"Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"
статья по логопедии на тему
Статья рассказывает, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук разными способами. Это оборудование можно использовать, как в садике, так и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_inko.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования.
Бутяева Е.Г., Лобанцова С.А.
учителя - логопеды
БДОУ г.Омска "Детский сад
комбинированного вида №87"
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время мы часто сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества детей с речевой патологией. М. М. Кольцова в работе "Ребёнок учится говорить" указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связано с речью. Функции руки и речь развиваются параллельно.
Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким "критическим" периодом развития являются первые три года жизни ребёнка (младший дошкольный возраст): к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного и школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Ведь нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
На сегодняшний день в арсенале учителей - логопедов занятых обучением детей логопатов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
- массажных мячиков (Су - Джок);
- прищепок;
- крупных бигуди;
- зубных щёток;
- шестигранных карандашей;
- бус.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движением пальцев обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более чёткой, громкой и эмоциональной. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Пальчиковые игры и упражнения предлагаем использовать в работе во всех образовательных областях в соответствии с требованиями ФГОС ДО регулярно и систематически, подбирая их к изучаемым лексическим темам. Применять такие игры можно (и нужно) при проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Соблюдается временной регламент, чтобы не вызвать переутомление ребёнка. Длительность игр с двухлетними малышами - 5 - 10 минут, занятия с детьми 3 - 4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5 - 6 лет - 25 минут. Учитывается индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности. настроение. Сложность предлагаемых ребёнку игр должна возрастать постепенно.
1.Игры с массажными мячами
- Пальчиковая игра «Игрушки»
На правой руке у детей массажный шарик Су - Джок
На большом диване в ряд
Дети прокатывают шарик между ладоней Куклы Катины сидят:
Поочерёдно прокатывают шарик от середины Два медведя, Буратино,
правой ладони к каждому пальчику, И весёлый Чипполино,
начиная с большого И котенок, и слоненок
Поочерёдно прокатывают шарик от середины Раз, два, три, четыре, пять.
левой ладони к каждому пальчику, Помогаем нашей Кате
начиная с большого. Мы игрушки сосчитать.
Детям более старшего возраста можно усложнить задание: при пересчёте игрушек надевать колечко, которое находится внутри, на каждый пальчик.
- Пальчиковая игра "Серый ёжик"
Дети кладут шарик на правую ладонь. Серый ёжик весь в иголках,
Каждым пальцем левой руки поочерёдно Словно он не зверь, а ёлка.
нажимают на бугорки шарика, Хоть колюч молчун лесной,
затем меняют руки. Ёжик добрый, а не злой.
Старшие дошкольники, хорошо ориентирующиеся в пространстве могут катать мячик в руках, делая движения вперёд - назад , вправо - влево.
2.Игры крупными бигуди
- Пальчиковая игра "Пароход плывёт по речке"
Бигуди лежат на ладони Пароход плывёт по речке,
Дети катают бигуди между ладонями Из трубы дымят колечки.
вперёд - назад, руки держат Ту - ту - ту - у - у - у - у!
перед собой.
- Пальчиковая игра "Транспорт"
Дети кладут бигуди на колени или любую ровную поверхность.
Правая кисть "влетает" вверх Вот на небо самолёт
Отправляется в полёт!
Берут бигуди в руки и катают их Вот кораблик поплывёт
между ладонями вперёд - назад, Носом волны разведёт!
руки держат перед собой. А от самого порога
Для машин идёт дорога!
3.Игры с прищепками
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста игры с прищепками следует проводить следующим образом: необходимо вырезать из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ёжика, треугольник для ёлочки). Взрослый берёт одну прищепку тремя пальцами и показывает ребёнку, как её прицепить к картону. Далее малыши повторяют упражнения самостоятельно.
Дети более старшего возраста, под присмотром взрослого, могут прищеплять прищепками фаланги своих пальчиков
- Упражнение "Гусёнок"
Бельевой прищепкой дети прищепляют Вот проснулся,
ногтевые фаланги пальцев правой, Встал гусёнок,
а затем левой руки на каждый ударный слог - Пальцы щиплет он спросонок:
от большого пальца к мизинцу. - Дай, хозяйка, корма мне
раньше, чем моей родне.
4.Игры с зубными щётками
- Массаж "За ягодами"
В правой руке у детей зубная щётка.
Под счёт растирают щёткой подушечки Раз, два, три, четыре. пять -
пальцев левой руки, начиная с
большого пальца и заканчивая мизинцем.
Растирают щёткой ладонь левой руки, В лес идём мы погулять!
большой палец, За черникой,
указательный, За малиной,
средний, За брусникой,
безымянный, За калиной,
мизинец Землянику мы найдём
Убирают зубную щётку в сторону И братишке отнесём!
Вытягивают руки вперёд - "угощение".
Затем руки меняются.
5.Игры с шестигранными карандашами
- Упражнение "Вертолёт"
В руках у детей шестигранный карандаш.
Дети вращают карандаши пальцами Отправляется в полёт
обеих рук вверх - вниз Наш красавец вертолёт!
6.Игры с бусами
Данный вариант игры подходит для детей, умеющим считать.
Физминутка "Весёлый счёт"
Дети перебирают бусы в руках, Пальчиками мы перебираем
считают бусины в прямом И бусинки считаем:
и обратном порядке. Один, два, три ...
Бусины можно использовать в игре с маленькими детьми старше 9 месяцев. Правда, в этом возрасте ребёнок может только снимать бусины со шнурка. Нанизывать их придётся взрослому. Эту игру можно использовать с детьми. которые ещё не научились различать цвета. Попросить ребёнка нанизать бусы определённого цвета. Дети старшего дошкольного возраста можно предложить нанизать бусы от большой к маленькой бусине.
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приёмы и методы, традиционные и нетрадиционные формы обучения, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально- волевой сферах.
Список использованной литературы:
1.Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
2.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. - СПб: Литера, 2006.
3.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005.
4.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб: Лань, 1996.