Мы со звуками играем
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Речевое развлечение для детей с ОНР в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развлечение для детей с ОНР в старшей группе | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развлечение в старшей логопедической группе
«Мы со звуками играем»
Зайончковская Е.В.
Учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1 г. Апшеронск Краснодарского края
Цель: Проверить прочность усвоения детьми старшей группы знаний, умений и навыков, сформированных на логопедических занятиях по обучению элементам грамоты; учить применять их в практической деятельности – игре.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять знания об органах артикуляции.
Закреплять умение различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Закреплять умение определять гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки в начале слова.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Оборудование, материалы:
- макеты красного, синего, зеленого замков;
- игрушки (животные);
- фишки (цветные кружки);
- листы А5 с картинками, цветные карандаши (на каждого ребенка)
Литература:
1. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - М., 2001
2. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение»- М., 1991
- М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»-М.1989
- Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» М., - 2007
- Т. Филичева, Г. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»-М., 2004
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Организационный момент.
- Логопед: Послушайте стихотворение «Разные звуки» и дополните его.
Где-то собаки рычали:
Дети: Р-р-р!
Логопед: В стойле коровы мычали:
Дети: М-м-м-му-у!
Логопед: В комнате мухи жужжали:
Дети: Ж-ж-ж!
Логопед: Мимо машины бежали:
Дети: Тр-р-р!
Логопед: Гудели от ветра все провода:
Дети: 3-з-знь!
Логопед: Капала в кухне из крана вода:
Дети: Кап-кап!
Логопед: Перекликались в ночи поезда:
Дети: У-у-у! У-у-у!
- Что вы произносили? (Звуки).
2. Логопед: На прошлых занятиях, мы учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, которые издают различные предметы. Звуки издают животные, а мы с вами говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).
Правильно, чтобы произнести звуки — нам нужен рот. Рот – это домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями —
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая зубы. Произнесите звук П-П-П. Этот звук произносится губами. Произнесите звук Н. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок. Это нёбо. Пощёлкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: Д-Д-Д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: Д-Д-Д-Б-Б-Б. Здесь живёт голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук К. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук Г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
- Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы).
3. Логопед: Ребята, я хочу пригласить вас в сказочный звуковой город. В этом городе стоят красивые замки. Какого они цвета? Этот замок …(красный). Этот …(зелёный). А этот …(синий). Посмотрите, в окошках замков кружочки. Прикоснись, Полина, к первому кружочку. (Кружочек зазвучал: А-А-А). Прикоснись, Максим, к другому кружочку. (У-У-У). Третий кружочек подал голосок: И-И-И. Четвёртый запел: О-О-О.
Аналогично, из окошек синего замка донеслись другие песенки: Д-Д-Д, Ш-Ш-Ш, Ж-Ж-Ж, Б-Б-Б. В зелёном замке песенки звучали нежнее: Ль-Ль-Ль, Мь-Мь-Мь.
- Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки.
- Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки).
Правильно, этими кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в замках? (По-разному). Давайте вспомним, какие же звуки живут в красном замке.
- Игра «Узнай звук». Логопед артикулирует звуки без голоса, дети их называют.
- Игра «Резиночка» (с движением).
Тянем А (О) – долго, затем – быстро, У (И) – тихо, затем – громко.
- Как называются эти звуки? Почему? (Это гласные звуки, их можно петь. Губы, зубы и язык не мешают свободно выходить воздуху изо рта).
Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки? (Красными).
- Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат звук А. А, И, О, А, У, А, О, И, А.
- Игра «Будь внимательным». Сколько раз я назвала звук У?
У, У-У, У-У-У, У-У-А, А-У-А.
Послушайте стихотворение:
Мы со звуком У играем:
У-у-у – мы повторяем;
Утка, ухо улица,
Угол, узел, умница.
- Какие слова со звуком У вы услышали?
Гласные звуки в песенке звонко,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу они могут аукать
И в колыбели ребёнка качать.
4. Логопед. А какие же звуки живут в синем и зелёном замках? (Согласные звуки).
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- А можно ли спеть согласные звуки? Почему? (Спеть нельзя, потому что губы, зубы или язык создают преграду воздуху, мешают ему выходить).
- Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама... (Косы.)
Под землею он живет.
Землю роет старый... (Крот.)
Словно дом огромен он.
В зоопарке живет... (Слон.)
Написал письмо я Знайке.
Но забыл наклеить... (Марки.)
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляют... (Пушки.)
Игра «Какое слово лишнее?». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком.
Дом, дом, том, дом.
Банки, панки, банки, банки.
Балка, балка, балка, палка.
Порт, борт, борт, борт.
- Игра «Какой звук повторился». Дети определяют звуки, чаще всего встречающиеся в этих стихах и называют слова.
Зоя – зайкина хозяйка
Спит в тазу у Зои зайка. (З)
Шапка да шубка –
Вот он наш мишутка. (Ш)
Спал спокойно сытый сом
Видел сладкий-сладкий сон. (С)
Черепаха, не скучая
Час сидит за чашкой чая. (Ч)
В огороде помидор
Взгромоздился на забор. (Р)
Игра «Звук заблудился». Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук
С длинными усами! (Жук.)
На поляне весной
Вырос зуб молодой. (Дуб.)
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку. (Точку.)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
- А почему замки, в которых живут согласные звуки разного цвета?
(В синем замке живут твёрдые согласные, а в зеленом – мягкие согласные).
- Назовите жильцов синего замка. (Звуки П, М, К, Н, Т, Б и т.д.).
- А кто живёт в зелёном замке? (Звуки Пь, Мь, Кь, Нь, Ть, Бь и т.д.).
- Игра «Наоборот».
ТА-ТА-ТА – ТЯ-ТЯ-ТЯ
ПУ-ПУ-ПУ – ПЮ-ПЮ-ПЮ
МО-МО-МО – МЁ-МЁ-МЁ
БЫ-БЫ-БЫ – БИ-БИ-БИ
- Игра «Где звук живёт?»
Логопед загадывает загадки, дети отгадывают и получают игрушку. Определяют первый звук в слове, дают ему характеристику и ставят игрушку к синему замку, если звук твёрдый или к зелёному, если звук мягкий.
На носу у него один рог,
Называют его … (Носорог).
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд).
Надела коняшка
Морскую рубашку. (Зебра).
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный? (Волк).
Он разинул рот,
Булки просит … (Бегемот).
Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит. (Лев)
Нет моей походки тише,
И меня боятся мыши. (Кошка).
- Игра «Соберём бусы»
Логопед называет слово, дети определяют первый звук и выкладывают цветные кружки: красный, если звук гласный, синий, если согласный твёрдый и зелёный, если согласный мягкий.
ВЕТЕР, СОЛНЫШКО, ОБЛАКО, СНЕГ, МЕТЕЛЬ, ГРАЧ, ИНЕЙ, ПОДСНЕЖНИК.
Дует теплый южный ветер.
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Время года кто узнает? (Весна).
- Верно. И у нас скоро придет весна. А какие слова не относятся к весне?
(снег, метель, иней)
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди
Здравствуй, небо голубое! «здороваются» с пальцами левой руки.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю – Правая рука пожимает левую руку.
Всех я вас приветствую! Взмах руками перед собой.
Работа с картинками. У каждого ребёнка нарисованы картинки, названия которых начинаются с твёрдого или мягкого звуков. Нужно нарисовать кружки возле каждой картинки, соответственно синего или зелёного цвета.
5. Логопед. Подводит итог. Чтение стихотворения.
Звуки слушай ты внимательно
И произноси старательно!
Говори спокойно, внятно,
Чтобы было всем понятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие звуки нас окружают. Бытовые звуки. Игра на развитие слухового восприятия и внимания.
В презентации представлены звуки и иллюстрации бытовых звуков....
Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками.
Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками....
Консультация для родителей "Cлушаем звуки, играем со звуками"
Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"....
Консультация для родителей" Слушаем звуки, играем со звуками".
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фоне...
Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фон...
Рекомендации для воспитателей и родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"
Умение сосредоточиться на звуке - очень важнаяособенность человека. Ребенок раннего возраста пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оцени...
Слушаем звуки, играем со звуками
Слушаем звуки, играем со звуками...