мастер класс
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
методы приёмы этапы создания лимериков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Стихотворчество в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
Хаяси Анна Владимировна, учитель-логопед
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 138
«Если бы такое чутье к словесным формам не покидало ребенка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи..»
К.И.Чуковский
Вступительная часть
Тема: «Стихотворчество в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
Цель: создание условий для коррекции речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии стихотворчества.
Задачи:
Расширить и активизировать качественный и количественный
словарь;
Формировать умение интонационно выразительно передавать чувства,
ритм стиха;
Умение выражать чувства переживания, впечатления, понимать
содержание произведения.
Теоретически – демонстрационная часть
Актуальность:
Стихотворчество является наивысшим показателем развития речи. Врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число людей. В детском и отроческом возрасте многие непроизвольно испытывают влечение к стихотворчеству. Наиболее синзитивный период для развития стихотворчества определен возрастом от 2 до 5 лет. ( Выготский Л.С., Гвоздев А.Н.).Как писал Чуковский «...мне кажется, что начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает…» К пяти годам процесс стихотворчества затихает. Практика показала, что дети с тяжёлыми нарушениями испытывают влечение к рифме. Детей привлекает мелодика, ритм, интонация стиха. Но вследствие общего недоразвития всех компонентов речи, дети не всегда понимают содержание стихотворения, с трудом заучивают стихи, мало применяют стихотворчество на практике. Таким образом, следует не потерять интерес детей к стихотворной рифме, познакомить с огромным миром звуков и слов, научить детей пользоваться приемами стихотворчества.
К тому, содержание словотворчества не заложено в образовательном стандарте. Использование стихотворчества позволит расширить объем стандартных требований и может быть реализовано в части программы, формирующейся участниками образовательных отношений.
Особенности применения технологии стихотворчества:
- Обладает непосредственной заинтересованностью, носит игровой характер;
- объединяет многие естественные механизмы интеграции (игру, активное движение, рисование), усиливая их воздействие на процесс активизации ресурсов и потенциала развития речи и личности в целом;
- позволяет использовать разнообразные образовательные и коррекционно-развивающие приемы, упражнения: логоритмика, психогимнастика, релаксация;
- способствует личностному росту в общении детей между собой и с миром взрослых.
Практическая часть
Работу с дошкольниками по подготовке к созданию рифмовок я начинаю со старшего возраста, а в подготовительном возрасте работа продолжается, переходит на более высокий уровень формирования диалогической речи – стихотворчество. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся в определённой последовательности.
Этап работы | Игровые приёмы |
Обогащение и активизация словаря по тематическим блокам детского сада, по блокам авторской программы «Байкал учит говорить» | «Подбери и назови»«Нарисуй слово (словосочетание) как древний человек» (приём мнемотехники) |
Грамматические упражнения | «Назови ласково», «Один-много», «Окошечки» |
Упражнения по подборке рифмы к слову | «Доскажи словечко», «Какое слово потерялось?», «Складные картинки» «Придумай рифмованное слово» «Придумай рифмованные строчки» «Составление лимериков» «Придумает стишок про занятие»", «Доскажи чистоговорку», «Сочини чистоговорку» |
Упражнения на развитие слухового внимания | Отхлопай ритмический рисунок слова»); |
Упражнения на развитие силы, тембра и темпа голоса | Скажи голосами разных животных», «Скажи тихо-громко»); |
Стихотворение как вид монологической речи имеет эмоциональную окраску. Автор создает свое стихотворение, имея определённый опыт: впечатления, переживания. Поэтому в своей работе с детьми-логопатами по обогащению чувственного опыта впечатлениями, переживаниями, эмоциями помогаю поддерживать и развивать беседу по изучаемой теме и на темы, которыми увлекается ребёнок и его семья. Привлекаю родителей к непосредственному общению с ребёнком на изучаемую тему (беседы, экскурсии, создание книжек-малышек с их последующим обсуждением). Это помогает расширить элементарный кругозор слов для творчества, обогатить речь эмоциональной насыщенностью, различными чувствами эмоциональных состояний. Важно и понимание смысла новых, «непонятных» слов и выражений для детей при осуществлении словарной работы. Дети демонстрируют свои навыки сочинительства чистоговорки, стиха в повседневной жизни – в игре и общении. Дети совместно с родителми мастерят книжки-малышки.
Стихотворение должно восприниматься слушателем и эмоционально звучать в устах рассказчика. Для этого проговариваем рифмованные строчки голосами разных животных. Если стихотворение оформлено ребёнком с помощью приёмов мнемотехники, то участники процесса стихотворчества, меняясь своими работами, получают возможность «прочитать» по знакам стихотворение друга.
Прямой комментированный показ в действии приемов и методов работы в форме практического игрового занятия-развлечения с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности (игровые приёмы «Подбери и назови», «Нарисуй слово (словосочетание) как древний человек», »Доскажи словечко», «Составление лимериков»,создание открытки).
Рефлексия: вопросы участников мастер-класса к педагогу, общая дискуссия, заключительное слово педагога-мастера
Таким образом, занимаясь стихосложением, мы формирует качественный и количественный словарь, закрепляем умение правильно употреблять грамматические категории, автоматизируем звуки, вовлекаем ребёнка в игру звуков, создания слов, новых выражений. Обогащаем речь эмоциями и переживаниями, развиваем творческий потенциал общения ребёнка с миром друзей, с миром взрослых, с миром природы вокруг нас.
Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта
Литература
1. Агранович З.Е.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, СПб.,2000.
2. Бабина Г.В., Н.Ю. Сафонкина Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие, Москва 2005 год.
3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, М., 1983.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников, Москва «Просвещение» 1981.
5. Логопедия/ Под ред.Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской.-М.,2002.
6. Лопухина И.С. Логопедия 550 упражнений.
7. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Москва, 2007.
8. Курдвановская Т.А. Формирование слоговой структуры слова. Москва 2007.
9. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. Москва 1989.
10. Филичева Т.Е.Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М.,2000.
11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь,СПб., 1998
12. Темникова В.Э.Логопедические игры с чистоговорками. 2006.
13. Цвынтарный В.Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 2000.
14. Яснов М. «1000 считалок, скороговорок, загадок», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...