мастер класс
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Хаяси Анна Владимировна

методы приёмы этапы создания лимериков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Стихотворчество в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

Хаяси Анна Владимировна, учитель-логопед  

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 138

«Если бы такое чутье к словесным формам не покидало ребенка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи..»

К.И.Чуковский

Вступительная часть

Тема: «Стихотворчество в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи" 

Цель: создание условий для коррекции  речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии стихотворчества.

Задачи:

Расширить и активизировать качественный и количественный

словарь;

Формировать умение интонационно выразительно передавать чувства,

ритм стиха;

 Умение выражать чувства переживания, впечатления, понимать

содержание произведения.

Теоретически – демонстрационная часть 

Актуальность:

Стихотворчество является наивысшим показателем развития речи. Врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число людей. В детском и отроческом возрасте многие  непроизвольно испытывают влечение к стихотворчеству. Наиболее синзитивный период для развития стихотворчества определен возрастом от 2 до 5 лет. ( Выготский Л.С., Гвоздев А.Н.).Как писал Чуковский  «...мне кажется, что начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает…» К пяти годам процесс стихотворчества затихает. Практика показала, что дети с тяжёлыми нарушениями испытывают влечение к рифме. Детей привлекает мелодика, ритм, интонация стиха. Но вследствие общего недоразвития всех компонентов речи, дети не всегда понимают содержание стихотворения, с трудом заучивают стихи, мало применяют стихотворчество на практике. Таким образом,  следует не потерять интерес детей  к стихотворной рифме, познакомить с огромным миром звуков и слов, научить детей пользоваться приемами стихотворчества.

К тому, содержание словотворчества не заложено в образовательном стандарте. Использование стихотворчества  позволит расширить объем стандартных требований и может быть реализовано в части программы, формирующейся участниками образовательных отношений. 

 Особенности применения технологии стихотворчества:

  • Обладает непосредственной заинтересованностью, носит игровой характер;
  • объединяет многие естественные механизмы интеграции (игру, активное движение, рисование), усиливая их воздействие на процесс активизации ресурсов и потенциала развития речи и личности в целом;
  • позволяет использовать разнообразные образовательные и коррекционно-развивающие приемы, упражнения: логоритмика, психогимнастика, релаксация;
  • способствует личностному росту в общении детей между собой и с миром взрослых.

Практическая часть

Работу с дошкольниками по подготовке к созданию рифмовок я начинаю со старшего возраста, а в подготовительном возрасте работа продолжается, переходит на более высокий уровень формирования диалогической речи – стихотворчество. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся в определённой последовательности.

Этап работы

Игровые приёмы

Обогащение и активизация словаря по тематическим блокам детского сада, по блокам авторской программы «Байкал учит говорить»

«Подбери и назови»

«Нарисуй слово (словосочетание)  как древний человек»

(приём мнемотехники)

Грамматические упражнения

«Назови ласково», «Один-много», «Окошечки»

Упражнения по подборке рифмы к слову

«Доскажи словечко», «Какое слово потерялось?», «Складные картинки» «Придумай рифмованное слово» «Придумай рифмованные строчки» «Составление лимериков» «Придумает стишок про занятие»",  «Доскажи чистоговорку», «Сочини чистоговорку»

Упражнения на развитие слухового внимания

Отхлопай ритмический рисунок слова»);

Упражнения на развитие силы, тембра и темпа голоса

Скажи голосами разных животных», «Скажи тихо-громко»);

Стихотворение как вид монологической речи имеет эмоциональную окраску. Автор создает свое стихотворение, имея определённый опыт: впечатления, переживания. Поэтому в своей работе с детьми-логопатами по обогащению  чувственного опыта впечатлениями, переживаниями, эмоциями помогаю  поддерживать и развивать беседу по изучаемой теме и на темы, которыми увлекается ребёнок и его семья. Привлекаю родителей к непосредственному общению с ребёнком на изучаемую тему (беседы, экскурсии, создание книжек-малышек с их последующим обсуждением). Это помогает расширить элементарный кругозор слов для творчества, обогатить речь эмоциональной насыщенностью, различными чувствами эмоциональных состояний. Важно и понимание смысла новых, «непонятных» слов и выражений для детей при осуществлении словарной работы. Дети демонстрируют свои навыки   сочинительства чистоговорки, стиха  в повседневной жизни – в игре и общении.  Дети совместно  с родителми мастерят книжки-малышки.

 Стихотворение должно восприниматься слушателем и эмоционально звучать в устах рассказчика. Для этого проговариваем рифмованные строчки голосами разных животных. Если стихотворение оформлено ребёнком с помощью приёмов мнемотехники, то участники процесса стихотворчества, меняясь своими работами, получают возможность «прочитать» по знакам стихотворение друга.

Прямой комментированный показ в действии приемов и методов работы в форме практического игрового занятия-развлечения с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности (игровые приёмы «Подбери и назови», «Нарисуй слово (словосочетание)  как древний человек», »Доскажи словечко», «Составление лимериков»,создание открытки).

Рефлексия:  вопросы участников мастер-класса к педагогу, общая дискуссия, заключительное слово педагога-мастера

Таким образом, занимаясь стихосложением, мы формирует качественный и количественный словарь, закрепляем умение правильно употреблять грамматические категории, автоматизируем звуки, вовлекаем ребёнка в игру звуков, создания слов, новых выражений. Обогащаем речь эмоциями и переживаниями, развиваем творческий потенциал общения  ребёнка с миром друзей, с миром взрослых, с миром природы вокруг нас.

Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта

Литература

1. Агранович З.Е.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, СПб.,2000.

2. Бабина Г.В., Н.Ю. Сафонкина Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие, Москва 2005 год.

3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, М., 1983.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников, Москва «Просвещение» 1981.

5. Логопедия/ Под ред.Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской.-М.,2002.

6. Лопухина И.С. Логопедия 550 упражнений.

7. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Москва, 2007.

8. Курдвановская Т.А. Формирование слоговой структуры слова. Москва 2007.

9. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. Москва 1989.

10. Филичева Т.Е.Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М.,2000.

11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь,СПб., 1998

12. Темникова В.Э.Логопедические игры с чистоговорками. 2006.

13. Цвынтарный В.Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 2000.

14. Яснов М. «1000 считалок, скороговорок, загадок», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...