черная, блестящая, кудрявая.

Надо привлечь внимание детей к речи.

«Дети, послушайте, как я говорю о шерсти, и запомните, какая она. Шерсть черная, блестящая и кудрявая (показать движением завитки). Кудрявая шерсть. Кто запомнил, какая шерсть? Пощупайте шерсть, кудрявая». Аналогичная работа проводится со словом «блестящая».

        Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности.

        Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения. Так, во время одевания или раздевания с детьми надо поговорит о том, что они одевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т.д. (мягкая, пушистая, длинная, теплая, сухая, новая).

Пр: Во время умывания.

-Что ребята моют? (лицо, руки, уши, нос, щеки,  и т.д.)

-Какая водичка?

-Чем моют?

-Какое мыло? (душистое, ароматное, зеленое, розовое, …)

-Чем вытираетесь?

-Какое у Вити полотенце?

        Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи тем, что ребенок сам действует с предметами. Важно и то обстоятельство, что здесь ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие).

        На занятиях лепки, рисования, аппликации все предметы, с которыми работает ребенок являются наглядной опорой для речевых упражнений. Поэтому для развития речи надо использовать все моменты занятия.

Пр: I. Организационный момент.

        а). Сядет тот, чье имя начинается со звука А, О, И, В, К,

        б). Назовите слова – действия.

        в). Что можно делать кисточкой? (салфеткой, клеем)

        II. Основная часть.

        Сегодня на занятии будем делать аппликацию из цветной бумаги.

        -Что нам потребуется для работы? (клей)

        -Витя раздай всем ребятам клей.

        -Что нам еще потребуется? (кисточки)

        -Оля, во что разливает Витя клей?

        -Разложи, Алеша, всем ребятам кисточки.

        -Какие кисточки? (длинные, короткие, мягкие, жесткие)

        -У меня много разных салфеток. Дима ты какую хочешь? (красную, в клеточку и т.д.)

        На каждое занятие можно менять салфетки (бумажные, фланелевые, ситцевые, белые, серые, цветные, однотонные, круглые, квадратные, прямоугольные и т.д.)

        -Что делает Витя? (режет бумагу)

        -А Валя? (отрезает уголок, вырезает круг, разрезает лист, надрезает по шаблону …)

        III. Итог.

        Вспомните и назовите действия, когда клеили (рисовали, лепили) - …

        Здесь дети закрепляют слова, обозначающие положение в пространстве (положили вверху, ставили сзади, внизу, слева, справа, …)

        Большую роль в развитии речи играют музыкальные занятия. Здесь развивается внимание детей, внятность произнесения слов при пении, развивается музыкальный ритм (пляски под пение, хороводы, игры с пением).

Пр: Игра на развитие чувства ритма.

1. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие – частым.

-Вот шагает слон «топ – топ – топ»

Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе.

-Пошел сильный, частый дождик: «кап – кап – кап» (ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки).

2. Для развития интонационно-слухового опыта полезно предложить ребенку определить общее настроение музыкального произведения (веселое или грустное), его жанр (марш, песня или танец).

Дыхание, сила голоса.

Пр: 1. Дети стоят по кругу лицом к середине и четко произносят имена. При имени мальчика топают правой ногой: Оля, Ваня, Наташа, …

2. Вводится простая мелодия, под которую распевают имена. Сначала имена произносятся шепотом, каждое последующее повторение имен – все громче (вместо имен можно подобрать названия цветков, животных, …).

3. Пение вокализов (мелодий без слов): У, А, О, И, и гамм.

4. Пение в разных регистрах, повышение и понижение голоса на сонорных согласных М,Н (например, инсценировка «Мишка»)

        Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте.

Пр: Упражнения «Ступеньки».

Ребенок – ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лестницы,

на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку

Пр: -Как тебя зовут? (на одной ноте высоко)

-Света (на той же ноте)

-Как тебя зовут? (на одной ноте низко)

-Женя (на этой же ноте)

        На занятии необходимо включать распевки на автоматизацию звуков.

        Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, решают и другие задачи: повышают активность, развивают подражательность, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей. Игры могут быть направлены на развитие ориентировки в пространстве, развитии памяти, внимания, сообразительности.

Пр: 1. «Тик – так – тук»

Запомните и повторите слова «тик – так – тук». Дети несколько раз повторяют этот ряд слов.

-Когда я дам один свисток, дети 1й команды скажут ТИК. На два свистка 2я команда скажет ТАК. ТУК – скажет 3я команда, услышав три свистка.

2. «Не перепутай»

При слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ – до лба (ведущий путает, указывая неправильно).

3. «Найди флажок»

Ребенок отыскав флажок, должен подробно рассказать где его нашел.

        Детей надо постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий. Это способствует закреплению навыков инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка. Большое внимание на развитие речи оказывают игры, особенно игры-драматизации. Хоровые игры и игры с пением способствуют выразительности речи.

Пр: 1. «День рождения куклы»

Все дети танцуют, поют, поздравляют.

«Поезд»

Все дети пассажиры. На остановках они что-то рассматривают, собирают…

«Магазин игрушек»

Дети покупают игрушку и играют с ней. Получит игрушку тот, кто правильно опишет её.

2. «Угадай, что я делаю»

3. «Назови предметы синего цвета»

На занятиях лучше использовать игры.

Пр: 1. «Придумайте загадку»

Надо описать какую–ни будь вещь в нашей группе, чтобы все могли её угадать.

-какой величины эта вещь?

-какого  она цвета?

-из какого материала?

-какой формы?

-как она служит людям?

2. «Волейбол»

Воспитатель бросает мяч ребенку. Тот должен назвать любое существительное в единственном числе и быстро перебросить мяч другому. Получивший мяч должен назвать это существительное во множественном числе, быстро назвать другое существительное  в единственом числе и перебросить мяч третьему и т.д.

3. 3-ёх лет. "Игры с пирамидками"

а).-Я снимаю колечко. И Саша снимает колечко.

-Я снимаю красное колечко. И Саша снимает красное колечко.

И т.д.

-Разложи колечки в ряд: от маленького к большому.

-Собери пирамидку.

б). "Игры с мячами"

-Кати красный мяч. Я качу красный мяч.

-Кати большой мяч. Я качу большой мяч.

-Кати далеко - далеко. Я качу далеко - далеко.

-Кати сильно мяч. Я качу сильно мяч.

И т.д.

        Развитие речи во многом зависит от развития мелкой моторики пальцев рук. Для детей 3-4 лет проводить упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладывать мозаики, палочек и т.д.  Из палочек можно выложить дорожку, забор, домик, елочку. Сначала давать детям крупные палочки (размером с карандаш), постепенно уменьшая их размер до спички. При этом важно учить детей правильно захватывать предметы - тремя пальцами (большим, указательным и средним). Можно испотльзовать игры с пальцами, т.е. "пальчиковую гимнастику"

Пр: "Очки", "Бинокль", "Зайчик", "Коза", "Дом", "Мост", "Колокольчик", "Пассажиры в автобусе", "Корни деревьев водичку пьют", "Солнышко", "Солнышко спряталось за тучки", "Улитка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Развитие речи детей во всех видах деятельности" Апрель 2017г

В презентации раскрывается актуальность, задачи  речевого развития. Показано, как организована предметно-развивающая среда и разные виды деятельности: образовательная, трудовая, театральная, игро...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

План по самообразованию на тему:  «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста»....

Развитие речи детей в различных видах деятельности

Задачи:Подбор методов и способов развития речи у дошкольников.Применение разнообразных (нетрадиционных)форм работы в различных видах деятельности с детьми.Использование разнообразных форм работы с дош...

Отчет по самообразованию. «Развитие речи детей в продуктивных видах деятельности"

laquo;Развитие речи детей в продуктивных видах деятельности дошкольного возраста, через «ниткотворчество». Обусловлена тем, что в моей логопедической группе дети с нарушениями речи , и та...

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности» Цель :-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;-расшир...

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Основные виды деятельности детей в доо, включаюзие развитие речи...